Слайд 1
Лицей № 179
Ресурсный центр 
«Образование и здоровье» 
Калининского района Санкт-Петербурга
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 2
В национальной инициативе «Наша новая школа» отмечается, что именно в школьный
                                                            
                                    период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Сегодня показатели здоровья подрастающего поколения вызывают озабоченность специалистов.
По данным НИИ педиатрии:
• 14% детей практически здоровы;
• 50% детей имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата;
• 35—40% детей страдают хроническими заболеваниями.
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3.9 до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами — с 5,6 до 16,4%, нарушениями осанки — с 1,9 до 16,8%. Одна из самых частых патологий у школьников — нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30—40%.
                                
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 3Инновационные подходы
консолидация усилий ведомств, общественных организаций, ученых и практиков в области
                                                            
                                     здоровьяформирования в системе образования страны и превращения их в ресурсную базу;  
изучение, обобщение и распространение опыта образовательных учреждений, медицинских учреждений в деле оздоровления обучающихся;
разработка и внедрение инновационных здоровьеформирующих технологий в различные ступени образования;
мониторинг здоровья обучающихся и разработка мер по его коррекции.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4Школьные факторы риска
Перегрузка учебных программ;
Интенсификация учебного процесса;
Недостаточная профессиональная компетентность учителя в
                                                            
                                    вопросах охраны и укрепления здоровья;:
Стрессовая педагогическая тактика;
Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
Недостаточное развитие у учителя личных качеств, необходимых для реализации здоровьесберегающих технологий (толерантность, чувство юмора, доброжелательность);
Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
Провалы в существующей системе физического воспитания;
Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (М.М. Безруких и др., 2002).
                                
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 6Рациональная организация учебного процесса
Направления: 
-    Соблюдение СанПиН к организации и объему учебной и
                                                            
                                    внеучебной нагрузки учащихся на всех этапах обучения.
-    Использование методов и технологий обучения адекватных возрастным возможностям и индивидуальным особенностям учащихся. 
-   Обоснованное введение инноваций в учебный процесс.
-   Рациональное и соответствующее требованиям преподавание физической культуры и занятий активно-двигательного режима.
- Индивидуализация обучения . 
-  Соблюдение всех требований к использованию технических средств в обучении.
- Рациональная организация школьного питания.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7Оптимизация учебной нагрузки
Направления: 
  Рационально составленное школьное расписание с учетом шкалы трудности предметов
                                                            
                                    для младших классов 
(по В.И. Огаркову).
Распределение интенсивности умственной нагрузки на уроке.
С учетом недельной динамики изменения работоспособности ученика (вторник, среда – дни оптимальной работоспособности, пятница, суббота –дни низкой работоспособности).
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8
 Организация физкультурно-оздоровительной работы
Направления:
-Полноценная и эффективная работа с учащимися всех групп здоровья
                                                            
                                    (на уроках физической культуры, в секциях). 
-Организация занятий по ЛФК. 
-Организация часа активных движений (динамической паузы) между 3 и 4 уроками в начальной школе. 
-Организация динамических, физкультурных пауз на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности.
-Создание условий и организация работы спортивных секций.
-Регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, походов, дней здоровья и т.д.). 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9Оздоровительные мероприятия:
проведение зарядки перед уроком;
физкультминутки и динамические паузы;
кислородные коктейли, фиточай;
профилактика утомления
                                                            
                                    органов зрения, мелких мышц кисти, плечевого пояса рук, нарушения осанки;
уроки здоровья.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10Сравнительная характеристика функционального состояния организма и режима дня учащихся в зависимости
                                                            
                                    от педагогического стиля учителя
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11Гигиенические критерии рациональной организации урока
 
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12
 Профилактическая и просветительно-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья
                                                            
                                    и здорового образа жизни
Направления: 
-Включение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни. 
-Лекции (лектории), беседы, классные часы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек.
-Проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т.д. 
-Использование рекомендованных и утвержденных методов профилактики заболеваний, не требующих постоянного наблюдения врача (витаминизация, профилактика нарушений осанки, профилактика нарушений зрения и т.д.). 
-Привлечение медицинских работников к реализации всех компонентов работы по сохранению и укреплению здоровья школьников, просвещению педагогов и родителей. 
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13Здоровьесберегающие технологии
Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать и как качественную характеристику
                                                            
                                    любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14 Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, можно выделить несколько групп,
                                                            
                                    в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы.
Классификация здоровьесберегающих технологий:
•     Медико-гигиенические технологии.
•     Физкультурно-оздоровительные технологии.
•     Экологические здоровьесберегающие технологии.
•     Здоровьесберегающие образовательные технологии:
•     Здоровьесберегающие сопровождение учебного процесса
•     Здоровьесберегающие сопровождение воспитательного процесса
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15 Медико-гигиенические технологии (МГТ)
К медико - гигиеническим технологиям относятся контроль и
                                                            
                                    помощь в обеспечении надлежащих  гигиенических  условий  в соответствии с регламентациями СанПиНов. 
Деятельность медицинского кабинета школы.
	
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ)
ФОТ направлены на  физическое  развитие занимающихся: закаливание,
                                                            
                                    тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного. 
Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ)
Ресурсы этой области здоровьесбережения пока недооценены и слабо
                                                            
                                    задействованы. Направленность этих технологий - создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В школе это - и обустройство пришкольной территории, и зеленые растения в классах, рекреациях, и живой уголок, и участие в природоохранных мероприятиях. Организация фитомодулей в классах.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 18
3доровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) 
подразделяются на 3 три подгруппы:
- Организационно -
                                                            
                                    педагогические технологии (ОПТ),  определяющие    структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах,  способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии  и других дезаптационных состояний.
Здоровьесберегающие компоненты на уроке:
Утренняя гимнастика
Динамические паузы
Чередование поз во время урока
Организационное начало (выстраиваются договорные отношения, принимаются правила урока)
Ранжирование учебного материала урока по степени сложности, новизны , актуальности
Использование активных методов обучения: поисковый, диалогический, игровой, проектный, исследовательский и др.
Отражение в содержании вопросов, связанных со здоровьем, здоровым образом жизни (по возможности)
Гармоничное сочетание обучения-воспитания-развития в учебной деятельности
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 19
    Психолого - педагогические технологии (ППТ), 
 связанные
                                                            
                                    с непосредственной работой учителя    на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. 
    Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 20Учебно -воспитательные технологии 
включают программы по обучению грамотной заботе о своем
                                                            
                                     здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 21
Отдельное место занимают еще 2 группы технологий, традиционно реализуемые вне школы,
                                                            
                                    но в последнее время все чаще включаемые во внеурочную работу школы:
социально адаптирующие и личностно - развивающие технологии включают  технологии, обеспечивающие  формирование и укрепление  психологического  здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно привлекать не только школьников, но и их родителей, а также педагогов;
лечебно-оздоровительные технологии составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья школьников.
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 22Анализ организации учебного процесса и здоровьесберегающей деятельности школы: 
соответствие всем санитарно-гигиеническим
                                                            
                                    требованиям;
хорошо оборудованная школьная столовая, организация полноценного и регулярного питания;
наличие и оснащение медицинского кабинета;
обеспечение медицинским персоналом;
качественный контроль за состоянием здоровья учащихся;
полноценное медицинское обслуживание учащихся: регулярные прививки, витаминизация, диспансеризации учащихся.
условия для проведения физкультурно-оздоровительной и спортивной работы, оснащенность спортивной базы (спортивный зал, спортивная площадка); 
регулярное проведение спортивно-оздоровительной работы; 
спортивные секции и дополнительные занятия физической культурой;
просветительская работа с педагогами, учащимися и родителями, направленная на 
сохранение и укрепление здоровья. 
Влияние школы на формирование здоровья детей достаточно существенное, так как в образовательном учреждении дети и подростки проводят не менее 1/3 суток, выполняя интенсивную умственную работу в определенных эколого-гигиенических условиях. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 23
 Динамическое наблюдение за состоянием здоровья,
 мониторинг здоровья
Направления:  
-Отбор критериев показателей здоровья. 
-Регулярный анализ
                                                            
                                    и обсуждение на педагогических советах данных о состоянии здоровья школьников, доступность сведений для каждого педагога. 
-Внесение данных углубленного диспансерного обследования учащихся в педагогические карты, находящиеся в школе. 
-Регулярный анализ результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья и их обсуждение с педагогами, родителями. 
-Введение карты здоровья класса (школы), что позволит увидеть рост заболеваемости, проанализировать причины, принять необходимые меры. 
-Создание системы комплексной педагогической, психологической и социальной помощи детям со школьными проблемами. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 24Создание комфортных условий учебно-воспитательного процесса. 
Сотрудничество между системами образования и здравоохранения
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 26К характеристикам школы, которые обеспечивают возможность рациональной организации учебного процесса и
                                                            
                                    здоровьесберегающую деятельность школы, относятся: 
характеристика здания школы;
наличие и оснащенность школьной столовой;
медицинское оснащение (медицинский кабинет);
оснащение дополнительным медицинским оборудованием;
обеспеченность медицинским персоналом;
организация контроля за состоянием здоровья учащихся;
проведение витаминизации в летнее время;
условия для физкультурно-оздоровительной работы (наличие и оснащенность спортзала, спортивной площадки);
обеспеченность кадрами (учителя физкультуры, тренеры);
спортивно-оздоровительная работа;
спортивно-оздоровительные занятия с детьми специальных медицинских групп;
просветительская работа, направленная на сохранение и укрепление здоровья.
                                
 
                            							
														
						 
											
											
											
											
											
                            Слайд 31Уровни
здоровьесберегающей деятельности
Низкий уровень -  образовательные учреждения, которые еще не осознают
                                                            
                                    необходимость введения здоровьесберегающей деятельности, у них нет в этом потребности и не созданы для этого условия.
Начальный уровень - образовательные учреждения, которые хотят быть не хуже других и определили для себя, что здоровьесберегающая деятельность является приоритетным направлением. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 32Средний уровень – образовательные учреждения, которые на протяжении ряда лет занимаются
                                                            
                                    здоровьесбережением обучающихся, ведут целенаправленную работу, тесно сотрудничают с родителями, общественностью, с медицинскими учреждениями.
Высокий уровень - образовательные учреждения, которые имеют положительную динамику в состояние физического, нравственного, психического и интеллектуального здоровья, ведут вместе с учеными серьезную работу в данном направлении – качественный переход к здоровьеформирующему образованию.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 33Забота о здоровье учащихся – не доброе пожелание, а обязанность каждой
                                                            
                                    школы, каждого учителя. 
   
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 34Электронные ресурсы:
http://festival.1september.ru/articles/508516/
http://health.best-host.ru/zzt/zzt/
http://health.best-host.ru/library/ 
http://www.za-partoi.ru/
http://pedsovet.org/forum/index.php?autocom=blog&blogid=359&showentry=6193