Слайд 2
Общая характеристика
История
Экстерьер
Интерьер
План
Слайд 3Общая характеристика
Сан Миниато аль Монте («святой Миний что на горе»; итал. Basilica di San
Miniato al Monte) — базилика во Флоренции, в центральной Италии. Является одним из лучших образцов романской архитектуры в Тоскане.
Слайд 4История базилики Святого Миниато
История базилики Святого Миниато
Первый флорентийский мученик по имени
Миниато (Минас, Миниас) имел, вероятнее всего, армянское происхождение и оказался в Италии около 250 г. Легенда гласит, что сначала он был богат и расточителен, а затем изменил свое мировоззрение и удалился в пещеру. В период, когда император Деций устроил гонения на христиан, Миниато отказался поклоняться языческим богам, был подвергнут пыткам и обезглавлен. По преданию, он поднял собственную голову и, держа ее в руках, отправился в родную пещеру умирать.
В IV в. на том месте, где находилось убежище Миниато, появилась часовня. В XI в. епископ Гильдебранд построил здесь церковь, долгое время считавшуюся красивейшей в городе. Рядом с ней вырос бенедиктинский монастырь, примкнувший затем к клюнийской конгрегации. В 1373 г. базилика Сан-Миниато аль Монте (Basilica di San Miniato al Monte), или святого Миниато на горе, перешла к оливетанцам, которым и принадлежит до сих пор.
Любопытно, что в эпоху Ренессанса романская церковь не реконструировалась. Только в 1523-1535 г.г. Баччо д´Аньоло построил приземистую колокольню, а Джузеппе Поджи создал великолепную лестницу из белого мрамора.
Слайд 5Экстрерьер
Фасад базилики, украшенный разноцветным мрамором, является образцом тосканского стиля. Его нижний
ярус разделяют пять полукруглых арок. В первой, третьей и пятой имеются дверные проемы, а в качестве украшения для двух других использованы панели из разноцветного мрамора.
Слайд 6Экстерьер
Декором верхнего торца центрального нефа служат геометрические фигуры: круги и прямоугольники.
Косая штриховка покрывает скаты боковых нефов. Фронтон украшен инкрустированным орнаментом. В верхней его части находится мозаика «Христос между Мадонной и святым Миниато», датируемая XII в.
Слайд 7Интерьер
Внутренний комплекс церкви San Miniato al Monte разделен на три яруса:
нижний, средний и верхний, которые четко отделены друг от друга двумя антаблементами из песчаника, проходящими вдоль главного фасада.
Слайд 8Интерьер
Можно заметить, что характерной деталью нижнего яруса фасада (начатого, по всей
вероятности, в XI веке) являются пять арок, покоящихся на колоннах из зеленого серпентина с коринфскими основаниями и капителями из белого мрамора - явная отсылка к раннехристианским базиликам с пятью нефами; поскольку в San Miniato всего три нефа, арки с колоннами служат для сокрытия трех внутренних нефов церкви.
Слайд 9Интерьер
В 1260 году была выполнена великолепная мозаика, изображающая Христа, сидящего между
Богоматерью и святым Миньятом.
Заслуживает внимания связь церкви святого Миньята с римским искусством первых языческих храмов: как и в римской архитектуре, первый ярус составлен из арок, поддерживающих портик (который представляет собой храм), то есть церковь San Miniato al Monte "перекликается" с Храмом Юпитера в Террачине. Кроме того двухцветный интерьер San Miniato будет "передаваться по наследству" флорентийским скульпторам, среди которых был и Филиппо Брунеллески (Filippo Brunelleschi), которому церковь San Miniato и Баптистерий Святого Иоанна будут служить примерами для всего творчества.
Слайд 10Интерьер
Внутреннее убранство трехнефной базилики Святого Миниато на горе, не имеющей трансепта,
выполнено в романско-флорентийском стиле. На полу центрального нефа выложена мраморная мозаика, на которой изображены знаки Зодиака и символические животные. Стены храма украшают фрески XIII-XIV в.в.
Слайд 11Интерьер
Сакристию украшают фрески со сценами из легенд о святом Бенедикте, созданные
Спинелло Аретино в 1387 г.
Капелла Святого Иакова, известная также как Капелла Португальского кардинала, построена в 1459-1467 г.г. и украшена росписями Антонио Манетти, Пьеро дель Полайоло, Алессио Бальдовинетти. Ее декорированием в 1461-1466 г.г. занимался также Лука делла Роббиа. В капелле находится гробница кардинала Джакомо ди Лузитания, созданная в 1461 г. Антонио Росселино.
Слайд 14
Общая характеристика
История
Экстерьер
Интерьер
План
Слайд 15Общая характеристика
Санта Мария Маджоре (итал. Basilica di S.Maria Maggiore) — церковь, папская базилика, одна из
четырёх главных базилик Рима.
Слайд 16История
С основанием этой церкви связана интересная легенда. В одну из летних
ночей 352 года папе Либерию и богатому римлянину Джованни Патрицио явилась во сне Мадонна и приказала построить на том месте, где назавтра выпадет снег, церковь. На следующее утро, 5 августа 352 года, на Эсквилине, там, где теперь стоит базилика, лежал снег. После этого и стали возводить церковь.
Её сменила базилика, построенная в 440-х гг. папой Сикстом III и посвящённая Богоматери. Многие папы, стремясь сделать эту весьма почитаемую римскую церковь ещё прекрасней, достраивали и украшали её. Колокольня, самая высокая в Риме (75 м), датируется 1377 годом. Нынешний фасад с портиком и лоджией построил в 1740-х гг. Фердинандо Фуга. В лоджии, на стене, представляющей собой старый фасад церкви, сохранился мозаичный декор начала XIV в.
Слайд 17Экстерьер
Главный вход в Санта-Мария-Маджоре устроен в восточной его стене, прилегающей к
площади Божией Матери «Маджоре». Кстати, многие папы, стремясь сделать эту весьма почитаемую римскую церковь ещё прекрасней, достраивали и украшали её. Колокольня — самая высокая в Риме (75 м) — была пристроена к базилике в 1377 г., а нынешний фасад с портиком и лоджией построили в 1740-х. В лоджии, на стене, представляющей собой старый фасад церкви, сохранился мозаичный декор начала 14 в. Интерьер представляет собой трехнефный базиликальный план с сорока колоннами. Роспись высокого потолка приписывают Джулиано Сангалло.
Слайд 18Экстерьер
Современный фасад здания – это смесь романского и барочного стилей. Последним
значительным элементом внешнего декора стала пристройка величественной лоджии с портиком. Архитектор Фердинандо Фуга (Ferdinando Fuga) на протяжении XVIII столетия занимавшийся внутренним убранством храма, в качестве завершающего аккорда взялся за усовершенствование внешнего облика.
Слайд 19Экстерьер
Собор Санта-Мария-Маджоре называют «Божия Матерь в снегах» (Madonna della Neve), а
у входа в базилику обязательно полюбуйтесь удивительной красоты мозаикой 13 в., посвящённой «Чуду со снегом».
Слайд 20Интерьер
Особое внимание посетителей привлекают элементы мозаики Санта-Мария-Маджоре, дошедшие до современности из
V века н.э. Главный неф церкви и триумфальная арка были инкрустированы мозаичными картинами еще при папе Сиксте III.
Слайд 21Интерьер
Яркие картины Ветхого завета смотрятся торжественно на фоне богато отделанного алтаря
храма.
Слайд 22Интерьер
Вход в базилику украшен мозаичным полотном «Чудо со снегом», он отсылает
посетителей к легендарному прошлому храма. В XIII столетии на апсиду базилики была также нанесена мозаика, иллюстрирующая коронование Мадонны, матери Иисуса. Впечатляющая картина была выполнена приором ордена францисканцев Якопо Торрити (Jacopo Torriti) по заказу папы Николая IV.
Слайд 23Интерьер
Церковь Санта-Мария-Маджоре также сохранила потрясающие напольные орнаменты в стиле косматеско датированные
XIII веком.
Слайд 24Интерьер
Геометрические узоры пола перекликаются с вычурным потолком работы Джулиано Сангалло (Giuliano
Sangallo). Деревянные потолочные панели покрыты золотом, добытым в Перу испанскими первооткрывателями.
Слайд 25Интерьер
Бесценная реликвия базилики – Святая колыбель, которая находится под главным алтарем.
Коленопреклоненная статуя папы Пия IX символизирует веру и почтение древней святыне.
Слайд 26Интерьер
Драгоценная хрустальная урна, расписанная серебром, скрывает в себе фрагменты деревянных яслей,
в которых некогда лежал младенец Иисус.
Слайд 27Интерьер
Довершают убранство храма многочисленные капеллы, посвященные кардинала и папам, а также
старинный баптистерий. Все три капеллы поражают своим убранством. В XV веке папа Сикст V поручил своему доверенному архитектору Доменико Фонтана (Domenico Fontana) создать капеллу Самого Благословенного Таинства. В нее непременно должны были войти сцены Рождества Христова. Запечатлеть триумф Девы Марии, ее божественное предназначение на стенах Сикстинской капеллы взялись два художника: Цезарь Гуэрра (Cesare Guerra) и Джованни Неббиа (Giovanni Nebbia). Также перед мастерами была поставлена задача связать элементы мозаики Санта-Мария-Маджоре, выложенной на апсиде с росписью капеллы.
Слайд 29Интерьер
В начале XVII столетия папа Павел V, в миру – Камилио
Боргезе (Camilio Borghese), был избран понтификом. Именно благодаря нему возникла капелла Боргезе или же Паолинская капелла (Pauline Cappella). Ее структура – зеркальное отображение Сикстинской, находящейся в противоположной стороне храма. Общее очертание помещения – латинский крест, над которым на мощных пилястрах возвышается купол.
Слайд 30Интерьер
Капелла Сфорца несколько меркнет на фоне двух богатейших церковных усыпальниц. Однако,
существует мнение, что архитектор Джакомо делла Порта (Giacomo della Porta), создавший ее для влиятельного итальянского рода, в своей работе опирался на эскизам самого Микеланджело (Michelangelo Buonarroti).
Слайд 31Музей
Прямо под Санта-Мария-Маджоре работает музей, рассказывающий посетителям, что собой представляет папский
собор. Восемь комнат, вмещают в себя экспонаты так или иначе связанные с: историей базилики, таинством Рождества Христова, Девой Марией, и святыми, покровительствовавшими церкви. В стенах музея хранятся картины, скульптуры, драгоценные атрибуты папской власти, священные реликвии и другие ценности, придающие храму статус великого.
Слайд 32Орган
Орган базилики помещается на двух торцах трансепта и принадлежит работе семьи
Машони (Mascioni). Создан в 1955 году по заказу Папы Пия XII взамен старого органа, располагавшегося над правыми хорами трансепта, построенного в 1716 году Чезаре Катариноцци (Cesare Catarinozzi) и в XIX веке реконструированного. Старый орган не был разрушен, но перенесен в приходскую церковь Алифорни, где находится по сей день.
Слайд 33Площадь
Церковь Санта-Мария-Маджоре расположена у одноименной площади. Перед главным фасадом здания возвышается
монумент, посвященный Деве Марии, избавительницы от чумы. Примечательно, что статуя непорочной Девы была взята в Базилике Максенция и Константина, что находится на развалинах Римского Форума (лат. Forum Romanum). Чумной столб был установлен в Риме в 1614 году и стал образцом для аналогичных памятников по всей Европе.
Слайд 35Собор Санта Мария Маджоре в Пизе
Слайд 36
Общая характеристика
История
Экстерьер
Интерьер
План
Слайд 37Общая характеристика
Пизанский собор в честь Успения Пресвятой Девы Марии (итал. Duomo di Santa
Maria Assunta) — кафедральный собор Пизы, часть ансамбля площади Пьяцца-дель-Дуомо. В ансамбль также входят падающая башня и баптистерий. Ансамбль создавался с XI по XIII века, в период наивысшего расцвета Пизы, и представляет собой один из наиболее значительных памятников романской архитектуры Италии. В 1987 году архитектурный ансамбль Пьяцца деи Мираколи был внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Слайд 38Общая характеристика
Строить собор начали в 1063 году. Он был первым в
Италии храмом, который сочетал крестообразный план и среднекрестие под куполом.
Слайд 39История
Строительство начато в 1063 году архитектором Бускето ди Джованни Джудиче на средства, собранные
Пизой в качестве дани с Балеарских островов. По замыслу Бускето, собор должен был включать элементы различных стилей, византийские, ломбардские и даже исламские, что символизировало размах пизанской торговли. Получившийся стиль известен в литературе как пизанский романский стиль. Примерно в то же время строился собор Святого Марка в Венеции, и одной из задач Бускето было построить собор не хуже, чем у венецианских конкурентов.
Собор был освящён в 1118 году папой римским Геласием II, который сам происходил из пизанского семейства Каэтано. В первой половине XII века архитектору Райнальдо было поручено спроектировать фасад собора. Работы по созданию фасада выполнила бригада скульпторов под руководством Гильельмо и Бидуино.
Облик собора неоднократно подвергался реконструкции в различные эпохи. Впервые собор реконструировался после опустошительного пожара 1595 года, в результате которого были разрушены три бронзовых портала XI века, впоследствии заменённые на двери, изготовленные в мастерской Джамболоньи. Одним из авторов был Гаспаро Мола. В XVII и XVIII веках существенные изменения претерпел интерьер собора.
Слайд 40Экстерьер
Фасад собора, выполненный из серого мрамора мастером Райнальдо, состоит из четырёх
галерей с колоннами, в углах которых расположены статуи четырёх евангелистов.
Слайд 41Экстерьер
Внутрь собора ведут двери 1602 года, выполненные в мастерской Джамболоньи. Единственная
уцелевшая после пожара средневековая дверь, изготовленная около 1180 года Бонанно Пизано, была перенесена в портал Сан-Раньери, расположенный около башни. Бронзовая дверь представляет сцены из жизни Христа.
Слайд 42Интерьер
Интерьер собора подвергся существенным изменениям после пожара 1595 года. В настоящее
время стены соборы отделаны белым и чёрным мрамором. Потолок позолочен (на нём изображён герб Медичи), а купол покрыт фресками. Мозаика в апсиде, изображающая Христа с предстоящими Богородицей и Иоанном Богословом, уцелела во время пожара. Голова Христа была выполнена в 1302 году Чимабуэ, что стало последней работой умершего в том же году художника. Фреска купола, представляющая вознесение Богородицы, была выполнена Риминальди.
Слайд 43Интерьер
Пожар также пережила кафедра (1302—1310), изготовленная Джованни Пизано и представляющая собой один из
лучших дошедших до нас образцов итальянской средневековой скульптуры. Во время одной из перестроек собора кафедра была спрятана, и заново её обнаружили лишь в 1926 году. Верхняя часть кафедры состоит из девяти новозаветных сцен (Благовещение, Избиение младенцев, Рождество, Поклонение волхвов, Бегство в Египет, Распятие, две панели Страшного суда), вырезанных из белого мрамора и разделённых фигурами пророков.
Слайд 46Интерьер
Архитекторы в дополнение к ломбардскому стилю применили арабские элементы, тем самым
получив непревзойденный язык романских форм. Баптистерий располагается перед собором, который вместе с Пизанской башней и Пизанским собором создает один архитектурный ансамбль, и является украшением Площади Чудес, которую признали одним из основных центров искусства эпохи Средневековья в мире.
Слайд 48Собор в Лимбурге на Лане. Германия
Слайд 49
Общая характеристика
История
Экстерьер
Интерьер
План
Слайд 50Общая характеристика
Собор Святого Георгия возвышается над старой частью города Лимбург-на-Лане, неподалеку
от замка Лимбург. Здание считается одним из самых совершенных творений позднего романского зодчества. Тем не менее, здесь прослеживаются некоторые элементы ранней готики.
Слайд 51Готический собор
В Германии готический стиль развился позднее, чем во Франции, и
в значительной мере на основе художественного опыта французских мастеров. Но, несмотря на это, готическое искусство получило здесь свое глубоко самобытное и оригинальное развитие.
Это обстоятельство неразрывно связано с особой остротой и сложностью внутренних противоречий феодального строя жизни в Германии. Отсюда присущий немецкому искусству оттенок повышенного драматизма и экспрессии, особенно в области скульптуры, отсюда также причудливое переплетение черт грубого реализма и мистической экзальтации.
В немецкой готике нет той относительной гармонии, которая ясно чувствуется в творениях французских мастеров. Своеобразие немецкой готики состоит именно в том, что она выражает противоречие между напряженной внутренней жизнью человека и безразличной для средневекового художника, а потому некрасивой, иногда наивной или неуклюжей, иногда преувеличенно характерной внешностью. Немецкой готике присущи глубокий интерес к изображению душевных порывов и острое чувство индивидуальности художественного образа.
Слайд 52Готический собор
Одной из особенностей развития архитектуры в Германии является сознательное сохранение
романских традиций в готике. В дальнейшем отличительными чертами германской готики, особенно на юго-западе, было применение каркасной системы в строительстве дальных церквей и центрических в плане сооружений, а также создание однобашенного фасада.
Слайд 53История
Главная достопримечательность в Лимбург находится дом или собор, который возвышается над
городом. Он был построен как соборная церковь Св. Георгия. Большое здание является и романского и готического французский стиль, и был построен между 1190 и 1250. Внутри находится множество интересных находок, в том числе 13-го века настенные росписи, оригинального шрифта, а гробница основателя церкви Конрад Kurzbold. Церковь все еще находится в регулярном использовании для богослужения.
Слайд 54Экстерьер
Оформленный снаружи в коричнево-белых тонах, с арочными окнами и причудливо декорированным
входом, внутри собор впечатляет еще больше.
Слайд 55Экстерьер
Здание размещено на прекрасном полуострове по соседству с замком. Оно имеет
практически квадратный в плане неф и 7 остроконечных башен. Не для кого не секрет то, что величественная постройка была выкрашена в красный и ослепительно-белый цвета. Благодаря согласованной игре строительных частей и удачному местоположению собор стал уголком спокойствия и гармонии.
Слайд 57Интерьер
Недавняя внутренняя реставрация собора с 1975 по 1991 привела к художественно-исторической
сенсации. Она обнаружила в многолетней кропотливой работе красочные романские фрески формулировки помещения оригинала из 13-ого столетия.
Слайд 60Сравнительная характеристика романского и готического стилей
Романский
Преобладание обтекаемых, круглых форм
Развитие по горизонтальной
координате или уравновешенное соотн. координат
присутствие в романском искусстве -полуциркульного сечения
Готический
Преобладание четких линий
Вертикализм (развитие по
вертикальной координате)
в готике - стрельчатая форма арки
Слайд 61Романский
Крестовый свод с куполом
Цвета - коричневый, красный, зеленый, белый
Форма -
прямоугольная, цилиндрическая
Полуциркульный фриз
повторяющийся геометрический или растительный рисунок
Готический
Ребристый свод
Цвета - желтый, красный, синий
Форма -прямоугольные в плане здания; стрельчатые арки, переходящие в столбы
Веерный свод с опорами либо кессонный потолок и деревянные панели стен
лиственный сложный орнамент
Слайд 62Романский
залы с открытыми потолочными балками и опорами по центру
Окна - прямоугольные,
маленькие
Дощатые, прямоугольные двери с массивными петлями, замком и засовом
Готический
залы высокие, узкие и длинные, либо широкие с опорами по центру
Окна - вытянутые вверх часто с многоцветными витражами; по верху здания иногда круглые декоративные окна
Стрельчатые ребристые арки дверных проемов; двери дубовые филенчатые
Слайд 63Романский
Каменные, массивные, толстостенные; деревянные оштукатуренные конструкции с видимым скелетом
Готический
Каркасные, ажурные,
каменные конструкции, подчеркнутый скелет здания