Священная Римская Империя в XVI-XVII веках презентация

Содержание

План Карл V Реформация Тридцатилетняя война Смена концепций: от эпохи Реформации к эпохе Конфессионализации

Слайд 1Священная Римская Империя в XVI-XVII вв.
Носова Екатерина Игоревна
Санкт-Петербургский институт истории РАН
katerinanossova@gmail.com


НИУ ВШЭ 29.02.2016


Слайд 2План
Карл V
Реформация
Тридцатилетняя война
Смена концепций: от эпохи Реформации к эпохе Конфессионализации


Слайд 3 Библиография

Грессинг З. Масимилиан I. М., 2005.
Прокопьев А. Ю. Германия в

эпоху религиозного раскола 1555 - 1648. 2-е изд.
Прокопьев А. Ю. Германия и Австрия в конце XV - начале XVI веке // Всемирная история. Мир в раннее Новое время. Москва: Наука, 2013. Т. 3. С. 212-229.
Прокопьев А. Ю. Германия в конце XVI - XVII веке // Всемирная история. Мир в раннее новое время. Москва: Наука, 2013. Т. 3. С. 603 – 612.
Веджвуд С.В. Тридцатилетняя война. М., 2011.

Слайд 4Карл V (1519-1556): наследник 17 корон


Слайд 5Карл V (1519-1556)
Военные действия:
Франция. 1525 – битва при Павии. Дипломатические победы.

Коньякская лига (Флоренция, Милан, Венеция, Генуя, папа, Англия). Приобретение Милана и Неаполя.
Турция. 1529 г. – осада Вены. Приобретение и потеря Туниса.
Начало Реформации:
Крестьянская война (1524-1525). Проблема податей, влияние религиозных проповедников. Место в марксизме.
Шмалькальденская война (1546-1547)

Слайд 6Реформация. Лютеранство
М.Лютер и его теология:
Re-formatio
Спасение через веру, благодать и св. Писание
Перевод

Библии на немецкий язык
Таинства (крещение, причастие).
Ф.Меланхтон:
- Синергизм – «содействие» человека своему спасению
Изменение 10 статьи о евхаристии – духовное присутствие Христа
Сближение с кальвинизмом (криптокальвинисты <=> гнесиолютеране)
Формула согласия (1577): возврат к Аугсбургскому вероисповеданию 1530 г.
Проблема воцерковления
Княжеская Реформация и институционализация лютеранских церквей (консистория для духовенства, суды чести для мирян, Синод, суперинтендантуры)




Слайд 7Реформация. Кальвинизм
Учение о предопределении
Спасение только верой
Прямой контакт с Богом
1563 г. –

Гейдельбергский катехизис
2 традиции церковной организации: государственно-теократическая (Пфальц, роль курфюрста, Церковный совет с правом назначений, конвент классов (пастыри округа), после 1570 - пресвитерии) и общинная (Женева – 12 старейшин)


Слайд 8Цвинглианство
Сходство с Лютером:
Опора на Писание
Отвергал св. Предание
Принцип «оправдания верой» и «всеобщего

священства»
Идеал – раннехристианская церковь
Отвергал церковную иерархию, поклонение святым, паломничества, безбрачие духовенства
Отличие от Лютера:
Евхаристия – не таинство, а обряд
Сторонник республиканства
Нет разграничения на светскую и духовную жизнь
Покорность тирании – грех
Неевангелическую власть следует свергать


Слайд 9Ход Реформации
1517 - Выступление Лютера и его значение
1521- Вормсский эдикт –Лютер

объявлен вне закона
Крестьянская война 1524-1525
1530 – Аугсбургское вероисповедание
1546-47 – Шмалькальденская война. Разгром протестантов
1555 – Аугсбургский мир




Слайд 10Аугсбургский мир (1555)
Признание лютеранской конфессии
Амнистия, прекращение процессов по обвинению в ереси.

Католические духовные власти утрачивали право духовной юрисдикции над лютеранами
Непосредственным подданным императора гарантировалось право свободного определения исповедания. Негласно: определение каждым имперским чином вероисповедания и порядка богослужения для своих подданных
«Духовная оговорка»: сохранение за Старой церковью тех владений, хозяева которых перешли в лютеранство.
В лютеранских владениях: переход всего комплекса вопросов вероисповедания и культовой обрядности к князьям, графам и рыцарям или городским советам
Право на эмиграцию
В имперских городах со смешанным населением вводился принцип паритета
Умиротворение Империи, основа дальнейших компромиссов





Слайд 11Изъяны формулировок
Не сформулированы критерии принадлежности к лютеранству: лица, исповедующие Аугсбургскую формулу

веры 1530 г. и «конфессионально родственные им члены» (сторонники Лютера и Меланхтона). Теоретически не учитывал цвинглианство, кальвинистов Женевского катехизиса и тд., но размытость формулировки давало им надежду на легитимацию.
Беззащитность лютеранских подданных католических духовных властителей
Право выбора веры имперскими чинами – нестабильность религиозного ландшафта


Слайд 12Германия после Аугсбурга Раздел империи Карла V


Слайд 13Фердинанд I (1556-1564)
Разрешение противоречий Аугсбургского мира: не удалось
Завершение работы Тридентского собора

(1545-1563):
Цель – укрепление кат.церкви, унификация
Незыблемость Церкви
Проблема примата папы: папа созывает соборы и утверждает их решения
Создание кардинальской конгрегациюи для истолкования постановлений Тридентского собора
Св. предание – также источник веры
Подтверждение главенства папы, статуса клира, целибата, роли святых и поклонения мощам
Учение о спасении и милости Божией: спасение через дела и посредничество Церкви
постановления о минимальном возрасте для поступающих в монастырь,
об аттестации и улучшении подготовки священников, создание семинарий
о церковных облачениях и епископском контроле над приходскими священниками

Слайд 14Конфессиональная карта
Священной Римской империи


Слайд 15Рудольф II и кризис Империи
Долгая турецкая война 1593-1606. Status quo
Проблема Трансильвании
Богемия

– обострение религиозных противоречий
Династический кризис
Паралич имперский институтов. Камеральный суд – участие протестанта Иоахима Фридриха Бранденбургского как суверена Магдебурга (формально должен был отказаться от этого статуса как протестант)
Казус Донауверта: имперский город с двумя религиями. Имперская опала и оккупация Баварией
1608 – Регенсбургский рейхстаг. Распущен.
Создание альтернативных стуктур

Слайд 17Тридцатилетняя война (1618-1648)
Обострение религиозных противоречий: Евангелическая уния и Католическая лига.
4 периода:


Чешский (1618-1624). Нарушение прав Клостерграб. 1618 г. – Пражская дефенестрация. Фридрих Пфальцский –король Богемии. 1620 – битва на Белой горе и поражение протестантов.
Датский (1625-1629). 1626 г. – битва при Луттере. Христиан разбит. 1625 г. – организация имперской армии (Валленштайн). Предпосылки к консолидации империи. Реституционный эдикт: возвращение к 1552 г.
- Война за Мантуанское наследство. 1630 – взятие Мантуи.
Шведский (1630-1635). 1630 г. – Регенсбугский съезд. 1631 – Брейтенфельд и победа протестантов. Лютцен –гибель Густава Адольфа. Гейльброннский союз (протестанты+Швеция) – угроза империи. 1634 – убийство Валленштайна. Участие Марида. 1634 – Нордлинген, победа императора. 1635 – Пражский мир: роспуск всех объединений, борьба со шведами, Реституц. Эдикт откладывался на 40 лет.
Франко-шведский (1635-1648). Два театра. Распад Пражского мира – выход Бранденбурга. Датско-шведская война 1643-1645.

Слайд 18Вестфальский мир (1648)
2 части: мир в Мюнстере (с Францией) и мир

в Оснабрюке (со Швецией и имп.сословиями)
1) Зафиксировал конфигурацию имп.владений: Передняя Померания отошла Швеции, Эльзас и ряд крепостей в Италии - Франции. Курюрсты Бранденбурга получилис права на Магдебург, Минден и Гальберштадт = основа могущества Пруссии
2) Равенство католичества, лютеранства и кальвинизма. 1624 – «нормальный год». Иск. – Пфальц
Любой имперский чин имел право перехода в другую конфессию без перехода его подданных
Свобода вероисповедания для религиозных меньшинств
Сохранялось право на эмиграцию для подданных, имп.чин мог ее потребовать
Рейхстаг: решение по религиозным вопросам не принимается простым большинством голосов. Разделение на 2 блока (кат и протест) и принятие решения путем добровольного согласия.
Камеральный суд: конфессиональный паритет
3) Территориальное право сословий: восстановление значения рейхстага. За императором – право представительства

Слайд 19Смена концепций: от эпохи Реформации к эпохе Конфессионализации
Реформация – эпоха становления

нации
XVIII, Ф. Шлейермахер: лютеранство – основа немецкого духа
Религиозная принадлежность автора
Хемниц, Пуффердорф: тезис о слабости Империи
Позитивизм Ранке. Реформация – новая государственная идея. Прогрессивность протестантизма, антинационализм католических сил.
Трельч, Бруннер – понятие конфессионализации, объединение Реформации и Контрреформации в единый процесс
Немецкий марксизм – наследник Ранке.
В отечественной историографии: Кареев, Вульфиус.



Слайд 20Периодизация как элемент историографической концепции
Ранке и первая четкая периодизация:
- Реформация (1517-1555)
Контрреформация

(1570-е - 1618) (термин существовал ранее как узко правовой: реализация права католических князей на реституцию старой веры и церковных учреждений. Ранке распространил этот термин)
Эпоха Тридцатилетней войны (1618-1648)
Э. Трельч: ввел понятие конфессионализм применительно к становлению лютеранства. Две фазы лютеранства: до и после Тридцатилетней войны.
О.Бруннер. Конфессиональная эпоха – период сращивания новый церквей с обществом.
Й. Лорц, Х.Йедин: параллельные изменения внутри самой Католической церкви. После Аугсбургского мира 1555 г. процесс распадается на Контрреформацию и Реформу Кат. церкви. Роль Тридентского собора.
Э.В.Цееден – исключает период Контрреформации как отдельный

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика