Слайд 1Тема 12-13. Русская музыкальная культура XIX – начала XX веков.
Слайд 2
1 Для России XIX век стал эпохой формирования национальной музыкальной школы.
Слайд 3
2 В XIX столетии В России утвердились европейские нормы концертной жизни.
Слайд 4Основание русского музыкального общества (1859 г.)
Слайд 5
Деятельность музыкального общества носила просветительский характер.
Слайд 6
В России была создана система музыкального образования европейского типа:
- 1862 г.
– открытие консерватории в Санкт-Петербурге;
- 1866 г. – открытие консерватории в Москве.
Слайд 7
6 Русские композиторы считали народную музыку источником вдохновения.
Слайд 8
Михаил Иванович Глинка (1804 – 1857) – основоположник русской классической музыки.
Слайд 10
Своей главной задачей М.И. Глинка считал развитие традиций национального искусства.
Слайд 11
Композиторское мастерство Глинки ярче всего проявилось в операх:
«Жизнь за
царя» (1836 г.)
«Руслан и Людмила» (1842 г.)
Слайд 16Александр Сергеевич Даргомыжский (1813 – 1869)
Слайд 17
В творчестве Даргомыжского центральное место занимает романсы и оперы («Русалка», 1855
г.).
Слайд 19
Появление нового жанра вокального лирики – сатирическая песня:
«Червяк», «Титулярный советник».
Слайд 20
Милий Алексеевич Балакирев (1837 – 1910) – глава новой русской музыкальной
школы («Могучая кучка»)
Слайд 22 Модест Петрович Мусоргский (1839 – 1881)
Слайд 23
Мусоргский сочинил оперы:
- «Саламбо» (1863 г.);
- «Женитьба» (1868 г.);
- «Борис
Годунов» (1869 г.);
- «Хованщина» (1872 г.);
- «Сорочинская ярмарка» (начата в 1872 г., осталась незаконченной).
Слайд 26
Мусоргский – автор фортепианных сюит («Картинки с выставки»), песен и романсов
(«Где ты, звездочка…, «Ночь»), вокальных пьес («Без солнца»).
Слайд 28Александр Порфирьевич Бородин (1833 – 1887)
Слайд 29
А. Бородин был на редкость одаренной личностью. Ученый, композитор, общественный деятель.
Автор оперы «Князь Игорь» (начало работы 1869 г., не закончена).
Слайд 31Эскизы костюмов к опере
«Князь Игорь» 1906 г
Эскизы костюмов к опере
«Князь Игорь» 1906 г
Слайд 32Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844 – 1908)
Слайд 33
Основу творческого наследия мастера составили оперы. Наиболее полно его дар проявился
в сочинениях, запечатлевших мир сказок и старинных преданий.
Слайд 34
Оперы Римского-Корсакова:
«Псковитянка» (1872 г.);
«Майская ночь» (1879 г.);
«Снегурочка»
(1881 г.);
«Садко» (1897 г.);
«Сказка о царе Салтане» (1900 г.);
«Золотой петушок» (1907 г.).
Слайд 37
Антон и Николай Рубиншейны
Их исполнительская и педагогическая деятельность способствовала тому, что
в русской культуре утвердились европейские традиции концертной жизни и музыкального образования.
Слайд 38
Антон Григорьевич Рубиншейн (1829 – 1894) – был директором Петербургской консерватории.
Слайд 40
Николай Григорьевич Рубиншейн (1835 – 1881) – основатель и первый директор
Московской консерватории.
Слайд 4237 Петр Ильич Чайковский (1840 – 1893)
Слайд 43
Творчество Чайковского – яркая страница в истории не только отечественного, но
и зарубежного музыкального искусства.
Слайд 44
Чайковский стал первооткрывателем жанра инструментального концерта в русской музыке.
Слайд 45
Одно из центральных мест в творчестве композитора принадлежит опере. Всего было
создано 10 опер, две из которых – «Евгений Онегин» (1878 г.) и «Пиковая дама» (1890 г.) считаются лучшими образцами лирико-психологической музыкальной драмы в русской музыке.
Слайд 48
43 Чайковский изменил отношение к балетной музыке. Автор балетов:
«Лебединое озеро»
(1876 г.);
«Спящая красавица» (1889 г.);
«Щелкунчик» (1892 г.).
Слайд 51
Чайковский – первый русский композитор, получивший широкое признание за рубежом.
Слайд 52
Музыкальное созвездие конца XIX века – С.И. Танеев, С.В. Рахманинов, А.Н.
Скрябин, А.К. Глазунов.