Тело как метафора презентация

В Средние века тело становилось метафорическим образом государства, города, Церкви, университета, человечества…  В нем следовало различать голову (правителя-философа), живот (земледельцев) и ступни (стражей). Вместе с тем метафорическое

Слайд 1Тело как метафора


Слайд 2В Средние века тело становилось метафорическим образом государства, города, Церкви, университета,

человечества… 

В нем следовало различать голову (правителя-философа), живот (земледельцев) и ступни (стражей).

Вместе с тем метафорическое использование образа тела для обозначения институтов коренится именно в эпохе Средневековья.



Слайд 3Церковь
как сообщество верующих представлялась телом, голову которого воплощал Христос


Слайд 4Например
Города
без конца устраивая заговоры и организуя городские органы управления, тоже

во что бы то ни стало стремились обрести «мистическое тело»

Университеты

рассматривались как «тело», обладавшее особым «престижем» (corps de prestige)


Слайд 5Политика
И все же наиболее важный смысл метафоры тела в Средние века

оказался, по-видимому, связан с политикой.

Слайд 6Человек-микрокосм
Тело стало метафорическим символом мироздания в подлунном мире, восходившим к Аристотелю

и испытывавшим сильное влияние звезд, расположение которых толковала утвердившаяся астрология.
Система метафор, связанных с телом, в принципе сложилась в эпоху Античности. Она включала в себя голову, внутренности и члены (caput-venter-membra).
Кроме них, метафорическому осмыслению подвергались, разумеется, грудь (pectus) и сердце (cor) в качестве средоточий разума и чувств человека.

Слайд 7Из внутренностей особенно большую символическую нагрузку несла печень (по-гречески – hepar,

а чаще jecur или jocur), впоследствии считалось, что печень является вместилищем страстей.
Ему должны были повиноваться прочие члены, ибо он превращал пищу в кровь, которая текла по венам через все тело.
Таким образом, Средневековье наследовало метафоры времен Античности.


Слайд 8Интересных
Сердце, тело бреда
сердце как «солнце тела»
Сказанное особенно ярко иллюстрирует появившийся

во французской литературе XIII века и прочно утвердившийся в эротических и куртуазных сюжетах мотив съедения сердца.

Голова – ведущая функция

Римляне, как и большинство народов, полагали, что в голове (caput) находятся мозг, душа и жизненная сила человека.
Историк Поль-Анри Сталь убедительно показал, что весьма распространенная в древности и в Средние века практика обезглавливания свидетельствует о вере людей в особую важность головы. Охота за головами вдохновлялась стремлением уничтожить личность и силу чужака, жертвы или врага. Обладание черепом побежденного часто означало присвоение победителем его достоинств.


Слайд 9Тело города
Город не так легко, как Церковь, поддавался осмыслению в телесных

символах. Тем не менее некоторые средневековые концепции города содержали в себе скрытые анатомические и биологические метафоры. 
Прежде всего это восходящее к Античности представление о городе, которое развил святой Августин. Он утверждал, что город составляют не камни стен, памятники и дома, а люди, которые в нем живут, его граждане. В середине XIII века эту идею подхватил доминиканец Альберт Великий. Он произнес в Аугсбурге серию необычайных по силе проповедей, в которых сформулировал своего рода «теологию города». 

Слайд 10Другая концепция, из которой вытекало видение города в образах, связанных с

телом метафор, рассматривала его как «систему». В телесных метафорах осмысливались некоторые составлявшие город элементы. Средневековый город являлся экономическим центром, причем не только рынком, но также и средоточием ремесленного производства. Городские ремесленники объединялись в «ремесленные объединения (corps)». [140]Термин corporation английского происхождения распространится во Франции лишь в Новое время. 
Средневековый город представлял собой, кроме того, религиозный центр. Если в сельской местности приход совпадал с деревней, то в городе он обычно охватывал квартал, составлявший «объединение (corps) верующих» под управлением священника. 
Каков бы ни был подход, всегда подчеркивалась необходимость согласия между телом и его частями. Город рассматривался как «социальное тело», составлявшее функциональное целое. Моделью для него служило тело человеческое. 

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика