Слайд 1Образовательная область
"Художетсвенно-
эстетическое развитие"
Слайд 2Терминологическое пространство образовательной области
Художественно-эстетическое развитие
Становление эстетического отношения к окружающему миру
Ценностно-смысловое восприятие
Приобщение
к искусству
Продуктивные виды деятельности
Художественно-эстетическая предметно-пространственная среда
Слайд 3Цели образовательной области
Приобщать к искусству, формировать элементарные представления о видах искусства.
Способствовать становлению эстетического отношения к окружающему миру, к миру природы.
Развивать продуктивные виды деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, конструктивно-модельная деятельность).
Способствовать развитию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной др.).
Слайд 4Задачи
образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие»
Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного,
музыкального, изобразительного), мира природы.
Становление эстетического отношения к окружающему миру.
Формирование элементарных представлений о видах искусств.
Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.
Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
Реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной).
Слайд 5Приобщать к искусству, формировать элементарные представления о видах искусства
1. Развитие эстетического
восприятия детей.
2. Формирование элементарных представлений о видах искусства (изобразительного, музыкального, художественной литературы, фольклора).
3. Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
Слайд 6Приобщать к искусству, формировать элементарные представления о видах искусства
Виды изобразительного искусства:
декоративно-прикладное искусство, графика, живопись, скульптура, архитектура, дизайн. Представление о музеях. Обсуждение содержания и выразительных средств произведений искусства, выражение своего отношения к произведению.
Роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека: единство пользы и красоты. Особенности: яркость, нарядность, связь с природой, народным бытом, традициями и обычаями. Сказочные образы в искусстве. Средства выразительности разных видов декоративно-прикладного искусства.
Декоративно-прикладное искусство Урала: камнерезное искусство, каслинское литье, златоустовская гравюра, нижнетагильский поднос, уральская роспись, вышивка, кружевоплетение и др.
Жанры и средства выразительности живописи.
Виды скульптуры: монументальная, садово-парковая, скульптура малой формы. Средства выразительности скульптуры: материал, техника обработки, объём, пластика формы, композиция, динамика, постамент.
Особенности архитектуры: назначение, прочность, красота. Средства выразительности: материал, объём, украшения (колонны, арки, решетки, портики, купола).
Слайд 7Способствовать становлению эстетического отношения к окружающему миру, к миру природы
1. Дать
представление о категориях:
красиво-некрасиво (прекрасное – безобразное);
форма и содержание (приятное - неприятное, комическое – трагическое, реальное –фантастическое, возвышенное – низменное, веселое - грустное, живое – неживое, правдивое - лживое);
пространство и время (движение – покой, причина-следствие, изменение: развитие - разрушение).
2. Развивать эстетический, эмоциональный, оценочный, деятельностный опыт детей.
Слайд 8Эстетическое отношение к миру
Слайд 9Способствовать становлению эстетического отношения к окружающему миру, к миру природы
Роль декоративно-прикладного
искусства в жизни человека: единство пользы и красоты. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле).
Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Красота и разнообразие природы, выраженные средствами живописи, графики.
Представление о назначении дизайна. Особенности дизайна одежды, аксессуаров, интерьера, ландшафта.
Слайд 10Развитие продуктивных видов деятельности детей
формировать умения, связанные с художественно-образным отражением предметов
и явлений в различных видах изобразительной деятельности.
учить детей создавать многофигурные сюжетные композиции (в рисовании, лепке, аппликации).
учить создавать декоративные композиции (в рисовании, лепке, аппликации).
учить самостоятельно находить приёмы изображения при интеграции видов изобразительной деятельности и художественного труда.
поддерживать стремление комбинировать знакомые техники, помогать осваивать новые, по собственной инициативе объединять разные способы изображения.
Слайд 11Развитие продуктивных видов деятельности детей
Материалы для рисования: фломастер, гелевые мелки, графитный
карандаш, цветные карандаши, уголь, пастель, сангина, восковые мелки и т.д. Приёмы работы с графическими материалами: штриховка, тушевка, растушевка. Разные способы условно-плоскостного изображения плодов, цветов, деревьев, птиц, животных, человека. Изображение зданий и транспортных средств разными способами. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер.
Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.
Живописные материалы: гуашь, акварель. Цвет — основное средство выразительности в рисовании. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения, экспериментирование с цветом. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния. Выбор средств художественной выразительности для создания образа в соответствии с замыслом.
Декоративное рисование по мотивам народных росписей: дымковской, городецкой, хохломской, гжельской. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.
Простые геометрические формы. Природные формы. Зависимость композиции от формы предмета.
Сюжетное рисование. Отражение явлений окружающей жизни в сюжетном рисунке. Элементарные приёмы композиции на плоскости. Понятия: линия горизонта,
ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Композиционный центр: главное и второстепенное в композиции.
Слайд 12Развитие продуктивных видов деятельности детей
Материалы для создания выразительного образа в лепке:
глина, пластилин, мокрый песок, бумага и др. Элементарные приёмы работы с пластическими материалами для создания выразительного образа: скатывание, раскатывание, сплющивание, прищипывание и др.
Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание, разрезание, скручивание и др.).
Конструктивно-модельная деятельность.
Слайд 13Способствовать развитию самостоятельной творческой деятельности
Передача настроения в творческой работе с
помощью:
цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала;
различных художественных техник и материалов (коллажа, граттажа, аппликации, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов).
Слайд 14Способствовать развитию самостоятельной творческой деятельности
Способствовать развитию словесного творчества (придумывать рифмовки,
истории, сказки).
Прогнозировать возможные действия героев, место действия, завершение сюжета.
Отражать литературный опыт в самостоятельной художественно-эстетической деятельности.
Реализовывать творческие замыслы, свободно и умело сочетать разные художественные техники.
Исполнять любимые песни, импровизировать голосом простейшие интонации.
Организовывать детей для совместной игры с инструментами.
Исполнять, самостоятельно придумывать музыкально-ритмические движения.
Побуждать детей к элементарному самостоятельному музицированию.
Слайд 15Формы, приёмы организации образовательного процесса
Слайд 16 Художественно-эстетическая деятельность
в режимных моментах:
Утренний отрезок времени
Индивидуальная работа по усвоению
технических приемов, изобразительных умений
Игровые упражнения
Обследование предметов и игрушек
Наблюдение
Проблемные ситуации («Как раскрасить пластилин?», «Какого цвета снег?», «Отражение света. Как увидеть радугу?»)
Рассматривание чертежей и схем, иллюстраций и т.д.
Прогулка
Дидактические игры
Проблемная ситуация
Индивидуальная работа по развитию зрительного восприятия
Моделирование
Вечерний отрезок времени, включая прогулку
Игры - экспериментирование
Упражнения по развитию мелкой моторики рук
Ситуативные разговоры
Виртуальные путешествия
Слайд 17 Художественно-эстетическая деятельность
в непосредственно-образовательной деятельности:
Образовательные ситуации («Секреты линии горизонта»,«Детали в
картине», «У природы нет плохой погоды»),
Обучающие занятия («Подбери палитру», «Волшебная линия», «Фигурные отпечатки»)
Творческие проекты: («Выпуск детской газеты», «Игрушки со всего света», «Родословная моя», «Музей красоты»)
Решение проблемных ситуаций
Экспериментирование
Наблюдение
Экскурсии
Беседы
Обсуждение
Рассматривание объектов реального и рукотворного мира, их обследование.
Виртуальные путешествия
Рассказы
Встреча с интересными людьми
Дидактические игры
Занимательные показы
Рассматривание альбомов фотографий, иллюстраций, репродукций, коллекций
Опыты
Конкурсы
Слайд 18 Художественно-эстетическая деятельность
в самостоятельной деятельности:
Решение проблемных ситуаций
Дидактические игры
Сюжетно-ролеавые игры
Наблюдения
Рассматривание
Сбор
материала для детского дизайна, декоративного творчества
Экспериментирование с материалами
Рассматривание
предметов искусства
Слайд 19 Художественно-эстетическая деятельность в семье:
Ситуативное обучение. Упражнения.
Коллекционирование
Просмотр видео
Рассматривание произведений искусства
Обследование предметов
Домашнее
экспериментирование
Совместное творчество
Сопровождение семьи:
Беседы
Консультации
Открытые просмотры
Выставка работ
Встречи по заявкам
Интерактивное взаимодействие через сайт Совместные игры
Совместные занятия
Мастер-классы
Опросы, анкетирование, информационные листы
Слайд 20Технология Р.М. Чумичевой
Ознакомление дошкольников с живописью
1. Эмоционально – личностный
Характерны личные мотивы,
собственное понимание, связанное с опытом ребенка, его эмоциями, интересами
2. Выделение познавательной, эстетической и нравственной ценностей содержания произведения
Слайд 21Диагностика определения уровней развития представлений о произведениях искусства
(Р.М. Чумичевой)
Слайд 23 Задачи по развитию восприятия
произведений разных видов изоискусства
Слайд 24Этапы работы по формированию элементарных представлений у дошкольников о видах искусства
1
этап:
Цель: создание интереса к произведению, формирование умения внимательно рассматривать, эмоционально откликаться на ее содержание
2 этап:
Цель: развивать умение самостоятельно анализировать содержание, выделять средства выразительности
3 этап:
Цель: формировать творческое восприятие произведений изоискусства.
Слайд 25
Технология Т.С. Комаровой
«Обучение детей технике рисования»
Слайд 27Технология Л.А. Парамоновой
Конструирование в детском саду
Два типа конструирования: техническое и художественное
К
художественному типу конструирования относится конструирование из бумаги и природного материала.
К техническому типу конструирования часто относят: конструирование из строительного материала, из деталей конструктора, имеющих разные способы крепления, из крупных модулей, а также конструирование на базе компьютерных программ.
Лего-конструирование создано для развития умственных способностей детей. В серию входят разнообразные конструкторы: модели для детей от 3 лет для составления и обыгрывания бытовых сюжетов, элементарные механизмы, приводящие модель в действие от натянутой пружины или солнечной батареи, робототехника.
Слайд 28Технология Л.А. Парамоновой
Задачи обучения конструированию:
Конструирование по образцу (Ф. Фребель) заключается в
том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и т.п., как правило, показывая способы их воспроизведения.
Конструирование по модели (А.Н. Миренова, А.Р. Лурия) заключается в том, что детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных составляющих ее элементов скрыто от ребенка. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала.
Конструирование по условиям (Н.Н. Поддьяков) задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. Данная форма работы способствует развитию творческого конструирования
Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам было разработано С. Леона Лоренсо и В.В. Холмовской. Воссоздаются отдельные функциональные особенности реальных объектов, предоставляет возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования.
Конструирование по замыслу по сравнению с конструированием по образцу обладает большими возможностями для развития творчества детей, для проявления их самостоятельности; в этом случае ребенок сам решает, что и как он будет конструировать.
В конструировании по теме детям предлагают общую тематику конструкций (например, «Город»), и они сами создают замыслы конкретных построек и поделок, выбирают способы их выполнения, материал.
Каркасное конструирование, предложенное Н.Н. Поддьяковым, предполагает первоначальное знакомство детей с простым по строению каркасом как центральным звеном постройки (его частями, характером их взаимодействия) и последующую демонстрацию педагогом различных его изменений, приводящих к трансформации всей конструкции.
Слайд 29Используемые методы и приёмы
Сенсорное обследование лего - деталей
для знакомства с формой, цветом и определения пространственных соотношений между деталями с целью целостного восприятия постройки
Демонстрация и рассматривание иллюстраций и картин с изображением объектов для конструирования
Наблюдение натуральных объектов
Использование схем и чертежей
Демонстрация вариативных соединений деталей при создании модели
Объяснение последовательности и способов выполнения постройки
Использование
схем и чертежей
Показ и анализ образца
Предъявление речевого образца
Создание проблемной ситуации
Анализ и оценка конструктивной деятельности
Слайд 30 Особенности художественно-эстетической предметно-пространственной среды в ДОУ
Образовательная среда должна учитывать возрастные
интересы детей дошкольного возраста
Образовательная среда должна соответствовать возможностям ребёнка на грани перехода к следующему этапу развития
Предметно-пространственная среда должна соответствовать структуре когнитивной сферы ребёнка
Динамика образовательной среды должна учитывать исходную инициативности ребёнка
Слайд 31Цель музыкального развития детей
Приобщать к музыкальному искусству, формировать элементарные представления
о видах искусства, радостное эмоциональное ощущение в процессе общения с музыкой
Слайд 32Задачи музыкального развития детей
формирование представлений о связи музыки слова, жеста и
движения с жизнью;
воспитание интереса к музицированию чрез игровую деятельность;
воспитание потребности в самовыражении через коллективное и индивидуальное творчество;
развитие тактильных ощущений (ритмическая пульсация) через звучащие жесты;
развитие навыков импровизации через слово, жест, звук, движение;
развитие двигательных ощущений через пластическую импровизацию;
развитие речевой активности через звукоподражание
развитие интонационного слуха через звукоподражание и игру на музыкальных инструментах
развитие тембрового слуха через игру на инструментах
развитие способности к построению ассоциативных аналогий между образами действительности и образами звуковыми, пластическими, художественными
Слайд 33Формы, приёмы организации образовательного процесса
Слайд 34 Использование музыки в совместной деятельности:
Игры-импровизации: игра-сказка; игра-балет; игра-опера; игра-карнавал; игра-фантазия;
Двигательно-игровые
импровизации(показ пластики образов « Мальвина», «Буратино»,
показ в пластике характеров образов (Весёлый Буратино», «Сердитая Мальвина);
Вокально-речевые импровизации;
Интонационные этюды (разыгрывание сценок из жизни животных, птиц предметов и явлений); перевоплощение в персонажей;,исполнение роли за всех персонажей в настольном театре;
Игровые ситуации (войти в изображаемую ситуацию и вообразить кукол-марионеток в цирке);
Инструментальные импровизации;
Сюжетосложение;
Музыкально -игровые композиции: игры –приветствия; игры речевые; игры с палочками; игры со звучащими жестами, игры-уподобления, игры-настроения, игры-образы;
Инструментальное музицирование;
Танцевальные миниатюры;
Компьютерные музыкально-игровые программы
Слайд 35 Использование музыки в самостоятельной деятельности :
Создание условий для самостоятельной музыкальной
деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов, музыкальных игрушек, театральных кукол, атрибутов, элементов костюмов для театрализованной деятельности, ТСО;
Игры в «праздники», «концерт», «оркестр», «музыкальные занятия», «телевизор»;
Создание для детей игровых творческих ситуаций (сюжетно-ролевая игра), способствующих импровизации в пении, движении, музицировании;
Импровизация мелодий на собственные слова, придумывание песенок;
Придумывание простейших танцевальных движений;
Инсценирование содержания песен, хороводов;
Составление композиций танца;
Импровизация на инструментах;
Музыкально-дидактические игры;
Аккомпанемент в пении, танце и др.
Детский ансамбль, оркестр;
Создание системы театров для театрализованной деятельности: театр на пружинках;
плоскостной театр; театр масок; театр из клубков; театр из природного материала; театр из бросового материала; театр моды; театр оригами; театр вязаной игрушки; театр кукол из старых газет; театр на ложках; театр из спичечных коробков; театр «Смешарики»
Слайд 36 Использование музыки в семье:
Изучение мнения родителей о музыке и музыкальном
воспитании (анкетирование, интервьюирование, наблюдение).
Тематические музыкальные лектории. Педагогические конференции с приглашением специалистов. Игровые практикумы для родителей.
Создание мини-библиотеки по вопросам музыкально-эстетического воспитания детей.
Клубы по интересам.
Организация семейных досугов. Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним).
Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, оркестр).
Открытые музыкальные занятия для родителей.
Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки).
Оказание помощи родителям по созданию предметно-музыкальной среды в семье.
Посещения музеев, выставок, детских музыкальных театров.
Прослушивание аудиозаписей с просмотром соответствующих иллюстраций, репродукций картин, портретов композиторов. Просмотр видеофильмов.