II этап – XVI век
Основная идея – укрепление государства,
единство и централизация
Особенные черты периода
Осовремененные былины о богатырях, борющихся с Казанским и Крымским ханствами
Исторические песни:
Песни о взятии Казани
Песни о Ермаке
XIV-XV века
XVI век
Берестяные грамоты, церы и писала, найденные на раскопках в Новгороде.
Отослание апостолов
на проповедь.
Миниатюра
из Сийского Евангелия 1339 г. – древнейшей московской рукописи.
как и прежде…
Середина XVI в. – зарождение книгопечатания
Первая
типография – 1553 г.
1563 г. – типография на Никольской улице
Ивана Федорова и Петра Мстиславца
«Апостол» (1564) и «Часовник» (1565)
Остромирово
Евангелие 1057 г.
Древний устав.
Лаврентьевская
летопись 1377 г.
Полуустав.
?
Евангелие XV в.
Ризница Троице-Сергиева монастыря.
Евангелист Иоанн,
диктующий Прохору.
Миниатюра из Федоровского Евангелия XIV в.
Миниатюра из «Сказания
о Мамаевом побоище».
XVII в. ГИМ.
Петр и Феврония
Муромские.
Икона XVI в.
Музей им. Андрея Рублева
?
Св. Меркурий Смоленский.
Воинские повести
«Казанская история»
«Повесть о прихождении Стефана Батория на град Псков»
Жития святых
«Великие Четьи-Минеи» (сборник житий, составленный
митрополитом Макарием)
«Домострой» Сильвестра (?) (свод правил поведения и
энциклопедия домашнего хозяйства)
Публицистика
Челобитные Ивана Пересветова
Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским
Летописи
Литература
Жития
Первый хронограф
В сер. XV в. Пахомием Лагофетом был составлен первый русский хронограф, в котором история Руси представлена в связи с историей всех славянских народов.
Жидовствующие (Новгород, Москва; XV в.)
Отрицали необходимость церкви, не признавали икон и
Святую Троицу
Иосифляне
(Иосиф Волоцкий):
Церковь должна быть
богатой, владеть земельной
собственностью
Нестяжатели
(Нил Сорский, Максим Грек,
Вассиан Патрикеев)
Отказ от церковного и
монастырского имущества
XV-XVI века
Филофей (I пол. XVI в.)
«Москва – третий Рим»
Церковь Николы на Липне
близ Новгорода.
1292 г.
?
Церковь Спаса на Ковалеве.
Новгород. 1345 г.
Разрушена во время
Великой Отечественной войны.
Восстановлена реставраторами.
Церковь Федора Стратилата
на Ручью. Новгород.
1360-1361 гг.
Церковь Спаса
на Ильине улице.
Новгород. 1374 г.
Церковь Петра и Павла в Кожевниках.
Новгород. 1406 г.
?
Какую церковь
напоминает
храм
в Кожевниках?
?
Успенский собор
в Московском Кремле.
1326–1333 гг.
Реконструкция.
Успенский собор
«на Городке»
в Звенигороде.
Первоначальный вид.
Реконструкция.
Рождественский собор Саввино-Сторожеского
монастыря.
Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря.
Спасский собор
Андроникова монастыря.
?
Московский Кремль при Иване III.
Худ. А.М. Васнецов.
В Кремле было построено 18 башен, в т.ч. 6 проездных.
Строительство завершилось в 1516 г.
1530-е годы – Китай-город
Кон. XVI в. – Белый город
«Московский Кремль при Дмитрии Донском» А. М. Васнецов
«Московский Кремль при Иване III» А. М. Васнецов
Грановитая палата
(1487-1491)
Марк Фрязин
Пьетро Антонио
Солари
Успенский собор Московского Кремля.
Арх. Аристотель Фиораванти.
Успенский собор
Московского Кремля.
Южный фасад.
Арх. Аристотель Фиораванти.
Успенский собор Московского Кремля.
Южный фасад.
Арх. Аристотель Фиораванти.
Благовещенский собор как и другие московские храмы, построен из кирпича (в Пскове строили из белого камня).
Собор сочетает московские традиции (узорчатые пояса, килевидные закомары и порталы) и псковские (квадратные столбы, повышенные подпружные арки).
Благовещенский собор
Московского Кремля.
Грановитая палата
Московского Кремля.
Арх. Марко Руффо и
Пьетро Антонио Солари.
Новгородская икона XIV в.
«Сошествие Христа
во ад».
Новгородская икона XIV в.
«Георгий-змееборец»
Спас Вседержитель.
Роспись купола церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде.
Феофан Грек. 1378 г.
Архангел Гавриил.
Деталь иконы из иконостаса
Благовещенского собора.
Феофан Грек. 1405 г.
Прославление Креста.
(Оборотная сторона иконы «Спас Неруковтворный». Вторая половина 12 века. Новгород)
Андрей Рублёв 1380-1430
Спас Вседержитель.
Центральная икона
Деисусного чина.
Рождественский собор Саввино-Сторожевского м-ря.
Андрей Рублёв, 1410–1420-е гг.
Благовещение.
Икона Праздничного ряда
иконостаса
Благовещенского собора.
А. Рублёв. 1405 г.
Преображение Господне.
Икона Праздничного ряда иконостаса
Благовещенского собора.
А. Рублёв. 1405 г.
Великий живописец русского средневековья был родом из Византии, почему и получил прозвище Грека.
Успение (1392)
Дионисий – выдающийся иконописец, самый почитаемый художник Руси конца XV – начала XVI веков, современник Рафаэля, Леонардо, Боттичелли, Дюрера.
Христос Вседержитель.
Роспись подкупольного пространства
собора Рождества Богородицы
Ферапонтова монастыря.
Дионисий.
Архангел Михаил
Архангел Гавриил
Дионисий «Спас в силах»
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть