Экология человека презентация

Содержание

Актуальность темы: Бережем природу святую и единственную Так завещали нам наши предки. Мы часто говорим о здоровом образе жизни. Потому что хотим жить долго, не болеть, быть долго

Слайд 1
Экология человека
Ассистент Гоч И.В.


Слайд 2Актуальность темы:
Бережем природу святую и
единственную

Так завещали нам наши предки.

Мы часто

говорим о здоровом образе жизни. Потому что хотим жить долго, не болеть, быть долго работоспособными.

Здоровый образ жизни - это прежде здоровое, разумное, бережное отношение людей к природе. Ведь от состояния окружающей среды зависит наше здоровье, наше благосостояние, ведь природа наша Мать, наш дом.

Слайд 3Цель лекции:
Вопрос выживания нации сегодня полностью зависит от гармонии человека, природы,

космоса в целом. Сегодня, как никогда, становится актуальным рассматривать человека (ее развитие, здоровье, нравственность, духовность) в тесном связи с окружающей средой, с реальным окружающей средой. Живой организм - это основная составляющая экологии общества. Без гармонии природы - человека - космоса - невозможен нормальный, здоровый развитие человека.
Для понимания проблем человека, его экологии необходимо достичь высокого образовательного уровня человека, его нравственного i духовного состояния.
Вопрос взаимосвязи между человеком i природой особенно актуальны в связи с тем тяжелым экологическим состоянием, сегодня сложился в украине. Одним из очевидных критериев экологического состояния государства является состояние здоровья ее населения. К сожалению нация Украине еще ​​с 1991 года вымирает, что без сомнения отражает кризисное экологическое состояние.

Слайд 4Литература
Основная:
1. Биология: Учебник: В 2 т. / Под ред. В.Н.Ярыгина. -

М.: Высш. шк., 1999. - Т. 2. С. 196-220.
2. Биология: Учебник / Под ред. В.Н.Ярыгина. М.: Медицина, 1985. - С. 403-426.
3. Слюсарев А.А., Жукова С.В. Биология. - К.: Вища шк., 1987. - С. 286-305.
4. Слюсарев А.А., Жукова С.В. Биология. - К.: Вища шк., 1992. - С. 298-309.
Дополнительная:
1. Лекции по медицинской биологии / Под ред. Королева В.А., Ярыгина В.Н. - К.: Вища шк., 1993. 175 с.

Слайд 5Вопросы лекции
1. Предпосылки возникновения науки "Экология человека".
2. Определение "экологии человека"

как науки, место экологии человека среди подразделений современной экологии, объект исследования и основные задачи экологии человека.
3. Методы исследования экологии человека.
4. Связь экологии человека с другими дисциплинами.
5. Понятие гигиеническое нормирование, предельно допустимые концентрации, предельно допустимые уровни и дозы, максимально допустимая нагрузка.

Слайд 6Высокий уровень концентрации промышленности и сельского хозяйства, экологически необоснованная хозяйственная деятельность

привели к тому, что Украина сейчас является одной из самых экологически неблагополучных стран. Значительно ухудшила ситуацию крупнейшая в мире ядерная авария на Чернобыльской АЭС.

Анализ состояния окружающей среды свидетельствует о том, что в последние годы существенных положительных сдвигов в экологической ситуации не произошло, в некоторых местах она даже ухудшилась.


Слайд 7Определенная тенденция к уменьшению выбросов в атмосферу достигнута за счет остановки

некоторых производств, что произошло в основном по экономическим причинам. Вместе, в одном Кривом Роге от стационарных источников ежегодно выбрасывается в воздух 1,2 млн. т загрязняющих веществ - десятая часть всех выбросов в Украине, а в целом вредные выбросы в атмосферу в Донецкой и Днепропетровской областях составляют более половины от общего их объект объема.


Слайд 8По статистическим данным, сбросы загрязненных сточных вод в открытые водоемы из

года в год увеличиваются и исчисляются миллиардами кубометров.

В последние годы стало обычным явлением закрытии пляжей из-за высокой бактериологическое загрязнение воды в курортных зонах Одессы, Крыма и на Азовском море. Вспомните о нашем озеро в Тернополе. В сентябре 2000 г. в него сбросили несколько мешков с солю марганца, который по токсичности стоит на 2 месте после свинца.


Слайд 10Пестицидная нагрузка составляет в среднем 3 кг на 1 га, что

в 6 раз выше мировой показатель (в Закарпатье - 8,7 кг на 1 га, в Крыму - 12,7 кг на 1 га). Площадь угодий, загрязненных остатками химических средств защиты растений, достигла 14 млн. га, что составляет третью часть всех сельскохозяйственных угодий.
Неблагоприятного воздействия атмосферных загрязнений испытывает около 17 млн. человек, или 34% всего населения страны. В частности, для Тернополя характерен повышенный городов пыли и тяжелого металла ванадия.


Слайд 11Одновременно в здоровье населения Украины в последние 20 лет наметилась целый

ряд негативных тенденций, многие из которых в значительной степени связаны с неудовлетворительной экологической ситуацией. В частности, на 51,3% увеличилась заболеваемость населения болезнями крови и кроветворных органов, органов кровообращения - на 54%, злокачественные новообразования выросли на 27,8%. Тернопольская область лидирует в Украине по заболеваемости панкреатитом. Медики считают, что это связано с токсическим действием какого-то вещества и сине-зеленых бактерий которыми загрязнены водопроводы. Согласно гипотезе, которая была выдвинута на медицинском симпозиуме за 2000 г., в Украине существует новая форма вируса, подобная вируса СПИДа, и им поражено около 70% населения. Его появление связывают с Чернобыльской аварией.

Слайд 12Если по данным Украинского научно-исследовательского институте педиатрии, акушерства и гинекологии в

1991 г. около 70% новорожденных 1-го дня жизни имели те или иные отклонения в состоянии здоровья, то в 1999 г. этот показатель составлял уже 90%.

В связи с этими проблемами стала развиваться новая отрасль экологии - экология человека - это комплексная наука, изучающая взаимоотношения человека как индивида и окружающей среды. Она способствует сохранению и укреплению здоровья, развитию физических и психических возможностей человека.


Слайд 13Термин "экология человека" вошел в литературу в 1921 году. Однако еще

в прошлом веке выдающийся русский ученый-физиолог И.М. Сеченов писал, что понять человека можно только в единстве плоти, духа и природы, частью которого она является, и будущее науки о человеке лежит на путях объединения этих трех составляющих.

Слайд 14Среди ученых нет единого взгляда на место экологии человека среди других

разделов современной экологии. Это в первую очередь обусловлено тем, что человек является существом биосоциальной. То есть, с одной стороны, как существо биологическое она зависит от физических факторов среды и связанная со средой обитания из-за питания, дыхания, обмен веществ. С другой стороны, человек не может жить вне семьи, коллектива, общества. Человек является составной единицей общества, в результате технического и социального развития влияет на природу.

Слайд 15Исходя из этого, американский эколог Е. Одум определяет экологию человека как

экологии биологического вида Homo sapiens и считает, что экология человека может рассматриваться подобно экологии растений, животных, микроорганизмов, грибов как раздел биологической экологии. Этой точки зрения придерживается и Г.А. Белявский. По Белявский экология делится на теоретическую и прикладную. К теоретической экологии относятся биоэкологические науки, которые являются фундаментом экологической науки. В зависимости от объекта исследований различают экологию растений, животных, микроорганизмов, грибов и экологии человека.
Прикладная экология включает в себя три основных раздела: Геоэкологический, социоэкологической и техноэкологических. Каждый из этих разделов в свою очередь имеет десятки отраслевых подразделений.

Слайд 16Однако существуют и другие взгляды на место экологии человека. Так, Г.А.

Бачинский (1995) выделяет социоекологии как наднауку, в которую входят специализированные разделы традиционных наук: от биологии - биологическая экология, от географии - геоэкология, от химии - биогеохимия и т.п.; как отдельное направление который по его мнению сформировался на стыке медицинской географии и гигиены он выделяет и экологии человека.

Однако, при таком подходе непонятно как исследовать экологии человеческого общества, если само общество развивается не по природным, а за общественными законами развития и является предметом изучения социальных наук. Поэтому выдавать "социоекологии" за наднауку, которая объединяет все другие направления современной теоретической и прикладной экологии не совсем целесообразно.


Слайд 18Специалистов, работающих в области экологии человека, интересует прежде, как влияет разрушительная

деятельность человека в биосфере на состояние его здоровья и какие меры по охране биосферы могут способствовать укреплению и развитию здоровья человека. Исходя из этого, объектом изучения экологии человека является система "человек - окружающая среда", или антропоэкосистемы.

Н.Ф. Реймерс (1990) и М.И. Хижняк и А.М. Нагорная (1995) выделяют экологию человека в отдельное направление современной экологии который включает в себя и "социоекологии", которая по их определению изучает всю совокупность взаимоотношений социальных групп общества с природой. Какой из этих взглядов, т.т. Одум или Реймерса, является наиболее верным вопрос весьма спорный.


Слайд 19Вивчення стану здоров’я людей.
Дослідження динаміки здоров’я в аспектах природно–історичного та соціально–економічного

розвитку.
Прогноз стану здоров’я майбутніх поколінь людей.
Вивчення впливу окремих факторів середовища та їхніх компонентів на здоров’я і життєдіяльність популяцій людей (міської, сільської і т.п.).
Дослідження процесів збереження та відновлення здоров’я і соціально–трудового потенціалу популяцій.
Аналіз глобальних та регіональних проблем екології людини.
Розробка нових методів екології людини (космічних, біохімічних тощо).
Розробка шляхів підвищення рівня здоров’я та соціально–трудового потенціалу у населення.

Основные задачи экологии человека были определены в 1983 г. на первой всесоюзной совещании в г. Архангельске и в 1984 г. на первой всесоюзной школе-семинаре по данной проблеме в г. Суздале. К ним в частности относятся:


Слайд 20На современном этапе в названных задач
прилагаются следующие, более конкретные:


Создание антропоэкологического

мониторинга -
системы наблюдений за изменениями процессов жизнедеятельности людей в связи с воздействием на них различных факторов окружающей среды, а также наблюдений и оценок условий среды, влияющих на здоровье населения, обусловливают распространение заболеваний.
Составление медико-географических карт, отражающих территориальную дифференциацию заболеваний населения, связанных с ухудшением качества окружающей среды.
Сопоставление медико-географических карт с картами загрязнения окружающей среды и установление корреляционной зависимости между характером и степенью загрязнения различных природных компонентов социоекосистем и соответствующими заболеваниями населения.
Определение научно обоснованных значений предельно допустимых техногенных нагрузок на человеческий организм.

Слайд 21Связь с другими науками. Экология человека, как комплексная наука, возникшая на

стыке биологических и социальных наук тесно связана со многими другими дисциплинами. В частности, иммунологией, поскольку важную роль в защите человека от неблагоприятных факторов окружающей среды играет иммунная система организма.

Методы. В связи с тем, что человек существо биосоциальное для выполнения вышеперечисленных задач экологии человека используют как биологические, так и социальные методы исследований. В частности, методы математического моделирования, статистические методы, биохимические, физические, бактериологические, клинические, физиологические и т.д..


Слайд 22С экологией человека тесно связана гигиена окружающей среды, цель которой -

разработка принципов и методов оздоровления условий труда и отдыха людей, охрана и укрепление здоровья населения в конкретных условиях окружающей среды.
Влияние токсических веществ на здоровье человека изучает наука, которая называется экологической токсикологией. Она имеет прямое отношение к предмету "Экология человека".
Связана с экологией человека и медицинская география, которая изучает территориальную дифференциацию заболеваний и их связь с пространственной неоднородностью географической оболочки Земли.
Понятие гигиеническое нормирование, предельно допустимые концентрации, предельно допустимые уровни и дозы, максимально допустимая нагрузка.

Слайд 23Выше было сказано, что объектом исследования науки "Экология человека" является система

"человек - среда", причем понятие среда в данном случае имеет двоякую природу, т.т. понимают одновременное воздействие и природного, и социальной среды. С целью оценки того, насколько негативным является влияние тех или иных факторов окружающей среды на организм человека и его здоровья введено понятие гигиенического нормирования.

Гигиеническое нормирование касается научного обоснования гигиенических нормативов для воздуха населенных пунктов и производственных помещений, для воды и продуктов питания, для строительных материалов и предметов одежды и т.п.. На основе изучения влияния факторов окружающей среды разрабатываются гигиенические нормы.


Слайд 24Гигиеническим нормативом называют строго определенный диапазон параметров фактора среды, который является

оптимальным или хотя бы не опасен с точки зрения сохранения нормальной жизнедеятельности и здоровья человека, человеческой популяции и будущих поколений.

Слайд 25Предельно допустимая концентрация (ПДК) - максимальное количество токсичного вещества в единице

объема или массы водяного, воздушного среды или грунта, практически не влияет на здоровье человека.
Предельно допустимый уровень (ПДУ) - периодический или постоянный протяжении всей жизни человека влияние факторов окружающей среды (шума, вибраций, загрязнений, низкой температуры и т.п.), которые не вызывают соматических или психических заболеваний и изменений в состоянии здоровья.
Предельно допустимая доза (ПДД) - количество токсичного вещества, проникновения или влияние которой не повреждает организм и не приводит к негативным последствиям.

Слайд 26В реальных условиях человек подвергается комбинированной, комплексной и сочетанной действия химических

(например, токсичных веществ: окись углерода, свинец, окислы азота, озон; лекарственные вещества и т.п.), физических (свет, влажность, температура) и биологических (взаимосвязи между собой, с растениями, животными, микроорганизмами) факторов окружающей среды.
Во комплексным действием понимают одновременное воздействие нескольких химических или биологических факторов внешней среды.
Комплексной называют действие вещества, которое поступает в организм одновременно разными путями, например из воды, воздуха, пищевых продуктов.
В соединенной действием понимают одновременное воздействие на организм человека химических, физических и биологических факторов.

Слайд 27Согласно взглядам И. Сидоренко (1978), фактическое загрязнение окружающей среды выражается в

виде реальной нагрузки химических, биологических и физических факторов. Именно это реальная нагрузка определяет возможные изменения в состоянии здоровья населения. По этой причине введено еще одно понятие гигиенического нормирования - это максимально допустимая нагрузка (МДН). Под этим понятием следует понимать такую ​​максимальную интенсивность воздействия всей совокупности факторов окружающей среды, которая не оказывает прямого или косвенного вредного воздействия на организм человека и его потомков и не ухудшает санитарных условий жизни.

Слайд 28МДП и является тем гигиеническим нормативом, который отражает всю сложность взаимодействия

организма и среды и является критерием качества среды. Другие гигиенические нормативы, в самое ПДК, ПДД, и ГДР, позволяют определить уровни воздействия только отдельных факторов окружающей среды и разработать меры, направленные на оздоровление только определенных объектов среды (например, снижение уровней определенных химических, физических и биологических факторов).

Слайд 29Спасибо за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика