Слайд 12.8. Формирование здорового образа жизни у детей, профилактика заболеваний – государственная
                                                            
                                    задача
Кафедра ОЗЗ ГОУ ВПО ВГМУ Росздрава
к.м.н. В.Н. Рассказова
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 2 
    Человек – высший продукт земной природы.
                                                            
                                        Человек – сложнейшая и тончайшая система.
     Но для того, чтобы наслаждаться сокровищами природы, человек должен быть здоровым, сильным и умным.
                    И.П. Павлов
                                
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 3
Актуальность проблемы формирования здорового образа жизни, начиная с детства обусловлена тем
                                                            
                                    фактом, что здоровье является не только необходимым условием нормальной жизни человека, но и то, что здоровье есть стратегически необходимое условие для эффективного функционирования и развития государства. Именно здоровый человек на своем рабочем месте обеспечивает необходимые трудовые процессы во всех сферах деятельности.
Состояние здоровья населения страны оценивается по демографическим, социально-экономическим, медицинским аспектам и по специальным опросам. 
В России наступила демографическая катастрофа: ежегодно население страны убывает на 1,5 млн. человек; рождаемость снизилась вдвое, а на семью приходится 0,8 ребенка. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4    Анализ результатов медицинских осмотров свидетельствует о том,
                                                            
                                    что в настоящее время число здоровых подростков старшего возраста (15 - 18 лет) не превышает 2 - 9 % . По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, лица с так называемыми функциональными отклонениями составляют 24 — 36 %, а с хроническими заболеваниями - 55,4 - 73,4 %. Это свидетельствует о том, что у детей и подростков на возрастном отрезке 7-17 лет происходит формирование преимущественно выраженных форм патологии. За последний десятилетний период наиболее заметно возрос уровень болезней органов систем пищеварения, нервной системы, ЛОР - органов, опорно-двигательного аппарата, эндокринной системы, аллергозов 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5	В связи с этим одной из приоритетных задач системы здравоохранения и
                                                            
                                    образования должно стать создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей, формирование у них отношения к здоровью как к главной человеческой ценности.
Основными направлениями охраны и укрепления здоровья детей является:
формирование ценности здоровья и здорового образа жизни;
нормализация учебной нагрузки;
разработка и внедрение инновационных программ, направленных на охрану и укрепление здоровья детей, их полноценное развитие;
создание адаптивной образовательной среды для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья и проблемы в развитии;
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6создание системы и механизмов совместной деятельности школы и семьи по формированию
                                                            
                                    культуры здорового образа жизни учащихся, их родителей, педагогов.
С целью оптимизации образовательно-воспитательного процесса, условий обучения и медицинского обслуживания детей издан совместный Приказ Министерства образования и Министерства здравоохранения РФ № 186/272 от 30.06.92 г. «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях».
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7
Итак, здоровье человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности
                                                            
                                    системы здравоохранения. Но особое место среди них занимает образ жизни человека.
Здоровый образ жизни создается и в семье, и в школе. Под общим контролем должны быть учебная нагрузка, режим дня, питание, двигательная активность, закаливающие процедуры, нервные нагрузки, психологический климат дома, в школе и в классе, взаимоотношения родителей и детей, учеников и учителей, виды и формы досуга, развлечения и интересы
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8 	Сложившаяся система школьного образования не формирует должной мотивации к здоровому
                                                            
                                    образу жизни. Действительно, большинство людей знают, что курить, пить и употреблять наркотики вредно, но очень многие взрослые привержены этим привычкам. Никто не спорит с тем, что надо двигаться, закаляться, но большинство взрослых людей ведут малоподвижный образ жизни. Неправильное, нерациональное питание приводит к увеличению числа людей с избыточным весом и всеми вытекающими последствиями. Трудности современной жизни оставляют весьма мало места для положительных эмоций .  
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9     Кроме этого, сложившаяся система образования не
                                                            
                                    
способствует формированию здорового образа жизни. В 
школе рекомендации по здоровому образу жизни часто 
насаждаются в назидательной и категоричной форме, что
не вызывает у детей положительных реакций. А 
взрослые, и в том числе учителя, редко придерживаются 
указанных правил. Старшеклассники не занимаются 
формированием своего здоровья, т.к. это требует 
волевых усилий, а в основном занимаются 
предупреждением нарушений здоровья и реабилитацией
 утраченного. Среди жизненных ценностей категорию 
«здоровье» отметили только 50% опрошенных 
школьников. Поведение школьников характеризуется 
серьезными отклонениями от принципов ЗОЖ . Одно из 
главных условий воспитания человека — действовать 
своевременно в единстве со здоровьем и образованием,
не упуская из виду тех перемен, которые по ходу 
взросления качественно изменяют ребенка. 		.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10
Целью деятельности всех участников учебно-воспитательного процесса по сбережению здоровья учеников является
                                                            
                                    осознание каждым учащимся индивидуальных потребностей и особенностей развития, лишь на основе которых возможно создание индивидуального здорового образа жизни. По мнению В. В. Колбанова (1996), эта цель может быть достигнута с помощью внедрения разумного сочетания психолого-педагогического, медико-биологического и экологического воспитания и образования в рамках системы формирования здорового образа жизни у детей дошкольного и школьного возраста. Основными системообразующими факторами здоровьесберегающих технологий могут быть названы формы и методы педагогических воздействий, направленных на стимуляцию нравственных, физических, психических, соматических компонентов здоровья.
	.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11   Одним из факторов формирования ЗОЖ
у детей, являющимся эффективным
                                                            
                                    
средством повышения уровня 
гигиенических знаний дошкольников и 
учащихся, формирования умений и 
навыков позитивного гигиенического 
поведения, что в конечном итоге 
способствует сохранению и укреплению 
здоровья детей и повышению 
работоспособности детей в процессе 
учебной деятельности – это проведение 
целенаправленного и планомерного 
гигиенического воспитания. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12    Известно, что уровень здоровья человека зависит от
                                                            
                                    многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Однако первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением. В связи с этим укрепление и творение здоровья должно стать потребностью и обязанностью каждого человека.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13 Разработка политики и программ профилактики заболеваний
и охраны здоровья подростков и
                                                            
                                    молодежи требует 
согласованных решений органов управления федерального, 
регионального и   муниципального   уровней.   Обоснованным
является межведомственный подход к решению данной 
проблемы, предусматривающий взаимодействие системы 
здравоохранения, образования, социальной защиты, 
общественных организаций, СМИ и других структур, 
работающих с подростками и молодежью. Вопросы 
формирования ЗОЖ должны учитывать интересы молодежи и 
привлекать ее как для разработки, так и для реализации 
профилактической работы по сохранению здоровья; 
обеспечивать информирование молодежи по проблемам 
сохранения здоровья; повышать ответственность молодежи 
за собственное здоровье. 
Это   предполагает   изучение   существующей 
законодательной  базы, так и ее развитие  в соответствии  с 
потребностями охраны здоровья подрастающего поколения.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14В свете последних политических событий профилактика получила импульс к дальнейшему развитию.
                                                            
                                    В выступлениях перед депутатами Федерального Собрания (2005 – 2007г.г.) Президент РФ В.В. Путина заявлял: «многие из ныне существующих причин смертности не только устранимы, но даже не требуют особых затрат; нам надо прежде всего обеспечить доступность и высокое качество медицинской помощи, возродить профилактику заболеваний как традицию российской медицинской школы». Решение поставленных проблем В.В.Путин видит в «осознании молодым поколением необходимости в ЗОЖ, в занятиях физической культурой и спортом. Каждый молодой человек должен осознать, что ЗОЖ - это его личный успех». 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15Анализ содержания основных законодательно-нормативных документов показал, что в Конституции Российской Федерации
                                                            
                                    целый ряд статей направлен на охрану здоровья и профилактику заболеваний. Одной из основных является статья 41, согласно которой каждый имеет право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений. В данной статье отмечается, что «в РФ финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию». 
.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16 	
Наряду с этим, целый ряд статей Конституции РФ содержит правовые
                                                            
                                    нормы, имеющие прямое отношение к профилактике заболеваний: право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением (статья 42), право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, и право на отдых (статья 37), охрана прав материнства и детства (статья 38), право на социальные пособия (статья 39) и др. Таким образом, в Конституции РФ нашли разностороннее отражение вопросы укрепления здоровья, в том числе и связанные преимущественно с социальной профилактикой. 
.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17
В преамбуле «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от
                                                            
                                    22 июля 1993 г (в последующих редакциях) признается «основополагающая роль охраны здоровья граждан как неотъемлемого условия жизни общества», подтверждается «ответственность государства за сохранение и укрепление здоровья граждан РФ» и закрепляется «приоритет прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья». Поправки, внесенные Законом №122-ФЗ, касаются правовых, организационных и экономических принципов развития профилактики. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 18  Нормативный документ Национального проекта «Здоровье» (2006) (НПЗ) интерпретирует «профилактику»
                                                            
                                    в основном как раннее выявление заболеваний: для предотвращения серьезных осложнений. К сожалению, профилактическим мероприятиям и формированию в обществе здорового образа жизни придается второстепенное значение. Те профилактические меры, которые намечены в рамках НПЗ, в большей степени относятся к увеличению объема медицинских осмотров и иммунизации, не затрагивая факторы риска, вызывающие заболевания. В то же время, международный опыт показывает, что более здоровый образ жизни и профилактические мероприятия, направленные на уменьшение факторов риска, могут значительно снизить смертность. В проекте не упоминается ни общественная работа, ни межсекторальное сотрудничество, ни инициатива самих граждан в отношении укрепления здоровья и профилактика заболеваний. 
 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 19Необходимым условием формирования ЗОЖ 
и развития профилактики заболеваний среди 
детей, подростков
                                                            
                                    и взрослых является 
создание эффективной здоровьесохраняющей 
и здоровьеукрепляющей системы, 
опирающейся на законы и конституционные 
гарантии. Очевидно, что частью этой системы 
должно стать постоянное и широкое правовое 
информирование подрастающего поколения о 
законодательных основах охраны здоровья. 
Это будет способствовать не только 
осознанному применению молодежью своих 
прав, но и соблюдению обязанностей каждого 
гражданина в отношении своего здоровья как 
части общенационального достояния! 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 20Литература
    1. Акимова Е.И., Большаков, А.М. и др.
                                                            
                                    Деятельность центров здоровья в системе индивидуальной профилактики избыточной смертности населения трудоспособного возраста.- Учебное пособие для врачей. - Москва, 2009.-58с.
    2. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических медицинских осмотрах: руководство для врачей. М., 2005. - 264 с.
    3 Белокобыльский Н.Д., Мелякова А.А., Ковалев И.А. Методическое пособие по профилактике вредных привычек (табакокурения, злоупотребления алкоголем) среди учащихся среднего школьного возраста муниципальных общеобразовательных учреждений. – Хабаровск – Владивосток, 2009. – 35 с.
    4 Большаков А.М., Жигарев А.Ю., Крутько В.Н., Потемкина Н.С., Труханов А.И. Оптимизация профилактических рационов питания с помощью компьютерной системы «Питание для здоровья и долголетия»: Учебное пособие для врачей. Утверждено УМО МиФВ. М., 2007. – 48с.
    5. Избранные вопросы клинической психологии: в 3-х т. Т.2. Исторические и онтогенетические аспекты клинической психологии /Н.А. Кравцова, Г.В. Залевский, Л.А. Лозовик. / редактор тома Н.А. Кравцова - Владивосток: Медицина ДВ, 2008 -272 с.
    6. Левченко К.П. Восстановительная медицина. Фитнес и лечебная физкультура/ К.П. Левченко.- М.:РМАПО, 2009.
    7. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера подростков.- Л.,2005
    8. Медик В.А., Толмачев М.С. Руководство по статистике здоровья и здравоохранения. – М.: ОАО Издательство «Медицина», 2006. – 528с.
    9. Организация и оценка качества лечебно-профилактической помощи населению: уч. пособие/под ред. В.З.Кучеренко.- М. ГЭОТАР-Медиа, 2008.- 312с.
    10. Руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии/Под ред. А.А.Баранова. М.:«ГЭОТАР-Медиа». 2007. 608 с.
    11. Сергеев Ю.Д. Медицинское право: учебный комплекс: в 3 т.- М. :ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 784с.