Слайд 1Роль Петра I в истории
Нычик Елена Владимировна учитель истории и обществознания
Гатчинская гимназия «Апекс»
Слайд 2Цели и задачи
Создание условий
для интеллектуальной
исследовательской
деятельности учащих-
ся, демонстрации
приемов такой
деятельности
Формирование навыков самостоятельного мышления
Критическое
восприятие основных интерпретаций эпохи Петра I
Слайд 3гипотеза
Цель оправдывает средства
«Петр I – чудо или чудовище ?»
этот вопрос выдвинул
Д.
Мережковский в статье «Грядущий хам» в дек. 1905
Слайд 4содержание
Оценки реформ Петра Великого
Культурный переворот Петровской эпохи
Оценки Петра Великого
Слайд 5Оценки Петра I
Что такое Петр? Чудо или чудовище?
Слайд 6Русские мыслители о Петре I
В XVIII в. господствующим было мнение о
том, что деятельность Петра была порождением сверхчеловеческого разума. М.С. Ломоносов называл Петра человеком, богу подобным. Курский купец И.И. Голиков издал 30-томный панегирик "Деяния Петра Великого".
Слайд 7Петр I – чудо !
Карамзин: «Петр очеловечил русский характер, сделал его
универсальным».
В.Соловьев: «Петр явился олицетворением… начала труда, явился вечным работником на троне… отсюда ожесточенное преследование праздности, тунеядства, отлынивания от службы».
Слайд 8Петр I – чудовище!
А.Герцен: «Кнутом и татарами нас держали в невежестве,
топором и немцами нас просвещали, и в обоих случаях рвали нам ноздри и клеймили железом».
Слайд 9ПЕТР - ВАРВАР
Чарльз Витворт был свидетелем казни знатной женщины, виновной в
убийстве мужа: "В яму, вырытую на площади, женщину-убийцу опустили живою и засыпали ее там до плеч; управителя и вместе любовника зарытой - повесили прямо над ее головой...
Слайд 10Реформы Петра Великого
При характеристике исторической сущности петровских реформ чаще всего употребляют
понятия "европеизация", "вестернизация", "модернизация”
Кто же Петр, варвар или цивилизатор?
Слайд 11С.Ф. Платонов писал: "На первый взгляд преобразовательная деятельность Петра представляется лишенной
всякого плана и последовательности. Постепенно расширяясь она захватила все части государственного строя, коснулась самых различных сторон народной жизни. Но ни одна часть не перестраивалась сразу, в одно время и во всем своем составе. Каждая реформа подступала по несколько раз, в разное время касаясь ее по частям, по мере надобности"
Слайд 13Создание новой регулярной армии
Полтавская битва 1709 г
Слайд 14Строительство кораблей
Флоту быть!
Слайд 15Создание флота
Сражение при о. Гренгам
Слайд 16"Табели о рангах".
Получение низшего, четырнадцатого класса при Петре Первом, давало
лично дворянство, а все классные чины, начиная с восьмого ранга, причислялись к "лучшему старшему дворянству во всяких достоинствах и авантажах, хотя б они низкой породы были".
Слайд 17 Петр требовал от дворян обязательной службы.
Петру Первому удалось собрать вокруг
себя плеяду единомышленников,
"птенцов гнезда Петрова",
как назвал их А.С. Пушкин.
Слайд 20Реформа церковного управления
управление церковью поручалось Духовной коллегии
Для надзора за
деятельностью
Синода Петр I
назначил обер-прокурора
"из офицеров доброго человека,
кто бы имел смелость и мог управление
синодского дела знать".
Слайд 21"учинить фискалов во всяких делах".
Слайд 22"Устав о наследии престола"
Cей недобрый обычай не знаю чего для
так был затвержден. Император указал, чтобы отныне "сие было всегда в воле правительствующего государя, кому оной хочет, тому и определит наследство".
Слайд 23Принятие императорского титула
"Мы, Петр Первый, император и самодержец Всероссийский". Принято
считать, что именно в этот день Московское царство официально превратились в Российскую империю.
Слайд 24Реформы Петра I привели к расслоению общества
Слайд 25Культура и просвещение
Светское образование
потребовало массу
новых учебников.
Слайд 26Школа петровской эпохи
Для молодых дворян, уклонявшийся от обучения, было придумано действенное
наказание: "штраф такой, что не вольно будет жениться, пока сего выучится".
Слайд 27 Спор вокруг петровских реформ
Вряд ли можно ожидать, что когда-нибудь будет подведена
окончательная черта под дискуссией о значении и результатах петровских реформ. Они оказали такое влияние и на историю России и даже на историю всего мира, что каждое новое поколение будет иметь свою точку зрения на эту эпоху.
Слайд 28Использованные материалы
Российская цивилизация. М.:Просвещение, 1998.
Россия в конце 17-19 веке. Н.И. Павленко
и др. М.:Просвещение, 1997
Реформы Петра Великого.
web-local.rudn.ru/web-local/uem/ido/9/data/p6.htm