Слайд 1ЛЕКЦИЯ ПО ТЕМЕ 3 «ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ АНТИЧНОГО МИРА»
1.Возникновение политико-правовых
учений Древней Греции
2.Политико-правовые учения Платона и Аристотеля. Ценности эпохи эллинизма;
3.Политико-правовые учения Древнего Рима. Социально-политические воззрения раннего христианства.
Лектор: к.и.н., преподаватель кафедры теории и истории государства и права, лейтенант полиции Соборнов Павел Евгеньевич
Слайд 2ВОПРОС 1.ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
1
Своеобразие географического положения Греции (на
пересечении Европы и Азии)
Бурное развитие мореплавания и судоходства
2
Изрезанность береговой линии и горный рельеф территории Греции
Невозможность формирования общегреческой государственности
3
Возникновение огромного количества городов-государств (полисов)
Повышенный интерес граждан к управлению, участию в политической жизни, заинтересованность в развитии наук
Слайд 3ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОГО ЗНАНИЯ
1) Выбор и обоснование оптимальной формы правления;
Выбор и
обоснование формы участия граждан в управлении полисом;
2) Определение соотношения между моралью и законом;
3) обоснование необходимости подчиняться органам государственной власти.
Слайд 4ОСОБЕННОСТИ И ХАРАКТЕР УЧЕНИЙ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
1
Предельная рационализация (устремленность на поиск причинно-следственных
связей и закономерностей)
Причины: быстрый распад родового строя и подрыв влияния родов (торговля и мореплавание), подрыв веры в богов
2
Существование в виде практических рекомендаций по удержанию власти
Причины: обострение социальных конфликтов, деятельность народных собраний
Слайд 5УЧЕНИЕ ПИФАГОРА (571-497 Г.ДО Н.Э)
Причины возникновения государства связаны с природным стремлением
человека к господину, справедливость – принцип воздаяния каждому за должное
править должны развитые люди по интеллектуальным и нравственным качествам;
идеальная форма правления аристократия- господство знати
Слайд 6ПОЛИТИКО- ПРАВОВОЕ УЧЕНИЕ ГЕРАКЛИТА (530-470 ГОДЫ ДО Н.Э.)
1
Причина появления государства- вражда
и зависть людей и стремление смирять эти качества;
2
управление искусство смирять нравы людей;
3
законы необходимы для удержания контроля над поведением людей
Слайд 7ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ УЧЕНИЕ ДЕМОКРИТА (460-360 ГГ. ДО Н.Э.)
выступал за равенство людей от
природы;
- закон должен исходить из интересов людей и создаваться на основе интересов граждан;
- восприятие государство как ценности цементирующей общество.
Демокрит считал, что управление государством – одно из самых важных искусств. Обязанностями государства он считал:
1) воспитание граждан, которые должны усвоить основные ценности полисного патриотизма, обязанности участия в защите полиса и в принятии решений на народном собрании;
2) образование граждан, которые должны были усвоить основные научные знания, необходимые для занятий торговлей, мореплаванием и судоходством:
Слайд 8СОФИСТИКА- УЧЕНИЕ О МУДРОСТИ, РАЗВИВАЮЩЕЕ НАВЫКИ ВЕДЕНИЯ ДИСКУССИЙ И ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ
Ученые:
Протагор, Гиппий
Причины появления учения:
- подготовка желающих для выступления на народных собраниях;
-отбор кандидатов на государственные должности
Слайд 9ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ УЧЕНИЯ СОФИСТОВ
- постановка проблемы отличий человека от животных (в
занятии ремеслом и разведении огня);
государство существует и поддерживается интересами многих, ведь бог вложил в человека принцип справедливости и искусство управления
Закон- всеобщая справедливость, взаимно согласованная
- признание возможности учиться законотворчеству
- доказательство преимущества демократии, как власти обеспечивающей интересы многих
Слайд 10ВКЛАД СОФИСТОВ В ПОЛИТИКО- ПРАВОВОЕ ЗНАНИЕ
1) первых попытках обоснования тезиса об
отсутствии Богов за невозможностью доказательства факта их существования;
2) попытках обоснования справедливости в качестве того, что полезно и необходимо людям (Протагор);
3) четком разделении законов на естественные, имеющие источником происхождению природу человека, как биологического организма и писанных (позитивных) законов.
определение закона, как того, что люди пишут, определяя что должно делать и от чего удерживаться»
Слайд 11ПОЛИТИКО- ПРАВОВОЕ УЧЕНИЕ СОКРАТА (469-399ГГ. ДО Н.Э)
В основе закона должна лежать
мораль;
Жесткая критика софизма за безверие и обоснование прихода к власти «случайных» людей.
Правители должны обладать моральными качествами
Слайд 12
ВОПРОС 2.ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ПЛАТОНА И АРИСТОТЕЛЯ. ЦЕННОСТИ ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА;
Период IV- II
века до н. характеризовался на территории Древней Греции становлением рабовладельческого строя и обострением социальных противоречий. Рост техники обработки земли приводил к усилению имущественного неравенства и отчуждению граждан от принятия управленческих решений в полисе. Увеличение количества метеков- выходцев из других полисов приводило к конфликтам внутри полиса поиск и обоснование лучшей формы правления
Слайд 13
ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ УЧЕНИЕ ПЛАТОНА (427-347 ГГ. ДО Н.Э.)
ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ: ДИАЛОГИ
«ГОСУДАРСТВО», «ЗАКОНЫ», «ПОЛИТИК»
Цель управления людьми: формирование справедливых отношений в обществе, в котором люди должны обладать долгом и ответственностью.
Управлять должны философы- наиболее подготовленные люди;
Государство необходимо для создания справедливого общества и обуздания низменных страстей;
Обоснование термина: «политика»- искусство держать в повиновении людей и контролировать страсти
Слайд 14ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ УЧЕНИЕ ПЛАТОНА
- выбор способов и форм управления людьми связывался с
выбором формы правления:
Правильные- Демократия- власть народа, где реализуется справедливость и взаимные интересы, отсутствуют бунты и волнения, Аристократия- власть достойных и избранных, подготовленных людей;
Неправильные-
Тимократия- власть военных, при которой ведутся войны, становящиеся бедствием граждан,
Олигархия – власть немногих, приводящая к недовольству и бунтам,
Тирания- неограниченная власть одного правителя, приводящая к бунтам
Слайд 15ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ УЧЕНИЕ АРИСТОТЕЛЯ (384-22 ГГ. ДО Н.Э.)
Труды: «Полития», «Этика»
-возникновение государства связано
со стремлением людей к общению;
Слайд 16ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА АРИСТОТЕЛЯ
большая семья, в которой существуют различные социальные статусы
и роли, обусловленные беспрекословным подчинение подданных (детей) главе государства (отцу) и воспроизводится модель семейных отношений, основанная на подчинении младших членов семьи старшим членам семьи;
семья община (селение) род
государство( объединение людей, стремящихся к общению, высшая форма объединения людей)
Эффективность управления людьми связана с
желанием и возможностью правителей и органов государственной власти защищать общественные интересы и работать на «общее благо» людей
Слайд 17ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ
Правильные
Неправильные
Монархия- власть, основанная на авторитете правителя, защищающего интересы подданных;
Аристократия-
власть, основанная на правлении лучших и достойных людей;
Полития- власть большинства граждан- собственников имущества, через народные собрания, создающая социальную стабильность
Тирания- безграничная власть правителя, защищающего только свои интересы;
Олигархия- власть немногих, которая защищает интересы немногих;
Демократия- власть большинства интеллектуально неподготовленных людей, которые могут создать условия для конфликтов
Слайд 18РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА - ПОЛИТИИ
- создание уравнивающей справедливости- обеспечение гражданам возмещения
вреда имуществу от любых противозаконных действий, соразмерность наказания преступлению
- создание распределяющей справедливости
обеспечение
распределения
материальных и имущественных благ в зависимости от личного вклада в производство, при этом социальное и имущественное неравенство- норма, связанные с обеспечением стабильности
Слайд 19КРИЗИС ПОЛИСА И ЦЕННОСТИ ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА
Кризис полиса выражался в уклонении граждан
от общественных обязанностей управления, падении полисного патриотизма и веры в полисных богов в сознании граждан. В результате завоевательной политики Александра Македонского 40-30-е гг. IV века до нашей эры начался период распространения греческой культуры на территории восточных стран (эллинизм). Базовой ценностью становится- Эпикурейство- учение о необходимости получения удовольствия и достижения безмятежной жизни
Слайд 20ЭПИКУРЕЙСТВО И СТОИЦИЗМ- НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГРЕЦИИ III- I ВЕКОВ ДО НАШЕЙ
ЭРЫ
Учение мыслителя Эпикура (341-27 гг. до н.э.):
Государство должно обеспечить атараксию - безмятежное спокойствие человека и не вмешиваться в дела людей;
Справедливость- индивидуальная полезность человеку всего;
Стоицизм (Зенон Критский (336-264гг. до н.э.):
Признание судьбы в качестве начала, изменяющего мир;
необходимость создания универсального закона и универсального государства для всех людей;
Подчинение людей универсальному закону и государству (первая попытка обоснование политического монизма)
Слайд 21УЧЕНИЕ ОБ ОБЩЕСТВЕ ПОЛИБИЯ (200-120 ГГ. ДО Н.Э.).
ТРУД: «ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ».
Задача-
объяснение современникам причин римского завоевания греческих полисов;
Любое государство в результате внутренних и внешних причин проходит шесть основных форм повторяющихся правления: царская власть, тирания, аристократия, демократия и охлократия- первая попытка обоснования закономерности общественного развития.
Слайд 22ВОПРОС 3.ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО РИМА. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ РАННЕГО ХРИСТИАНСТВА.
Особенности социально-политического развития
Рима
Благоприятный климат, развитие земледелия и торговли
Рост имущественного неравенства
Первый этап римской государственности- Царский период 753-509гг. До. н.э.
Борьба родовой аристократии (патрициев) и свободных общинников (плебеев)
Развитие товарно-денежных отношений
Второй этап римской государственности- Республика (509-27 годы до н.э.)
Окончательное формирование частной собственности, рабовладения, становление первых учений ор государстве и праве в острой социально-политической борьбе
Слайд 23ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ УЧЕНИЕ МАРКА ТУЛИЯ ЦИЦЕРОНА (106-43ГГ. ДО Н.Э.), РИМСКИЙ СЕНАТОР
- обоснование
модели смешанной формы правления (республики(res-дело, publica- общественный) с равномерным распределением обязанностей органов власти, участием народа в управлении, равенством граждан перед законом
Трактаты: «О государстве», «О законах»:
Причины образования государства- стремления людей к безопасности и общению;
Обязанности граждан: защищать государство, платить налоги и подати
Обязанности государства: защите и гарантия собственности и имущества римских граждан
Слайд 24ПРАВОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ М.Т.ЦИЦЕРОНА
- Все, что противоречит природе человеческого общения- беззаконие: убийства,
кражи имущества;
- Важнейшие источник права традиции римской земледельческой общины, хранителями их должны быть должностные лица Римской республики
Слайд 25РИМСКИЕ ЮРИСТЫ - ЭТО ПРЕДСТАВИТЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СООБЩЕСТВА ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РИМСКОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ,
КОТОРЫЕ ПО РОДУ СВОИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ДОЛЖНЫ БЫЛИ ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ ЧАСТНЫХ ЛИЦ ПО ВСЕМ ПРОБЛЕМАМ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАНСКИХ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ, КОНСУЛЬТИРОВАТЬ ПО ГРАЖДАНСКО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ РИМСКИХ ГРАЖДАН
Римские юристы II- I вв. до.н.э.
Причины появления
Гай, Папиниан, Ульпиан,
Павел,
Модестин.
1) становление республиканских государственных и судебных органов власти, рассматривающих имущественные и личные конфликты римских граждан;
2) окончательное становление частной собственности в Риме и становление конфликтов, возникающих по вопросам купли-продажи, наследования и дарения движимого и недвижимого имущества.
Слайд 26ОСНОВНЫЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ РИМСКИХ ЮРИСТОВ
- Введение и обоснование классификации права на
публичное, затрагивающее интересы Римской республики и римского общества в целом и частное право, затрагивающее интересы отдельных римских граждан;
Обоснование четкой классификации частного права, которое должно делиться на: естественное право, источником которого должна являться справедливость и мораль, права народов, которое должно регламентировать положение неграждан Римской республики, а также отношения Рима с другими государствами и цивиильное право, связанное с регламентацией имущественных отношений;
Слайд 27ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ РИМСКИХ ЮРИСТОВ
Четкое обоснование права, как справедливости, которая должна иметь
позитивное значение для исправления нравов людей. Под справедливостью, как источником права, римские юристы понимали: необходимость воздаяния каждому по его положению и заслугам, честную жизнь, отказ от вреда в отношении других людей (Ульпиан).
Обоснование необходимости подчиняться закону, как высшей справедливости, установленной Богами. Отсюда, римские юристы одни из первых пытались обосновать обязательность применения закона, что связывалось с понятием чувства долга»- осознания гражданами своих обязанностей и важнейшие функции права: повелевать, запрещать и наказывать за неисполнение закона;
Требование предельной регламентации вопросов собственности, ее видов и форм в решении ее острых противоречий, вызванных дарением, наследованием, куплей-продажей.
Слайд 28ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ РАННЕГО ХРИСТИАНСТВА
Причины появления:
1) Завоевание Римом громадных территорий Азии, Ближнего
Востока и Северной Африки
Потеря связи с римскими языческими культами;
Усвоение религиозных верований покоренных народов
Рост военных трофеев в результате завоевательных войн
Нарастание имущественного неравенства в римской армии (острые конфликты римлян с населением покоренных народов), дискриминация (ограничение прав) покоренных народов
Слайд 29ДУХОВНЫЙ КРИЗИС РИМСКОГО ОБЩЕСТВА ПЕРВЫХ ВЕКОВ НАШЕЙ ЭРЫ
Традиционные римские культы предков
и Богов перестают сплачивать римлян
Усвоение восточных культов покоренных народов
Бурное развитие научных знаний
Социальное и имущественное неравенство
Потребность в развитии идей нравственного совершенствования
Возникновение религиозных организаций и учения- ХРИСТАНСТВА
Слайд 30ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ ХРИСТИАНСТВА
Основы религиозного учения
Политико-правовые взгляды
Монотеизм- вера в наличие единого Бога-творца
Идея
о сотворении Богом человека и единстве происхождения людей;
Ожидание «конца света» и вера во «второе пришествие Христа»
Необходимость формирования политического единовластия;
Необходимость социального и имущественного равенства людей в раннем христианстве I- IV веков до н.э.
Сопротивление римским властям, устанавливающих культ императора
Слайд 31ИЗМЕНЕНИЯ В ПОЛИТИКО-ПРАВОВОМ УЧЕНИИ ХРИСТИАНСТВА (IV ВЕКА Н.Э.)
в начале IV(330г.) века
нашей эры Римский император Константин I превращает христианскую церковь в государственную религию Римской империи.
1) поисками духовных ценностей, сплачивающих многонациональное население империи;
2) повышение численности и влиятельности христианских общин по причине доступности их учения для людей любого социального и имущественного положения и национального происхождения;
3) стремление императорской власти заручиться поддержкой самых влиятельных религиозных обществ и сохранить социальную стабильность.
Слайд 32НОВЫЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ ХРИСТИАНСТВА
1)божественный характер происхождения светской власти и необходимость подчинения
ей, со стороны всех последователей Христа, как наместнице власти божественной.
2) смирение перед несправедливостью, вызванной резким имущественным неравенством и низким социальным статусом бедных людей и их отказ от переустройства общества на началах имущественного равенства;
3) компенсация низкого социального статуса бедных обещанием достижения «царства Божьего» и повышение своего социального положения в загробном мире. Этот тезис обосновывал временный характер всех социальных порядков, в том числе и рабства;
4) обоснование имущественного и социального неравенства людей неравенством между Богом и другими сверхъестественными силами.
5) признание необходимости формирования профессиональной священнической иерархии (клира), которая должна была по роду своих основных обязанностей обосновывать христианскую догматику и бороться с отступниками от веры - еретиками, остающимися на позициях раннего христианства. Необходимость такой священнической иерархии обосновывалась как несовершенством мирских порядков, так и тезисом о необходимости спасения людей от страшного суда, через посредничество церкви в отношениях между Богом и людьми.
Слайд 33ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ УЧЕНИЕ АВГУСТИНА БЛАЖЕННОГО (354-430ГГ.), «ОТЕЦ ЦЕРКВИ». ТРУД: «О ГРАДЕ БОЖЬЕМ»
1)
Источником возникновения государства является греховная (преступная) природа людей;
Государство является временным институтом, существующим до «второго пришествия Христа» и «страшного суда», Церковная власть, по мнению ученого, является более необходимой для людей, желающих спастись.
2) Источником возникновения церкви является высшая Божественная воля, которой грешники (нарушители божественных заповедей) должны подчиниться, с целью своего собственного нравственного исправления и спасения от наказания Бога.
задачи государства: служение церкви, как наместнице Бога, защита церковного имущества, и наконец, поддержка официальной христианской церкви в борьбе с еретиками (отступниками от веры).
Слайд 34СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ АВГУСТИНА БЛАЖЕННОГО
1
Причины рабства и низкого имущественного положения людей:
Безверие, греховность
людей, нежелание жить по заповедям Бога-творца
2
Наличие у человека свободы воли - права выбора между двумя этими градами, государствами и образами жизни- градом земным (грехи), градом небесным (благодать).
3
Люди, выбравшие «град земной»- грешники, которые более склонны к преступлениям и для их смирения нужно государство с системой наказаний. Обоснование необходимости временного служения государству до «конца света»
Слайд 35ВЫВОДЫ ПО ЛЕКЦИИ
1. На этапе древности произошла невиданная рационализация политико-правовых взглядов,
в виде формирования:
концепций рабовладельческой демократии,
прав и свобод,
полисного гражданства и полисных ценностей, основанных на признании прав и обязанностей граждан
Полисная политическая система, возникшая во многих регионах античности, в том числе и на Ближнем Востоке, впитавшая в себя особенности восточного менталитета и восточных монотеистических культов в период эллинизма способствовала формированию настоящего феномена интеллектуальной мысли человечества- вероучения христианской церкви. Именно христианская церковь, возникшая на этапе поздней античности, гармонично синтезировала (объединила) западные и восточные ценности политические и правовые ценности, и вывела мифологические знания древности на новый рациональный уровень развития. Именно христианское вероучение оказало большое воздействие на формирование идей политического единообразия.
Слайд 36СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !!!!!!!
КОНЕЦ