Слайд 2Пантеон в Риме – это античный храм, посвященный древнеримским богам и
воплощение величия Римской Империи. Предполагается, что он был построен во 2 веке н.э. на месте храма, построенного в 27 веке до н.э. Марком Агриппой. В 7 веке Пантеон был переосвящён в католический храм. Сегодня это достижение античности находится на площади дела Ротонда (Piazza della Rotonda).
Слайд 4 Описание
Пантеон
представляет собой огромную ротонду, накрытую полусферическим куполом диаметром 45 метров. Зодчие смогли достичь гармонического равновесия между высотой здания и его диаметром. Благодаря инженерным расчетам, купол не давит на посетителей своей массой, а торжественно возвышается, подобно недосводу.
Слайд 6Высота сооружения почти равна его диаметру и составляет 42 метра. Основной особенностью
Пантеона является отверстие по центру купола диаметром 9 метров, называемое «Око Пантеона». Через него внутрь храма попадает воздух и свет.
Слайд 7 Око Пантеона
Изнутри поверхность купола
украшена 140 кессонами. Эти декоративные углубления обладают не только декоративным, но и конструктивным значением. За счет них значительно снижалась масса свода. Было подсчитано, что вес купола составляет 5 тысяч тонн. Но с увеличением высоты свода, его толщина и масса уменьшаются. Так, например толщина бетонной массы в основании равна 6 метрам, а возле Ока Пантеона – 1,5 метра.
Вход
Вход в храм подчеркивает портик из шестнадцати гранитных коринфских колон. Попасть в храм можно через римский портал, датированный римской эпохой. Стены, на которых держится купол, изнутри облицованы мрамором и разделены на 2 яруса. Нижний ярус в свою очередь разбит на 7 одинаковых ниш, для облегчения конструкции.
Слайд 11Место захоронения великих людей
Пантеон – одно из немногих строений Древнего Рима,
сохранившееся до наших дней без изменений. Все время своего существования он привлекал внимание как художников и ученых, так и простых обывателей. Микеланджело Буанарроти считал его ангельским творением. Рафаэль Санти (Raffaello Santi) хотел быть похороненным в храме, который, по его мнению, соединял в себе людей и богов. Великий художник был похоронен в Пантеоне. Это событие стало новым этапом истории античного храма. Он стал местом захоронения для великих и известных людей.
Слайд 12С архитектурной точки зрения, Пантеон – практически единственное монументальное сооружение, гармонично сочетающее
грандиозность и изящество. Его облик оказал немалое влияние на архитектуру, как своего времени, так и последующих.
Слайд 14 Архитектура
Взять, к примеру,
планировку. В Пантеоне нет окон. Вообще. Есть только одно отверстие на самой вершине купола диаметром в 9 метров. И дело не в том, что древним римлянам было лень пробивать окна в толстых стенах. Просто одно отверстие означало единство всех божеств. Говорят, что во время снегопада, когда снежинки попадают в «окулюс» (так его называют), они образуют сказочные завихрения. Впрочем, это лучше увидеть собственными глазами.
По периметру храма в нишах располагались статуи божеств, на которые в течение года поочередно падал свет из отверстия в куполе. Но эти изваяния, увы, не сохранились (все-таки строению более 2000 лет), и их место ныне занимают скульптуры и картины 18 века.
Слайд 15
Внешний вид-Применение бетона дало возможность раздвинуть границы стен, и воссоздать ощущение
обширного пространства, характерного для римской архитектуры.
Слайд 16
Римский декор
До XIX века не существовало ни одного
здания с куполом, превышающим купол Пантеона. Высота Римского Пантеона только в два раза уступает диаметру купола, равному 43 метрам.
Слайд 17
Размеры и пропорции
Доминирует над всем сооружением исполинский куполообразный свод. В его
центральной части прорезано отверстие для света – опайон.
Слайд 18 Интерьер
Восьмиколонный периптер имел форму полукруга. В портике дополнительно находилось еще восемь
колонн, поддерживающих крышу. К храму относился также и прямоугольной формы двор, примыкавший к нему.
Слайд 19План
Император не пожалел для храма ни богатых украшений, ни цветного мрамора
для отделки стен. Аттический стиль совместно с коринфским ордером использованы для создания декора всего Римского Пантеона.
Слайд 20 Цветной мрамор
Для поддержки массивного купола применялись арки двух размеров: большие и
малые. Бетон, шедший на купол, менял свой состав в зависимости от участка, на котором его надо было использовать.
Слайд 21Конструкция
Экседры – это ниши с полуколоннами, расположенные по краям главного входа.
Слайд 22
Экседра
Эти конструкции предназначены для уменьшения напряжения в куполе. Их размер меняется
в зависимости от высоты, создавая оптическую иллюзию воздушности здания.