Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты реализации Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в основной школе Лядова Наталья Владимировна, ведущий научный сотрудник отдела сопровождения ФГОС Института р презентация

Содержание

Т К структуре основных образовательных программ Т К результатам освоения основных образовательных программ Т К условиям реализации основных образовательных программ Стандарты

Слайд 1
Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты реализации Программы формирования культуры здорового

и безопасного образа жизни
в основной школе

Лядова Наталья Владимировна,
ведущий научный сотрудник отдела сопровождения ФГОС Института развития образования
Пермского края


Слайд 2


Слайд 3







Т
К структуре основных
образовательных программ
Т
К результатам освоения
основных
образовательных программ
Т
К условиям реализации
основных
образовательных

программ

Стандарты общего образования второго поколения содержат три компонента: Тр + Тс + Ту – новая формула образовательных стандартов


Слайд 4 Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы ООО и С(П)ОО
Результаты обучения

носят интегративно-деятельностный характер и включают в себя:
– личностные результаты (самоопределение, смыслообразование, морально-этическая ориентация);

–метапредметные результаты (универсальные учебные действия): познавательные, регулятивные, коммуникативные;

– предметные грамотности
(результаты освоения предметов).


Слайд 5Формирование ЗОЖ в образовательной среде

– это выработка ценностных

ориентаций на здоровье и соответствующих им образа мыслей, установок и стереотипов поведения, обеспечивающих человеку в условиях реальной окружающей среды высокий уровень здоровья, жизнедеятельности в настоящем и активное долголетие в будущем.

Слайд 6Концепции здоровья, которые лежат в основе воспитательной работы
1. Нормоцентрическая:
Здоровье – это

естественное состояние организма, когда все показатели деятельности органов и систем соответствуют возрастно-половой норме, являющееся выражением его совершенной саморегуляции, гармоничного взаимодействия всех органов и систем и характеризующееся динамическим равновесием с окружающей средой. «Ничего не болит».
2. Адаптационная:
Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (Устав ВОЗ). «Заботясь о здоровье, я смогу лучше развить свои способности, достичь успеха в обществе, благополучия».
3. Антропоцентрическая:
«Заботясь о собственном здоровье, я совершенствую себя и мир вокруг».
Здоровье не цель , а средство для достижения поставленных личностно значимых для подростка целей.





Слайд 7Психологические подходы к формированию ЗОЖ предполагают воздействие на три сферы личности:


- когнитивную (знаньевую) - формирование у учеников правильных представлений, знаний о явлениях, касающихся здоровья и путях его сохранения;

- эмоционально-личностную - формирование у учеников личностного позитивного отношения к информации о здоровье и путях его укрепления;

- поведенческую - формирование умений и навыков (исполнительской компетентности) здоровьесберегающего, безопасного поведения.


Слайд 8
Какие же личностные и метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) универсальные учебные действия

в качестве результатов, а также предметные результаты могут быть получены при реализации программы по формированию ЗОЖ, и что включает каждый вид планируемых результатов?
Ниже приведены эти результаты в виде личностных характеристик, сформированных знаний, умений, компетенций, паттернов поведения в сфере ЗОЖ.

Слайд 9Личностные результаты, на наш взгляд, включают:
- внутреннюю позицию на уровне


положительного заинтересованного
отношения ко всему, что касается обучения здоровому образу жизни: к позитивной научной информации учителя, его рекомендациям и требованиям по соблюдению правил здорового и безопасного образа жизни, на уровне принятия образа «хорошего ученика – опрятного и аккуратного»;
- мотивационную основу учебной (познавательной) деятельности, посвященной обучению сохранения и укрепления своего здоровья, понимание личностного смысла обучения здоровому образу жизни;
- мотивационную основу регулятивной деятельности, выражающуюся в готовности и способности
к соблюдению общих правил здорового и
безопасного образа жизни и реализацию их
в реальном поведении и поступках;
- мотивационную основу регулятивной деятельности, выражающуюся в развитой способности к самооценке своего режима дня, соблюдения правил здорового и безопасного образа жизни;


Слайд 10Личностные результаты (продолжение)
- мотивационную основу коммуникативной
деятельности, выражающуюся

в способности строить
взаимодействие с другими;
- понимание и принятие причин успеха в учебной деятельности, связанных с крепким здоровьем;
- сформированное уважительное отношение к занятиям
физической культурой, спортом, к людям, ведущим
здоровый образ жизни, а также к людям, имеющим
ограниченные возможности здоровья и находящимся
в состоянии болезни;
- развитую личную ответственность за непричинение своим поведением, поступками вреда своему здоровью и здоровью окружающих людей, за общее благополучие своего народа;
- сформированность эстетических потребностей в красоте,
в чувстве прекрасного, сопровождающих здоровьесберегающее поведение;
- развитую способность понять, объяснять, выражать и описывать словесно свои чувства и эмоции, а также чувства, эмоции и причины поступков других людей, сопереживать им.
- сформированность ценностного отношения к жизни и здоровью.


Слайд 11• Метапредметные результаты включают освоенные детьми универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми

компетенциями, составляющими основу умения учиться без затрат здоровья. К ним относятся воплощенные в действия регулятивные, познавательные и коммуникативные умения

1. Регулятивные умения. Это умения:
- регулировать свое настроение, эмоции,
- распределять время на выполнение учебных заданий
и отдых,
- ставить цели по укреплению своего здоровья
и самостоятельно планировать пути их достижения;
- делать физкультминутку, в том числе для снятия зрительного утомления, утреннюю гигиеническую гимнастику,
- избегать опасных ситуаций,
- определять способы, оптимальный вариант действий, поведения в ситуации сложного выбора, в ЧС (как в решении учебной задачи, так и в жизненной ситуации),
- уметь сказать твердое «Нет!» в ответ на предложение участвовать в действиях, мероприятиях, противоречащих установкам
совести (например, «покурить», попробовать, то, что
запрещено, совершить то, что осуждается
обществом и т.д.),
- корректировать режим, образ жизни на основе
их самоанализа и оценки,
- обращаться за помощью.


Слайд 122. Познавательные умения. Это умения:
- искать информацию о причинах ухудшения и

факторах
укрепления здоровья с использованием учебной
литературы, энциклопедий, справочников, в том числе
в контролируемом пространстве Интернета.
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации о здоровье и о себе самом (например, ведение дневника-паспорта здоровья),
- строить сообщения в устной и письменной, артистической формах,
- проводить сравнения (например, какие продукты питания полезны, а какие нет),
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений (например, связи строения и функции органов тела человека, хорошего общего самочувствия и успешности в учебе, занятий в спортивной секции и крепкого здоровья, продолжительностью сна и хорошей умственной работоспособностью и т.д.),
- строить логические рассуждения в форме простых суждений
об объекте, его строении, свойствах и связях,
полезности и неполезности для здоровья,
- осмысленно и критично читать тексты в научно-популярной
медицинской литературе, посвященные сохранению
и укреплению здоровья.




Слайд 133. Коммуникативные умения. Это умения:
- выслушивать других, не перебивать, уважать
чужое

мнение, строить диалог,

- аргументировать свои суждения,

- ставить вопросы,

- формулировать собственное
мнение и позицию,

- работать в паре, группе,

- ставить себя на место
своего оппонента,

- строить и сохранять дружеские
отношения, решать спор мирным путем,

- обращаться за помощью к другим людям,

- понять, учитывать эмоции и чувства, причины поступков других людей.

Слайд 14Предметные результаты, включающие освоенные знания и умения применения в учебной и

обычной жизни правил здорового и безопасного образа жизни, которые были получены на разных учебных предметах и при освоении дополнительных образовательных программ, а также во внеурочной деятельности.

Физическая культура

ООО:
- освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью;
приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма;
освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при легких травмах и т.д.


Слайд 15Портрет выпускника основной и старшей школы
II cтупень …

- осознающий и принимающий ценности человеческой жизни,
семьи, гражданского общества, многонационального российского
народа, человечества;
- осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.
III cтупень …
- осознающий и принимающий традиционные ценности семьи,
российского гражданского общества, многонационального
российского народа, человечества, осознающий свою
сопричастность судьбе Отечества;
- осознанно выполняющий и пропагандирующий правила
здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни.

Слайд 16Обществознание и естествознание:
осознание целостности окружающего мира,
освоение основ экологической грамотности,
освоение

элементарных правил
нравственного поведения в мире природы и людей,
освоение норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде и др.




Слайд 17По окончании школы II ступени школьники должны иметь следующие ПРАВИЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ,

ЗНАНИЯ:

- иметь общие понятия о здоровье и факторах на него влияющих;
- иметь представление о влиянии природы и окружающего мира на здоровье человека;
- иметь знания о строении и работе органов и систем организма человека;
- знать о значении соблюдения режима дня, правильного питания, о роли физической культуры и спорта, закаливания в укреплении и сохранении здоровья человека, достижении успехов в учебе; о роли и значении личной гигиены в профилактике инфекционных, в том числе простудных заболеваний, о важности и правилах ухода за зубами, полостью рта.
- знать основы рационального питания, профилактики нарушений осанки, зрения, получения травм. Иметь знания о негативном влиянии на здоровье человека алкоголя, табака, наркотиков, зависимости от компьютерных игр. Иметь представление о здоровом образе жизни, его компонентах, знать общие правила здорового и безопасного образа жизни.
- знать эффективные правила общения и уметь их применять в жизни.


Слайд 18Выпускники основной школы должны иметь УМЕНИЯ и КОМПЕТЕНЦИИ:
- назвать части тела,

системы органов, органы, их функциональное предназначение и работу,
- распознавать признаки утомления, в том числе зрительного и помочь себе его снять,
- составить свой режим дня, комплекс утренней гимнастики, самотренировки,
- вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий ФК посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, следить за осанкой,
- безопасно переходить дорогу, быть ответственным пешеходом и пассажиром транспорта,

Слайд 19Выпускники основной школы должны иметь УМЕНИЯ и КОМПЕТЕНЦИИ (продолжение):
- соблюдать режим

дня, гигиенические требования при приеме пищи, выполнении домашних заданий, работе за компьютером, прогулках, подготовке ко сну,
- уметь играть в разные подвижные, спортивные игры,
- находить выход из конфликтных ситуаций, управлять своим эмоциональным состоянием,
- отказаться от предложения попробовать покурить, попробовать алкогольный напиток, наркотик;
- правильно вести себя во время болезни. Иметь навык аккуратного обращения с лекарствами,
- оказать первую помощь пострадавшим,
- принимать обоснованные решения в конкретной опасной для жизни и здоровья ситуации,
- анализировать, оценивать и корректировать свой образ жизни.


Слайд 20Выпускники основной школы должны иметь следующие ПАТТЕРНЫ ПОВЕДЕНИЯ в сфере ведения

здорового образа жизни:


- ежедневно соблюдать правила личной гигиены, являющихся основой профилактики инфекционных заболеваний: чистить зубы, мыть руки по мере загрязнения, содержать в чистоте тело, волосы, ногти, одежду и обувь, выполнять гигиенические процедуры, способствующие поддержанию чистоты
тела и закаливанию,
- быть опрятным, поддерживать в чистоте предметы
своего ежедневного обихода,
- не употреблять в пищу продукты с просроченным сроком хранения, с признаками порчи,
- ежедневно выполнять утреннюю гимнастику,
бывать на открытом воздухе на прогулке не
менее 1,5 часов,
- часто играть в подвижные, спортивные игры,
- не превышать 1,5 часов в день при просмотре телепередач и при работе за компьютером (суммарно),
- соблюдать правила этичного поведения в общественных местах,
- соблюдать правила безопасного поведения дома, в школе, на улице, в транспорте, на природе, в ЧС.


Слайд 21Система критериального оценивания. Изучение ценностного отношения к здоровью
Критерии оценки:
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ сформированности

ценностного отношения к здоровью предполагает глубокое понимание важности здоровья для хорошего самочувствия, нормальной жизнедеятельности, успешной учебы, занятий спортом. Ребенок проявляет высокую заинтересованность в познании всего, что касается обучения здоровому образу жизни: позитивное отношение к научной информации учителя, его рекомендациям и требованиям по соблюдению правил здорового и безопасного образа жизни, получает удовольствие от активного участия в мероприятиях, направленных на формирование ЗОЖ. Понимает, как важно бережно и заботливо относиться к здоровью других людей.

Слайд 22Система критериального оценивания. Изучение ценностного отношения к здоровью (продолжение)
ДОСТАТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ сформированности

ценностного отношения к здоровью предполагает, что ученик проявляет интерес к познанию того, что помогает сберечь и укрепить здоровье, испытывает положительные эмоции, участвуя в мероприятиях, посвященных ЗОЖ, но вовлекается в них в основном пассивно. У ученика нет четкого представления о значении здоровья для успешной жизнедеятельности, и о том, как и зачем его беречь. Нет четких представлений о необходимости заботиться о здоровье других людей.



Слайд 23Система критериального оценивания. Изучение ценностного отношения к здоровью (продолжение)
НЕДОСТАТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ сформированности

ценностного отношения к здоровью означает отсутствие знаний о значении здоровья для жизни как своей, так и других людей, практически полное отсутствие интереса к познанию того, что такое здоровье и пути его сбережения. У ученика не сформировано представление о связи здоровья и жизнедеятельности человека. Ребенок не испытывает позитивных чувств и эмоций во время мероприятий, посвященных ЗОЖ.



Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика