Слайд 1
Лицей № 179
Ресурсный центр
«Образование и здоровье»
Калининского района Санкт-Петербурга
Слайд 2
В национальной инициативе «Наша новая школа» отмечается, что именно в школьный
период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Сегодня показатели здоровья подрастающего поколения вызывают озабоченность специалистов.
По данным НИИ педиатрии:
• 14% детей практически здоровы;
• 50% детей имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата;
• 35—40% детей страдают хроническими заболеваниями.
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3.9 до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами — с 5,6 до 16,4%, нарушениями осанки — с 1,9 до 16,8%. Одна из самых частых патологий у школьников — нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30—40%.
Слайд 3Инновационные подходы
консолидация усилий ведомств, общественных организаций, ученых и практиков в области
здоровьяформирования в системе образования страны и превращения их в ресурсную базу;
изучение, обобщение и распространение опыта образовательных учреждений, медицинских учреждений в деле оздоровления обучающихся;
разработка и внедрение инновационных здоровьеформирующих технологий в различные ступени образования;
мониторинг здоровья обучающихся и разработка мер по его коррекции.
Слайд 4Школьные факторы риска
Перегрузка учебных программ;
Интенсификация учебного процесса;
Недостаточная профессиональная компетентность учителя в
вопросах охраны и укрепления здоровья;:
Стрессовая педагогическая тактика;
Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
Недостаточное развитие у учителя личных качеств, необходимых для реализации здоровьесберегающих технологий (толерантность, чувство юмора, доброжелательность);
Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
Провалы в существующей системе физического воспитания;
Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (М.М. Безруких и др., 2002).
Слайд 6Рациональная организация учебного процесса
Направления:
- Соблюдение СанПиН к организации и объему учебной и
внеучебной нагрузки учащихся на всех этапах обучения.
- Использование методов и технологий обучения адекватных возрастным возможностям и индивидуальным особенностям учащихся.
- Обоснованное введение инноваций в учебный процесс.
- Рациональное и соответствующее требованиям преподавание физической культуры и занятий активно-двигательного режима.
- Индивидуализация обучения .
- Соблюдение всех требований к использованию технических средств в обучении.
- Рациональная организация школьного питания.
Слайд 7Оптимизация учебной нагрузки
Направления:
Рационально составленное школьное расписание с учетом шкалы трудности предметов
для младших классов
(по В.И. Огаркову).
Распределение интенсивности умственной нагрузки на уроке.
С учетом недельной динамики изменения работоспособности ученика (вторник, среда – дни оптимальной работоспособности, пятница, суббота –дни низкой работоспособности).
Слайд 8
Организация физкультурно-оздоровительной работы
Направления:
-Полноценная и эффективная работа с учащимися всех групп здоровья
(на уроках физической культуры, в секциях).
-Организация занятий по ЛФК.
-Организация часа активных движений (динамической паузы) между 3 и 4 уроками в начальной школе.
-Организация динамических, физкультурных пауз на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности.
-Создание условий и организация работы спортивных секций.
-Регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, походов, дней здоровья и т.д.).
Слайд 9Оздоровительные мероприятия:
проведение зарядки перед уроком;
физкультминутки и динамические паузы;
кислородные коктейли, фиточай;
профилактика утомления
органов зрения, мелких мышц кисти, плечевого пояса рук, нарушения осанки;
уроки здоровья.
Слайд 10Сравнительная характеристика функционального состояния организма и режима дня учащихся в зависимости
от педагогического стиля учителя
Слайд 11Гигиенические критерии рациональной организации урока
Слайд 12
Профилактическая и просветительно-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья
и здорового образа жизни
Направления:
-Включение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
-Лекции (лектории), беседы, классные часы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек.
-Проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т.д.
-Использование рекомендованных и утвержденных методов профилактики заболеваний, не требующих постоянного наблюдения врача (витаминизация, профилактика нарушений осанки, профилактика нарушений зрения и т.д.).
-Привлечение медицинских работников к реализации всех компонентов работы по сохранению и укреплению здоровья школьников, просвещению педагогов и родителей.
Слайд 13Здоровьесберегающие технологии
Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать и как качественную характеристику
любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.
Слайд 14 Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, можно выделить несколько групп,
в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы.
Классификация здоровьесберегающих технологий:
• Медико-гигиенические технологии.
• Физкультурно-оздоровительные технологии.
• Экологические здоровьесберегающие технологии.
• Здоровьесберегающие образовательные технологии:
• Здоровьесберегающие сопровождение учебного процесса
• Здоровьесберегающие сопровождение воспитательного процесса
Слайд 15 Медико-гигиенические технологии (МГТ)
К медико - гигиеническим технологиям относятся контроль и
помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов.
Деятельность медицинского кабинета школы.
Слайд 16Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ)
ФОТ направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание,
тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного.
Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций.
Слайд 17Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ)
Ресурсы этой области здоровьесбережения пока недооценены и слабо
задействованы. Направленность этих технологий - создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В школе это - и обустройство пришкольной территории, и зеленые растения в классах, рекреациях, и живой уголок, и участие в природоохранных мероприятиях. Организация фитомодулей в классах.
Слайд 18
3доровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ)
подразделяются на 3 три подгруппы:
- Организационно -
педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний.
Здоровьесберегающие компоненты на уроке:
Утренняя гимнастика
Динамические паузы
Чередование поз во время урока
Организационное начало (выстраиваются договорные отношения, принимаются правила урока)
Ранжирование учебного материала урока по степени сложности, новизны , актуальности
Использование активных методов обучения: поисковый, диалогический, игровой, проектный, исследовательский и др.
Отражение в содержании вопросов, связанных со здоровьем, здоровым образом жизни (по возможности)
Гармоничное сочетание обучения-воспитания-развития в учебной деятельности
Слайд 19
Психолого - педагогические технологии (ППТ),
связанные
с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников.
Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса.
Слайд 20Учебно -воспитательные технологии
включают программы по обучению грамотной заботе о своем
здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.
Слайд 21
Отдельное место занимают еще 2 группы технологий, традиционно реализуемые вне школы,
но в последнее время все чаще включаемые во внеурочную работу школы:
социально адаптирующие и личностно - развивающие технологии включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно привлекать не только школьников, но и их родителей, а также педагогов;
лечебно-оздоровительные технологии составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья школьников.
Слайд 22Анализ организации учебного процесса и здоровьесберегающей деятельности школы:
соответствие всем санитарно-гигиеническим
требованиям;
хорошо оборудованная школьная столовая, организация полноценного и регулярного питания;
наличие и оснащение медицинского кабинета;
обеспечение медицинским персоналом;
качественный контроль за состоянием здоровья учащихся;
полноценное медицинское обслуживание учащихся: регулярные прививки, витаминизация, диспансеризации учащихся.
условия для проведения физкультурно-оздоровительной и спортивной работы, оснащенность спортивной базы (спортивный зал, спортивная площадка);
регулярное проведение спортивно-оздоровительной работы;
спортивные секции и дополнительные занятия физической культурой;
просветительская работа с педагогами, учащимися и родителями, направленная на
сохранение и укрепление здоровья.
Влияние школы на формирование здоровья детей достаточно существенное, так как в образовательном учреждении дети и подростки проводят не менее 1/3 суток, выполняя интенсивную умственную работу в определенных эколого-гигиенических условиях.
Слайд 23
Динамическое наблюдение за состоянием здоровья,
мониторинг здоровья
Направления:
-Отбор критериев показателей здоровья.
-Регулярный анализ
и обсуждение на педагогических советах данных о состоянии здоровья школьников, доступность сведений для каждого педагога.
-Внесение данных углубленного диспансерного обследования учащихся в педагогические карты, находящиеся в школе.
-Регулярный анализ результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья и их обсуждение с педагогами, родителями.
-Введение карты здоровья класса (школы), что позволит увидеть рост заболеваемости, проанализировать причины, принять необходимые меры.
-Создание системы комплексной педагогической, психологической и социальной помощи детям со школьными проблемами.
Слайд 24Создание комфортных условий учебно-воспитательного процесса.
Сотрудничество между системами образования и здравоохранения
Слайд 26К характеристикам школы, которые обеспечивают возможность рациональной организации учебного процесса и
здоровьесберегающую деятельность школы, относятся:
характеристика здания школы;
наличие и оснащенность школьной столовой;
медицинское оснащение (медицинский кабинет);
оснащение дополнительным медицинским оборудованием;
обеспеченность медицинским персоналом;
организация контроля за состоянием здоровья учащихся;
проведение витаминизации в летнее время;
условия для физкультурно-оздоровительной работы (наличие и оснащенность спортзала, спортивной площадки);
обеспеченность кадрами (учителя физкультуры, тренеры);
спортивно-оздоровительная работа;
спортивно-оздоровительные занятия с детьми специальных медицинских групп;
просветительская работа, направленная на сохранение и укрепление здоровья.
Слайд 31Уровни
здоровьесберегающей деятельности
Низкий уровень - образовательные учреждения, которые еще не осознают
необходимость введения здоровьесберегающей деятельности, у них нет в этом потребности и не созданы для этого условия.
Начальный уровень - образовательные учреждения, которые хотят быть не хуже других и определили для себя, что здоровьесберегающая деятельность является приоритетным направлением.
Слайд 32Средний уровень – образовательные учреждения, которые на протяжении ряда лет занимаются
здоровьесбережением обучающихся, ведут целенаправленную работу, тесно сотрудничают с родителями, общественностью, с медицинскими учреждениями.
Высокий уровень - образовательные учреждения, которые имеют положительную динамику в состояние физического, нравственного, психического и интеллектуального здоровья, ведут вместе с учеными серьезную работу в данном направлении – качественный переход к здоровьеформирующему образованию.
Слайд 33Забота о здоровье учащихся – не доброе пожелание, а обязанность каждой
школы, каждого учителя.
Слайд 34Электронные ресурсы:
http://festival.1september.ru/articles/508516/
http://health.best-host.ru/zzt/zzt/
http://health.best-host.ru/library/
http://www.za-partoi.ru/
http://pedsovet.org/forum/index.php?autocom=blog&blogid=359&showentry=6193