Слайд 1Цивилизации и их характеристики
Слайд 2Civilis - гражданский
Определения:
Цивилизация есть общество, его синоним (воплощение единства материальной и
духовной культуры).
Цивилизация - это западное гражданское общество. Здесь ставится знак равенства между цивилизацией и современным типом общественного устройства, характерным для высокоразвитых стран Запада и других регионов, достигших передового уровня технологического развития, вошедших в «информационное» общество, внедривших гражданские, политические, социальные и правовые институты, обеспечивающие эффективное развитие как общества в целом, так и отдельной личности.
Цивилизация - это прогресс. Иногда термин «цивилизация» понимается как достижения в сфере материально-технической, средств коммуникации.
Цивилизация - это хорошо организованное, гуманистически устроенное общество, в котором обеспечены основные права личности.
Цивилизация - это материальная культура, противопоставляемая духовной.
Цивилизация - социокультурная общность, формируемая на основе универсальных (то есть сверхлокальных) ценностей, получающих выражение в мировых религиях, системах морали, права и искусства. Эти ценности сочетаются с обширным комплексом практических и духовных знаний и разработанными системами символов, способствующими преодолению локальной замкнутости первичных коллективов.
Слайд 3Л.И. Семенникова: «Цивилизация - это сообщество людей, объединенное основополагающими духовными ценностями
и идеалами, имеющее устойчивые особые черты в социально-политической организации, культуре, экономике и психологическое чувство принадлежности к этому сообществу».
Идеи цивилизации развиты в работах М. Вебера, О. Шпенглера, А. Тойнби и др.
А. Тойнби дает простое и ясное определение, включающее в понятие системность: «Цивилизации - это единые организмы, все части которых взаимосвязаны и находятся в постоянном взаимодействии». Таким образом, цивилизация - это система, которая имеет внутренний механизм функционирования.
Слайд 4Академик Б. С. Ерасов выделил следующие критерии, отличающие цивилизацию от стадии
варварства (Ерасов Б.С. Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов. М., 1998.):
Система экономических отношений, основанная на разделении труда — горизонтальном (профессиональная и укладная специализация) и вертикальном (социальная стратификация).
Средства производства (включая живой труд) контролируются правящим классом, который осуществляет централизацию и перераспределение прибавочного продукта, изымаемого у первичных производителей через оброк или налоги, а также через использование рабочей силы для проведения общественных работ.
Наличие сети обмена, контролируемой профессиональным купечеством или же государством, которая вытесняет прямой обмен продуктов и услуг.
Политическая структура, в которой доминирует слой общества, концентрирующий в своих руках исполнительные и административные функции. Племенная организация, основанная на происхождении и родстве, замещается властью правящего класса, опирающейся на принуждение; государство, обеспечивающее систему социально-классовых отношений и единство территории, составляет основу цивилизационной политической системы.
Слайд 5Характеристики Запада и Востока (Б.Е. Ерасов)
Слайд 7Арнольд Джозеф Тойнби (1889—1975)
«Постижение истории» (англ. A Study of History), правильнее
— «Исследование истории», 12 томов (1934-1961 гг.).
Три поколения цивилизаций.
Первое поколение — примитивные, маленькие, бесписьменные культуры. Их много, и возраст их невелик. Они отличаются односторонней специализацией, приспособлены к жизни в конкретной географической среде; надстроечные элементы — государственность, образование, церковь, а тем более наука и искусство — в них отсутствуют.
Согласно Тойнби, культуры, живущие в комфортных условиях, не получающие «вызова» со стороны Среды, пребывают в состоянии стагнации.
Слайд 8
В цивилизациях второго поколения социальная связь направлена на творческие личности, которые
ведут за собой пионеров нового социального порядка. Цивилизации второго поколения динамичны, они создают большие города, вроде Рима и Вавилона, в них развивается разделение труда, товарный обмен, рынок.
Цивилизации третьего поколения формируются на основе церквей: из первичной минойской рождается вторичная эллинская, а из нее — на основе возникшего в ее недрах христианства — формируется третичная, западноевропейская.
Слайд 9
Тойнби признает циклическую схему развития цивилизаций: рождение, рост, расцвет, надлом и
разложение.
Но эта схема не является фатальной, гибель цивилизаций вероятна, но не неизбежна.
Слайд 10Список цивилизаций (по Тойнби)
Развившиеся цивилизации:
Западный мир
Православная христианская цивилизация (основная) — подразумевается
Византийский мир и его наследники на Балканах
Православная христианская (русская) цивилизация
Арабское общество (исламский мир)
Дальневосточная цивилизация (в Китае)
Дальневосточная цивилизация (в Японии и Корее)
Древнекитайская цивилизация
Индское общество (первоначально термин касался цивилизации в Индии после вторжения индоариев, так как цивилизацию долины Инда Тойнби ошибочно рассматривал как копию шумерской)
Индуистское общество
Иранское общество
Эллинское общество (греко-римская культура)
Слайд 1112. Сирийское общество (семитское христианство) — дожило до нашего времени в
виде двух «реликтов»: сообществ евреев и парсов
13. Минойское общество (крито-микенская цивилизация) — уровень бронзового века
14. Хеттское общество
15. Шумерское общество
16. Вавилонское общество (Ассирия, Вавилон, Элам)
17. Египетское общество — уровень бронзового века; (трёхтысячелетняя история древнеегипетской цивилизации не вписывалась в рамки концепции Тойнби)
18. Майянское общество — уровень каменного века, в VII веке распадается на юкатанскую и мексиканскую цивилизацию
19. Юкатанское общество (поздняя цивилизация майя)
20. Мексиканское общество (тольтеки и ацтеки)
21. Андское общество (инки)
Слайд 12Неродившиеся цивилизации:
Дальнезападная христианская (христианизированных кельтов)
Дальневосточная христианская (несториан в Западной и Средней
Азии)
Скандинавская (эпохи викингов)
Неродившаяся сирийская «эпохи гиксосов» — середины II тысячелетия до н. э.
Задержанные цивилизации:
Эскимосы
Кочевники Великой степи
Османы
Спартанцы
Полинезийская цивилизация (остров Пасхи)
Слайд 13Освальд Шпенглер (1880-1936)
Закат Европы (нем. Der Untergang des Abendlandes, Т. 1
— 1918, Т. 2 — 1922).
Список культур
Вавилонская
Арабо-византийская
Египетская
Индийская
Китайская»
Майанская (Мексиканская)
Греко-римская (Античная)
Западноевропейская
Слайд 14Лев Ильич Мечников (1838 -1888)
«Цивилизации и великие исторические реки», 1989,
фр.(М.: Просвещение, 1998. – 434 с.)
Главной внешней силой, воздействующей на общественный прогресс, Мечников считал географическую среду. Решающий компонент среды — водные артерии (моря, реки, озера, океаны). История делится на три эпохи (цивилизации): "речную", в которой преобладала деспотическая солидарность (Др. Египет, Индия, Китай); "морскую", которая началась с эпохи Великих географических открытий и привела к победе ценностей капитализма, и будущую "океаническую" (или "всемирную"), в которой степень свободы единения людей будет максимальной.
Слайд 15Мировые цивилизации в XXI веке
Семюэл Хантингтон. Столкновение цивилизаций, 1994.
Слайд 16Западная цивилизация
Возникла в 7-9 в. н.э.
Признаки: ускоряющееся развитие науки и
техники, индивидуализм, позитивизм, универсальная мораль, разнообразные идеологии наподобие демократии, либерализма, национализма, социализма, предлагаемые взамен традиционных ценностей.
Важнейшие части западной цивилизации:
греческая философия,
римское право,
христианская традиция.
В современном западном мире наметился отказ от христианских ценностей, их замена т.н. общечеловеческими ценностями.
Слайд 17
Примечание: религии – фундамент цивилизаций.
Кристофер Даусон (1889 – 1970): «Великие религии
– это основания, на которых покоятся великие цивилизации».
Кн.: Religion and Culture (Религия и культура, 1948), написана на основе лекцийGifford Lectures (1947-49).
Слайд 18Китайская (синская) цивилизация
Возникла по крайней мере в 1500 г. до
н.э. Особенностью развития является её цикличность. В истории империй Китая чётко прослеживается 3 цикла: становление, расцвет, гибель и хаос, в котором погибает большая или значительная часть населения.
В настоящее время Китай находится на стадии «расцвета» - расширенное хозяйственное и демографическое воспроизводство (рост численности народонаселения приостанавливается. Экономика переживает стремительный рост. Китай может столкнуться с социально-экономическими проблемами, которые гарантировано вызовут внутриполитический кризис, бунты крестьян и мусульманских регионов.
Включает в себя не только территорию Китая
Слайд 19Индуистская
Существует с 1500 г. до н.э. Цивилизация не ограничивается рамками
Индии. В самой Индии – вкрапления других культур.
Слайд 20Исламская цивилизация
Возникла в 7 веке н.э. Благодаря особенностям ислама — жёстко
предписанному поведению, нераздельности культовой, бытовой и политической жизни — исламская цивилизация сохранила единство, охватывающее множество стран. Однако и в исламской цивилизации существуют ответвления, так называемые региональные ветви.
Традиции: предопределение,
Определенные нормы быта, ведения хозяйства, бизнеса (отторжение ростовщичества).
Включает в себя субцивилизации: арабскую, тюркскую, иранскую, малайскую.
Слайд 21Японская
Отпочковалась от китайской в 1-4 вв. н.э.
Синтоизм и буддизм
в стране. Моноэтничность государства.
Особое отношение к традиции (сложившихся в средневековье), природе. Длительный пкериод самоизоляции (до революции Мэйдзи)
Мэйдзи исин (япон. — обновление, реставрация), в широком смысле — политические события и социально-экономические преобразования в Японии середины и 2-й половины 19 в., в результате которых была ликвидирована феодальная система и образовалось централизованное буржуазно-помещичье государство; в узком и наиболее употребительном значении — незавершённая буржуазная революция в Японии 1867—68.
Слайд 22Латиноамериканская
Зарождение 16-17 вв. Отпрыск европейской цивилизации.
Отличия: клановость, авторитарность культуры,
ассимилировала местные культуры на основе католицизма. Особая экономическая и политическая эволюция.
Слайд 23Африканская
Непризнание большинством ученых, кроме Ф. Броделя. Север- исламская цивилизация, Эфиопия
– отдельный мир-цивилизация, на юге (ЮАР) – смесь культур (голландцы, немцы, англичане, выходцы из Азии). Именно ЮАР – возможная основа африканской цивилизации.
Слайд 24Особенности российской цивилизации
Особенный характер РЦ в сочетании и взаимном переплетении западных
и восточных элементов, обусловивших уникальность ее социокультурного облика (Византия, Реформаторство и Просвещение, ордынское наследие).
Российская цивилизация - сочетание крайне противоречивых тенденций:
Страстная тяга к христианской вере – мощные проявления языческого начала.
В духовном складе русского человека: тенденция (особенно явно у крестьянства) к подчинению природным ритмам – стремление устанавливать абсолютный контроля над природой. (русский космизм (Федоров, Циолковский и другие), идеология и практика большевизма.
В российской жизни: тенденция к полному растворению индивидуального начала в общности (община) - тотальный контроль над личностью со стороны социальных институтов - от общины до государства, и одновременно мощное стремление к свободе без
границ - знаменитой российской "воле", которая периодически выходила на поверхность российской жизни.