ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ГБОУ СОШ № 253
ПРИМОРСКОГО РАЙОНАСАНКТ-ПЕТЕРБУРГА
В ЛОГИКЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ «НАША НОВАЯ ШКОЛА»
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ГБОУ СОШ № 253
ПРИМОРСКОГО РАЙОНАСАНКТ-ПЕТЕРБУРГА
В ЛОГИКЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ «НАША НОВАЯ ШКОЛА»
Название модели развития школы и системное описание своего видения развития школы.
В процессе реализации образовательной программы школа развивает АДАПТИВНУЮ МОДЕЛЬ образовательного процесса как средства и условия успешного формирования ключевых компетенций школьников. Модель школы - школа развития, самоопределения и социализации личности школьника, которая всесторонне учитывает сущность, содержание, организацию, а также условия и факторы продуктивного процесса обучения и воспитания, объединенных в выделенных приоритетах:
• личность участников образовательного процесса (учителя, обучающегося, родителя), ее самооценка, развитие;
• гуманизм как основа образовательного процесса, определяющего место человека в обществе.
Школа рассматривает процесс социализации личности как вариативное приспособление учащегося к социальной среде обитания.
В социализацию включены следующие составляющие:
- психологическая
- социальная
- технологическая
- физиологическая
- экономическая
- бытовая
- политическая
- правовая
Обоснование актуальности модели развития через призму идеологии НОИ "Наша новая школа" и Стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга "Петербургская школа 2020".
Обоснование первое:
Идея адаптивной школы опирается на один из главных принципов
государственной политики Российской Федерации в области
образования: общедоступность образования, адаптивность системы
образования к уровням и особенностям развития и подготовки
обучающихся.
Обоснование второе:
В условиях глобализации успешность планов долгосрочного развития
России зависит от того, насколько граждане смогут поддерживать
свою конкурентоспособность, важнейшими условиями которой становятся
такие качества, как инициативность, способность творчески мыслить и находить
нестандартные решения.
Навыки непрерывного образования, умение обучаться в течение всей жизни,
выбирать и обновлять профессиональный путь формируются со школьной скамьи.
Школьное образование обеспечивает переход от дошкольного детства,
семейного воспитания к осознанному выбору последующей профессиональной
деятельности, реальной самостоятельной жизни.
От того, как будет устроена школьная действительность, система
отношений школы и общества, зависит во многом и успешность
в получении профессионального образования и вся система гражданских отношений. Именно поэтому выбрана адаптивная модель развития школы.
Обоснование третье:
ИМЕННО АДАПТИВНАЯ МОДЕЛЬ ПОЗВОЛЯЕТ ШКОЛЕ АКЦЕНТИРОВАТЬ ФУНКЦИЮ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ:
1. Рассматриваемая функция в ряду других функций адаптивной школы занимает особое место в силу того, что сохранение физического, психического и нравственного здоровья является первостепенной задачей любого образовательного учреждения.
2. Функция сохранения и укрепления здоровья учащихся в адаптивной школе имеет основополагающее значение еще и потому, что в ней обучаются дети самых разных способностей и возможностей, включая и состояние здоровья детей.
ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИИ:
- исключение учебной перегрузки учащихся;
- педагогическое оценивание, поскольку оно является одним из факторов коррекции психоэмоционального состояния учащихся в ходе учебного занятия.
- развитие направленности личности школьника на занятия физкультурой.
- изменение позиции школьного врача (он должен: вместе с учителями и психологами активно участвовать в построении и реализации образовательного процесса: исследовать,
насколько образовательная программ школы, отдельные учебные программы соответствуют личности конкретного учащегося).
Соответствие модели имеющемуся опыту образовательного учреждения
В 2008-2010 учебном году школой был создан инновационный проект «Мой выбор» (институциализация новых форм поведения детей на уроках в «Школе здоровья», посредством комплексного использования методик инклюзивного образования и артпедагогики).
Цель проекта - создание содержательного образовательного каталога уроков по предметам, позволяющего каждому ребенку достичь максимального уровня развития личности, минуя стресс академических учебных стандартов. В основу программы была заложена научно-обоснованная психологическая диагностика и постоянный мониторинг академических знаний учащегося, осуществляемый учителем предметником в союзе с классным руководителем, а по необходимости в контакте с социальным педагогом. В центре проекта стояла работа педагога-предметника по соотнесению форм проектной деятельности (игра, спектакль, сценарий, видеофильм, оформление кабинета, урок, web-сайт и т.д.) с психологическими особенностями ребенка. Проект получил положительные отзывы родителей. Попечительский совет школы предложил продолжить начатую работу. Так появился социальный проект учителей 5-х гимназических классов «Индивидуальная электронная карта здоровьеразвивающего образования учащихся» (2010-2012 учебный год) – теоретико-практическое продолжение проекта «Мой выбор».
Соответствие модели имеющемуся опыту образовательного учреждения
Внедрение в работу начальной школы проекта «Мой выбор» существенно повысило уровень обученности школьников за счет перехода в учебном процессе на индивидуальные каналы освоения информационной среды, в том числе за счет введения в учебный процесс информационных технологий. Дети повысили свою мотивацию за счет внутренней свободы и отсутствия стрессовых ситуаций, свойственных традиционному обучению. Посредством метода проектов была устранена одна из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием или пробелами в знаниях. Работа над проектом была выстроена таким образом, что включала в себя совместную деятельность всех участников образовательного процесса: самих учащихся (самонаблюдение), их родителей (наблюдение в процессе домашней самоподготовки школьника), учителей (в качестве куратора проекта). Педагог получил, наконец, удовлетворение от творческой консультативной деятельности, а так же был поставлен в условия необходимости постоянного повышения профессиональной квалификации.
КЛЮЧЕВЫЕ ИДЕИ КОНЦЕПЦИИ, ПОНЯТИЙНАЯ ОСНОВА И БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ ШКОЛЫ
Концептуальные идеи - это основание проектирования образовательного процесса в школе и управление им.
Концептуальные идеи позволяют соотнести поставленные школой стратегические задачи и реальное состояние деятельности ученического и педагогического коллективов.
Механизмом данного соотнесения выступают функции адаптивной школы,
которые, в свою очередь, нуждаются в раскрытии их факторов и условий реализации.
Концептуальные идеи конкретизируются в процессе конструирования содержания, обоснования и разработки технологической обеспеченности образовательного процесса, управленческой деятельности руководителя школы и учителя.
Концептуальные идеи определяются школой, исходя из учета тенденций ее развития образования и специфики деятельности.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ИДЕИ школы:
идея синергетического подхода,
идея гуманитарно-культурологического подхода,
идея личностно-деятельностного подхода,
идея диалогического подхода,
идея рефлексивного подхода,
идея открытости образовательной среды школы, идея приоритета положительной обратной связи,
идея интеграции содержания.
Выбор той или иной концептуальной идеи корректируется практической потребностью школы, вызывающей необходимость включения в деятельность школы той или иной идеи.
Ключевые идеи концепции, понятийная основа
и базовые ценности школы
Ключевая идея - создание принципиально новой гуманистической образовательной среды, призванной оптимизировать взаимодействия личности и социума, обеспечить их наиболее эффективное развитие.
Центральная задача – сохранение здоровья (как физического, так и психического) и развитие личности участников педагогического процесса через разнообразные системы их поддержки на разных управленческих уровнях. Все остальные задачи, таким образом, становятся сопутствующими
Основная задача - формирование личности, способной к социально-прогрессивному типу самореализации, выражающейся в стремлении к самореализации себя как члена социума (потребность в самореализации – одна из ведущих потребностей личности, определяющая ее активность, направленную на преобразование себя, других и окружающей среды).
Школа строящаяся на принципах гуманистической образовательной среды, создает условия для становления и развития личности ученика как субъекта общественной жизни и тем самым становится адаптивной.
Базовые ценности
ШКОЛА РАЗДЕЛЯЕТ КЛЮЧЕВЫЕ ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ:
- обеспечение прав и свобод личности;
- выполнение Конвенции о правах ребенка;
- общечеловеческие ценности, патриотизм, осознание себя петербуржцем, гражданином России и хранителем их исторического и культурного наследия;
- ориентация на солидарность и сотрудничество с представителями различных культур, жизнь в согласии с собой, с окружающими людьми, с природой в целом;
- сочетание традиционных ценностей с новыми идеями развития (семья, здоровье, образование, труд как основа жизнедеятельности);
- профессионализм и этика трудовых отношений как основа профессиональной карьеры.
Базовые ценности:
ЦЕННОСТИ, НА КОТОРЫХ УЖЕ СЕГОДНЯ ОСНОВАНА И БУДЕТ ОСНОВЫВАТЬСЯ
В ДАЛЬНЕЙШЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ:
- осознание идей гуманизации и гуманитаризации образования, понимаемых
как процесс изменения типа образования;
- доверие и уважение друг к другу учащихся, педагогов, родителей;
- стремление к высокой психологической комфортности для всех
субъектов педагогического процесса;
- стремление к высокому уровню самоорганизации детского
коллектива и коллектива учителей;
- атмосфера свободы творчества, способствующая творческому развитию
учеников и учителей;
- безусловное обеспечение высокого стандарта образования для
всех выпускников школы;
- стремление к обеспечению социальной и допрофессиональной
адаптации выпускника.
Принципы обучения и воспитания:
• принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка;
• принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности каждого ребенка;
• принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого индивидуума;
• принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика;
• принцип субъективности учебно-воспитательного процесса, ориентация на внутреннюю мотивацию обучения и свободу выбора ребенком сфер приложения сил в организации школьной жизни;
• принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.
Социальные эффекты реализации Концепции и ее востребованность
со стороны учащихся и родителей
Большая часть родителей считает, что именно модель адаптивно-развивающей школы развивает личность ученика.
Для реализации проекта управления реализацией программы развития в школе имеются следующие предпосылки:
в школе сложился работоспособный коллектив с высоким показателем профессионального уровня учителей (82% педагогов имеют первую квалификационную категорию),
большинство педагогов школы способны работать в команде, принимать самостоятельные решения, мобильно перестраиваться, ставить и решать новые профессиональные задачи, самостоятельно изучать и внедрять профессиональные новшества;
имеется положительный опыт реализации образовательных проектов;
усиливается интерес родителей и общественности к изменениям, происходящим в школе.
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть