Слайд 1"Технология
здоровьесбережения школьников
в процессе
учебной деятельности»
Л.В.АЛЕКСАШКИНА
Слайд 2Динамика заболеваемости учащихся школы
за последние 3 года
Слайд 7Группы здоровья
Группа здоровья I – дети здоровые, с нормальным развитием и
нормальным уровнем функций, и дети, имеющие внешние компенсированные врожденные дефекты развития;
Группа здоровья II – дети здоровые, но с факторами риска по возникновению патологии, функциональными и некоторыми морфологическими отклонениями, хроническими заболеваниями в стадии стойкой клинико-лабораторной ремиссии не менее 3–5 лет, врожденными пороками развития, не осложненными заболеваниями одноименного органа или нарушением его функции, а также со сниженной сопротивляемостью к острым хроническим заболеваниям;
Как правило, эти группы здоровья соответствуют основной группе ФЗК.
Группа здоровья III – дети с хроническими заболеваниями и врожденными пороками развития разной степени активности и компенсации, с сохраненными функциональными возможностями
Как правило, эти дети относятся к подготовительной группе ФЗК
группа здоровья IV – дети, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного (хронические заболевания в стадии субкомпенсации) или временного характера, но без выраженного нарушения самочувствия, со сниженными функциональными возможностями;
группа здоровья V – дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями
Эти дети уже относятся к Спецгруппам ФЗК или вообще освобождены от ФЗК.
Слайд 8Динамика уровня здоровья
учащихся 1-4 классов
в 2009/2010 учебном году
Слайд 9Динамика уровня здоровья
учащихся 5-9 классов
в 2009-2010 учебном году
Слайд 10Динамика уровня здоровья
учащихся 10-11 классов
в 2009-2010 учебном году
Слайд 11Учащиеся
1-4 классов
Учащиеся
5-9 классов
Учащиеся
10-11 классов
Слайд 12В соответствии
с уставом ВОЗ:
Здоровье- состояние полного физического, психологического и социального
благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Слайд 13Факторы, обуславливающие здоровье человека
Слайд 14Из истории
Екатерина
Великая:
«Надо не знаниями нагружать,
а воспитывать интерес к учёбе».
Слайд 15Из истории
Середина XIX века:
наблюдения врачей
установили большое распространение среди школьников близорукости, нарушений осанки(в основном сколиоза), неврастении и анемии;
основоположник гигиены Эрисман писал: «Гигиена должна требовать упрощения и сокращения учебных программ»;
появление термина «Школьные болезни».
Слайд 16Причины «школьных болезней»
недостаточная освещенность классов;
плохой воздух школьных помещений;
неправильная
форма и величина школьных столов;
перегрузка учебными занятиями.
Слайд 17Причины неблагоприятного влияния процесса образования на здоровье
в современных условиях
интенсификация
обучения, в том числе, с использованием технических средств обучения,
переход на новые формы обучения с длительной учебной неделей,
учебный стресс, которые испытывают до 80% учащихся,
снижение двигательной активности, ещё более выраженная гипокенизия школьников
Слайд 18В школу приходит
15% абсолютно здоровых
первоклашек.
И только
около 5% выпускников
практически здоровы.
Слайд 19По данным Минобразования РФ
за последние 50 лет в начальной
школе резко сократилось число часов на образовательные области: филологию (на 49%), математику (на 62%), но содержание и объём учебного материала ни в одной, ни в другой области за эти годы не уменьшились. А это неизбежно должно было и привело к увеличению домашних заданий и интенсификации учебного процесса.
Слайд 20 Организация учебного процесса, основанная на интенсификации и
преобладании статических
нагрузок, способствует искусственному сокращению объёма двигательной активности учащихся.
Существующей организацией физического воспитания в школе гиподинамия не компенсируется
Слайд 21ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Об образовании"
Статья 51. Охрана здоровья обучающихся, воспитанников
1. Образовательное
учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Учебная нагрузка, в том числе внеучебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников определяются уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.
2. Для детей, нуждающихся в длительном лечении, организуются оздоровительные образовательные учреждения, в том числе санаторного типа. Учебные занятия для таких детей могут проводиться образовательными учреждениями на дому или в лечебных учреждениях. Обеспечение указанных мероприятий является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.
3. Педагогические работники образовательных учреждений обязаны проходить периодические бесплатные медицинские обследования, которые проводятся за счет средств учредителя.
Слайд 224. Медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения. Образовательное
учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.
5. Расписание занятий в образовательном учреждении должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности для питания обучающихся, воспитанников.
6.Организация питания в образовательном учреждении возлагается на образовательные учреждения. В образовательном учреждении должно быть предусмотрено помещение для питания обучающихся, воспитанников.
7. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.
Слайд 23Школьные факторы, отрицательно влияющие на здоровье детей по мнению учёных института
возрастной физиологии РАО
стрессовая педагогическая тактика (стрессогенные (дидактогенные) технологии проведения урока и оценивания знаний учащихся);
перегруженность учебных программ фактологической информацией, чрезмерная интенсификация образовательного процесса, вызывающие у учащихся переутомление и дистресс;
несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
нерациональная организация учебной деятельности;
плохая организация питания школьников;
недостаток физической активности учащихся, приводящий к гиподинамии и другим нарушениям здоровья школьников;
низкая функциональная грамотность педагогов и родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья.
Слайд 24
Показателями рациональной организации учебного процесса являются:
объём учебной нагрузки – количество уроков
и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
нагрузка от дополнительных занятий в школе: факультативы, индивидуальные занятия, занятий по выбору;
- занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки ФЗК, спортивные занятия и т. п. (их частота, продолжительность, виды и формы занятий).
Слайд 25Главное внимание справедливо нужно уделять рационально составленному расписанию учебных занятий.
«Надо
составлять расписание уроков, удобное для детей,
а не для преподавателей!» -
этот тезис должен стать девизом
для администрации школы
Слайд 26
Работоспособность
учащихся 1-5 классов
по мнению учёных Института
возрастной физиологии
Распределение нагрузки
учащихся 5-го класса
согласно
основному расписанию
на 1 полугодие 2009-2010 учебного года
(по шкале трудности предметов)
Слайд 27
Работоспособность
учащихся 7-11 классов
по мнению учёных Института
возрастной физиологии
Распределение нагрузки
учащихся 10-го класса
согласно
основному расписанию
на 1 полугодие
2009-2010 учебного года
(по шкале трудности предметов)
Слайд 28 Шкала трудности предметов для старших классов
Слайд 29 Шкала трудности предметов для младших классов
Слайд 30Здоровьесберегающие технологии
на уроке
рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на
учебную работу) должна составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;
в содержательной части урока должны быть включены вопросы, связанные со здоровьем учащихся, способствующие формированию у обучающихся ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем;
количество видов учебной деятельности (опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и т.д.) должно быть 4-7, а их смена осуществляться через 7-10 мин.;
в урок необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления;
в течение урока должно быть использовано не менее 2-х технологий преподавания (при выборе технологий необходимо учитывать и то: способствуют ли они активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся);
Слайд 31 обучение должно производиться с учетом ведущих каналов
восприятия
информации учащимися (аудиовизуальный,
кинестетический и т.д.);
должен осуществляться контроль научности изучаемого материала;
необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию
деятельности учащихся;
необходимо осуществлять индивидуальный подход к учащимся с
учетом личностных возможностей;
на уроке нужно создавать благоприятный психологический климат и
обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки, т.к.
результат любого труда, а особенно умственного, зависит от
настроения, от психологического климата – в недоброжелательной
обстановке утомление наступает быстрее;
нужно включать в урок технологические приемы и методы,
способствующие самопознанию, самооценке учащихся;
необходимо для увеличения работоспособности и подавления
утомляемости включать в урок физкультминутки, определять их
место, содержание и длительность (лучше на 20-ой и 35-ой минутах
урока, длительностью - 1 мин., состоящие из 3-х легких упражнений с
3-4 повторениями каждого).
необходимо производить целенаправленную рефлексию в течение
всего урока и в итоговой его части.
Слайд 32 организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья;
создание
условий ощущения у детей радости в процессе обучения;
научить детей жить в гармонии с собой и окружающим миром;
воспитание культуры здоровья;
развитие творческих способностей;
мотивация на здоровый образ жизни;
научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни;
внедрение инновационных педагогических технологий;
принятие участия в научно-практических конференциях.
Задачи педагогического коллектива для организации здоровьесберегающего процесса:
Слайд 34Здоровьесберегающие технологии
в школе
Слайд 35Медико-гигиенические технологии:
соблюдение надлежащих
гигиенических условий в соответствии
с регламентациями СанПинНов;
функционирование в школах
медицинского кабинета;
проведение регулярных медосмотров
работников и учащихся;
прививки;
витаминизация школьников.
Слайд 36Физкультурно-оздоровительные технологии:
В основном данные технологии реализуются
на уроках физкультуры и
в работе спортивных секций.
Слайд 37Экологические здоровьесберегающие технологии
воспитание у учащихся любви к
природе;
привитие бережного отношения к
природе;
приобщение детей к исследовательской
деятельности
Слайд 38Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности:
- изучение курса ОБЖ,
- проведение
инструктажей по ТБ,
- за обеспечение безопасных
условий пребывания в школе.
Слайд 39Профилактика
вредных привычек,
привитие потребности
в здоровом образе жизни