Слайд 1
18 сентября- День здоровья школьников Профилактика нарушения зрения
Здоровье человека – проблема
достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становиться первостепенной.
Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как состояние «полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Как и в воспитании нравственности и патриотизма, так и в воспитании уважительного отношения к здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов–медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Наиболее чувствительны к разного рода негативным воздействиям дети, чьи неокрепшие развивающиеся органы и системы в условиях школьного обучения подвергаются постоянным, длительным, со временем увеличивающимся нагрузкам.
Слайд 2Школа – это не только учреждение, куда на протяжении многих лет
ребёнок ходит учиться. Это ещё и особый мир детства, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни, где он не только учится, но и радуется, принимает различные решения, выражает свои чувства, формирует своё мнение, отношение к кому–либо или чему–либо.
Именно в школьном возрасте наиболее часто появляются зрительные расстройства и, в первую очередь, близорукость. Поэтому очень важны профилактические мероприятия, как первичные – предупреждение возникновения нарушений зрения, так и вторичные – профилактика прогрессирования уже имеющихся нарушений.
Слайд 3
Наиболее часто в школьном возрасте встречаются такие формы нарушений зрения, как
спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость и астигматизм.
Спазм аккомодации. Большинство офтальмологов называют спазмом аккомодации чрезмерное напряжение мышцы, которое не проходит, даже когда глаз в нем не нуждается. Спазм сопровождается напряжением зрения вдаль, зрительным утомлением при работе на близком расстоянии. Такой спазм дает стойкое усиление преломляющей способности глаза в ущерб зрению.
Близорукость. Как правило, это приобретенное заболевание, когда в период интенсивной длительной нагрузки (чтение, письмо, просмотр телепередач, игр на компьютере) из-за нарушения кровоснабжения происходят изменения в глазном яблоке, приводящие к его растяжению. В результате такого растяжения ухудшается зрение вдаль, которое улучшается при прищуривании или надавливании на глазное яблоко.
Дальнозоркость. В отличие от близорукости, это не приобретенное, а врожденное состояние, связанное с особенностью строения глазного яблока. Первые признаки появления дальнозоркости - ухудшение остроты зрения вблизи, стремление отодвинуть текст от себя. В более выраженных и поздних стадиях - понижение зрения вдаль, быстрая утомляемость глаз, покраснение и боли, связанные со зрительной работой.
Астигматизм. Это особый вид оптического строения глаза. Явление этого врожденного или приобретенного характера обусловлено чаще всего неправильностью кривизны роговицы. Астигматизм выражается в понижении зрения как вдаль, так и вблизи, снижении зрительной работоспособности, быстрой утомляемости и болезненных ощущениях в глазах при работе на близком расстоянии.
Слайд 4Для профилактики возникновения и прогрессирования нарушений зрения у детей школьного возраста
особое значение имеет соблюдение элементарных гигиенических правил: рациональное построение учебного дня в школе, организация занятий и отдыха во внешкольное время, правильное питание, включающее достаточное количество витаминов.
Слайд 5КНИГИ ПО ТЕМЕ
Болезни глаз очень разнообразны, но чаще всего встречаются врожденные
патологии органа зрения, аномалии рефракции (близорукость, дальнозоркость, астигматизм), косоглазие, травмы и воспалительные заболевания, в первую очередь конъюнктивиты.
Эта книга посвящена подробному описанию врожденных и приобретенных заболеваний глаз у детей, а также различным способам их лечения и профилактики.
Слайд 6В настоящее время в офтальмофизиологии и медицине определение критической частоты слияния
мельканий (КЧСМ) широко используется как простой, надежный и точный функциональный тест для дифференциальной диагностики многих заболеваний и для оценки эффективности лекарственной терапии .
Пособие содержит сведения о диагностической ценности метода исследование КЧСМ на красный, зеленый и синий цвета у детей и подростков в норме и при различных заболеваниях органа зрения.
Слайд 7В учебнике отражены современные достижения зарубежной и отечественной офтальмологии. Представлены современные
сведения по эмбриологии, анатомии и физиологии зрительного анализатора. Описаны глазные симптомы при общих заболеваниях, а также медико-социальная экспертиза и реабилитация лиц с патологией глаз.
Учебник рекомендован студентам медицинских вузов и врачам.
Слайд 8В учебнике даны современные представления о формировании здоровья детей и подростков,
подходы к организации гигиенического воспитания и здорового образа жизни.
Учебник предназначен студентам медицинских вузов.
Слайд 10Литература по теме
595263
Ильинская, Марина В. Дети без очков. Коррекция
зрения без лекарств и скальпеля / М. В. Ильинская, 2014. - 219 с.
591654
КЧСМ в диагностике заболеваний и лечении органа зрения детей и подростков : метод. пособие / Ин-т проблем передачи информации им. А. А. Харкевича, Моск. науч.-исслед. ин-т глаз. болезней им. Гельмгольца, 2013. - 99 с.
592050
Чернявская, Евгения Анатольевна. Здоровьесберегающая социализация школьников : монография / Чернявская Евгения Анатольевна, 2013. - 142 с.
593226
Сивакова С. П. Создание здоровьесберегающей среды в системе образования и её влияние на формирование здоровья школьников в современных условиях / С. П. Сивакова, И. А. Касперчик // Здоровье и окружающая среда : сб. науч. тр. - Минск, 2013. - Вып. 23.- С.171-174
68655а
Малютина, Мария Александровна. Медико-социальное исследование здоровья школьников подросткового возраста и пути оптимизации медицинской помощи : автореф. дис. ... канд. мед. наук : 14.02.03 / Малютина Мария Александровна, 2013. - 22 с.
69127а
Потупчик, Татьяна Витальевна. Клинико-функциональная характеристика состояния здоровья и адаптационно-приспособительных процессов у детей первого года обучения в школе : автореф. дис. ... канд. мед. наук : 14.01.08 / Потупчик Татьяна Витальевна, 2013. - 26 с.
Слайд 11
71372а
Пантелеева, Виктория Григорьевна.
Патофизиологические изменения органа зрения у детей с хроническими заболеваниями печени: автореф. дис. ... канд. мед. наук : 14.00.04 / Пантелеева Виктория Григорьевна, 2014. - 16 с.
69845а
Буря, Евгения Юрьевна. Гигиеническая оценка условий обучения и состояния здоровья учащихся 6-11-х классов сельских школ : автореф. дис. ... канд. мед. наук : 14.02.01 / Буря Евгения Юрьевна, 2013. - 25 с.
Дычко Е. А. Формирование развития двигательных качеств у детей с нарушениями зрения / Е. А. Дычко, Д. В. Дычко, Н. Б. Пилькевич // Здоровье для всех. - 2013. - № : 1.- С7 - 11
Молдованов В. В. Совершенствование методологии управления здоровьем детей, обучающихся в образовательных учреждениях мегаполиса / В. В. Молдованов, С. Г. Сафонкина // Здоровье населения и среда обитания. - 2014. - № 1.- С.14-16
Святковская Е. Ю. Исследование бинокулярного взаимодействия у детей школьного возраста при различных расстояниях от глаз до рабочей поверхности / Е. Ю. Святковская // Санитарный врач. - 2014. - № 3.- С.20-22
Использование электрофореза ацетилсалициловой кислоты при нарушениях аккомодации у детей и подростков / Т. А. Гюрджян [и др.] // Здравоохранение. - 2014. - № 4.- С.51-55
Деньга О. В. Иммунный статус и его коррекция при слепоте у детей] / О. В. Деньга, С. В. Шпак, А. В. Богданова // Лабораторная диагностика. Восточная Европа. - 2014. - № 2.- С.102-111
Рыков С. А. Медико-социальный мониторинг в системе охраны зрения школьников / С. А. Рыков, Н. М. Орлова, А. А. Костецкая // Офтальмология. Восточная Европа. - 2013. - № : 2.- С105 - 111
Слайд 12Зорина И. Г. Социально-гигиенический мониторинг факторов среды обитания и состояния здоровья
как метод определения приоритетов профилактики в гигиене обучения школьников / И. Г. Зорина // Здоровье населения и среда обитания. - 2013. - № : 1.- С17 – 18
Александрова И. Э. Гигиеническая оценка использования ноутбука в начальной школе / И. Э. Александрова, З. И. Сазанюк, Т. В. Шумкова // Санитарный врач. - 2013. - № : 7.- С.47-49
Соболева Л. Г. Проблемы влияния образа жизни на формирование здоровья школьников : (обзор литературы) / Л. Г. Соболева // Проблемы здоровья и экологии. - 2013. - № : 3.- С.27-31
Соболева Л. Г. Комплексная оценка здоровья школьников г. Гомеля / Л. Г. Соболева, Т. М. Шаршакова, О. В. Шульга // Проблемы здоровья и экологии. - 2013. - № 4.- С.136-140
Савичева Н. М. Влияние технических средств передачи и обработки информации персонального использования на формирование образа жизни и состояние здоровья школьников / Н. М. Савичева, О. А. Григорьев // Санитарный врач. - 2013. - № : 2.- С.28 - 39
Рыков С. А. Медико-социальный мониторинг в системе охраны зрения школьников / С. А. Рыков, Н. М. Орлова, А. А. Костецкая // Офтальмология. Восточная Европа. - 2013. - № : 2.- С105 - 111
Состояние здоровья учащихся общеобразовательных школ-интернатов города / Ю. Р. Акбашева [и др.] // Санитарный врач. - 2013. - № : 7.- С.44-46
Слайд 13
Берегите себя, свое здоровье
и здоровье ваших детей !