Слайд 1Основное понятие дисциплины – понятие ЗДОРОВЬЯ.
Российский ученый И.И.Брехман одним из первых в новейшее время сформулировал методологию здоровья и являлся основоположником нового направления в науке – ВАЛЕОЛОГИИ. (лат. valeo– здоровье, быть здоровым, и греч. logos – учение, наука).
И.И. Брехман (1990), основатель валеологии - науки об индивидуальном здоровье человека, определяет: здоровье как способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации.
Слайд 2Широкое международное признание получило определение здоровья, данное Всемирной организацией здравоохранения (BO3):
Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов (Устав ВОЗ, 1946 год).
Слайд 3Компоненты здоровья
В настоящее время принято выделять несколько компонентов (видов) в понятии
здоровье:
Первый уровень─ биологическое здоровье связано с организмом и зависит от динамического равновесия функций всех внутренних органов, их адекватного реагирования на влияние окружающей среды. Иными словами - это совершенство саморегуляции в организме и максимальная адаптация (в биологическом смысле) к окружающей среде.
Здоровье на биологическом уровне имеет две компоненты:
Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития;
Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма. Основу его составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
Слайд 4Второй уровень ─ психическое здоровье- это состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее
адекватную поведенческую реакцию.
К компонентам психического здоровья относят нравственное здоровье,
комплекс эмоционально-волевых и мотивационно - потребностных свойств личности,
система ценностей,
установок и мотивов поведения индивида в обществе.
Нравственное здоровье определяет духовность человека. Как говорили греки:
В здоровом теле- здоровый дух.
Слайд 5Третий уровень - социальное здоровье связано с влиянием на личность других
людей, общества в целом и зависит от места и роли человека в межличностных отношениях, от нравственного здоровья социума.
Социальное здоровье - мера социальной активности и, прежде всего, трудоспособности, форма активного, деятельного отношения к миру.
Социальная составляющая здоровья складывается под влиянием родителей, друзей, одноклассников в школе, сокурсников в вузе, коллег по работе, соседей по дому и т. д. и отражает социальные связи, ресурсы, межличностные контакты.
Слайд 6Общественное (популяционное) здоровье оценивается по ряду показателей:
- 1)медико-демографические показатели (рождаемость, смертность),
-
2)медико-генетические (процент наследственных заболеваний и др.),
-3)социальные показатели (уровень жизни, обеспеченность больничными койками, медикаментами и др.).
- 4)показатели заболеваемости (по группам),
- 5)показатели инвалидности,
- 6)уровень физического развития.
Слайд 7Предболезнь (третье состояние) и болезнь.
Переход от здоровья к
болезни не является внезапным.
Между этими состояниями имеется ряд переходных стадий, которые не вызывают у человека выраженного снижения социально-трудовой активности и субъективной потребности в медицинской помощи.
Это переходное состояние, в котором у человека нет выраженного снижения социально-трудовой активности и субъективной потребности в медицинской помощи.
2. Третье состояние (преморбидный период или предболезнь)-состояние, при котором возможно развитие патологического процесса без изменения силы действующего фактора вследствие снижения резервов адаптации.
3. Предболезнь - это латентный, скрытый период болезни или стадия функциональной готовности организма к развитию определенного заболевания. Тело здоровое, но не до предела; тело не здоровое, но и не больше , так отзывался Авиценна об этом периоде, то есть это еще не болезнь, но уже и не здоровье.
Слайд 8
Факторы здоровья
Было выделено более 200 факторов, которые оказывают самое значительное
влияние на современного человека. Среди них выделяют физические, химические, биологические, социальные, психологические, генетические факторы.
В настоящее время наибольшее значение в развитии самых распространенных болезней, являющихся основной причиной смерти населения являются:
гиподинамия (недостаток движения),
неправильное питание (прежде всего переедание),
психоэмоциональное напряжение,
вредные привычки (злоупотребление алкоголем, курение, употребление наркотиков и других химических веществ).
неблагоприятно экологическая обстановка во многих странах также является причиной многих современных болезней.
Слайд 9Признаки (индикаторы) предболезни:
общее недомогание, снижение аппетита, переедание, изжога, запор/понос, отрыжка,
тошнота, нарушение менструального цикла, утрата сексуального желания, спазмы, головные боли, неприятные ощущения в области сердца, мышечные судороги, обмороки, повышенная потливость, нервный тик, подергивания, слезливость без видимой причины, боль в спине, ощущение общей слабости, головокружения, тревожность, беспокойство, постоянное чувство усталости, бессонница, сонливость, хроническая раздражительность и др.
Считается, что в этот период третьего состояния у человека есть все ресурсы, чтобы выйти из предболезненной фазы с помощью пересмотра своего образа жизни.
Слайд 10Болезнь─ это жизнь, нарушенная в своем течении повреждением структуры и функций
организма под влиянием внешних и внутренних факторов;
Болезнь характеризуется снижением приспособляемости к среде и ограничением свободы жизнедеятельности больного.
Согласно другому определению болезнь - это жизнедеятельность организма, которая выражается в изменении функции, а также в нарушении строения органов и тканей и возникающая под влиянием чрезвычайных для данного организма раздражителей внешней и внутренней среды организма. Если здоровье и болезнь организмов животного мира имеют исключительно биологическую природу, то здоровье и болезнь человека включает в себя и социальный аспект. Социальный аспект здоровья и болезни человека проявляется в нарушении саморегуляции поведения.
Слайд 11ОЗОЖ
Образ жизни- это система взаимоотношений человека с самим собой и факторами
внешней среды.
Образ жизни- устойчивая, долговременная система человека с природной и социальной средой, представлений о нравственных и материальных ценностях, намерений, поступков, стереотипов поведения, реализаций стратегий, направленных на удовлетворение разнообразных потребностей, на основе адаптации к правилам, законам и традициям общества
Слайд 12Характеристика понятия ЗОЖ и мотивации ЗОЖ
Слайд 13В ХХ веке «стресс» стал популярным и его назвали, веком стреса.
Сегодня мы живём в ХХI веке, но стресс, продолжает преследовать людей во всём мире.
Многие люди испытывали это чувство, однако задумывались ли вы над тем, что же такое стресс?
Стресс - это неспособность организма адекватно и мгновенно приспособиться к новым условиям, что приводит к плохой работе всего организма человека.
Стресс – это постоянное напряжение, из-за этого человек всё время готов отреагировать на любую опасность, агрессию и всё то, что пришло со стороны.
стресс
Слайд 15Физиологический стресс
Физиологический (или нормальный) стресс
Симптомы
Психологические
Поведенческие
Эмоции
Мышление
Сильные положительные эмоции, уверенность в себе,
высокая самооценка, общее эмоциональное благополучие
Активизация внимания, памяти, восприятия, мыслительных процессов, принятия решения. Преобладание творческой компоненты мышления
Активное адекватное поведение. Принятие решений и достижение цели обеспечивается самим. Общение соответствует ситуации и строится на уважении к окружающим
Общая адаптационная реакция – адекватная мобилизация обмена веществ и функций
Перестройка обмена веществ и функций на более высокий уровень
Высокая устойчивость к неблагоприятным факторам биологической и социальной среды
Физические
Слайд 16Патологический стресс
Невысокая устойчивость к неблагоприятным факторам биологической и социальной среды,
истощение, болезни, преждевременное старение, смерть
Нарушение общения
Патологический (или болезненный) стресс
Психологические
Поведенческие
Сверхмобилизация всех «поверхностных» и «глубоких» адаптационных ресурсов организма. Истощение. Функциональное и структурное разрушение организма в целом
Стенические отрицательные эмоции. Астенические отрицательные эмоции. Тревожное состояние. Неврозы. Психозы
Гиперактивизация мышления: навязчивые мысли, бесплодное фантазирование, гипернастороженность (бессонница – защитное бодрствование, гиперподвижность)
Мышление
Патологическое поведение
Симптомы
Физиологические
Межличностные отношения, дезорганизующие группу: конфронтация с лидером, уклонение от ответственности, отчуждение от окружающих
«Спонтанная» агресиивность по отношению к партнеру или себе
«Уход» от решения
проблем: снижение
активности мышле
ния, ослабление
памяти, потеря
интереса
к жизни
Эмоции
Слайд 17Селье выделил 3 стадии общего адаптационного синдрома:
реакция тревоги (мобилизация адаптационных
возможностей — возможности эти ограничены) В ответ на действие стрессора возникает тревога. Эта реакция мобилизует организм, готовит его к срочным действиям.
-увеличивается ЧСС, поднимается АД, замедляется пищеварение, кровь приливает к мышцам.
2. стадия сопротивляемости- на этой стадии стресс снижается до более низкого, но более устойчивого уровня. В этот период мы обладаем повышенной и длительно сохраняющейся способностью переносить действие стрессоров.
3. стадия истощения- происходит значительная потеря энергии и создаются такие физиологические условия, при которых способность сопротивляться стрессорам уменьшается. На этой стадии иммунная система ослабевает и возможно развитие различных заболеваний.
Слайд 18Эустресс
Понятие имеет два значения — «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс,
мобилизующий организм».
Дистресс
Негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться. Он разрушает здоровье человека и может привести к тяжелым заболеваниям.
Слайд 19Есть несколько видов стресса, которые плохо действуют на нервную систему:
1.Психологический или
эмоциональный стресс.
Такие стрессы обычно появляются в ситуациях, связанных с переживанием любых эмоций. Например: болезнь близкого человека, развод, рождение ребенка и многое другое. Ситуация, которая вроде внешне ничем не угрожает человеку, но она может вызвать эмоции - причина стресса.
2.Физиологический стресс.
может возникнуть из – за влияния на человека внешних факторов: холод, жара, и другое.
3.Кратковременный стресс.
естественный стресс, при этом организм реагирует самым обычным образом, так, как реагировал человек в древности, который встретился с тигром. Действие такого стресса кратковременное.
4.Хронический стресс.-
самые опасные. Причины стресса могут быть разные. Например, человек - участник автомобильной катастрофы, у него был шок, он получил травмы, даже вылечился, но душевная травма могла остаться – и перед глазами появляются сюжеты пережитого, человек возвращается в момент катастрофы.
5.Нервный стресс.- могут быть ввиду плохого настроения, раздражительности, чувства отчаяния, безысходности, тревоги, усталости и т.д.