Политические и правовые учения античного мира. (Тема 3) презентация

Содержание

ВОПРОС 1.ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 1 Своеобразие географического положения Греции (на пересечении Европы и Азии) Бурное развитие мореплавания и судоходства 2 Изрезанность береговой линии и горный рельеф территории

Слайд 1ЛЕКЦИЯ ПО ТЕМЕ 3 «ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ АНТИЧНОГО МИРА»
1.Возникновение политико-правовых

учений Древней Греции
2.Политико-правовые учения Платона и Аристотеля. Ценности эпохи эллинизма;
3.Политико-правовые учения Древнего Рима. Социально-политические воззрения раннего христианства.

Лектор: к.и.н., преподаватель кафедры теории и истории государства и права, лейтенант полиции Соборнов Павел Евгеньевич

Слайд 2ВОПРОС 1.ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
1
Своеобразие географического положения Греции (на

пересечении Европы и Азии)
Бурное развитие мореплавания и судоходства

2
Изрезанность береговой линии и горный рельеф территории Греции
Невозможность формирования общегреческой государственности

3
Возникновение огромного количества городов-государств (полисов)
Повышенный интерес граждан к управлению, участию в политической жизни, заинтересованность в развитии наук







Слайд 3ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОГО ЗНАНИЯ
1) Выбор и обоснование оптимальной формы правления;
Выбор и

обоснование формы участия граждан в управлении полисом;

2) Определение соотношения между моралью и законом;
3) обоснование необходимости подчиняться органам государственной власти.


Слайд 4ОСОБЕННОСТИ И ХАРАКТЕР УЧЕНИЙ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
1

Предельная рационализация (устремленность на поиск причинно-следственных

связей и закономерностей)
Причины: быстрый распад родового строя и подрыв влияния родов (торговля и мореплавание), подрыв веры в богов

2


Существование в виде практических рекомендаций по удержанию власти
Причины: обострение социальных конфликтов, деятельность народных собраний


Слайд 5УЧЕНИЕ ПИФАГОРА (571-497 Г.ДО Н.Э)


Причины возникновения государства связаны с природным стремлением

человека к господину, справедливость – принцип воздаяния каждому за должное
править должны развитые люди по интеллектуальным и нравственным качествам;
идеальная форма правления аристократия- господство знати

Слайд 6ПОЛИТИКО- ПРАВОВОЕ УЧЕНИЕ ГЕРАКЛИТА (530-470 ГОДЫ ДО Н.Э.)





1
Причина появления государства- вражда

и зависть людей и стремление смирять эти качества;

2
управление искусство смирять нравы людей;

3
законы необходимы для удержания контроля над поведением людей

Слайд 7ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ УЧЕНИЕ ДЕМОКРИТА (460-360 ГГ. ДО Н.Э.)
выступал за равенство людей от

природы;
- закон должен исходить из интересов людей и создаваться на основе интересов граждан;
- восприятие государство как ценности цементирующей общество.
Демокрит считал, что управление государством – одно из самых важных искусств. Обязанностями государства он считал:
1) воспитание граждан, которые должны усвоить основные ценности полисного патриотизма, обязанности участия в защите полиса и в принятии решений на народном собрании;
2) образование граждан, которые должны были усвоить основные научные знания, необходимые для занятий торговлей, мореплаванием и судоходством:



Слайд 8СОФИСТИКА- УЧЕНИЕ О МУДРОСТИ, РАЗВИВАЮЩЕЕ НАВЫКИ ВЕДЕНИЯ ДИСКУССИЙ И ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ
Ученые:

Протагор, Гиппий
Причины появления учения:
- подготовка желающих для выступления на народных собраниях;
-отбор кандидатов на государственные должности


Слайд 9ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ УЧЕНИЯ СОФИСТОВ
- постановка проблемы отличий человека от животных (в

занятии ремеслом и разведении огня);
государство существует и поддерживается интересами многих, ведь бог вложил в человека принцип справедливости и искусство управления
Закон- всеобщая справедливость, взаимно согласованная
- признание возможности учиться законотворчеству
- доказательство преимущества демократии, как власти обеспечивающей интересы многих


Слайд 10ВКЛАД СОФИСТОВ В ПОЛИТИКО- ПРАВОВОЕ ЗНАНИЕ
1) первых попытках обоснования тезиса об

отсутствии Богов за невозможностью доказательства факта их существования;
2) попытках обоснования справедливости в качестве того, что полезно и необходимо людям (Протагор);
3) четком разделении законов на естественные, имеющие источником происхождению природу человека, как биологического организма и писанных (позитивных) законов.

определение закона, как того, что люди пишут, определяя что должно делать и от чего удерживаться»


Слайд 11ПОЛИТИКО- ПРАВОВОЕ УЧЕНИЕ СОКРАТА (469-399ГГ. ДО Н.Э)
В основе закона должна лежать

мораль;
Жесткая критика софизма за безверие и обоснование прихода к власти «случайных» людей.
Правители должны обладать моральными качествами

Слайд 12 ВОПРОС 2.ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ПЛАТОНА И АРИСТОТЕЛЯ. ЦЕННОСТИ ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА;
Период IV- II

века до н. характеризовался на территории Древней Греции становлением рабовладельческого строя и обострением социальных противоречий. Рост техники обработки земли приводил к усилению имущественного неравенства и отчуждению граждан от принятия управленческих решений в полисе. Увеличение количества метеков- выходцев из других полисов приводило к конфликтам внутри полиса поиск и обоснование лучшей формы правления



Слайд 13 ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ УЧЕНИЕ ПЛАТОНА (427-347 ГГ. ДО Н.Э.) ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ: ДИАЛОГИ

«ГОСУДАРСТВО», «ЗАКОНЫ», «ПОЛИТИК»

Цель управления людьми: формирование справедливых отношений в обществе, в котором люди должны обладать долгом и ответственностью.
Управлять должны философы- наиболее подготовленные люди;
Государство необходимо для создания справедливого общества и обуздания низменных страстей;
Обоснование термина: «политика»- искусство держать в повиновении людей и контролировать страсти


Слайд 14ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ УЧЕНИЕ ПЛАТОНА
- выбор способов и форм управления людьми связывался с

выбором формы правления:
Правильные- Демократия- власть народа, где реализуется справедливость и взаимные интересы, отсутствуют бунты и волнения, Аристократия- власть достойных и избранных, подготовленных людей;
Неправильные-
Тимократия- власть военных, при которой ведутся войны, становящиеся бедствием граждан,
Олигархия – власть немногих, приводящая к недовольству и бунтам,
Тирания- неограниченная власть одного правителя, приводящая к бунтам

Слайд 15ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ УЧЕНИЕ АРИСТОТЕЛЯ (384-22 ГГ. ДО Н.Э.)
Труды: «Полития», «Этика»
-возникновение государства связано

со стремлением людей к общению;


Слайд 16ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА АРИСТОТЕЛЯ
большая семья, в которой существуют различные социальные статусы

и роли, обусловленные беспрекословным подчинение подданных (детей) главе государства (отцу) и воспроизводится модель семейных отношений, основанная на подчинении младших членов семьи старшим членам семьи;
семья община (селение) род
государство( объединение людей, стремящихся к общению, высшая форма объединения людей)
Эффективность управления людьми связана с
желанием и возможностью правителей и органов государственной власти защищать общественные интересы и работать на «общее благо» людей






Слайд 17ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ
Правильные
Неправильные
Монархия- власть, основанная на авторитете правителя, защищающего интересы подданных;
Аристократия-

власть, основанная на правлении лучших и достойных людей;
Полития- власть большинства граждан- собственников имущества, через народные собрания, создающая социальную стабильность

Тирания- безграничная власть правителя, защищающего только свои интересы;
Олигархия- власть немногих, которая защищает интересы немногих;
Демократия- власть большинства интеллектуально неподготовленных людей, которые могут создать условия для конфликтов


Слайд 18РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА - ПОЛИТИИ
- создание уравнивающей справедливости- обеспечение гражданам возмещения

вреда имуществу от любых противозаконных действий, соразмерность наказания преступлению

- создание распределяющей справедливости
обеспечение
распределения
материальных и имущественных благ в зависимости от личного вклада в производство, при этом социальное и имущественное неравенство- норма, связанные с обеспечением стабильности


Слайд 19КРИЗИС ПОЛИСА И ЦЕННОСТИ ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА
Кризис полиса выражался в уклонении граждан

от общественных обязанностей управления, падении полисного патриотизма и веры в полисных богов в сознании граждан. В результате завоевательной политики Александра Македонского 40-30-е гг. IV века до нашей эры начался период распространения греческой культуры на территории восточных стран (эллинизм). Базовой ценностью становится- Эпикурейство- учение о необходимости получения удовольствия и достижения безмятежной жизни

Слайд 20ЭПИКУРЕЙСТВО И СТОИЦИЗМ- НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГРЕЦИИ III- I ВЕКОВ ДО НАШЕЙ

ЭРЫ

Учение мыслителя Эпикура (341-27 гг. до н.э.):
Государство должно обеспечить атараксию - безмятежное спокойствие человека и не вмешиваться в дела людей;
Справедливость- индивидуальная полезность человеку всего;

Стоицизм (Зенон Критский (336-264гг. до н.э.):
Признание судьбы в качестве начала, изменяющего мир;
необходимость создания универсального закона и универсального государства для всех людей;
Подчинение людей универсальному закону и государству (первая попытка обоснование политического монизма)


Слайд 21УЧЕНИЕ ОБ ОБЩЕСТВЕ ПОЛИБИЯ (200-120 ГГ. ДО Н.Э.). ТРУД: «ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ».
Задача-

объяснение современникам причин римского завоевания греческих полисов;
Любое государство в результате внутренних и внешних причин проходит шесть основных форм повторяющихся правления: царская власть, тирания, аристократия, демократия и охлократия- первая попытка обоснования закономерности общественного развития.

Слайд 22ВОПРОС 3.ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО РИМА. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ РАННЕГО ХРИСТИАНСТВА.
Особенности социально-политического развития

Рима
Благоприятный климат, развитие земледелия и торговли

Рост имущественного неравенства
Первый этап римской государственности- Царский период 753-509гг. До. н.э.
Борьба родовой аристократии (патрициев) и свободных общинников (плебеев)
Развитие товарно-денежных отношений
Второй этап римской государственности- Республика (509-27 годы до н.э.)
Окончательное формирование частной собственности, рабовладения, становление первых учений ор государстве и праве в острой социально-политической борьбе



Слайд 23ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ УЧЕНИЕ МАРКА ТУЛИЯ ЦИЦЕРОНА (106-43ГГ. ДО Н.Э.), РИМСКИЙ СЕНАТОР
- обоснование

модели смешанной формы правления (республики(res-дело, publica- общественный) с равномерным распределением обязанностей органов власти, участием народа в управлении, равенством граждан перед законом

Трактаты: «О государстве», «О законах»:
Причины образования государства- стремления людей к безопасности и общению;

Обязанности граждан: защищать государство, платить налоги и подати


Обязанности государства: защите и гарантия собственности и имущества римских граждан


Слайд 24ПРАВОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ М.Т.ЦИЦЕРОНА
- Все, что противоречит природе человеческого общения- беззаконие: убийства,

кражи имущества;

- Важнейшие источник права традиции римской земледельческой общины, хранителями их должны быть должностные лица Римской республики

Слайд 25РИМСКИЕ ЮРИСТЫ - ЭТО ПРЕДСТАВИТЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СООБЩЕСТВА ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РИМСКОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ,

КОТОРЫЕ ПО РОДУ СВОИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ДОЛЖНЫ БЫЛИ ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ ЧАСТНЫХ ЛИЦ ПО ВСЕМ ПРОБЛЕМАМ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАНСКИХ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ, КОНСУЛЬТИРОВАТЬ ПО ГРАЖДАНСКО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ РИМСКИХ ГРАЖДАН

Римские юристы II- I вв. до.н.э.

Причины появления

Гай, Папиниан, Ульпиан,
Павел,
Модестин.

1) становление республиканских государственных и судебных органов власти, рассматривающих имущественные и личные конфликты римских граждан;
2) окончательное становление частной собственности в Риме и становление конфликтов, возникающих по вопросам купли-продажи, наследования и дарения движимого и недвижимого имущества.


Слайд 26ОСНОВНЫЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ РИМСКИХ ЮРИСТОВ
- Введение и обоснование классификации права на

публичное, затрагивающее интересы Римской республики и римского общества в целом и частное право, затрагивающее интересы отдельных римских граждан;
Обоснование четкой классификации частного права, которое должно делиться на: естественное право, источником которого должна являться справедливость и мораль, права народов, которое должно регламентировать положение неграждан Римской республики, а также отношения Рима с другими государствами и цивиильное право, связанное с регламентацией имущественных отношений;



Слайд 27ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ РИМСКИХ ЮРИСТОВ
Четкое обоснование права, как справедливости, которая должна иметь

позитивное значение для исправления нравов людей. Под справедливостью, как источником права, римские юристы понимали: необходимость воздаяния каждому по его положению и заслугам, честную жизнь, отказ от вреда в отношении других людей (Ульпиан).

Обоснование необходимости подчиняться закону, как высшей справедливости, установленной Богами. Отсюда, римские юристы одни из первых пытались обосновать обязательность применения закона, что связывалось с понятием чувства долга»- осознания гражданами своих обязанностей и важнейшие функции права: повелевать, запрещать и наказывать за неисполнение закона;

Требование предельной регламентации вопросов собственности, ее видов и форм в решении ее острых противоречий, вызванных дарением, наследованием, куплей-продажей.


Слайд 28ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ РАННЕГО ХРИСТИАНСТВА
Причины появления:
1) Завоевание Римом громадных территорий Азии, Ближнего

Востока и Северной Африки

Потеря связи с римскими языческими культами;
Усвоение религиозных верований покоренных народов

Рост военных трофеев в результате завоевательных войн

Нарастание имущественного неравенства в римской армии (острые конфликты римлян с населением покоренных народов), дискриминация (ограничение прав) покоренных народов








Слайд 29ДУХОВНЫЙ КРИЗИС РИМСКОГО ОБЩЕСТВА ПЕРВЫХ ВЕКОВ НАШЕЙ ЭРЫ

Традиционные римские культы предков

и Богов перестают сплачивать римлян
Усвоение восточных культов покоренных народов


Бурное развитие научных знаний
Социальное и имущественное неравенство


Потребность в развитии идей нравственного совершенствования
Возникновение религиозных организаций и учения- ХРИСТАНСТВА

Слайд 30ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ ХРИСТИАНСТВА
Основы религиозного учения
Политико-правовые взгляды
Монотеизм- вера в наличие единого Бога-творца

Идея

о сотворении Богом человека и единстве происхождения людей;

Ожидание «конца света» и вера во «второе пришествие Христа»

Необходимость формирования политического единовластия;
Необходимость социального и имущественного равенства людей в раннем христианстве I- IV веков до н.э.
Сопротивление римским властям, устанавливающих культ императора




Слайд 31ИЗМЕНЕНИЯ В ПОЛИТИКО-ПРАВОВОМ УЧЕНИИ ХРИСТИАНСТВА (IV ВЕКА Н.Э.)
в начале IV(330г.) века

нашей эры Римский император Константин I превращает христианскую церковь в государственную религию Римской империи.

1) поисками духовных ценностей, сплачивающих многонациональное население империи;
2) повышение численности и влиятельности христианских общин по причине доступности их учения для людей любого социального и имущественного положения и национального происхождения;
3) стремление императорской власти заручиться поддержкой самых влиятельных религиозных обществ и сохранить социальную стабильность.


Слайд 32НОВЫЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ ХРИСТИАНСТВА
1)божественный характер происхождения светской власти и необходимость подчинения

ей, со стороны всех последователей Христа, как наместнице власти божественной.
2) смирение перед несправедливостью, вызванной резким имущественным неравенством и низким социальным статусом бедных людей и их отказ от переустройства общества на началах имущественного равенства;
3) компенсация низкого социального статуса бедных обещанием достижения «царства Божьего» и повышение своего социального положения в загробном мире. Этот тезис обосновывал временный характер всех социальных порядков, в том числе и рабства;
4) обоснование имущественного и социального неравенства людей неравенством между Богом и другими сверхъестественными силами.
5) признание необходимости формирования профессиональной священнической иерархии (клира), которая должна была по роду своих основных обязанностей обосновывать христианскую догматику и бороться с отступниками от веры - еретиками, остающимися на позициях раннего христианства. Необходимость такой священнической иерархии обосновывалась как несовершенством мирских порядков, так и тезисом о необходимости спасения людей от страшного суда, через посредничество церкви в отношениях между Богом и людьми.


Слайд 33ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ УЧЕНИЕ АВГУСТИНА БЛАЖЕННОГО (354-430ГГ.), «ОТЕЦ ЦЕРКВИ». ТРУД: «О ГРАДЕ БОЖЬЕМ»
1)

Источником возникновения государства является греховная (преступная) природа людей;

Государство является временным институтом, существующим до «второго пришествия Христа» и «страшного суда», Церковная власть, по мнению ученого, является более необходимой для людей, желающих спастись.

2) Источником возникновения церкви является высшая Божественная воля, которой грешники (нарушители божественных заповедей) должны подчиниться, с целью своего собственного нравственного исправления и спасения от наказания Бога.


задачи государства: служение церкви, как наместнице Бога, защита церковного имущества, и наконец, поддержка официальной христианской церкви в борьбе с еретиками (отступниками от веры).


Слайд 34СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ АВГУСТИНА БЛАЖЕННОГО
1
Причины рабства и низкого имущественного положения людей:
Безверие, греховность

людей, нежелание жить по заповедям Бога-творца


2
Наличие у человека свободы воли - права выбора между двумя этими градами, государствами и образами жизни- градом земным (грехи), градом небесным (благодать).

3
Люди, выбравшие «град земной»- грешники, которые более склонны к преступлениям и для их смирения нужно государство с системой наказаний. Обоснование необходимости временного служения государству до «конца света»

Слайд 35ВЫВОДЫ ПО ЛЕКЦИИ
1. На этапе древности произошла невиданная рационализация политико-правовых взглядов,

в виде формирования:
концепций рабовладельческой демократии,
прав и свобод,
полисного гражданства и полисных ценностей, основанных на признании прав и обязанностей граждан

Полисная политическая система, возникшая во многих регионах античности, в том числе и на Ближнем Востоке, впитавшая в себя особенности восточного менталитета и восточных монотеистических культов в период эллинизма способствовала формированию настоящего феномена интеллектуальной мысли человечества- вероучения христианской церкви. Именно христианская церковь, возникшая на этапе поздней античности, гармонично синтезировала (объединила) западные и восточные ценности политические и правовые ценности, и вывела мифологические знания древности на новый рациональный уровень развития. Именно христианское вероучение оказало большое воздействие на формирование идей политического единообразия.
 


Слайд 36СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !!!!!!!

КОНЕЦ


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика