Слайд 1
Концепция активного долголетия. Профиль здоровья пожилых людей как основа межсекторального взаимодействия
органов здравоохранения и социальной защиты
Абросимова Юлия Евгеньевна,
эксперт проекта,
доцент кафедры общественного здравоохранения ФУЗ
ММА им. И.М.Сеченова
Проект по первичной медицинской помощи
Слайд 2Медицинская и социальная помощь пожилым людям: актуальность проблемы
Сегодня практически во всех
странах отмечается постарение населения, т.е. изменение возрастного состава, при котором сокращается доля детей и молодых людей и увеличивается доля пожилых
В этой связи все большее внимание уделяется вопросам оказания доступной, комплексной и эффективной помощи, отвечающей потребностям пожилых людей
Слайд 3Вопросы, встающие перед политиками, руководителями и специалистами в свете постарения населения
-
Сможет ли пропорционально меньшее число работающих взрослых обеспечить необходимую поддержку возрастающему числу пожилых?
- Подорвет ли систему здравоохранения и социальной защиты возрастающая доля пожилых?
- Как мы помогаем пожилым людям сохранять независимость и активность?
- Оптимальным ли образом мы балансируем роль семьи и государства когда приходит время заботиться о тех, кому нужна помощь?
- Как оптимально использовать wisdom, опыт и таланты пожилых людей?
- Сейчас, когда пожилые люди живут дольше – как мы можем улучшить качество жизни в пожилом возрасте?
Слайд 4Численность пожилого населения в России
за 1959–2002 увеличилось
более чем в
Слайд 5Принципы ООН в отношении пожилых людей
Приняты и рекомендованы для включения в
национальные, региональные и местные программы:
Независимость
Участие
Уход
Реализация личностогоо потенциала
Достоинство
Слайд 6Независимость
Необходимо обеспечить для пожилых людей возможности
1. Удовлетворения основных нужд (пища,
вода, жилье, одежда и медицинскому обслуживанию) путем обеспечения дохода и поддержки (со стороны семьи, местного сообщества, путем самопомощи)
2. Работать или заниматься другими видами приносящей доход деятельности.
3. Участвовать в определении сроков и форм прекращения трудовой деятельности.
4. Участвовать в соответствующих программах образования и профессиональной подготовки.
5. Жить в условиях, которые являются безопасными и могут быть адаптированы с учетом личных наклонностей и изменяющихся возможностей.
6. Проживать в домашних условиях до тех пор, пока это возможно
Слайд 7Участие
Пожилые люди должны быть по-прежнему вовлечены в жизнь общества, активно участвовать
в разработке и осуществлении политики, непосредственно затрагивающей их благосостояние, и делиться своими знаниями и опытом с представителями молодого поколения.
Иметь право искать и расширять возможности для деятельности в интересах общины и выполнять на добровольной основе работу, отвечающую их интересам и возможностям.
Иметь возможность создавать движения или ассоциации лиц пожилого возраста.
Слайд 8Уход
10. Обеспечение ухода и защиты со стороны семьи и местного
сообщества в соответствии с существующей системой культурных ценностей
11. Доступность медицинского обслуживания для поддержания или восстановления оптимального уровня физического, психического и эмоционального благополучия; для предотвращения или отдаления начала болезней
12. Доступность социальных и правовых услуг в целях повышения независимости, усиления защиты и улучшения ухода
13. Возможность пользоваться услугами попечительских учреждений, обеспечивающих защиту, реабилитацию, а также социальную и психологическую поддержку и безопасность
14. Обеспечение соблюдения прав человека и основных свобод при нахождении в любом учреждении, обеспечивающем кров, уход или лечение, включая уважение достоинства, убеждений, потребностей и личной жизни; соблюдение права принимать решения в отношении ухода и качества жизни
Слайд 9Реализация личностного потенциала. Достоинство
Возможности для всесторонней реализации своего потенциала.
16. Доступность
к возможностям общества в области образования, культуры, духовной жизни и отдыха.
Возможность вести достойный и безопасный образ жизни, не подвергаться эксплуатации и физическому или психологическому насилию.
18. Право на справедливое обрaщение, независимо от возраста, пола, расовой или этнической принадлежности, инвалидности или иного статуса; значимость пожилых людей должна оцениваться независимо от их экономического вклада
Слайд 10Концепция активного долголетия
Концепция призвана отвечать на нужды пожилых людей в отношении
здоровья, ухода и качества жизни, с особым вниманием к поддержанию активного и самостоятельного образа жизни, созданию благоприятной среды и обеспечению доступа к «гибким» и качественным службам помощи
Слайд 11Активное долголетие
Здоровая, безопасная, социально активная жизнь для людей всех возрастов
Подход основан
на широких детерминантах здоровья и благополучия и участия всех секторов
Позитивное отношение к здоровью до самой старости
Слайд 12Пути реализации
Для реализации Концепции необходима разработка политики и планов комплексного подхода
к улучшению здоровья и качества жизни, включая обеспечение потребностей пожилых людей в социальном и медицинском обслуживании
Слайд 13Пути реализации Концепции
на местном уровне
Необходимо повысить осознание и понимание концепции
активного долголетия
Вовлечь пожилых людей в разработку, реализацию и оценку городской политики, касающейся проблем пожилых людей и их обслуживания
Создать такие условия среды обитания, которые способствуют активному долголетию – хорошо спланированные, доступные и безопасные, учитывающие возрастные функциональные возможности, а также потребности уязвимых групп
Развивать доступность служб медицинской и социальной помощи, помогающих поддерживать самостоятельность пожилых людей и обеспечивающих уход в случае необходимости, а также помощь семьям
Перенести акцент на развитие профилактического направления и общественного здоровья
Слайд 14Концепция государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения на период
до 2010 года
«Основные направления государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения излагаются в духе признанных мировым сообществом взглядов на роль пожилых людей с применением триединого подхода к разрешению их проблемных вопросов - предоставление защиты, улучшение положения и активизация социального участия.
На практике не всегда четко установлены полномочия федеральных, региональных и местных органов управления, а также, коммерческих, общественных, в том: числе конфессиональных, корпоративных организаций в сфере решения отдельных специальных проблем пожилых людей.
Слайд 15Профиль здоровья пожилых людей
Описание здоровья и качества жизни пожилых людей
Анализ существующих
возможностей для улучшения здоровья и активной жизни
Инструмент планирования, мониторинга и оценки программ по здоровью и качеству жизни
Описание существующих проблем в обеспечении социальными и медицинскими услугами
Социально-экономические проблемы пожилых людей
Слайд 16 Профиль здоровья пожилых людей
А. Демографические показатели
Структура населения по
полу возрасту (по городу в целом по отдельным районам)
Ожидаемая продолжительность жизни
Динамика численности населения
Число лиц, нуждающихся в уходе
Численность одиноких пожилых людей
Смертность по причинам, полу и возрасту
Заболеваемость
Психическое здоровье
Ограничение дееспособности
Образ жизни
Слайд 17Профиль здоровья пожилых людей
В. Доступность социальных и медицинских служб
Цели, стоящие перед
службами
Система обслуживания пожилого населения
Распределение ответственности между ведомствами и службами
Слайд 18Профиль здоровья пожилых людей
С. Социальные детерминанты здоровья пожилых
Подраздел С1:
занятость, доход, социальное положение
Экономическое положение
Уровень дохода
Образование
Подраздел С2: Жилье, окружающая среда
Жилье
Вопросы безопасности в доме и в микрорайоне
Доступность передвижения по городу
Подраздел С3: Участие, влияние
Возможность для пожилых людей участвовать в принятии решений
Влияние в местном сообществе
Слайд 19Международный план действий
Концепция активного долголетия легла в основу Международного плана действий
по вопросам здоровья и качества жизни пожилых людей, принятого на второй всемирной ассамблее ООН по проблемам старения (Мадрид, апрель 2002).
Слайд 20Международный план действий:
акцент на первичную медико-санитарную
помощь пожилым людям
Чтобы люди
в пожилом возрасте оставались самостоятельными и продолжали вносить вклад в жизнь своих семей, своих городов, районов и поселков, - они должны в обязательном порядке обладать хорошим здоровьем
Особое внимание в Международном плане действий уделяется непрерывности услуг ПМСП – чтобы предотвратить или отдалить момент наступления хронических болезней и нетрудоспособности
Слайд 21Проект ВОЗ
Первичная медико-санитарная помощь
в интересах людей пожилого возраста
Направления:
определение
потребностей пожилых людей в первичной медико-санитарной помощи;
образование и переподготовка медицинских кадров по обслуживанию лиц пожилого возраста с целью повышения доступности первичной помощи для этого контингента и улучшения ее качества;
повышение доступности служб первичной медико-санитарной помощи для пожилых людей, имеющих проблемы с двигательными функциями, нарушением зрения и слуха.
Слайд 22Ключевые аспекты
межсекторального взаимодействия
Политическая поддержка
Инфраструктура для взаимодействия
Межсекторальные документы
Профиль здоровья пожилых людей
Стратегический План улучшения здоровья
Развитие социальных сетей
Слайд 23Улучшение координации между медицинскими и социальными службами помогает:
Предупредить или отодвинуть наступление
хронического течения болезней вследствие снижения активности пожилого человека
Избежать увеличения продолжительности пребывания в стационаре вследствие нарушения непрерывности оказания помощи
Избежать повторных госпитализаций из-за отсутствия необходимого ухода после выписки или по другим социальным причинам
Избежать помещения пожилого человека в дома престарелых против его желания