Слайд 1Тема: Развитие ВМФ в межвоенный период
Восстановление и развитие ВМФ в 1921
– 1941 гг.
Тактическая характеристика родов сил ВМФ и развитие боевых средств флота накануне Великой Отечественной войны 1941 − 1945 гг.
Комплектование и подготовки личного состава РККФ в межвоенный период.
Слайд 2Советское военное судостроение прошло три этапа:
1) с 1922 по 1927
г. − этап восстановления, капитального ремонта и окончания строительства кораблей, заложенных еще до революции;
2) с 1927 по 1937 г. − этап развернутого строительства подводного флота и малых надводных кораблей;
3) с 1938 г. до начала войны − этап начала строительства большого морского и океанского флота.
К 1928 г. была отремонтирована значительная часть кораблей, произведена частичная модернизация 3 линейных кораблей, восстановлены и модернизированы эскадренные миноносцы, восстановлены военно-морские базы. Кроме того, были достроены 3 крейсера, 17 эскадренных миноносцев, 7 мониторов (для Амура), 13 подводных лодок и другие корабли.
Слайд 3Подводная лодка I серии («Декабрист»)
Подводная лодка II серии («Ленинец»), развитие XI,
XIII и XIII-бис серии
Слайд 4Подводная лодка III серии («Щука»), развитие V, V-бис, X, X-бис серии
Слайд 5Подводная лодка типа «М» (VI, VI-бис и XIIсерии)
Слайд 6Подводная лодка IX-бис серии (типа «С»)
Слайд 7Подводная лодка XIV серии (типа «К»)
Слайд 8В 1933 − 1937 гг. Военно-Морской Флот получил от промышленности 25
надводных кораблей, 137 подводных лодок и 137 торпедных катеров.
В этот период рост флота шел по линии увеличения в основном подводных лодок (на 130), эскадренных миноносцев и сторожевых кораблей (на 22), торпедных катеров (на 186), самолетов (на 1178), береговой и зенитной артиллерии (на 532 орудия).
10-летняя «Большая кораблестроительная программа», принятая в 1938 г. предусматривала, в первую очередь, постройку линейных кораблей и тяжелых крейсеров, которые олицетворяли бы океанскую мощь государства.
К 1946 г. ВМФ должен был иметь 15 линейных кораблей, 15 тяжелых и 28 легких крейсеров, 144 эскадренных миноносца, 336 подводных лодок, десятки кораблей других классов и сотни боевых катеров.
Слайд 9
В декабре 1937 г. образован Народный комиссариат Военно-Морского Флота, а в
январе 1939 г. − Народный комиссариат судостроительной промышленности (НКСП).
В систему НКСП входил 21 завод, с которыми кооперировались более 200 заводов других отраслей. Начали формироваться пять основных групп судостроительных заводов и верфей: ленинградская, южная, дальневосточная, северная и центральная (речная).
В течение 1940 г. и в начале 1941 г. судостроительная программа 1938 г. была откорректирована: уменьшилось число линейных кораблей, но увеличилось число крейсеров; в плане появились два авианосца (для Северного и Тихоокеанского флотов).
Слайд 1019 октября 1940 г. руководство страны приняло решение прекратить закладку линейных
кораблей и тяжелых крейсеров, а один из строящихся линейных кораблей разобрать.
В целом кораблестроение вновь было переориентировано на постройку подводных лодок и легких надводных кораблей. Тем не менее, строительство ранее заложенных кораблей различных классов продолжалось.
Общий тоннаж боевых кораблей с начала 1939 по 1941 г. возрос за счет вступления в строй новых единиц почти на 160 тыс. т. В конце 1940 г. в постройке находилось еще 269 кораблей, в том числе 3 линейных корабля, 2 тяжелых и 7 легких крейсеров, 45 эсминцев, 91 подводная лодка, из которых часть была закончена в первой половине 1941 г. и приняла участие в войне.
Слайд 11К началу войны Северный флот имел сравнительно небольшие силы: бригаду подводных
лодок (15 ед.) и по одному дивизиону эскадренных миноносцев (8 ед.), сторожевых кораблей (7 ед.), тральщиков, минных заградителей (2 ТЩ и 1 МЗ) и сторожевых катеров (15 ед.).
Таким образом, СФ располагал только тремя ударными группами: подводной, артиллерийско-торпедной (миноносной) и авиационной (11 бомбардировщиков СБ), а также незначительным числом кораблей, предназначавшихся для выполнения специальных боевых задач и обеспечения основных сил. Береговая оборона находилась в стадии строительства, и к началу войны была ещё далека до завершения. Противовоздушная оборона состояла из нескольких зенитных дивизионов.
Слайд 12Краснознаменный Балтийский флот к началу войны имел
в своем составе более 200 кораблей различных классов:
2 линейных корабля (ЛК), 2 крейсера (КР), 21 эскадренный миноносец (ЭМ), 7 сторожевых кораблей (СКР), 48 торпедных катеров (ТКА), 1 канонерскую лодку, 4 бронекатера (БКА), 33 сторожевых катера и охотника за ПЛ, 33 тральщика (ТЩ), 6 минных заградителей (МЗ),
2 сетевых заградителя и 65 подводных лодок (ПЛ),
а также 656 самолетов.
Строившиеся артиллерийские батареи на островах Найссар, Осмуссар, Даго, Эзель, Руссарё, Гогланд, а также на Ханко и в районе Талина должны были усилить береговую артиллерию на 103 орудия крупного и среднего калибра. В сочетании с минными заграждениями они могли создать значительное препятствие для вражеского флота
Слайд 13
Черноморский флот к началу Великой Отечественной войны насчитывал более 200 кораблей
различных классов, из них 1 ЛК, 5 КР, 16 ЭМ, 2 СКР, 84 ТКА, 4 канонерских лодки, 22 БКА, 28 сторожевых катеров и охотников за ПЛ, 22 ТЩ, 3 МЗ, 5 мониторов, 47 ПЛ,
626 самолетов.
Многочисленные военно-морские базы и наиболее важные участки побережья были прикрыты артиллерией береговой обороны.
КБФ и ЧФ могли сформировать по нескольку артиллерийских, артиллерийско-торпедных, торпедных, подводных и авиационных ударных групп, при этом подводные лодки и артиллерийские корабли могли действовать на всю глубину театра.
Слайд 14Тихоокеанский флот имел в своём составе 14 ЭМ, 6 СКР,
135 ТКА, 19 сторожевых катеров и охотников за ПЛ, 76 ТЩ, 8 МЗ, 2 сетевых заградителя, 91 ПЛ и 1183 самолёта.
Таким образом, ТОФ располагал многочисленными соединениями подводных лодок, торпедных катеров и авиации, которые могли действовать в своей прибрежной зоне. У берегов вероятного противника и в океане борьбу могли вести лишь большие и средние подводные лодки.
Географические условия затрудняли маневр силами между морскими театрами. Возможность маневра ограничивалась внутренними водными системами и железными дорогами, т. е. позволяла перебрасывать главным образом малые корабли.
Слайд 15
Накануне Великой Отечественной войны в составе ВМФ имелись Амурская Краснознаменная военная
флотилия (база Хабаровск), Каспийская военная флотилия (база Баку), Пинская военная флотилия (база Пинск) и Дунайская военная флотилия (база Измаил), которые в разные периоды принимали участие в войне.
Слайд 16
Балтийский флот с помощью минных заградителей
и подводных лодок должен был:
закрыть проход в восточную часть Финского залива (восточнее линии Хельсинки − Таллин);
не допустить высадки вражеских войск на побережье Финского залива, подвоза снабжения через порты Финляндии, Эстонии и Латвии;
содействовать наступлению сухопутных войск на приморском направлении;
нанести поражение вражескому флоту в случае его появления в Финском заливе.
Слайд 17Черноморский флот намечалось использовать для защиты судоходства, уничтожения прорвавшихся
в Черное море вражеских сил, недопущения высадки десанта на наше побережье; в случае вступления в войну черноморских государств − уничтожить их военно-морские силы, разрушить порты и прервать их морские сообщения.
Северный флот совместно с сухопутными войсками должен был оборонять побережье Кольского полуострова и Белого моря; защищать морские коммуникации, подводными лодками нарушать морские перевозки у берегов Норвегии.
Слайд 18Тихоокеанский флот должен был оборонять побережье
от вторжения вражеских войск; действовать на морских сообщениях и, в частности, не допускать переброски морем в Корею и Маньчжурию войск и снабжения; содействовать сухопутным войскам на приморских направлениях.
Таким образом, оперативно-стратегическое использование ВМФ заключалось:
− в создании превосходящих сил для удержания господства, в прибрежных зонах и отдельных районах (Черное море, Финский залив, Кольский полуостров и Белое море, район Владивостока − Советской Гавани);
− в решении задач противодесантной обороны;
− в содействии сухопутным войскам на приморских направлениях и в нарушении вражеских морских коммуникаций.
Слайд 19К началу Великой Отечественной войны корабельный состав ВМФ СССР насчитывал:
3
линейных корабля,
7 крейсеров,
59 лидеров и эскадренных миноносцев,
218 подводных лодок,
269 торпедных катеров,
22 сторожевых корабля,
88 тральщиков,
77 охотников за подводными лодками
ряд других кораблей и катеров, а также вспомогательных судов.
Слайд 20
Линейный корабль «Севастополь» (с 31.03.1943 г.)
Слайд 21
Линейный корабль «Марат» (с 31.05.1943 г. «Петропавловск»)
Слайд 22
Линейный корабль «Октябрьская революция»
Слайд 31
Эскадренный миноносец «Бодрый» (проект 7У)
Слайд 32
Эскадренный миноносец «Огневой» (проект 30)
Слайд 33
Лидер эскадренных миноносцев «Ленинград» (проект 1)
Слайд 34
Лидер эскадренных миноносцев «Минск» (проект 38)
Слайд 35
Лидер эскадренных миноносцев «Ташкент» (проект 20)
Слайд 36
Сторожевой корабль «Ястреб» (проект 29)
Слайд 39Директивой ВЦИК и СНК РСФСР от 28.09.1922 г. об обязательной воинской
повинности впервые установлен срок действительной службы для рядового и старшинского состава флота – 4,5 года (с 21 марта 1924 г. 4 года, призывной возраст – 21 год).
Реорганизация системы подготовки кадров рядового и младшего командного (старшинского) состава флота по положению от 17 января 1923 г. выразилось в объединении всех школ и учебных отрядов в учебные отряды Морских сил Балтийского и Черного морей.
Система подготовки командного состава РККФ начала создаваться в период гражданской войны: 15 сентября 1918 г. в Петрограде на базе бывшего Морского корпуса открываются ускоренные 4-месячные курсы.
Слайд 4030 июня 1919 г. курсы были реорганизованы в Училище командного состава
флота (УКСФ) со сроком обучения 3,5 года.
10 сентября 1922 г. УКСФ преобразовали в военно-морское училище (с 7 января 1926 г. – ВМУ им. М.В. Фрунзе).
2 октября 1922 г. начались занятия в отделившемся от УКСФ Морском инженерном училище (с 29 апреля 1927 г. – ВМИУ им. Ф.Э. Дзержинского).
Очередной ступенью подготовки командных кадров явились Высшие специальные курсы комсостава флота (ВСККФ), с 27 ноября 1931 г. – специальные курсы командного состава ВМС РККА (СККС).
Задача подготовки командных кадров высшей квалификации возлагалась на Морскую академию (с 02. 1922 г. – ВМА, с 4.02.1931 г. – Военно-морская академия РККА им. К.Е. Ворошилова).
Слайд 41Законом о всеобщей воинской обязанности от 01.09.1939 г. были ликвидированы классовые
ограничения при призыве на военную службу, установлены призывной возраст 19 лет и 5-летний срок действительной службы рядового и старшинского состава кораблей ВМФ (в частях связи и береговой артиллерии – 4 года, в спецчастях ВМФ – 3 года).
В конце 30-х гг. в ВМФ насчитывалось 4 учебных отряда флота (по одному на каждом флоте) и 3 учебных отряда флотилий. Каждый учебный отряд включал четыре школы: оружия, связи, электромеханическую и объединенную.
Для подготовки командных кадров в предвоенные годы характерно расширение действующих и создание новых ВМУ с целью обучения специалистов всех родов сил и служб ВМФ.
Слайд 42В 1937г. началось формирование ВМУ в городах Севастополе (с 1939 г.
– Черноморское ВМУ) и Владивостоке (с 1939 г. – Тихоокеанское ВМУ), а весной 1939 г. было сформировано Каспийское ВМУ в г. Баку.
Целевые установки новых училищ предусматривали подготовку вахтенных командиров широкого профиля – по аналогии с ВМУ им. М.В. Фрунзе, которое послужило основной базой для их создания.
В 1939 г. командные военно-морские училища были преобразованы в высшие учебные заведения, что позволило повысить уровень будущих командиров флота.
Слайд 43
За 12 предвоенных лет было построено 206 подводных лодок и 106
надводных кораблей. К началу войны авиация флотов составляла свыше 2500 самолетов.
В 1937 г. был введен в действие Временный Боевой Устав Морских сил РККА. В Уставе было записано, что первой задачей флотов является недопущение высадки десантов на свою территорию и защита крупных промышленных и административных центров от разрушения ударами с моря.
Второй задачей являлось содействие сухопутным войскам в обороне и наступлении в прибрежной полосе. Кроме того, флот должен нарушать коммуникации противника и наносить удары по базам и военно-промышленным объектам на побережье.