2.2. Информационно-аналитическая подсистема ЗдоровьеСистемный подход к изучению состояния здоровья. Критерии здоровья. Комплексная оценка состояния здоровья детей. презентация

Содержание

Для получения более полной картины о состоянии здоровья населения важное значение имеют показатели, характеризующие социальную обусловленность общественного здоровья. Эти показатели аккумулируют в себе группу социальных, культурных, психологических и

Слайд 12.2. Информационно-аналитическая подсистема «Здоровье» Системный подход к изучению состояния здоровья. Критерии здоровья.

Комплексная оценка состояния здоровья детей.


Кафедра ОЗЗ ГОУ ВПО ВГМУ Росздрава
к.м.н. В.Н. Рассказова


Слайд 2 Для получения более полной картины о состоянии здоровья населения важное значение

имеют показатели, характеризующие социальную обусловленность общественного здоровья.
Эти показатели аккумулируют в себе группу социальных, культурных, психологических и информационных факторов, объективно влияющих на поведение индивидов в сфере здоровья и, следовательно, предопределяю-щих состояние и динамику общественного здоровья на уровне, как отдельных социаль-ных групп, так и популяции


Слайд 3
Социальная обусловленность общественного здоровья – это комплекс факторов, влияющих на состояние

и динамику общественного здоровья, охватывающий количественные и качественные характеристики социальной организации на уровне общества, локальных сообществ и социальной микросреды.



Слайд 4 Для статистического анализа социальной обусловленности общественного здоровья целесообразно использовать следующие показатели:

ценностное отношение индивидов (групп, населения) к своему здоровью;
• информированность населения об имеющихся заболеваниях;
• самооценка здоровья (удовлетворенность его состоянием);
• поведенческие стратегии населения в сфере здоровья;
• восприятие населением доступности медицинской помощи.

Слайд 5 Ценностное отношение индивидов (групп, населения) к

своему здоровью

Этот показатель позволяет выявлять глубокие различия в ценностном отношении к здоровью между отдельными социальными группами и слоями населения.

Слайд 6При отсутствии мотивированного и развитого ценностного отношения здоровье не воспринимается населением

как необходимый жизненный ресурс, в связи с этим, как правило, отсутствует индивидуальное и корпоративное планирование в этой сфере.
Следует признать, что система здравоохранения, опираясь лишь на свои возможности, не в состоянии изменить ценностное отношение населения к здоровью.

Для решения этой задачи требуется включение других социальных институтов общества, в первую очередь – политической власти, законодательства, образования, СМИ.
Поэтому статистический анализ состояния и динамики ценностного отношения населения к здоровью – необходимая составляющая для принятия эффективных решений в сфере охраны здоровья граждан.

Слайд 7 Информированность населения об имеющихся заболеваниях

Этот показатель в

сочетании с определен-ным ценностным отношением индивидов к своему здоровью выступает как личностное основание мотивации и поведения в сфере здоровья.


Слайд 8 Самооценка здоровья (удовлетворенность его состоянием)

Этот показатель также

рассматривается в качестве статистически значимого индикатора ценностного отношения индивидов к своему здоровью и их поведения в этой сфере. Самооценка здоровья, в силу отмеченной ранее недостаточной информированности населения об имеющихся заболеваниях, зачастую расходится с объективными данными и с поведенческими стратегиями в сфере здоровья.
Так, более 1/3 пациентов, имеющие инвалидность, считают свое здоровье «удовлетворительным». Такие самооценки здоровья приводят к неадекватным поведенческим стратегиям населения в сфере здоровья.

Слайд 9 Восприятие населением доступности медицинской помощи

Этот показатель является массовой социальной оценкой, которую

следует учитывать как субъективную предпосылку поведенческой стратегии в сфере здоровья.


В общественном мнении восприятие доступности врачебной помощи на уровне регионального сообщества остаётся в целом стабильным.

Слайд 10
Одной из важнейших задач,

решаемых педиатром в своей практической деятельности, является оценка состояния здоровья детей, обусловливающая индивидуальные подходы к диспансерному наблюдению, проведению профилактических, лечебных и реабилитационных мероприятий.

Здоровье ребенка определяется как возрастными возможностями растущего организма, так и влиянием на него целого комплекса факторов наследственно-биологического и социального генеза.

Слайд 11 По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье

- состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений.
Характеризуя актуальное или, как его еще называют, текущее здоровье, необходимо различать такие термины, как «здоровье» и «состояние здоровья». Последний термин шире и объединяет разные степени (уровни) здоровья.
Таким образом, состояние здоровья - сложное собирательное понятие, отражающее по совокупности признаков и его определенные уровни.

Слайд 12 Состояние здоровья человека динамично связано с изменением окружающей среды.

Поэтому здоровье

можно определить не как состояние, а как процесс. По В.П. Казначееву, здоровье - это процесс сохранения и развития физиологических, биологических и психических функций, оптимальной трудовой и социальной активности при максимальной продолжительности активной творческой жизни.

В общебиологическом плане здоровье можно определить как гармоническое единство всевозможных обменных процессов между организмом и окружающей средой и как результат этого согласованное течение разнообразных обменных процессов внутри самого организма, проявляющееся в оптимальной жизнедеятельности его органов и систем.

Слайд 13 С точки зрения социальной медицины выделяют три уровня оценки

здоровья:

здоровье отдельного человека (индивидуальное здоровье),
здоровье малых социальных групп (семейное или групповое здоровье),
здоровье всего населения (популяции, общества), проживающего на определенной территории (популяционное, общественное здоровье).
Для оценки здоровья на каждом из трех уровней используются различные шкалы. Но следует подчеркнуть, что наиболее адекватные критерии для каждого уровня еще окончательно не обоснованы и порой трактуются по-разному.

Слайд 14 Индивидуальное здоровье
олицетворяет состояние полного физического, психического и социального благополучия. Это

интегральное понятие включает целый ряд слагаемых, в числе которых
гено- и фенотип,
конституционная принадлежность,
физическое развитие,
психофизиологический иммунный статус,
уровень резистентности к воздействию
неблагоприятных факторов,
биохимическая индивидуальность.


Слайд 15 Итак, здоровье - это процесс

жизненного цикла с адекватной природе человека реализацией физиологических, психических, биологических потребностей личности, в оптимальной социально-трудовой активности, репродуктивности при максимальной продолжительности жизни.
Для оценки здоровья населения (популяции) используются типовые медико-статистические показатели:
1. Медико-демографические показатели:
а) показатели естественного движения населения:
- смертность общая и возрастная;

Слайд 16- средняя продолжительность предстоящей жизни;
- рождаемость, плодовитость;
- естественный прирост населения;
б) показатели

механического движения населения:
- миграция населения (эмиграция, иммиграция, сезонная, внутригородская миграция и др.).
II. Показатели заболеваемости и распростра-
ненности болезней (болезненности).
III. Показатели инвалидности и инвалидизации.
IV. Показатели физического развития
населения.

Продолжение


Слайд 17 Практически целый ряд показателей состояния здоровья детей можно разделить на две

большие группы: демографические и клинические.
Общественное здоровье изучает санитарное состояние населения, которое в основном характеризуется демографическими показателями (рождаемость, смертность, естественный прирост населения), а также физическое развитие и заболеваемость и др.



Слайд 18Продолжение

Главная же задача изучения состояния здоровья детского

населения заключается в характеристике здоровья активно действующего, так называемого практически здорового детского населения, степени его социальной дееспособности и происходящих в нем под влиянием действующих факторов среды сдвигов.

Продолжение

Продолжение

Продолжение


Слайд 19Педиатрическая наука исследует состояние здоровья с клинических позиций установления диагноза здоровья,

определения уровня здоровья каждого ребенка индивидуально .

Особенно важным это является для практической деятельности врачей-педиатров амбулаторно-поликлинического звена, а также работающих в детских и интернатных учреждениях.


Слайд 20 Система комплексной оценки состояния здоровья основывается на четырех базовых

критериях:
1) наличие или отсутствие функциональных нарушений и/или хронических заболеваний (с учетом клинического варианта и фазы течения патологического процесса);
2) уровень функционального состояния основных систем организма;
3) степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям;
4) уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.


Слайд 21 При этом постулируется выделение пяти групп здоровья:

К I группе здоровья относятся здоровые дети с нормальным физическим и психическим развитием, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений.







Слайд 22Ко II группе здоровья
относятся дети, у которых отсутствуют хронические

заболевания, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения;
реконвалесценты, особенно перенесшие тяжелые и средней тяжести инфекционные заболевания;
дети с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост; отставание по уровню биологического развития);
дети с дефицитом массы тела или избыточной массой тела;
дети часто и/или длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями;
дети с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранности соответствующих функций.

Продолжение


Слайд 23 К III группе здоровья

относятся дети, страдающие

хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии с редкими обострениями, сохраненными или компенсированными функциональными возможностями при отсутствии осложнений основного заболевания;
дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций. При этом степень компенсации не должна ограничивать возможность обучения или труда ребенка, в том числе подросткового возраста.


Слайд 24
К IV группе здоровья
относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями

в активной стадии и в стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсацией функциональных возможностей;
с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но с ограниченными функциональными возможностями;
с возможными осложнениями основного заболевания; в случаях, если основное заболевание требует поддерживающей терапии;
дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что в определенной мере ограничивает возможности обучения и труда ребенка.

Слайд 25 К V группе здоровья
относятся дети, страдающие тяжелыми хроническими

заболеваниями с редкими клиническими ремиссиями, частыми обострениями и непрерывно-рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, наличием осложнений основного заболевания, требующими постоянной терапии;
дети-инвалиды;
дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженными изменениями компенсации нарушенных функций или значительным ограничением возможностей обучения и труда.

Слайд 26
Комплексную оценку состояния здоровья детей

осуществляет врач-педиатр на основании анализа всех

перечисленных выше критериев, результатов собственного обследования, данных лабораторных и инструментальных методов исследования, а также заключений специалистов.
При этом формулируется полный клинический диагноз с указанием основного заболевания или функционального нарушения, его стадии, варианта течения, степени сохранности функций, наличия осложнений, сопутствующих заболевания или выносится заключение «здоров».

Слайд 27 Проведенные научные исследования доказали существенное негативное влияние нарушений в

раннем онтогенезе (дизонтогенез), неблагоприятных наследственно-биологических и социальных факторов на процессы физиологического созревания и интеграции основных функциональных систем в первые годы постнатального развития и формирование состояния здоровья детей раннего возраста. Выявлена также тесная взаимосвязь в этом возрастном периоде параметров, характеризующих соматическое здоровье ребенка и уровень его нервно-психического развития.


Слайд 28 В этой связи перечисленные ранее четыре базовых критерия оценки

состояния здоровья детей от 3 до 17 лет дополнены двумя критериями, необходимыми для адекватной многофакторной оценки состояния здоровья детей раннего возраста:
- наличие или отсутствие отклонений в раннем онтогенезе ребенка (биологический анамнез), семейном и социальном анамнезе;
- уровень нервно-психического развития ребенка и степень его гармоничности.
Данные критерии тесно коррелируют с уровнем состояния здоровья детей раннего возраста и являются определяющими для последующего развития.

Слайд 29I. Первый критерий здоровья - наличие или отсутствие отклонений в раннем

онтогенезе ребенка, генеалогическом и социальном анамнезе.
Семейный анамнез ребенка и его скрининговая оценка:
Анализ родословной проводится в 3 основных направлениях:
1) выявление моногенных и хромосомных заболеваний;
2) количественная оценка отягощенности семейного анамнеза;
3) качественная оценка отягощенности с выявлением предрасположенности к тем или иным заболеваниям.

Слайд 30 Отягощенность семейного анамнеза определяется по индексу накопления хронических заболеваний в

семье пробанда - Io, разработанному на кафедре поликлинической педиатрии РМАПО (З.С. Макарова, 1995). Он определяется по формуле:
Jот = общее число определенных заболеваний на всех родственников (о которых есть сведения) / общее число родственников (о которых есть сведения, кроме пробанда)
Оценка отягощенности семейного анамнеза (Io): 0-0,2 - низкая; 0,3-0,5 - умеренная; 0,6-0,8 - выраженная; 0,9 и выше - высокая.
Дети с выраженной и высокой отягощенностью относятся к группе риска по семейному анамнезу.

Слайд 31Особенности течения раннего онтогенеза

Изучаются сведения об антенатальном (раздельно о течении

первой и второй половины беременности), интранатальном, раннем неонатальном, неонатальном и постнатальном периодах развития ребенка, полученные
из выписок родильного дома и других медицинских учреждений, а также бесед с родителями.


Слайд 32 О степени неблагополучия в раннем онтогенезе ребенка, особенно в его антенатальном

периоде развития, можно косвенно судить по индивидуальному уровню малых аномалий развития, особенно в том случае, когда педиатр не имеет достоверных анамнестических сведений.
Исследования, проведенные на кафедре поликлинической педиатрии РМАПО, показали, что уровень малых аномалий развития имеет прогностическое значение для дальнейшего формирования состояния здоровья ребенка. В этой связи его определение является необходимым при клиническом обследовании детей.


Слайд 33Продолжение

Малые аномалии развития (стигмы дизэмбриогенеза)
Особенности формы черепа:
Особенности строения глаз и

лица:
Аномалии строения органов слуха:
Особенности строения зубов:
Особенности строения шеи:
Особенности строения грудной клетки и позвоночника:
Особенности строения конечностей:
Особенности развития мочеполовой системы:
Социальный анамнез. Сбор и анализ данных социального анамнеза является необходимой составляющей при многофакторной оценке состояния здоровья детей раннего возраста.



Слайд 34II. Второй критерий здоровья - уровень физического развития и степень его

гармоничности

Оценка физического развития проводится с учетом общепризнанных возрастных группировок по специальным таблицам. При сочетанной оценке длины и массы тела может применяться следующая схема:
1) нормальное физическое развитие - положение параметров длины тела в центильных зонах 3-7 и массы тела - в зонах 3-6;
2) отклонение в физическом развитии - положение результатов измерения в зоне 2 говорит о сниженном показателе, в зоне 1 - о низком, в зоне 7 - о повышенном показателе, а в зоне 8 - о высоком.

Слайд 35 III- уровень нервно-психического развития и степень его гармоничности

Оценивается по показателям нервно-психического развития, разработанным сотрудниками кафедры поликлинической педиатрии РМАПО, с определением группы развития или группы риска. Данный критерий тесно коррелирует с уровнем соматического состояния здоровья детей раннего возраста и является прогностическим в отношении дальнейшего развития ребенка.


Слайд 36 IV. Четвертый критерий здоровья - степень резистентности детского организма

Оценивается по числу эпизодов острых заболеваний, перенесенных ребенком в течение года, предшествующего обследованию. В том случае если наблюдение было менее продолжительным, оценка резистентности проводится по предложенному индексу резистентности (Ir).

Резистентность оценивается как хорошая при числе эпизодов острых заболеваний в течение года от 0 до 3 (Ir=0-0,32), как сниженная - при 4-5 эпизодах (Ir=0,33-0,49), как низкая - при 6-7 эпизодах (Ir=0,5-0,6) и как очень низкая - при 8 случаях острых заболеваний и более в течение года (Ir>0,67). Ребенок считается часто болеющим, если он в течение года переносит 4 острых заболеваний и более или его индекс резистентности составляет 0,33 и выше.


Слайд 37 V. Пятый критерий здоровья - уровень функционального состояния организма ребенка

В его основу положены данные клинического осмотра, результаты лабораторных и инструментальных методов исследования, анализ поведения, а также адаптационных возможностей ребенка.
Поведение ребенка является важным индикатором ранних отклонений в здоровье и развитии, еще не получивших манифестное выражение. включают выявление следующих особенностей:
- эмоциональное состояние (для детей 1-го года жизни) - положительное, отрицательное, неустойчивое, малоэмоциональное;
- настроение (для детей 2-6 лет):
а) бодрое, жизнерадостное - положительно относится к окружающим; охотно контактирует с окружающими, с интересом активно играет; дружелюбен, реакции эмоционально окрашены, часто (адекватно) улыбается, смеется; нет страхов;
б) спокойное - положительно относится к окружающим, менее контактирует с окружающими по своей инициативе, чем при бодром состоянии; спокоен, активен; реакции менее окрашены эмоционально;
в) раздражительное, возбужденное - плаксивость, раздражительность; неадекватно относится к окружающим; может быть бездеятелен или деятельность неустойчива; может вступать в конфликты, наблюдаются аффективные вспышки возбуждения, озлобленность, крик, резкое покраснение или побледнение в острые эмоциональные моменты;
г) подавленное - вял, бездеятелен, пассивен, неконтактен, замкнут, грустен, плачет;
д) неустойчивое - может быть весел, засмеяться и быстро заплакать, вступать в конфликты, быть замкнутым, быстро переходить от одного настроения к другому;

Слайд 38- сон (дневной - ночной) - глубокий, неглубокий, спокойный, беспокойный, прерывистый,

длительный (соответствующий возрасту), укороченный, чрезмерно длительный, с воздействиями, сочетание всех (многих) форм нарушения сна;
- аппетит (пищевое поведение) - хороший, неустойчивый, плохой, избирательный, повышенный отказ от пищи, много нелюбимых блюд, мало ест, ест очень медленно, набирает в рот и не жует, не умеет жевать, сосет пищу, безразличен к еде, ест через силу, ест с жадностью, оставляет (недоедает всегда), сочетание нескольких форм нарушения аппетита;

Продолжение


Слайд 39- характер бодрствования - активный, малоактивный, пассивный;
- взаимоотношения со взрослыми -

положительные, отрицательные, отсутствие взаимоотношений, инициативные, ответные, неустойчивые, сочетание нескольких форм;
- взаимоотношения с детьми - положительные, отрицательные, отсутствие взаимоотношений, инициативные, ответные, неустойчивые, сочетание нескольких форм;
- отрицательные привычки (автоматизмы, стереотипы) - нет отрицательных привычек; сосет пустышку, палец, язык, губу, одежду, раскачивается, выдергивает, крутит волосы, шмыгает носом, наморщивает лоб или нос, часто моргает, онанирует и др., агрессивен - кусается, царапается, дерется и др., сочетание нескольких форм;

Продолжение


Слайд 40Продолжение
- другие индивидуальные особенности - контактен, доброжелателен, груб, жесток, ласков, навязчив,

любознателен, очень интересуется окружающими, не интересуется окружающими, инициативен, деятелен, легко обучаем, необучаем, нелюбознателен, безынициативен, двигательно расторможен, заторможен, подвижен, уравновешен, медлителен, вынослив, легко утомляем, долго убирает игрушки, долго одевается, боится темноты, животных, неизвестности и пр., сочетание нескольких форм.
Оценка поведения может быть сделана только в результате наблюдения за ребенком не менее 1 месяца. Если она производится на момент исследования, то следует указать - «в настоящее время».
.
.


Слайд 41
На основании оценки поведения ребенка выделяют следующие группы риска:
- без

отклонений - нулевая группа риска;
- незначительные отклонения (отклонение в поведении по одному показателю) - группа внимания;
- умеренные отклонения (отклонения по 2-3 показателям) - группа риска;
- выраженные отклонения (по 4-5 показателям) - группа высокого риска;
- значительные отклонения (по 6 показателям и более) - диспансерная группа риска.
Адаптационные возможности детей оцениваются по особенностям течения адаптации к изменившимся микросоциальным условиям, в частности, к поступлению в дошкольные учреждения, школы и т.д.
.

Слайд 42
VI. Шестой критерий здоровья - наличие или отсутствие хронических заболеваний,

врожденных пороков развития, функциональных или морфофункциональных отклонений в состоянии здоровья

Данный критерий определяется педиатром по результатам клинических осмотров, заключений специалистов, а также дополнительных лабораторных и инструментальных методов исследования.




Слайд 43
Комплексную оценку состояния здоровья детей

осуществляет врач-педиатр на основании исследования

всех перечисленных шести критериев.


Он дает заключение о принадлежности ребенка к одной из пяти имеющихся групп здоровья.


Слайд 44Таким образом, введение дополнительных критериев и методов в оценку состояния здоровья

детей раннего возраста, обеспечивающее ее многофакторный анализ, позволяет:

- обеспечить, кроме общепринятого, клинический подход с определением индивидуального уровня, «меры здоровья» каждого конкретного ребенка, находящегося под наблюдением педиатра в амбулаторно-поликлинических, детских и интернатных учреждениях;


Слайд 45Продолжение
осуществить прогноз его последующего развития;
- унифицировать методы обследования и оценки состояния

здоровья детей;
- проводить адекватную медико-социальную экспертизу детей, подлежащих наблюдению;
- оптимизировать лечебно-диагностическую и реабилитационную работу;
- облегчить анализ эффективности лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий.
 



Слайд 46Литература
1. Громбах С.М. О критериях оценки состояния здоровья детей и подростков.

Вестн АМН СССР 1999; 1: 29-34.
2. Вельтищев Ю.Е. Проблемы охраны здоровья детей России. Рос вестн перинатол и педиат 2000; 1: 5-9.
3. Черток Т.Я. Методы исследования и оценки состояния здоровья. Состояние здоровья и диспансеризация детей раннего возраста. М 2007; 19-33.
4. Альбицкий В.Ю., Баранов А.А., Пуртов И.И. О комплексном подходе к выделению детей группы риска. Проблемы управления здоровьем матери и ребенка. М - Иваново 2007; 160-168.
5. Пуртов И.И. Пути оптимизации здоровья детей в раннем и дошкольном возрасте: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. М 1999; 45.
6. Справочник врача по профилактической педиатрии. Под ред. В.А. Доскина, З.С. Макаровой. М 2005; 100.
7. Макарова З.С. Закономерности формирования состояния здоровья и реабилитация детей с неблагоприятным течением раннего онтогенеза: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. М 2001; 48.
8. Печора К.Л. К оценке психического развития детей раннего возраста. Педиатрия 1999; 4: 27-29.
9. Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста. М 1996; 71.
10.Науменко О.А. Эпидемиология и мониторинг факторов риска заболеваний сердечно–сосудистой системы у школьников, проживающих в условиях крупного промышленного города. Автореф. дис. ... канд. мед. наук. – Оренбург, 2006.
11.Нестеренко С.А., Линева О.И. Социальная экология и ее влияние на иммунный гомеостаз во время беременности // Экология и здоровье человека: Тезисы докладов Всероссийской научно–практической конференции. – Самара, 2004. – С.120–122.
12.Пушкарева М.В. Критерии и методы минимизации воздействия экологических нагрузок на население. Автореф. дисс. ... докт. мед. наук. – М., 2005. – 44 с.
 
 


Слайд 47Благодарю за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика