Слайд 1Городское методическое объединение учителей физической культуры
Презентация проекта
«Здоровый школьник»
(авторская редакция предлагаемая для
обсуждения)
Ланда Б.Х., зав.лаб.ГИДЦ
УО г.Казани, доцент КГТУ
им. А.Н.Туполева.
Казань, ГИДЦ
10 апреля 2009г.
Слайд 2План сообщения
Актуальность проекта
Цель и пути ее достижения
Образование и здоровье детей-двуединая задача
Инфраструктура
проекта
Материально-техническое и кадровое обеспечение
Выстраивание организационной модели
Предложения в план мероприятий проекта «Здоровый школьник»
Сроки действия проекта
Слайд 3«Универсиаде 2013 в Казани – достойное образование
в сфере физической культуры
и спорта
и отвечающий возрастным требованиям уровень
физической подготовленности молодежи»
Актуальность. Проект разработан во исполнение следующих законодательных и руководящих документов, в которых красной строкой прописан мониторинг важнейших показателей здоровья:
Федеральный (№329-ФЗ) и Татарстанский(№99-ЗРТ) законы о «Проведении ежегодного мониторинга физического развития и физической подготовленности обучающихся во всех образовательных учреждениях»
Распоряжение Президента РТ об утверждении «Плана основных мероприятий по проведению 2009 году в РТ Года спорта и здорового образа жизни» (№56 от 9.02.09, п.16)
Слайд 4Приказ МОиН РТ об утверждении Межведомственной целевой программы «Образование и здоровье
обучающихся и воспитанников образовательных учреждений РТ на 2009-2011 годы» (№1656/08 от 05.08.2008г.), где в разделе 4 «Диагностика и оценка эффективности здоровье сберегающей деятельности ОУ» исполнителем записана лаборатория мониторинга показателей здоровья ГИДЦ УО г.Казани.
Приказ МОиН РТ №18.03./08 от 15.09.08 «Об утверждении типовых критериев оценки эффективности деятельности руководителей образовательных учреждений», в котором основным является критерий «Сохранение и укрепление здоровья учащихся в учреждении».
Приоритетная программа развития столичного образования на 2007-2010 гг. «Комплексный педагогический мониторинг показателей здоровья и уровня знаний» (Казань, 2007, с.25).
Проект должен содействовать получению учащимися достойного физкультурного образования и обеспечить сохранение и укрепление их здоровья.
Слайд 5Цель проекта «Здоровый школьник».
Улучшение показателей здоровья школьников по важнейшим характеристикам их
физической подготовленности и физического развития.
Пути достижения цели.
Проведение массового широкомасштабного тестирования физического развития и физической подготовленности для изучения исходного состояния учащихся на соответствие половозрастным нормативам установленным медицинской наукой и требованиями учебной программы.
Использование преподавателем физической культуры полученных результатов тестирования для разработки рекомендаций учащимся и корректировки содержания учебного процесса, направленного на совершенствование их гармоничного развития. При необходимости привлечение для консультаций медицинского работника и родителей.
Мониторинговые исследования по отслеживанию динамики показателей физического развития и физической подготовленности для оценки эффективности принятых учителем физической культуры и всем коллективом образовательного учреждения мер по реализации проекта «Здоровый школьник».
Слайд 6Образование и здоровье детей – двуединая задача.
Длительный почти
20 летний период обучения детей (ДОУ, школа, ВУЗ) превращают систему образования в главное место управления здоровьем. Забота о здоровье этой многомиллионной армии учащихся не стала приоритетом национальных проектов «Образование» и «Здоровье». Статистика же здоровья молодого поколения действительно тревожна. Особо беспокоит рост негативных проявлений и молодежной среде. По самым осторожным подсчетам опыт употребления наркотиков имеют 7 миллионов наших граждан, а из незаконного оборота ежегодно изымается более 100 тонн наркотических веществ (В.Таймазов, С-П, 2007г.). За последние годы почти не выявляются здоровые одинадцатиклассники.. Младшие школьники до 70%, а старшие до 90% времени (кроме сна) проводят в обездвиженном состоянии, что значительно снижает функциональные возможности организма. Более 72%школьников старше 13лет либо курят, либо употребляют алкоголь. (М.Давыдов, президент Российской академии медицинских наук, 2007г.). Достоверные данные свидетельствуют, что детей с ослабленным здоровьем сейчас в школах около 90%. Все это позволяет говорить о том, что процесс обучения становится фактором риска, а меры принимаемые системой образования по формированию здорового образа жизни считать не эффективными.
Слайд 7Информация МО и Н РТ «О выполнении индикаторов приоритетного национального проекта
образование» (изд. РИЦ «Школа»,2009)
Из таблицы следует: резкое снижение охвата школьников занятиями физической культурой и спортом, недостаточное оснащение спортинвентарем и очень низкая обеспеченность школ медкабинетами, предназначение которых- контроль за здоровьем детей. Данные по г.Н.Челны приведены для сравнения.
Слайд 8 Современная школа, применительно к предмету физическая
культура, призвана давать не только сумму необходимых двигательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных знаний, умений и навыков, но и воспитывать физически здоровую личность. В новом Государственном образовательном стандарте о качестве образования и его улучшении судят сегодня, как и во всем мире, используя компетентностный подход. Эта новая концепция обновления образования относится к сфере ФК. При компетентостном подходе акцент переносится с привычных общих требований к ЗУНам на способности к пониманию и владению полученными знаниями на практике, для обеспечения безопасной жизнедеятельности и работоспособности, подготовки учащихся к взрослой жизни. Конкурентоспособной будет только та личность, которая сможет применить полученные знания в своей профессиональной практической деятельности. Для этого на уроках физической культуры нужно не только научиться выполнению различных физических упражнений, освоить многие виды спорта, но и овладеть знаниями первичной диагностики собственного здоровья по общественным тестам ФР и ФП.
Слайд 9 Таким образом, школьное физкультурное образование сможет помочь
здравоохранению в решении важнейших профилактических задач. Наличие в образовательных учреждениях компьютерной техники и использование ее информационно-диагностических возможностей, позволяет создать систему оперативного слежения за показателями здоровья детей.
Базовой основой проекта «Здоровый школьник», при оценке эффективности его реализации, служат разработанные в лаборатории мониторинга показателей здоровья методики и технологии тестирования, изданные в Москве и признанные учебными пособиями федерального уровня.*
*Методика комплексный оценки ФР и ФП М. Изд. Сов. спорт 2008, с.243
*Мониторинг ФР и ФП учащихся М. Педагогический университет «Первое сентября», 2008, с.140
Слайд 11
Материально-техническое обеспечение проекта.
Оснащение медкабинетов образовательных учреждений в соответствии с САНПиН кистевыми
динамометрами, спирометрами, тонометрами.
Кадровое финансовое обеспечение проекта
Стимулирование труда:
- учителя ФК, обеспечивающего не только проведение комплексного тестирования, но и разработку индивидуальных рекомендаций по улучшению показателей ФР и ФП;
- учителя информатики, отвечающего за представление карты тестирования показателей здоровья в электронном виде;
- медработника, если он участвует в заполнении карты тестирования.
Слайд 12Выстраивание организационной модели
Слайд 13Предложения в план мероприятий проекта «Здоровый школьник»
Переменить отношение к школьному спорту
поможет идея создания специальных спортивных классов в каждой школе. Это позволит наряду с обучением по школьной программе, добровольно заниматься прямо в стенах своей школы избранным видом спорта. Следующим этапом может быть создание школьных спортивных команд и спортивных клубов, организация системы массовых соревнований между ними. Приобщению школьников к активным занятиям спортом обязательно должна помочь просвятительская и пропагандистская работа (показательные выступления, обучение самодиагностике здоровья и другие мероприятия).
Для детей и подростков школьного возраста предлагаются:
Различные формы двигательной активности, спортивные состязания, соответствующие их интересам.
Проведение детско-юношеских игр на кубок мэра Казани, предусмотрев возможность мониторинга состояния здоровья детей, другие исследования на физкультурно-оздоровительные и спортивные темы.
Наряду с традиционными (футбол, лыжи, легкая атлетика) внедрение популярных у молодежи новых и экспериментальных видов спорта (ролики, сноуборд, стритбол, маутинбайк и другие).
Нельзя оставлять без внимания и студенческий спорт, значение которого пока еще недооценивается. Здесь ведущую роль должны сыграть студенческие спортивные клубы Вузов. Они должны стать основой массовости и гарантией успеха в спорте высших достижений.
Слайд 14Сроки действия проекта с сентября 2009г по ноябрь 2011г.
Первая апробация во
всех школах и детских садах апрель-май-июнь 2009г.