Слайд 1Культура западноевропейского Средневековья
Слайд 2Временные рамки
Средних веков
Начало эпохи: 476 г. – прекращение существования Западной
Римской империи (отречение последнего римского императора от престола)
Конец эпохи: нет единого мнения
Падение Константинополя (1453 г.), открытие Америки (1492 г.), начало Реформации (1517 г.), битва при Павии (1525 г.), начало Английской революции (1640 г.), конец Тридцатилетней войны (1648 г.), а также рубежи 1660-1690 гг.
Слайд 3Достижения средневековой культуры
Образование европейских наций, государств, языков;
Формирование историко-культурного единства Европы, а
также расширение горизонтов европейской культуры;
Создание самобытных произведений искусства, научных и технических достижений
Слайд 4Развитие культуры европейского средневековья: основные вехи и тенденции
Раннее Средневековье (конец V
– сер. XI вв): культура Европы сильно отстает от культуры Византии и арабского Востока;
Зрелое Средневековье (сер. XI – конец XV вв): расцвет феодального строя, создание единых государств. Культура этого периода характеризуется взаимодействием, а иногда и борьбой общеевропейского и национального начал;
Позднее Средневековье (XVI – перв. пол. XVII вв): разложение феодализма, переосмысление античности, византийской и арабской культуры – создание высокой культуры
Слайд 6Замки времен
Крестовых походов
Слайд 7Замки времен
Крестовых походов
Слайд 8Кратко рассказать
Бытовые условия средневекового замка
Оборона и атака средневекового замка с численностью
его гарнизона
Слабые места замка; психологические атаки на его обитателей; приемы определения направления подкопов; животные против осаждающих
Слайд 11Разновидности культуры Средневековья
(кратко рассказать)
1) «Крестьянская» культура
2) «Городская» культура
3) «Рыцарская» культура
4)
«Монастырская» культура
5) «Народная» культура
Слайд 12Культура рыцарства
Рыцарство представляло собой общественный институт, появившийся в феодальной системе.
В
строгом смысле слова, рыцарь — это любой мужчина, владеющий оружием и прошедший церемонию специального посвящения.
Но быть лишь посвященным — недостаточно для истинного рыцаря; необходимо еще следовать определенным правилам и вести особый образ жизни.
Слайд 13Значение рыцарства
Духовные лица, видя в рыцарях защитников веры и покровителей несчастных
и сирот, смотрели на них как на воинов, достойных небесной награды в будущей загробной жизни. Рыцари же, видя то уважение, с которым к ним все относятся, со своей стороны удвоили усердие и мужество.
Государи осознали, что в жизни играет большую роль доброе сердце, ум и характер человека, поэтому все с уважением относились к такому ордену, который был и оружием, и защитой, и украшением трона.
В Средневековье рыцарство оказывало большое влияние на всю Западную Европу. Только в это время рыцарство и представляет интерес, так как впоследствии оно потеряло всякий престиж, неоднократно порицалось и изображалось в смешном виде, как, например, в «Дон Кихоте».
Слайд 14Воспитание рыцарей
Необходимо было, чтобы человек, добивавшийся рыцарского звания, был подготовлен к
этому с самых юных лет тщательным и хорошим воспитанием:
1) силен и крепок для трудностей воинской жизни;
2) основательное изучение всех обязанностей воина;
3) игры ребенка должны были носить воинственный характер;
4) знание правил чести, великодушия и мужества;
Слайд 155) знание религии, догматы которой он не только должен был соблюдать,
как и подобает всякому христианину, но и охранять их, заботясь о том, чтобы и другие относились к религии с надлежащим благоговением;
6) разнообразными способами приучали к турнирам, в которых им со временем предстоит участвовать;
7) пажи занимались усмирением непокорных коней, бегали в тяжелых латах, перескакивали ограды, бросали дротики и приучались владеть копьем и драться с деревянным рыцарем;
8) у двора государей рыцари приучались к этикету и к изящным манерам.
Воспитание рыцарей
Слайд 17Гербы
Гербы являлись символическими знаками, которые издавна различались как отдельные лица, так
и колена, города, царства, народы; благородные различались гербами от неблагородных, знатные от незнатных
По сторонам бывали изображения ангелов, людей, богов, чудовищ, львов, леопардов, единорогов, деревьев и других предметов. Такие фигуры назывались щитодержателями; кто не имел права помещать щитодержатели, тот украшал бока гербов какими-нибудь вымышленными орнаментами.
Слайд 18Гербы
Геральдические знаки иногда служат обозначением заслуг.
Так, магистры размещали на своих гербах
бархатные шапки и горностаев, знаменные рыцари – знамя, мундшенки (виночерпии) – золотые кубки.
Были еще знаки, которые означали то залог ревностного сострадания, то воспоминания о путешествии к Святым местам, то обет, то символы доблести, талантов и удовольствий. Две руки, пожимающие одна другую, означали согласие и верность; столб и якорь – непоколебимую надежду; шар или хлебы – благотворительность; соты – церковные праздники и гостеприимство.
Слайд 19Девизы
Девизы представляли памятники храбрости, великодушия и вежливости рыцаря и служили полезными
уроками для его потомства.
Эти девизы были сокращением тех рифмованных рассказов, которые сочиняли трубадуры, странствовавшие из одного замка в другой.
Девизом часто являлась какая-нибудь пословица, согласная с духом и наклонностью рыцаря, которому принадлежал герб.
Слайд 20Девизы
Девизы соотносились с эмблемой, и от этого они получали еще большую
силу. Например, изображали пустой колчан и ставили к нему девиз: «Его стрелы в моем сердце». Или изображали бутон розы, а к нему девиз: «Меньше показываясь, становится прекраснее». То рисовали ласточку, перелетавшую море, и к ней подпись: «Чтобы найти солнце, покидаю отечество». Раковину, обращенную к солнцу, подписывали так: «Ее красота нисходит с небес».
При изображении горностая был такой девиз: «Лучше умереть, чем осрамиться»; для цветка подсолнечника: «Лучам моей звезды открою мое сердце».
Слайд 21Девизы
Раненый лев, изображенный спящим под бальзамным деревом, на льва капает целебный
сок, под такой эмблемой был девиз: «Слезы меня исцеляют». Лев, скованный пастухом, был подписан: «Покорен и страшен»; смотрящий на солнце орел – «Оно одно достойно моего благоговения».
Приведем наиболее замечательные из кликов. Готфрид Бульонский во время крестовых походов говорил: «Так угодно Богу!», этот клик воодушевлял его самого и его войско, поднимал дух и вселял мужество и храбрость. Монморанси повторял следующий клик: «Да поможет Бог первому христианскому барону». У английских королей считался покровителем св. Георгий, и они говорили сначала: «Святой Георгий!», а позднее: «Бог и мое право!».
Слайд 22Культ Прекрасной Дамы
Сквозь вековые пелены традиций и религиозных ограничений экзальтированного Средневековья
рисовался некий туманный, мерцающий неразгаданной загадкой женский образ. Так возникла легенда о Прекрасной Даме. С относительной точностью можно сказать, что на свет она появилась в конце XI – начале XII века, местом ее рождения считается южная область Франции, Прованс.
Слайд 23Культ Прекрасной Дамы
Рыцарь избирал себе даму, которая отличалась, прежде всего, молодостью
и красотой, а также умом, прекрасными манерами и любезным обращением с людьми.
Он избирал ее как предмет рыцарской любви или служения.
Рыцарь становился на колени перед своей дамой, клал свои руки в нее и клялся служить ей до самой смерти и защищать ее от всякого зла, от всякого оскорбления.
Слайд 24Культ Прекрасной Дамы
Дама объявляла, что принимает его на свою службу, обещала
раскрыть для него свое сердце, вручала ему перстень, поднимала его с земли и дарила ему свой первый поцелуй.
Рыцарь носил любимые цвета своей дамы, которые всегда напоминали ему ту, с которой он был соединен клятвой.
Если рыцарь, обязавшийся служить даме, обладал поэтическим даром, он должен был слагать в ее честь стихи
Слайд 25Интересные факты о культе Прекрасной Дамы
Впрочем, властвовавшее тогда в умах любовное
право имело довольно слабое отношение к современной морали и видело мало преград для настоящей любви.
Даже брак, несмотря на некоторые естественные сложности, вроде ревности, не представлял особой помехи в отношениях возлюбленных. Ведь законное супружество не имело ничего общего с любовью.
Часто Прекрасной Дамой для рыцаря становилась замужняя женщина
Прекрасная Дама просуществовала недолго. Уже в первой половине XIII века, в период с 1209 по 1240 год, Прованс подвергся четырем крестовым походам из Северной Франции
Слайд 26Нравы и обычаи рыцарей
Рыцари давали обеты, подтверждаемые особыми актами; исполнение этих
обетов предписывалось религией и честью.
Рыцари обязаны были не щадить ни сил, ни даже жизни, если дело шло об интересах отечества.
Они обязаны были не изменять своему долгу и чести
С течением времени нравы рыцарей изменились до неузнаваемости, и большая часть из них занималась не военными подвигами, а поиском приключений. Христианская добродетель сменялась гордыней, презрением рыцарей в отношении других сословий
Слайд 27Турнирами назывались военные упражнения, которые происходили на особо устроенной арене, окруженной
местами для зрителей
На этих турнирах происходил так называемый примерный бой или примерная битва (удары, наносимые противниками друг другу, не представляли большой опасности )
О турнирах объявляли герольды, которые отправлялись в города и замки с гербовым щитом приглашавшего. С самого раннего утра того дня, в который был назначен турнир, оруженосцы входили в покой рыцаря, чтобы одеть и вооружить его.
Рыцарский турнир
Слайд 29Культура инквизиции
1) Как определить, что в селении завелась ведьма?
2) Представления о
ведьме: как выглядит, чем занимается, какой волшебной силой обладает
3) Суд над ведьмой: процедура суда, обвинители, свидетели, защитники; пытки
4) Почему ведьм сжигали? Как еще их могли убить? В каком случае обвиняемого в ведовстве уже не спасти?
5) Аутодафе и процедура приведения приговора в исполнение
Слайд 30Средневековая литература
Средневековый эпос: «Песнь о Роланде» (Франция), «Песнь о моем Сиде»
(Испания), «Песнь о Нибелунгах» (Германия)
Рыцарскую литературу называли «куртуазной» (средневековая концепция любви, согласно которой отношения между влюблённым и его Дамой подобны отношениям между вассалом и его господином)
Стихи для Прекрасной Дамы: Данте – к Беатриче; Петрарка – к Лауре
Фундаментальные литературные труды: «Божественная комедия» Данте, «Декамерон» Бокаччо
Слайд 43Изобразительное искусство
Прекрасные дамы из рода Бабенбергов - Герберга, дочь Леопольда III
(слева), и польская принцесса, вошедшая в семью австрийских королей. XII век.