Слайд 1Царствование Александра I
Он человек! им властвует мгновенье.
Он раб молвы, сомнений и
страстей;
Простим ему неправое гоненье:
Он взял Париж, он основал Лицей.
А. С. Пушкин
Prezentacii.com
Слайд 2План
Вступление на престол
Воспитание и образование
Реформаторская деятельность
Отечественная война 1812 г.
Военные поселения
Легенда о
старце Федоре Кузьмиче
Тайные общества
Выводы
Слайд 31. Вступление на престол
В марте 1801 года заговорщики ворвались в спальню
Павла I в Михайловском замке и задушили его.
Его сын, 23-летний Александр Павлович, в 1801 году стал императором Александром I.
Александр I обещал вернуть все екатерининские порядки и продолжить реформы Екатерины II.
Слайд 4
2. Воспитание и образование
Александра воспитывала бабушка императрица Екатерина II. Благодаря ей,
он получил хорошее образование и воспитание в европейских традициях . Александр много читал, знал немецкий, французский и английский языки. Он был красив и умен. Умел беседовать с людьми и нравиться окружающим.
Слайд 5
3.Реформаторская деятельность
Александр I хотел изменить жизнь российского общества, для чего начал
проводить реформы.
Вокруг императора сплотилась группа молодых людей
(П. А. Строганов, B.П. Кочубей, А. А. Чарторыйский,
Н. Н. Новосильцев), которые помогали ему управлять страной. Эта группа получила название «Негласный комитет».
Слайд 6По указу Александра открылись пять новых университетов, несколько лицеев и гимназий.
Среди открытых учебных заведений был и Царскосельский лицей, в котором учился А.С. Пушкин.
Александр I мечтал отменить крепостное право. Он принял указ «О вольных хлебопашцах». По этому указу помещик мог отпустить крепостного крестьянина на волю за выкуп.
Слайд 7
Реформы государственной системы России связано с деятельностью М.М. Сперанского. В октябре
1809 г. проект под названием "Введение к уложению государственных законов" был представлен царю. Сперанский предложил ввести строгое разделение властей. Министерства являлись бы исполнительной властью, а Государственная дума законодательной. Суды были бы независимы и подчинялись Сенату. Замыслы Сперанского не были реализованы.
Слайд 8Разделение властей
Исполнительная ветвь власти
по Сперанскому:
Законодательная ветвь власти
по Сперанскому:
Судебная ветвь
власти
по Сперанскому:
Министерства
Государственная
Дума
СЕНАТ
Слайд 9
4.Отечественная война 1812 г.
В июне 1812 года войска Наполеона вторглись на
территорию Российской империи и стали быстро продвигаться вглубь страны. Наполеон ждал, что император Александр принесет ему ключи от Москвы, но не дождался и занял пустующую столицу. Он написал письмо императору, Александр ему не ответил… Французы голодали и страдали от холода в опустевшей Москве. Наполеон отдал приказ отступать из города. В декабре 1812 года М.И. Кутузов сообщил императору Александру I: «Неприятель полностью истреблен. Война закончена».
Слайд 10
5. Военные поселения
Вся страна ликовала: француз побежден. Александр I решил, что
победа сплотила все общество и теперь можно продолжить начатые реформы. Приближенным к императору был генерал А.А. Аракчеев. Именно он и еще несколько высших чиновников начали готовить проект реформ.
По указу императора в 1816 году были созданы военные поселения. Руководил их созданием А.А. Аракчеев. Военными поселянами были бывшие крепостные крестьяне. Они должны были одновременно нести военную службу и заниматься крестьянским трудом, т.е. обеспечивать себя всем необходимым для жизни.
Военные поселения не оправдали себя. Крестьяне из-за непродуманности приказов начальников часто голодали. Поднимали восстания и бунты, за что были расстреляны или сосланы в Сибирь.
Александра I осудило российское общество за эти реформы.
Слайд 11
6. Легенда о старце Федоре Кузьмиче
В конце жизни император Александр I
всё меньше и меньше интересовался государственными делами. Он отдалился от своей семьи и все чаще говорил о своём желании уйти из императорского дворца.
Однажды он поехал на юг посмотреть военные поселения. По дороге император неожиданно умер. Тело его привезли в Петербург только через 2 месяца. Из-за этого по стране распространились слухи, что в гробу не сам император Александр, а другой человек. Что сам император жив и ушел бродить по свету. Через некоторое время в Сибири объявился старец Федор Кузьмич. Был он добр к людям, помогал им и молился за них. Старец был одного возраста с Александром I и удивительно похож на него. В народе стали поговаривать о том, что этот старец и есть царь Александр. Что бродит он по России и отмаливает грехи за своего убиенного отца Павла I.Никто до сих так и не знает, правда ли это?
Слайд 12
7. Тайные общества
Попытка АлександраI провести реформы закончилась неудачей. Всё российское общество
осуждало императора.
В 1821 году были созданы два тайных общества: Южное и Северное. В них входили офицеры-дворяне. Они мечтали освободить крестьян от крепостной зависимости и ограничить власть императора. Северное общество возникло в Петербурге. Во главе его стояли К.Ф. Рылеев и Н.М. Муравьев.
Южное общество появилось на Украине. Во главе этого общества стоял П.И. Пестель.
Слайд 138. Выводы
Эпоха царствования Александра I – это время проведения либеральных
реформ. Сам император, воспитанный в духе просвещения, стремился изменить многовековой крепостнический порядок. Однако многое, из того, что планировалось не было сделано.Довольно часто реформы были просто половинчаты и оставались только на бумаге. Существовал и положительный результат. Реформаторские поиски составили ту основу, на которой потом разрабатывались новые проекты государственной власти.