Слайд 1Развитие педагогики и педагогической мысли в античном мире
Слайд 2В период расцвета Древней Греции определяющую роль играли два города-полиса: Спарта
в Лаконии и Афины в Аттике.
В каждом из этих государств сложились особые системы воспитания: афинская и спартанская.
Отличия этих двух систем общественного воспитания были обусловлены некоторыми особенностями экономического, географического и политического развития, состоянием культуры городов-полисов.
И в Спарте и в Афинах образованность почиталась как необходимое и неотъемлемое свойство достойного гражданина полиса.
Слайд 3Спартанская система обучения
Воспитание спартиатов преследовало основную цель – подготовить члена военной
общины. Идеалом спартанского воспитания был физически развитый, с сильным духом, разбирающийся в военном деле молодой человек. Государство жестко регламентировало и контролировало систему воспитания детей.
Слайд 4Сильные и здоровые младенцы передавались на воспитание в семью до семилетнего
возраста. Определенную роль в процессе воспитания ребенка первых лет жизни играли физически здоровые и опытные кормилицы. После достижения ребенком семилетнего возраста обязанности по воспитанию брало на себя государство.
Слайд 5С 7 до 15 лет дети организованно поступали в государственные воспитательные
учреждения называемые агеллами. На данном этапе дети приобретали минимальные навыки чтения и письма, все остальное время было отдано физической подготовке (бег, прыжки, метание диска и копья, борьба, рукопашный бой) и закаливанию. Воспитанники приучались стойко переносить голод, холод, жажду, выносить боль, быть немногословными и покорными. Любой намек на красноречие пресекался. Дети всегда ходили босиком, спали на тонких соломенных подстилках, во все времена года подростки обходились в качестве верхней одежды легким плащом. Кормили детей скудно, приучали к воровству. Так попавшийся на воровстве подросток, должен был быть жестоко наказан плетьми, но не за воровство, а за то, что он потерпел неудачу.
Слайд 6Юношей 14-летнего возраста посвящали в эйрены – члены общины. С этих
пор у воспитанников появлялись некоторые гражданские права. В процессе посвящения подростка подвергали различным болезненным испытаниям. Как правило, молодых людей подвергали унизительной публичной порке, которую следовало выдержать без стона и слез.
Слайд 7С 15 до 20 лет к минимальному обучению грамоте добавлялись музыка,
пение военных песен и религиозные танцы, носившие преимущественно боевой, воинственных характер. Методы воспитания становились еще более суровыми. Нравственно-политическим воспитанием молодежи занимались представители старшего поколения, отважные и опытные воины, которые в беседах с юношами рассказывали легенды о героических событиях прошлых лет.
Слайд 8К 18 – 20 годам эйрены переводились в особую группу эфебов
и получали полное вооружение воина, где еще в течение последующих десяти лет совершенствовали свое военное мастерство и постепенно вливались в военную общину полноправными ее членами.
Слайд 9Воспитание девочек и девушек-спартиаток практически не отличалось от воспитания юношей. Минимальное
внимание уделялось общеобразовательной подготовке и более пристальное – физическому воспитанию и военным упражнениям. Задача женщины-спартиатки состояла в несении охраны жилища и держании в повиновении рабов во время отсутствия мужа в периоды военных действий и подавлений восстаний рабов.
Слайд 10Афинская система обучения
Идеал афинского воспитания сводился к многозначному понятию - совокупности
добродетелей. По сути, речь шла о всестороннем формировании личности, прежде всего с развитыми интеллектом и культурой тела.
Пафос практики организованного воспитания и обучения пронизывал принцип соревнования (агонистики).
Все афиняне получали домашнее воспитание. Сыновья свободных афинян обычно получали такое воспитание до семи лет.
Затем за мальчиками из состоятельных семей присматривал особый раб - педагог (дословно - поводырь).
После семи лет мальчики - дети свободных граждан получали возможность учиться в частных и общественных учебных заведениях.
Начальное образование давали частные платные школы: мусические и гимнастические.
Слайд 11Мусические школы воспитания
В мусических школах учились школьники 7 —16-летнего возраста.
Мусическая школа
давала по преимуществу литературное и музыкальное образование с элементами научных знаний.
Альфой и омегой обучения было изучение поэм Гомера.
"Илиада" и "Одиссея" были не только дидактическим материалом при обучении грамоте и музыке, но и вводили юных граждан в систему жизненных отношений, приобщали к традициям народа.
Обучение в мусической школе носило синкретический характер.
Гекзаметры "Илиады" и "Одиссеи" произносились нараспев в сопровождении струнных инструментов.
Постигались также азы математики, прежде всего четыре арифметических действия.
Слайд 12Гимнастические школы обучения
В гимнастических школах, или палестрах, - 12 - 16-летние
подростки.
В палестрах занимались развитием культуры тела.
Ученики интенсивно занимались бегом, борьбой, прыжками, метанием диска, копья, фехтованием.
Обычно учащиеся посещали одновременно оба типа указанных заведений.
Слайд 13Гимнасии
Для завершивших пребывание в мусической и гимнастической школах следующей ступенью образования
могли стать общественные учреждения - гимнасии.
В V -IV вв. до н. э. таких гимнасий в Афинах было три: Академия, Ликей и Киносарг.
В гимнасиях совершенствовались в образовании юноши 16 - 18 лет.
Акцент делался на упражнения, укрепляющие и развивающие тело.
Одновременно оттачивались и умственные способности.
В гимнасии всегда можно было послушать популярного политика или философа.
Слайд 14Эфебия
Вершиной воспитания и образования считалось пребывание 18—20-летних юношей в эфебии.
Это общественное
учреждение, где находившиеся на службе у государства преподаватели учили военному делу: верховой езде, стрельбе из лука и катапульты, метанию дротика и пр.
У эфебов была особая форма одежды - широкополая шляпа и черный плащ (хламида).
Слайд 15Афинские традиции женского образования
Содержание и задачи женского образования и воспитания Афинская
традиция предусматривала для девочек и девушек вплоть до замужества исключительно домашнее воспитание.
В семье они получали элементарные навыки чтения и письма, музыкальную подготовку.
Ведя жизнь затворниц, девочки и девушки появлялись на людях весьма редко, например во время религиозных церемоний.
По суждениям афинян, женщина не могла претендовать на обладание упомянутой "совокупностью добродетелей". Ее уделом было домашнее хозяйство.