Слайд 1
Международный университет в Москве (МУМ)
Кафедра менеджмента
Контрольная работа на тему: «Типологические особенности
византийской культуры»
Выполнила: Четверкина А.Е.
Преподаватель: Хангельдиева И.Г.
Слайд 2
Типологические особенности византийской культуры
Слайд 4
Актуальность
Актуальностью является то, что культура Византии является интереснейшим культурно-историческим типом, обладающим
весьма специфическими особенностями.
Византия - государство, которое внесло большой вклад в развитие культуры в Европе Средних веков. В истории мировой культуры Византии принадлежит особое, выдающееся место. В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического мышления, глубиной философской мысли. По силе выразительности и глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди всех стран средневековой Европы.
Слайд 5
Цель, задачи, объект, предмет исследования
ЦЕЛЬ – проанализировать типологические характеристики культуры Византии
ЗАДАЧИ:
рассмотреть
основные этапы культуры Византии
изучить основные особенности возникновения новых направлений культурного процесса
ОБЪЕКТ – византийская культура
ПРЕДМЕТ – византийское государство
Слайд 6
методология
В работе используются следующие методы: анализ, синтез, дедукция, индукция, описание. А
также – сравнительно-исторический, метод теоретического моделирования.
Слайд 7
Византия существовала с 395 по 1453 г. История ее возникновения такова.
В 330 г. на месте древнегреческого поселения Византия была основана новая столица Римской империи Константинополь, названная по имени императора Константина. В 395 г. империя распалась на две части — Западную и Восточную, и последняя — Восточная Римская империя — впоследствии стала именоваться Византией.
Слайд 8
Эволюция византийской культуры знала несколько взлетов и падений. Первый расцвет приходится
на V-VI1 вв., когда в Византии завершился переход от рабовладения к феодальному строю. Возникший феодализм нес в себе как западные, так и восточные черты. В частности, от западноевропейского его отличала жесткая централизация государственной власти и налоговой системы, рост городов с их оживленной торговлей и ремеслом, отсутствие четкого сословно-классового деления общества. В VI в., при Юстиниане. Византия достигла наибольших территориальных размеров и стала могущественной средиземноморской державой.
Слайд 9
VIII-IX вв. Византия переживает смутные времена, отмеченные резким обострением социально-политических
противоречий, источником которых была борьба за власть между столичной и провинциальной знатью. В этот период возникло движение иконоборчества, направленное против культа икон, объявленных пережитком идолопоклонства. К концу IX в. иконопочитание было вновь
восстановлено.
Слайд 10
X-XII вв. стали временем очередного подъема и расцвета Византии. Она
устанавливает тесные связи с Киевской Русью. Роль христианства и Церкви в этот период значительно возрастает. В художественной культуре окончательно складывается зрелый средневековый стиль, главной чертой которого выступает спиритуализм.
Слайд 11
XIII в. преподнес Византии самые тяжелые испытания, обусловленные прежде всего
крестовыми походами. В 1204 г. крестоносцы взяли Константинополь. Столица была разграблена и разрушена, а сама Византия перестала существовать как самостоятельное государство. Только в 1261 г. императору Михаилу VIII удалось вновь восстановить и возродить Византийскую империю.
Слайд 12
XIV-XV вв. она переживает последний свой взлет и расцвет, что
особенно ярко проявилось в художественной культуре. Однако взятие турецкими войсками в 1453 г. Константинополя означало конец Византии.
Слайд 13
Наивысшими достижениями отмечена художественная культура Византии. Ее своеобразие состоит в том,
что она сочетает в себе внешне несоединимые начала. С одной стороны, ей присущи избыточная роскошность и пышность, яркая зрелищность. С другой стороны, для нее характерны возвышенная торжественность, глубокая духовность и утонченный спиритуализм. Эти особенности в полной мере проявились в архитектуре византийских храмов и церквей.
Слайд 14
Византийский храм существенно отличается от античного классическою храма. Последний выступал как
обитель Бога, тогда как все обряды и празднества происходили снаружи, вокруг храма или на прилегающей площади. Поэтому главным в храме был не интерьер. а экстерьер, внешний его вид. Напротив, христианская церковь строится как место, где собираются верующие. Поэтому в ней на первый план выходит организация внутреннего пространства, хотя и внешний вид не теряет своего значения.
Слайд 15
Bменно в таком ключе построен храм св. Софии в Константинополе (532-537),
ставший самым знаменитым памятником византийской архитектуры. Его авторами являются зодчие Анфимий и Исидор. Внешне он не выглядит слишком грандиозным, хотя его отличают строгость, стройность и великолепие форм. Однако внутри он кажется поистине необъятным. Эффект безграничного пространства создает прежде всего находящийся на высоте 55 м огромный купол диаметром 31 м, а также прилегающие к нему подкупола, расширяющие и без того огромное пространство.
Слайд 16
Культура Византии славилась не только шедеврами архитектуры. Не менее успешно развивались
и другие виды и жанры искусства — мозаика, фреска, иконопись, книжная миниатюра, литература. Особого выделения заслуживает прежде всего мозаика. Следует подчеркнуть, что в этом жанре искусства Византия не имеет себе равных. Византийские мастера знали все секреты изготовления смальты с чудесными свойствами, а также умели с помощью искусных приемов превращать исходное разноцветье в удивительно живописное целое. Благодаря этому они создали непревзойденные шедевры мозаики.
Слайд 18
Высокого уровня достигает в Византии иконопись. представляющая собой вид станковой культовой
живописи. Период первого расцвета византийской иконописи приходится на Х-ХИ вв.. когда в иконе господствующее положение занимает изображение человеческой фигуры, а другие элементы — ландшафт и архитектурный фон — передаются весьма условно.
Слайд 19
Подводя итоги развития византийской культуры в XI—XII вв., мы можем отметить
некоторые важные новые черты. Безусловно, культура Византийской империи в это время еще оставалась средневековой, традиционной, во многом каноничной. Но в художественной жизни общества, несмотря на его каноничность и унификацию эстетических ценностей, пробиваются ростки новых предренессансных веяний, нашедших дальнейшее развитие в византийском искусстве эпохи Палеологов. Они сказываются не только и не столько на возвращении интереса к античности, который в Византии никогда не умирал, а в появлении ростков рационализма и свободомыслия, в усилении борьбы различных общественных группировок в сфере культуры, в росте социального недовольства.
Слайд 20
Заключение
Византия была “золотым мостом” между западной и восточной культурами; она оказала
глубокое и устойчивее воздействие на развитие культур многих стран средневековой Европы. Ареал распространения влияния византийской культуры был весьма обширен: Сицилия, Южная Италия, Далмация, государства Балканского полуострова, Древняя Русь, Закавказье, Северный Кавказ и Крым — все они в той или иной степени соприкасались с византийской образованностью.
Наиболее интенсивно византийское культурное влияние, естественно, сказывалось в странах, где утвердилось православие, связанное прочными нитями с константинопольской церковью. Византийское влияние сказывалось в области религии и философии, общественной мысли и космологии, письменности и образования, политических идей и права, оно проникало во все сферы искусства — в литературу и зодчество, живопись и музыку. Через Византию античное и эллинистическое культурное наследие, духовные ценности, созданные не только в самой Греции, но и в Египте и Сирии, Палестине и Италии, передавались другим народам. Восприятие традиций византийской культуры в Болгарии и Сербии, Грузии и Армении, в Древней Руси способствовало дальнейшему прогрессивному развитию их культур.
Слайд 21
Список литературы
Ред. проф. А.Н. Маркова. – Культурология: учебное пособие для вузов.
М., 2008.
Удальцова З.В. Византийская культура. М., 1988.\
Аверинцев С.С. На перекрестке культурных традиций. Византийская литература: истоки и творческие принципы / С.С. Аверинцев // Вопр. лит. 2003. -№ 2. - С. 150-183.
Византия и византийские традиции: Памятники из фондов Эрмитажа и Русского музея: Путеводитель по выст. / Авт.-сост. В.Н. Залесская и др.. JI.: Гос. Эрмитаж, 2001. - 80 с.
Византия, южные славяне и Древняя Русь, Западная Европа: Искусство и культура: Сб. ст. в честь В.Н. Лазарева / Ред. В.Н. Гращенков и др.; Вступ. ст. В.Н. Гращенкова. М.:, 2002. - 591 с.
Леонтьев К.Н. Византизм и славянство / К.Н. Леонтьев // Леонтьев К.Н. Избранное.-М., 2003.-С. 19-118.