Политова Р.И., ОГАОУ ДПО БелИПКППС
Политова Р.И., ОГАОУ ДПО БелИПКППС
Введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ориентировано на интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья ( далее дети с ОВЗ) в массовую школу. Явление интеграции лиц с ОВЗ стало привычным во всем мире, а в России этот процесс находится на уровне законодательных актов, точнее их проектов. Это объясняется наличием ряда противоречий:
- между осознанием значительной частью передового сообщества актуальности проблемы социальной адаптации лиц с ОВЗ в социум и неготовностью социума к принятию этой категории лиц;
- между растущим числом лиц с ОВЗ и малой информированностью общества об их образовательных и витальных потребностях, а также отсутствием адекватной среды для их успешной социализации;
- между потребностями лиц с ОВЗ в образовательных услугах и неготовностью образовательной среды массовой школы и педагогов; осуществляющих образовательный процесс, к оказанию такого рода услуг;
- между потребностью лиц с ОВЗ в адекватной поддержке и неразработанностью способов социально-педагогической поддержки этой категории лиц;
- между потребностью лиц с ОВЗ в социально-педагогической поддержке и некомпетентностью значительной части современных педагогов и родителей в ее организации.
Современный стандарт начального общего образования направлен на обеспечение равных возможностей получения качественного образования всеми обучающимися, в том числе и детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В основной образовательной программе начального общего образования, разрабатываемой в образовательном учреждении в соответствии с ФГОС НОО, можно заложить все специфические особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья: увеличение сроков обучения, программу коррекционной работы; специальные пропедевтические разделы, направленные на подготовку обучающихся к освоению основной образовательной программы.
Программа коррекционной работы должна обеспечить:
выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении.
Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования. Необходимо:
начать создавать специальные условия обучения сразу же после определения особых образовательных потребностей ребенка;
ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников;
использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию «обходных путей» обучения;
индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;
обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;
максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.
Для обеспечения качественного образования детей с ОВЗ в условиях массовой школы необходима укомплектованность образовательного учреждения специалистами, имеющими уровень квалификации, достаточный для осуществления обучения, воспитания и психолого-медико-педагогического сопровождения этой категории детей.
В программе коррекционной работы должен быть отражен механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества, который должен обеспечиваться в единстве урочной и внеурочной деятельности.
Программа коррекционной работы должна содержать планируемые результаты коррекционной работы.
Остановимся на содержании каждого из трех направлений коррекционной работы:
Выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья
В рамках данного направления необходимо осуществлять деятельность по:
выявлению проблем ребенка с ОВЗ, его особых образовательных потребностей на начальных этапах его обучения в образовательном учреждении,
диагностике и коррекции нарушений развития у детей,
оказанию психологической, педагогической, социальной, медицинской, правовой помощи семьям с детьми, имеющими недостатки в физическом и (или) психическом развитии, по месту жительства.
Осуществление индивидуально ориентированной
психолого-медико-педагогической помощи
детям с ограниченными возможностями здоровья
На основе выявленных особенностей развития и особых потребностей детей с ОВЗ составляется индивидуальный образовательный маршрут. Для обеспечения эффективности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях общего типа необходимо тесное взаимодействие педагогов и специалистов службы сопровождения: педагога-психолога, учителя-логопеда и учителя-дефектолога, социального педагога, медицинского работника. Данные сотрудники обеспечивают проведение медицинской, психологической, педагогической, социальной коррекции.
Организационно-педагогические условия проектирования и реализации индивидуальной образовательной программы предусматривают следующее:
- наличие в образовательном учреждении службы сопровождения (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, медицинский работник), в рамках которой проводится комплексная оценка специалистами необходимости и целесообразности разработки для ребенка с психофизическим недостатком индивидуальной образовательной программы. В качестве такой структуры в образовательном учреждении выступает психолого-медико-педагогический консилиум;
- желание обучающегося перейти на обучение по индивидуальной программе и осознание им ответственности принимаемого решения;
- согласие родителей (законных представителей) на обучение ребенка по индивидуальной образовательной программе.
Спасибо за внимание!
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть