Откуда есть пошел наш род презентация

Содержание

Что такое книга рода? Каждый человек создает и пишет её для себя. Невозможно абстрагироваться, создавать её вне себя. В ветках родословного дерева – два основных направления: Кустовы и Карталымовы Генеалогическое древо

Слайд 1Основой Российского государства с древнейших времен было крестьянство. Именно это земледельческое

сословие кормило страну и воевало в бесчисленных войнах, именно это сословие было носителем главной идеи Российского государства — христианства, что запечатлено в названии этого сословия. Посадские люди в городах ничем не отличались от крестьян по своему положению.


Они не были великими или знатными по происхождению.
Они – частица многострадального, но великого народа…


Откуда есть пошел наш род

С благодарностью предкам,
с добрым напутствием потомкам:
придя в сей мир, не во гневе оглянись назад.


Слайд 2Что такое книга рода? Каждый человек создает и пишет её для

себя. Невозможно абстрагироваться, создавать её вне себя. В ветках родословного дерева – два основных направления: Кустовы и Карталымовы
Генеалогическое древо бывает двух видов восходящее и нисходящее. От предков к потомкам и наоборот. Здесь представлено оба вида. Даже получилось составить практически полную линию от предков.
Структура данной книги достаточно проста. В каждом разделе кроме сведений об истории и людях включена информация касающуюся истории края, быта, сословий. Только так можно составить общую и целостную картину какой–то эпохи. Сведения представленные здесь не являются бессмысленным набором. За каждой строчкой стоит конкретный источник. Если это метрическая запись о рождении или браке, то есть архивное подтверждение. Помогла этому хорошая сохранность документов Тверского архива. Пришлось изучить большое количество книг из самых разных областей знаний, как архивных, так и географических, исторических, художественных (касающихся мемуаров), истории военной формы, дислокации воинских подразделений, документов церковных консисторий.
Это не окончательный вариант, т.к. некоторые ветки древа не до конца разработаны, и, как любое дерево оно будет разрастаться.

Книга рода

Затверечье


Слайд 3Исследование велось по основной фамильной ветке – Кустовы. При исследовании метрических

записей встречаются Каталымовы, Дешевовы, Каменщиковы, Волынские, Монаховы с которыми впоследствии и срастается семейное древо. Все они родом из Тверской губернии, и жили в Твери несколько столетий.


Фамилии в книге

Открытка 1856 года



Слайд 4История Тверского края насыщена событиями, которые сыграли большую роль в судьбе

всей России.
Официально годом основания города Твери считается 1135 год. Однако археологи, историки, краеведы, топонимисты согласны в том, что как поселение Тверь существовала и ранее XII века.
Само слово «Тверь», согласно одному из самых распространенных мнений специалистов, имеет угро-финские корни и произошло от названия реки Тверца, по берегам и в устье которой было создано древнее поселение.
До середины XIII века Тверь входила в Переяславльское княжество Северо-Восточной Руси, которым в 1220-1230 годах владел в качестве удела Александр Невский.
1247 год считается годом возникновения Тверского княжества. Первым его князем был Ярослав Ярославич Тверской (1223-1371). В 1264 году он стал великим князем Владимирским и фактически сделал Тверь столицей Владимирской Руси.
Во время его княжения в Твери был основан Отроч монастырь – одна из крупнейших обителей того времени. В XVI веке здесь 20 лет провел в ссылке преподобный Максим Грек. Также в XVI веке в Отроч монастырь был сослан митрополит Филипп.
В XVIII веке настоятелем Отроча монастыря был святитель Тихон Задонский. Монастырь просуществовал до 1918 года и был разрушен в 1930-1960-х годах, сохранился лишь Успенский собор 1722 года постройки.
Расцвет Твери продолжился при сыне Ярослава – Михаиле Ярославиче (1271 – 1318). Во время его княжения Тверь стала фактической столицей Северо-Восточной Руси, а Михаил Ярославич Тверской первым получил титул Великого князя всея Руси.
При Михаиле Ярославиче Тверь укрепляет свое положение, в городе процветают ремёсла, строятся церкви, сюда прибывают русские люди из неспокойных южных мест. В Твери начинается летописание, создаётся школа иконописи. Тверские иконы сегодня находятся в Третьяковской галерее, музеях Московского Кремля, Музее имени Андрея Рублева.
В 1295 году Тверь в числе первых на Руси поднялась против монголо-татарского ига. Она заключила оборонительный союз с Новгородом «или от татарина, или от кого-нибудь другого» - это было первой попыткой русского князя дать отпор иноземцам. Шаги в данном направлении предпринимались и позднее.
22 декабря 1317 года близ села Бортенево, которое находится на территории современного Старицкого района Тверской области, объединенное войско темника Золотой Орды Кавгадыя и Юрия Даниловича потерпело поражение от войска Михаила Тверского.
В 1318 году Михаил Тверской был вызван в Золотую Орду и убит после неправедного суда. Князь сознательно пошел на верную смерть, чтобы избежать похода татар на тверскую землю. «Положив душу за други своя», он стал олицетворением идеала русского человека и правителя. Русской православной церковью Михаил Тверской и его супруга Анна Кашинская причислены к лику святых.

История Тверского края


Слайд 5Очередное бедствие настигло Тверь в 1569 году: Иван Грозный, идя с

опричниной походом на Новгород, разорил Тверь и Торжок. Множество людей было убито, умерли от голода, бежали в другие земли. Город стал постепенно утрачивать былое величие. Разорение довершили бедствия Смутного времени – голод, набеги разбойников, войны, политическая нестабильность (1601-1613). И только к началу царствования Петра I Тверь вновь ожила.
В эпоху Петра I по тверской земле пролегали торговые пути к строящейся новой столице. Бесперебойное снабжение Петербурга лесом, камнем, металлом и провиантом шло через каналы специально построенной Вышневолоцкой водной системы. Создателем этого уникального гидротехнического сооружения был талантливый инженер-самоучка, купец Михаил Сердюков.
Особая страница в истории Твери связана с императрицей Екатериной II. При ней город стал центром Тверского наместничества, которое в 1796 году было преобразовано в Тверскую губернию. После пожара 1763 года, когда половина города был уничтожена огнем, Екатерина II выделила значительные средства и предписала сооружать в центре города исключительно каменные дома под железными кровлями. Императрица направила в Тверь группу зодчих во главе с выдающимся архитектором своего времени Петром Никитиным. Был разработан план застройки, после воплощения которого Тверь вошла в число красивейших городов империи. Трехлучевая планировка центра города роднит его с Римом, Версалем и Санкт-Петербургом. В те же годы был построен Тверской Императорский дворец, который и сейчас поражает гостей своим великолепием.
Строительство в XIX веке Николаевской (ныне Октябрьской) железной дороги, которая прошла через Тверскую губернию, повлекло за собой динамичное развитие промышленности и просвещения. В Твери появились текстильная фабрика, паровая мельница, вагоностроительный завод.
Открылись епархиальное и коммерческое женские училища, а также женская учительская школа Максимовича, которая считается родоначальницей Тверского государственного университета. Были построены Народный театр, почта, банк. На рубеже XIX-XX веков здесь возведен первый городской мост через Волгу, а в 1901 году Тверь стала одним из первых российских городов, где был пущен трамвай.
В послереволюционные годы по всей губернии стали открываться школы для неграмотных, художественные мастерские, а в губернском городе появилось первое высшее учебное заведение – педагогический институт.
В 1931 году Тверь получила новое имя - Калинин, а еще четырьмя годами позже, в 1935 году, была образована Калининская область.
В 1990 году Калинин вновь стал Тверью. Историческое имя было возвращено и Тверской области.

История Тверского края


Слайд 6Карта Московии 1645 года (отмечена Тверь)


Слайд 7Фрагмент карты 1913 года


Слайд 8 Затверечье –это район в котором жили предки Кустовых и Каталымовых (Дешевых).

Ходили они в Воздвиженскую церковь, жили в Исаевской слободе.
Последний из четырех городских посадов, устойчиво населенный вряд ли ранее конца XIV века, этот район всегда был известен как городская окраина. Даже в XX веке его продолжали называть «Азией», имея в виду его отдаленность от благородного городского кремлевского центра – с ним Затверечье не имеет никаких общих видов. Невысокий район с невысокими церковными вертикалями не претендовал быть «самым-самым» в Твери, оставаясь тихой, почти деревенской окраиной ее вплоть до 2000-х годов. Среди маленьких домиков, очень больших пустырей, остававшихся еще со времен военного разорения, тут стояли четыре сохранившиеся церкви, а от пятой (Воздвиженской) тогда оставался еще кусок притвора, включенный в объем керосиновой лавки. Сохранность была для Твери образцовой – четыре из пяти бывших до 1917 года храмов. Учитывая, что Воздвиженская церковь и не была никогда ниоткуда видна, сохранность силуэта района была замечательной.








Слайд 9 Здесь еще осталась линия горизонта, не заслоненная новостройками. На ее фоне

поднимаются четыре церкви – Екатерининская, Сергиевская, Никитская и Миновикторовская. Добавив мысленно три снесенных храма (Неопалимовский, Исаевский и Воздвиженский, как минимум последние два тоже занимали исторические погосты), получим настоящий посад, не нанизанный на линию одной дороги, не тяготеющий к кремлю, а просто свободно построенный на довольно плоской местности, слегка пересеченной несколькими оврагами. Собственно – двумя. Один из них идет по линии Клубного переулка. Он назывался в писцовых книгах «Никитский ручей». Другой назывался в Средние века «Ильинский ручей», а в более поздний период – «балочка». Это не один, а два сливающихся овражка-ручейка, имеющих одно устье в Волгу у церкви Мины, Виктора и Викентия. Сейчас он в устье незаметен совсем, лишь обрисовывая холм, на котором стоит Миновикторовская церковь Овраги, хотя и засыпанные, оставляли небольшие, едва заметные горочки, на которых стоят и сейчас три церкви и пространство между котороми и является «настоящим Затверечьем». То, что по Тверце выше Никитской церкви, называлось еще сто-двести лет назад «Онуфриев берег», хотя храм преподобного Онуфрия Афонского исчез уже в XVII веке, и там стояла только каменная часовня (в советское время она тоже разрушена). На фрагменте плана Твери 1845 года эти храмы отмечены цифрами. 16- Миновикторовский, 18- Сергиевский, 19- Никитский, 20- Воздвиженский, 22- Екатерининский, 23- Неопалимовский.
Казанский переулок находился рядом с
Воздвиженской церковью.









Слайд 10Сегодня от Затверецкого посада уже мало что осталось. Он представлял собой

торгово-ремесленное поселение древней Твери, располагавшееся к северо-востоку от Кремля. 
Низменные места оставлялись для покоса, а дома «взбирались» туда, где посуше. Устье Исаевского ручья служило границей посада на севере, устье Тверцы – на юго-западе, на востоке – район слободы Барминка (ныне деревня Барминовка). Главной улицей была Боровская (рядом располагался бор). А дорога называлась Дорогобужской, так как шла от Дорогобужской слободы в сторону Кушалина, являвшегося вотчиной великих князей. Планировка посада сохранялась с XV века.
Исаевскую слободу заселяли гвоздочники, кирпичники, каменщики. Были также ложкари, рукавишники, сапожники, плотники. Некоторые из них, достаточно зажиточные, со временем становились купцами. Сохранившиеся здания свидетельствуют о том, что их хозяева были людьми не бедными.
В летописях упоминается одна из церквей Затверечья – Воздвижения (1375 год). В 1626 году в посаде насчитывалось 14 церквей. Храм Мины, Виктора и Викентия тоже один из старинных. Он упоминается в писцовых книгах 1628 года. До этого времени на месте Мино-Викторовской церкви существовало два храма: один в честь святых Афанасия и Кирилла Александрийских, а другой – мученика Мины. Церковь не раз перестраивалась и обновлялась.
Новый каменный храм с приделом в честь святой великомученицы Варвары был окончательно построен и освящен в 1805 году. В 1858-м по желанию прихожан с северной стороны был пристроен второй придел в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В Мино-Викторовской церкви с особым торжеством проходил праздник в честь пророка Илии, в этот день совершался крестный ход в деревню Константиновку, где имелась деревянная часовня.
В советское время церковь была закрыта, трапезную с приделом и колокольню разобрали в 1960-х. Оставшуюся часть использовали под различные цели: в 1950-е здесь находился архив ЗАГСа, в 1970-е – склад отдела рабочего снабжения речного порта, а затем здание храма передали под мастерские.
В 1976-1977 годах была проведена наружная реставрация церкви как памятника архитектуры. Весной 2006-го над куполом был восстановлен позолоченный крест. Сейчас это действующий храм, приписанный к находящемуся рядом Екатерининскому монастырю. 
В годы войны Исаевская слобода Затверецкого посада стала последним рубежом, закрывавшим гитлеровцам выход на Бежецкое шоссе. Поисковики до сих пор находят здесь останки павших бойцов. Исаевский ручей – та граница, которую не смог преодолеть враг.
Сегодня в расположившемся здесь жилом массиве есть улицы, напоминающие нам о старой Твери, – Исаевская слобода, и улицы, носящие имена людей, сражавшихся за областную столицу, – генералов Поленова и Юшкевича. И теперь Затверечье для нас – и память о далеких предках, и память о героях недавних событий.








Слайд 11В честь Воздвижения честнаго креста в Твери существовала церковь еще в

14 веке. В древних летописях повествуется, что Тверской епископ Евфимий 1-й в 1375 году крестил в Твери в церкви Воздвижения приехавшую из Литвы дочь литов. князя Кейстутия Марию, сестру вел. князя Витовта, которую на другой день по крещении святятель венчал с сыном великого князя Тверского Михаила Александровича Иоанном в соборном храме Св. Спаса ; но где находилась эта церковь - неизвестно. Не была ли она в дворце Тверских Князей или же крестовой в архiерейском доме. Ныне в г. Твери церковь Воздвижения честнаго креста находится за р. Тверцой. На месте ее с давних времен существовала церковь, как это видно из писц. книг 17 века., в коих сказано: "Церковь Здвижения честнаго креста Господня, а у ней на дворе поп Иван Афанасьев"... При ней была другая церковь Богоявления Господня. В июле 1902 года случайно открыты были около Воздвиженской церкви (при копании) старинные надмогильные каменные плиты, из надписей на которых видно, что здесь погребались умершие в 16-м веке (1 декабря 7065 года - преставилась Наталия Баранова, в том же году - некто Гладыш Григорий и друг.); в старину (до 1723) прихожане обыкновенно погребались около своих церквей. Очевидно, что и в 16 веке здес был Храм (Воздвижения). В историч. извест. Тверского княжества, составленных Д.И. Нарбековым , о Воздвиженской церкви сказано: "На Затверецкой части (церковь) Воздвижения креста Господня с приделом Казанския Богородицы, каменная, с колокольнею, построена в 758 году». Но прежде каменной церкви существовали преемственно деревянные церкви в тоже наименование (Воздвиженния честнаго креста). Из церк. летописи видно, что на месте нынешней церкви была малая деревянная ( Воздвиж.) церковь, Построенная в 1676 г. В 1716 г. причт и прихожане обращались с прошением к Тверскому епископу Варлааму о расширении их приходского храма и об устройстве в ней двух престолов (главного в честь Воздвижения честнаго креста, а придел - в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы). В 1747 г. причт и прихожане Крестовоздвиженской церкви просили Тверского архиепископа Митрофана, вместо обветшавшей деревянной церкви, построить каменную и также с двумя того же наименования престолами. Каменная церковь (пятикупольная с колоколами) была построена и освящена в 1763 г.)







Именно в этом храме венчались, крестились, отпевались предки Кустовых и Каталымовых (Дешевовых).


Слайд 12 Воздвиженская (Крестовоздвиженская) каменная церковь построена в 1763 году, престолов три: в

холодной Воздвижения Животворящего Креста Господня, в теплой: правый Великомученика Пантелеймона, левый Казанской Божией Матери, судя по фотографиям начала ХХ века церковь была пятиглавой. Храм располагался на Затверецком посаде в районе пересечения современных улиц Новая Заря, Пленкина и 1-го Клубного переулка.    Церковные документы: опись, метрики с 1781 года, исповедные с 1823 года, акт на землю.    В 1801 году служили: Священник Иван Иванов - 32 года. Из богословии, проповедь сказывает в Тверском соборе по 1-й в год и в своей церкви в храмовые праздники, в чтении и пении исправен. В настоящий чин определен в 1799-м году, грамоту имеет. Священник диакону родной сын, дьячек он же диакону зять, а понамарь с ними родства никакаго не имеет. Подозрительных дел не было. В дурных поступках незамечен. Жена ево Евдокея Иванова - 25 лет. Дети их: Ольга - 5 лет, Елисавета - 2 года, Марфа - 2 месяца.    Диакон Иван Михайлов - 57 лет. В школах не был, читает и поет не худо. В настоящий чин определен в 1764-м году, грамоту имеет. Диакон священнику отец. Подозрительных дел небыло. Невоздержан в употреблении хмельного и о доме своем не благопопечителен. Жена ево Марья Григорьева - 55 лет. Сын их Матвей Воздвиженский - 17 лет в риторике.    Дьячек Федор Михайлов - 25 лет. Из синтаксимы, читает нехудо, а ноту не совсем знает. В настоящий чин определен в 1794 году, грамоту имеет. Дьячек диакону зять. Подозрительных дел не было. В дурных поступках незамечен. Жена ево Анна Иванова - 25 лет. Дочь их Екатерина - 1 год.    Понамарь Николай Андреев - 60 лет. О школах записи нет, читать худо видит, а по ноте петь не умеет. В настоящий чин определен в 1769-м году, грамоту имеет. О родстве записи нет. Подозрительных дел не было. В дурных поступках незамечен. Жена ево Агрипена Степанова ­ 59 лет. У них дети: Ирина - 30 лет, Васса - 23 года.    При оной же церкви умершаго священника Ивана Семенова жена Параскева Елизарова - 62 года. Дочь ея Вера Иванова - 37 лет.    Прихожан 81 двор (211 мужчин, 236 женщин).    В 1901 году служили: Священник Петр Стефанович Садиков 41-го года, студент семинарии, в служении с 1881 года, Священником с 1886 года, награжден в 1899 году скуфьей. Диакон в должности псаломщика Василий Сергеевич Георгиевский 34-х лет, в должности с 1885 года, диаконом с 1899 года.    Прихожан 88 дворов (294 мужчины, 317 женщин).    В 1914 году служили: Священник Василий Крестников 47-ми лет, окончил семинарию, на службе 26 лет, в Крестовоздвиженском храме 9 лет. Псаломщик-диакон Василий Георгиевский 47-ми лет, на службе 29 лет, в Крестовоздвиженском храме 25 лет.    Прихожан - 283 мужчины и 356 женщин.
        (По материалам изданий: Духовенство и приходы города Твери и Тверского уезда. 1801 год: Клировые ведомости / Тверской государственный университет, НИИЦЦИ и ПК им В.В. Болотова. Редкол.: Т.Г. Леонтьева (отв. ред.) и др. - Тверь: Тверской гос. ун-т. 2008., Добровольский И.И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901. и Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1915.) Закрыта в 1928, переделана в клуб «Новая Заря» с кинотеатром «Затверецким», почему-то носивший № 29/15 по улице Воздвиженской, несмотря на нахождение на четной стороне; уничтожена бомбой в 1941.








Слайд 13Вы когда-нибудь задумывались о своей фамилии, какая она? Необычная, редкая, либо

наоборот не редко встречающаяся в наше время. Многие люди даже не подозревают, какие тайны несет их фамилия, значение своей фамилии хочет узнать абсолютно всякий. Многим людям помогла в жизни такая информация, как происхождение фамилии, значение фамилии и история фамилии. Из названия фамилии можно узнать очень много интересной информации, узнать свою родословную, где зародилась фамилия, кто были предки в роду и другая весьма интересная информация, которая никого не оставит равнодушным. Ведь изо дня в день мы слышим, читаем, произносим или пишем десятки фамилий наших друзей, родственников, коллег и знакомых. Все граждане нашей страны имеют фамилии. Фамилии записаны в паспортах, свидетельствах о рождении, браке. Но не все из нас задумываются над происхождением или возрастом своей фамилии. Запомнив ее с детства, мы на протяжении последующей жизни повторяем ее как нечто навсегда данное и сильно значимое для каждого из нас. Но вместе с тем еще до конца XVIII- середины XIX века у большинства населения страны фамилий не было! Поначалу фамилии возникли у феодалов. Существовало наследственное землевладение, которое и привело к появлению наследственных имен, то есть, фамилий. Большая часть княжеских фамилий указывала на те земли, которые принадлежали феодалу. Так возникли фамилии Шуйский, Вяземский, Елецкий и др. Первые русские фамилии встречаются в документах, относящихся к XV веку. Но у большинства людей, населявших нашу страну, фамилий не было. Прозвища и отчества - вот что было, кроме имен, у наших предков.
Когда в России пало крепостное право, перед правительством встала серьезная задача: дать фамилии бывшим крепостным. Одним крестьянам давали полную или измененную фамилию их бывшего помещика, у остальных в фамилию превращали отчество, а у третьих - прозвище. Но процесс шел медленно, и нередко люди продолжали обходиться без фамилий. В 1888 году Сенат опубликовал специальный указ, в котором было записано: "Именоваться определенной фамилией составляет не только право, но и обязанность всякого полноправного лица, и означение фамилии на некоторых документах требуется самим законодательством".
Тайна фамилий.
Само же слово "фамилия" - латинского происхождения. У римлян оно изначально относилось не к супругам и детям, а только к рабам. Familia -совокупность принадлежащих одному человеку рабов. Но по всей Европе это слово распространилось именно в значении "семья", "супруги". И в России слово фамилия поначалу употребляли в значении семья. В XVII-XVIII веках еще бытовало слово "прозвище": оно-то в те дни и обозначало, называло фамилию. И только в XIX веке слово фамилия приобрело собственное второе значение, ставшее превалирующим: "наследственное семейное именование, прибавляемое к личному имени".
Так что фамилия - это наследственное имя семьи, а не редко и ее живая история. Но знаете ли Вы, откуда взялась и что означает Ваша фамилия, каково ее происхождение?

История фамилии


Слайд 14Фамилия Дешевой образована от аналогичного прозвища. Оно ведет свое начало от

прилагательного «дешевый» со значением «сходный, недорогой, стоящий немного денег». Возможно, Дешевой нарекли купца, торговца, в лавке которого всегда были самые низкие цены или же небогатого человека. Кроме того, в одесских говорах прилагательное «дешевый» также имеет значение «оборванец, босяк», а в енисейских – «несерьезный, бессодержательный человек». В таком случае Дешевой — это, скорее всего, охранительное внутрисемейное прозвище, выполняющее функцию оберега. Согласно обычаю, существовавшему на Руси, подобные прозвища присваивались детям с целью отвращения злых сил. Для того чтобы не искушать судьбу и отвести зло, детям давались прозвища со значением прямо противоположным тому, что ожидали или желали родители для детей. В данном случае, надеясь иметь состоятельного, обеспеченного, а также умного, развитого мальчика, родители назвали его Дешевой, что и легло в основу фамилии Дешевой. Иногда же прозвище главы семейства переходило к потомку в неизменной форме, со временем получил фамилию Дешевой.

Дешевой, Каталымов


Слайд 15Дешевой Кустов


Слайд 16Самым дальним предком семьи Кустовых записанным в метрических книгах архива Твери

был посадский человек Евсей Никитин Дешевой 1684 г.р.
Он приходился Павлу Ивановичу Кустову дедом по материнской линии в 9 колене. С него и начнем ...

В Московии XVII века жизнь горожан очень мало отличалась от жизни крестьянства. Горожан обычно называют «посадскими людьми» — от слова «посад». Посадами в Средневековье называли неукрепленную часть города; посад было то же самое, что и «подол», лежащий ниже укрепленной «горы», места обитания знати. Посадами называли и города, с самого начала не имевшие укрепленной части. Посадские люди — это и купцы, и ремесленники, и мелкие торговцы. Слово «мещанин» появится в конце XVIII века, принесенное из Западной Руси.



Слайд 17
В ревизских сказках указывался возраст по предыдущей переписи и настоящей (1743

год и 1762 год).
В 3 переписи (ревизской сказке) города Твери за 1762 год записан Евсей Никитин сын Дешевой. В 1743 году ему было 59 лет. Умер в 1762 году.
У него сын Нефед 54-х лет, жена Ксения Ананьина 50-ти лет.
У Нефеда дети: Гаврила (27 лет), Иван (25 лет), Илья (16 лет), Ермолай (10 лет)

У Гаврилы жена Мавра Андреева 20 лет (купца Андрея Петрова дочь), у них дети: Фома (3 года), Петр (20 недель).
У Ивана жена Евдокия Федотова (20 лет) (купца Федота Трухачева дочь), у них дети: Козма (1 мес), Матрена (2 года)


1743-1762


Слайд 18В метрической книге города Твери Затверецкого посаду церкви Воздвижения Честнаго Креста

Господня за 1753 год сохранилась запись о рождении у Нефеда Евсеева Дешевова сына Бориса. (ГАТО фонд 160 оп.1.дело 15730 лист 33)
Любопытно, что каменную церковь построили в 1763 году, а эта книга велась еще в старой деревянной церкви.
Это самая ранняя книга из Тверского архива, в которой встречается упоминание о фамилии Дешевой. К сожалению не сохранилась метрика 1747 года о рождении Ивана Нефедовича (прямого предка), но позже он встречается в переписях (ревизских сказках) и исповедных ведомостях.


1753


Слайд 19Описание Твери до 1763 года и пожара
В царствование Императрицы Екатерины II

в 1763 году в Твери случился большой пожар. Этот пожар сыграл большую роль в благоустройстве города Твери.
До этого пожара город Тверь была обыкновенным захудалым провинциальным городком того времени. Деревянные, крытые тесом и дранкой, обывательские дома были раскинуты по узким, кривым, неровным и грязным улицам. В некоторых местах улиц прохожему нельзя было остановиться, чтобы пропустить телегу, «или остановись, где пошире, или бери вперед». Даже проходившая через город большая дорога была «кривая», где широко, а где только с нуждою могли разъехаться встречные телеги. Дома были расположены без плана, а «по старине, кто как построил: иной двор вдался, другой выдался, а иной накось». Самые дома даже у зажиточных людей были похожи на теперешние деревенские избы. Они имели 4-5 аршин высоты от земли до окон, три красных окна, высотой аршин с четвертью и шириной не более аршина. В домах людей, менее зажиточных, было одно только красное окно и два волоковых, а у бедных были низкие избушки с двумя волоковыми окнами. Только не у многих богачей дома были покрыты тесовыми досками, прибитыми гвоздями, а у большинства и тесовые и дранчатые крыши были покрыты в застреху.
Среди этой беспорядочно раскинутой кучи домов был едва ли не один порядочный каменный дом купца Волкова. На окраинах города впрочем было еще две-три обывательских каменных постройки. К этому нужно добавить полуразвалившийся с деревянными ставнями и башнями Кремль. Одна башня Кремля, стоявшая на теперешней Миллионной (Советской) улице, была впрочем каменная. Миллионная (Советская) улица пересекалась тогда рвом, который шел от Волги до Тьмаки. Запущенный, полуобсохший, наполненный грязью и тиной, ров этот не способствовал ни красоте, ни чистоте воздуха в городе. Таков был город Тверь того времени.
Пожар 1763 года произошел 12 мая в понедельник, в день Сошествия Св. Духа. Начался он как только вышел крестный ход к Троицкой церкви, около 10 ч. утра. Выкинуло из трубы архирейского дома, который стоял на месте дворца. Архирейский дом был каменный, но крыша у него была деревянная. Был сильный северо-западный ветер. «Ветер был настолько силен, что едва мог человек на ногах устоять». Неудивительно, что пожар с громадной быстротой распространился как в кремль, так и в загородный посад. Многие жители, спасая свое имущество, снесли его, по обычаю в церкви, но и большинство церквей сгорело вместе с укрытым в них имуществом. В каменной церкви Рождества Христова думали спастись от пожара священники с причетниками и некоторые прихожане; но сгорела церковь, сгорели и укрывшиеся в ней люди, всего 33 человека. Собор уцелел, но и ему угрожала большая опасность, так что мощи св. Благоверного Михаила Ярославовича были вынесены из собора на городской вал, к устью Тьмаки. В Кремле уцелели, кроме собора, Никольская церковь, что в Капустниках, Калязинское подворье, дом соборных священников и домов тридцать обывательских. Все остальное и весь почти загородный посад сделался пищей огня. Пожар продолжался не более 4 часов. Спасти имущество при таком быстром распространении огня жители не могли, и оно почти все погибло. Город был уничтожен и разорен.
По официальным данным одних обывательских домов во время этого пожара сгорело 852. Не говоря уже об архирейском доме, консистории с архивом, где и начался пожар, сгорела провинциальная канцелярия, главное присутственное место тогда в Твери, соляные амбары с казенною солью, магистраль, гостиный двор, ряды и много церквей. Провинциальная канцелярия была охвачена огнем так быстро, что «стараясь всеми силами, едва успели вытащить денежной казны серебряной монеты (канцелярской суммы) 4336 р., да подушного сбора 7000 р., да несколько из писем, а более вытащить было не можно. Оставшая казна, дела и в архиве дела же погорели все без остатка». Как только пожар начал стихать, к провинциальной канцелярии было приставлено 4 часовых, «чтобы над погоревшей денежной казной наблюдать наикрепчайше». В шести соляных амбарах сгорело 128577 пудов елтонской соли, пермской 113192 пуда, в пищу негодной серой 20321 пуд, черной 11851 пуд, а всего 273943 пуда.
Узнав об этом, Императрица Екатерина II повелела выдавать погорельцам хлеба на год, а на возобновление города пожертвовала 200 тысяч рублей серебром.
Для составления нового плана застройки в Тверь был командирован архитектор П.Р. Никитин. Составленный под его руководством проект осенью 1763 года был утвержден, и в октябре 1763 года начались восстановительные работы.
Тверь была перестроена в камне согласно принципам регулярной планировки. Украшением стал «версальский трезубец» три луча улиц, расходящихся из одной точки. Как в Санкт-Петербурге. Или в Версале. И в Риме. Увы, старинный Кремль пришлось разобрать нужды в нём более не было .
Строительство 1760-1770-х годов полностью изменило облик Твери: город получил регулярную планировку, улицы застраивались каменными зданиями, располагавшимися "единой фасадой". Строительство в Твери первый опыт перестройки крупного провинциального центра России.

Слайд 20А что такое ревизии и ревизские сказки?
Ревизские сказки должны были подавать

помещики, владельцы поместий, которым принадлежали крепостные крестьяне. Это своеобразные переписи податного населения. Дворяне и священнослужители были освобождены от податей, и их в этих ревизских сказках нет. Зато есть купцы, мещане, крестьянское сословие от новорожденных младенцев до глубоких стариков.
Ревизские сказки составлялись в определенные, объявленные манифестом, сроки. Всего было проведено десять «ревизий». Первая – 1724 г., вторая – 1743-1747 гг., третья – 1761-1767 гг., четвертая – 1781-1787 гг., пятая – 1794-1808 гг., шестая – 1811 г. и была прервана (приближалась война с Наполеоном), седьмая – 1815-1825 гг., восьмая – 1833-1835гг., девятая – 1850 г., десятая – 1857-1859 гг.
Первая ревизия была проведена в соответствии с указом Петра I, после десятой проведение ревизий в прежнем виде потеряло смысл, т.к. произошла отмена крепостного права и крестьянам дали волю. А всероссийскую перепись населения попытались провести лишь в 1897 году.

В Государственном архиве Тверской области хранятся ревизские сказки от 3 до 10 ревизий. По разным деревням и селам их сохранность отличается.
В Российском Государственном Архиве Древних Актов (РГАДА) в Москве хранятся и более ранние документы по Тверской губернии. Основываясь на результатах поисков можно продолжить изучение семейных корней в более ранних переписях.

Преданья прошлых лет


Слайд 21
В ревизской сказке 1782 года Нефеду Евсеевичу - 73 года (

рядом указан возраст 54 года по предыдущей переписи 1763 года)

у Нефеда Евсеевича учтены жена Усения Ананьевна 69 лет сыновья : Гаврила, Иван, Илья, Ермолай и их семьи. Сделана приписка, что Гаврила и Иван живут особыми домами в сей же части города, а Илья (35 лет) и Ермолай (39 лет) с родителями
(ГАТО фонд 312.опись6. дело 106 лист 334(об)-335, 340)


1782


Слайд 22
У Ивана Нефедовича старший сын Гаврила 46 лет , у него

жена Марфа Андреева 39 лет, дети: Фома 22 лет с женой Евдокией Алексеевной и дочь Евдокия 17 лет .
Есть запись о рождении в семье у Гаврилы дочери Евдокии в 1765 году
(ГАТО фонд 160.опись 1. дело 21009 лист 9)

1782


Слайд 23
У Ивана Нефедовича 44 лет записана жена Ирина Ивановна 29 лет

и дети: Иван 8 лет, Анна 6 лет, Елизавета 4 лет.
8 летний Иван –это пра-прадед Павла Ивановича Кустова.
Жили они в Исаевской сотне (слободе) Затверецкого посада.

Посад был населен, преимущественно, ремесленниками. Особенно много было гвоздочников, которые жили в Исаевской слободе. Много было кирпичников и каменщиков. Были также ложкари, рукавишники, сапожники, плотники.

В метрической книге 1797 года нашлась запись о том, что Иван Нефедович отдает одну из дочерей - Елизавету замуж за Петра Андреевича Буракова.
(ГАТО фонд 160.опись 1. дело 15613 лист 31)

1782- 1797


Слайд 24
1800-1816
У Ивана Ивановича Дешевова было 2 брака и несколько детей.
Гликерия -

дочь от первого брака с Устиньей Стефановной в 1800 году. (ГАТО фонд 160.опись 1 дело 15213 лист 31)

В исповедной ведомости Крестовоздвиженской церкви за 1811 год есть записи о нескольких семьях Дешевовых. Все они дальние родственники.
В 1811 году 36 – летний Иван Иванович жил вместе с матерью, первой женой и детьми. (ГАТО фонд 160.опись 1 дело 17037 лист 62(об))
В 7 переписи 1816 года состав семьи такой же. (ГАТО фонд 312.опись 6 дело 434 лист 509(об)-510)
А в 1817 Иван женится во 2 раз. Долго сидеть вдовцом с детьми не позволяло время. Надо было вести хозяйство и воспитывать детей.

Слайд 25А что такое метрическая книга и исповедные ведомости?
Метрические книги - это

источники, которые велись в культовых учреждениях для записи актов о рождении, браке, разводе и смерти. Форма ведения метрических книг была одинаковой для всех вероисповеданий в том, что относится к сути записей, однако содержание самих актов и внешний вид книг отличались. Метрические книги начали вести в России с 1722 г. До 1840-1850-х гг. приходская метрическая книга включала все виды регистрации, а позже каждый вид регистрации велся в отдельной книге.
Рождения и крещения детей фиксировались в первой части метрических книг одной записью, т. е. она свидетельствовала о двух разных событиях: 1) о естественном событии рождения и 2) о церковном совершении таинства крещения. У православных отмечались дни рождения и крещения (близнецы записывались одной записью), звание, сословие, имя и исповедание родителей, имя, звание и сословие восприемников.
Запись о браке и венчании включалась во вторую часть метрических книг. Содержание записей зависело от исповедания. У православных запись о браке включала: фамилии, имена, отчества жениха и невесты, их родителей, возраст вступающих в брак, время совершения брака, кто его совершал, указывались также свидетели и поручители, которые по желанию могли подписать акт.
Записи об умерших и погребенных вносились в третью часть метрических книг.
Эти книги сегодня находятся в региональных архивах: фонды духовных консисторий, духовных правлений, епархиальных управлений, приходских церквей.
Исповедальная ведомость, также называемая духовной или исповедной росписью, представляет собой церковную книгу со списком прихожан, проживавших на близлежащих территориях, но среди местных жителей могли быть и приезжие люди. Основу составляли представители главных сословий: духовенство (священники и другие члены причта), военные, статские, купцы и мещане, крестьяне, дворовые (до начала 60-х годов XIX века) и другие. В исповедную роспись включался ежегодный отчет о приходе, заверенный священнослужителями церкви
В росписи указывался перечень членов семей с отметкой о присутствии или отсутствии во время Великого поста (с 23 марта по 3 апреля). В исповедальную ведомость записывалось "был" или "не был" прихожанин участником обряда. Строгий контроль вышестоящего духовного правления дисциплинировал священнослужителей, которые старались относиться к заполнению книг ответственно, ведь в противном случае им грозили наказания, вплоть до лишения сана. Официальный отказ Государства от ведения исповедных росписей произошел после Революции 1917 года.

Слайд 26
1817-1819
Запись о венчании в 1817 году вторым браком Ивана Ивановича Дешевова

с Евдокией Гурьевной Апошунковой (ГАТО фонд 160.опись 1 дело 15230 лист 282)
1819 год рождение у них сына Дмитрия (ГАТО фонд 160.опись 1 дело 15232 лист 237). Дмитрий – прадед Павла Ивановича Кустова


Слайд 27
1846 -1848
Дмитрий Иванович Дешевов венчался в 1846 году 3 ноября первым

браком с дочерью мещанина Арсения Андреева Каменщикова девицей Параскевой (ГАТО фонд 160.опись 1 дело 15367 лист 423(об) -424). Карандашом помечено, что 8 мая 1873 года брали выписку.

В 1848 году у жены Дмитрия Ивановича- Параскевы Арсеньевны выходит замуж родная сестра Дарья Арсеньевна за Михаила Ивановича Каталымова. (ГАТО фонд 160.опись 1 дело 15370 лист 933(об) -934)
Хорошая сохранность документов позволила объяснить какие события повлияли на то, что дети и внуки Дмитрия Ивановича Дешевова взяли фамилию Каталымовы.

Слайд 28
1850-1853
У Дмитрия Ивановича Дешевова и законной жены его Параскевы Арсеньевны 14

октября 1850 родился сын Михаил. В воспреемниках (т.е.крестных) у него Семен Арсеньевич Крупенников и Дарья Арсеньевна Каталымова (тетка Михаила, родная сестра матери- Параскевы Арсеньевны) (ГАТО фонд 160.опись 1 дело 15372 лист 665(об) -666). Карандашом помечено, что 8 мая 1873 года брали выписку. Михаил – родной дед Павла Ивановича Кустова.

6 марта 1853 года У Дмитрия Ивановича Дешевова и законной жены его Параскевы Арсеньевны родилась дочь Мария. В воспреемниках: Семен Гурьев Опойков и Евдокия Гурьева Дешевая (мать Дмитрия Ивановича)
(ГАТО фонд 160.опись 1 дело 15375 лист 253(об)-254)


Слайд 29
1853

в1853 году за одну неделю от эпидемии холеры в семье Дешевых

умерло 5 человек. Остался 3-х летний Михаил. Его забрал к себе в семью дядька Илья Иванович Дешевой.
(ГАТО фонд 160.опись 1 дело 15375 лист 274(об)-275)


Слайд 30
1860

В исповедной ведомости Крестовоздвиженской церкви за 1860 год есть записи о

семье Дешевых. Михаилу уже 10 лет. Он живет в семье своего дяди.
(ГАТО фонд 160.опись 1 дело 17046 лист 346(об)-347).
Через несколько лет с ними будет жить тетка Михаила по матери - Дарья Арсеньевна Каталымова, которая осталась вдовой. Своих детей у неё не было. В более поздних исповедных ведомостях её будут писать как мать Михаила Дмитриевича.



Слайд 31
1874

14 января 1874 года Михаил Дмитриевич Дешевой –или-Каталымов венчается первым браком

с дочерью мещанина Ивана Ильича Волынского девицей Анной (20 лет). (ГАТО фонд 160.опись 15 дело 230 лист 217(об)-218).
18 июня 1874 года у них рождается дочь Елена. Это мать Павла Ивановича Кустова.


Слайд 32
1878
В исповедной ведомости Крестовоздвиженской церкви за 1878 год есть записи о

семье Ивана Михайловича Дешевова.
В семье Михаила Дмитриевича и Анны Ивановны подрастают 3 девочки: Елене 4 года, Марии 2 года, Фаине полгода.
(ГАТО фонд 160.опись 1 дело 17046 лист 851).
Потом будут ещё дети, старшая дочь Елена в 1893 выйдет замуж за Ивана Алексеевича Кустова.
Жить семьи Кустовых и Каталымовых будут рядом и в исповедных ведомостях писаться друг за другом. Семьи братьев Ивана Алексеевича – Алексея и Федора Кустовых тоже живут неподалеку.


Слайд 33
1893-1900
В исповедной ведомости Крестовоздвиженской церкви за 1893 и 1900 год есть

записи о семье Михайловича Дмитриевича Каталымова .
В семье Михаила Дмитриевича и Анны Ивановны в 1900 году подрастают 4 детей: Дарье 17 лет, Пантелеймону – 16, Лидии -14, Михаилу -12. Тетка Дарья Арсеньевна записана как его мать.
(ГАТО фонд 160.опись 1 дело 17047 лист 1062,1076 (об)).


Слайд 34Термин «мещане», объединяющий все категории городского населения, впервые появился в XIV

в. в западно- и южнорусских княжествах, вошедших в состав Великого княжества Литовского. Считается, что это слово происходит от польского и белорусского названия небольших городов – «местечек». Термин сохранился в смоленских землях, присоединённых к началу XVII века к Московскому государству.
В царствование Алексея Михайловича, ознаменованное «скрытой европеизацией» и ростом моды на польские обычаи, термин «мещане» прочно входит в политико-правовой оборот. Примером может служить царский указ «О запрещении мещанам закладывать дворы свои, построенные в Мещанской слободе», датированный 19 марта 1649 года. Под «мещанами» в нём понимались «чёрные градские люди» – то есть, горожане, занимавшие низшее место в среде городских жителей (мелкие торговцы, ремесленники, поденщики), до того известные под названием «посадские». Дело в том, что к XV веку на Руси городское население уже утратило те права, которые оно имело в эпоху Киевского государства. В XIV–XVII вв. шла постепенная нивелировка правового статуса жителей городов. В Московском княжестве городское население получило особое название: горожан стали называть «посадскими людьми».
В Русском государстве XIV–XVI вв. посадские люди прав на самоуправление не имели. Они управлялись или удельными князьями, или наместниками великого князя. Посадские облагались теми же налогами и повинностями, что и крестьяне. Соответственно, городских людей подобно крестьянам относили к разряду «чёрных» людей. Но, кроме того, посадское население привлекалось к платежу тяжелых сборов – «пятой» или «седьмой деньги» – то есть, сборов, равных пятой или седьмой части дохода.
Следующим этапом стала организация сословий при Петре I, когда все городские обыватели («регулярные граждане»), получили общее наименование «мещане». В состав мещанского сословия вошли «гости», посадские люди, низшее служилое население. По регламенту Главного магистрата 1721 года мещане были разделены на две гильдии и цехи. К первой гильдии были отнесены банкиры, знатные купцы («гости»), городские доктора, аптекари, лекари, шкиперы купеческих кораблей, ювелиры, иконники и живописцы; ко второй – все те, «которые мелочными товарами и харчевыми редкими припасами торгуют, а также рукомесленные: резчики, токари, столяры, портные, сапожники и им подобные». Ремесленники, входившие в состав второй гильдии, подразделялись, в свою очередь, на цехи по профессиональной принадлежности. Во главе гильдий и цехов стояли старшины – альдерманы, которые заведовали не только сугубо сословными делами, но и выполняли функции, относившиеся к общему государственному управлению.
«Сей род людей есть средний»
Окончательное оформление мещанского сословия произошло путём узаконений Екатерины II, касающихся управления городов, которые положили начало новой городской сословно-податной системе. Так, в июле 1767 года императрицей был дан наказ комиссии о сочинении проекта Нового Уложения. В главе «О среднем роде людей» сказано: «В городах обитают мещане, которые упражняются в ремеслах, в торговле, в художествах и науках. Сей род людей, о котором говорить надлежит, и от которого государство много добра ожидает, если твёрдое на добронравии и поощрении к трудолюбию основанное положение получит, есть средний. Оный, пользуясь вольностью, не причисляется ни ко дворянству, ни к хлебопашцам. К сему роду людей причесть должно всех тех, кои, не быв дворянином, ни хлебопашцем, упражняются в художествах, в науках, в мореплавании, в торговле и ремеслах...».

Мещане


Слайд 35К мещанам были отнесены все городские обыватели, которые, не владея капиталом

в 500 рублей, не могли быть записаны в купечество.
Основная масса горожан, посадские и ремесленники, относившаяся к третьему и шестому разряду, получила наименование «мещане». Это звание было наследственным и потомственным.
Будучи основными плательщиками налогов и податей, мещане (им принадлежала уже тогда большая часть городского недвижимого имущества), наряду с купцами, относились к категории «правильных городских обывателей». Мещане стали отдельным сословием городских жителей – «мещанским обществом». Для причисления в мещане необходимо было иметь в городе недвижимую собственность, заниматься торговлей или ремеслом, нести податные обязанности и исполнять городские общественные службы. По «Жалованной грамоте городам» мещане получили право корпоративного объединения и сословного самоуправления. Они были обязаны приписаться к определенному городу, платить подушную подать, внутренние городские сборы, отбывать рекрутскую повинность, были ограничены в свободе передвижения и подвергались телесным наказаниям. Судиться мещане должны были особым мещанским судом. Те из них, кто регулярно занимался ремеслом, переходили в разряд «цеховых». Цеховые разделялись на «вечных» и временных. К первым причислялись мещане, которые вступили в цех; ко вторым относились иностранцы и сельские обыватели (крестьяне), которые, не изменяя своего звания, записались в цех временно, «для одного своего ремесла». «Рабочими людьми» назывались приписываемые к городам, «дурного поведения» заграничные выходцы, которых мещанские общества иметь у себя не желали, а также лица других званий, приписанные в рабочие люди «за пороки их и за неисправный платеж податей и других сборов».
Были и «льготные категории» городского населения, которые могли быть записаны в мещане без согласия мещанского общества. Первая группа – бывшие крепостные люди, разжалованные церковнослужители, дети представителей некоторых азиатских народов и «разного рода свободные люди». Вторая группа – дети личных дворян, отставные нижние воинские чины, происходившие из всех званий, их вдовы и незамужние дочери. Первые получали освобождение от уплаты податей и от несения служб и повинностей на два года со следующей после «записи в город» половины года. В последующие три года мещанское общество не отвечало за уплату ими податей. Вторые освобождались от податей бессрочно, только лица мужского пола, если они не принадлежали военному ведомству, записывались в «мещанский оклад». Те и другие в случае невыполнения своих финансовых обязательств, переписывались в категорию «рабочих людей».
Постепенно мещане сформировали свои собственные бытовые особенности, отличавшие данное сословие от других. К числу традиционных мещанских ценностей, составлявших основу менталитета средних городских слоев, можно отнести личную ответственность, чувство долга в семейной жизни, уважение к труду, почитание старших по возрасту, религиозность. Они ценили труд не только как источник средств к существованию, но и как возможность помочь своим близким, соседям. Усыновление сирот, раздача милостыни были обычными в мещанской среде. Дети мещан, даже став взрослыми, не всегда могли отделиться: они были привязаны к месту жительства, своему сословию и профессии и поэтому часто должны были следовать дорогой, проложенной их родителями.

Мещане


Слайд 36В основе фамилии Кустов лежит нарицательное “куст”. Скорее всего, фамилия образована

от прозвища. Прозвище – интересное лингвокультурное явление, свойственное всем народам мира. По некоторым данным именно прозвища были исторически первым типом личных именований, потребность в которых не отпала даже с появлением персональных имён. Кустами, Кустарями в московских и владимирских говорах называли мелких фабричных промышленников, ткачей, работающих дома, а также барышников.

Кустов

Самым дальним прямым предком семьи Кустовых по мужской линии найденым в метрических книгах архива Твери был Фалалей Афанасьев Кустов1793 г.р. Он был рядовым внутреннего гарнизонного батальона города Твери.
Фалалей приходился Павлу Ивановичу Кустову дедом по отцовской линии в 4 колене.
Жену звали Анна Антиповна 1796 г.р.
В семье было несколько детей: Евдокия (1823), Федор (1827), Алексей (1830). Алексей –младший сын и будущий дед Павла Ивановича.

Запись о рождении детей сохранилась в метрических книгах Крестовоздвиженской церкви, которая находилась в Затверечье.
Запись по месту службы Фалалея Афонасьевича велась в Семиеновской Церкви, которая находилась в центральном районе города на Семеновской улице. Гарнизонный батальон располагался там же.


Слайд 37Церковь Семена Столпника (Семионовская).
В честь преп. Симеона столпника в г. Твери

есть церковь, находящаяся в 1-й городской части, среди базарной площади, построенная до литовского разорения. В писц. книгах 1622 г. сказано о ней: "Идучи в город против благовещенск. ворот в улицу к Симеону столпнику... да бывал храм Симеона столпника, и тот храм сгорел в литов. разоренье". (Тв. Еварх. Вед. 1885, № 4). У М. Чирикова показано: "Церковь Симеона столпника; у ней во дворе поп Феодор Гаврилов, да дьячек - брат его Васька (Тв. Еп. Вед. 1889, № 3). Храм каменный, ныне трехпрестольньий, первоначально был построен в 1676 г. с одним приделом в честь преп. Зосимы и Савватия. У Диомида Карманова о Симеон. церкви сказано: "Симеон столпник (церковь) с одним приделом Зосимы и Савватия Соловецких с колокольней, каменная, построена в 1718 г. старанием вкладчика гор. Твери Ивана Викторова и прихожан-купцовъ - Косьмы Ворошилова, Ильи Кобылина и Василья Волчанинова». В великий пожар 1763 г. церковь была возобновлена и в трапезной устроено было два придела: Пресв. Девы (правый) и преп. Зосимы и Савватия (левый). Высота храма с куполом 14 сажен, длина с приделами 14¾ саж. , а ширина 6¼ саж.; имеет одну главу (около сажени в диаметре), на железной основе, покрытую медью и вызолоченую через огонь. Крест на главе восьмиконечный, прорезной, в 1856 г. покрыт медью и вызолочен через огонь; шпиль на колокольне покрытъ белой жестью (в 1899 г.); колокольня, построенная в 1790 г., находится в связи с церковью, высота ее с крестом 17 саженей. Вокруг храма ограда. На северной ее стороне ряд каменных лавок (15), построены в 1834 году. В связи с лавкам на углу устроена (1830) каменная часовня, в которой находится несколько стар. икон; 9-го августа сюда вносят местночтимую икону Пресв. Богородицы, именуемой "Неопалимая Купина", для служения перед ней молебнов. Престол в главном алтаре серебряной чеканной работы (весом 1 пуд 6 фунт.), уетроен в 1836 году: на жертвенник одежда медная вызолоченная. На горнем месте в алтаре икона Спасителя (3 аршина 8 вершков в высоту, 2 арш. 4 вершка в ширину), писана Спб. художником Игоревым в 1856 году, в золоченой раме. Замечательны два Евангелия: одно, в большой лист, печатано в Москве, в 1698 году, при патриархе Адриане, а другое - в средний лист, печатано в 1654 году, при патриархе Никоне (во 2-е лето его патриаршества 25 октября, до исправоения богослужебных книг). Церковь преп. Симеона имеет богатую ризницу сравнительно с другими город. церквами (в ней до 50 свящ. облачений, большею частью из парчи и бархата). В иконостасе (главной церкви) местные иконы (каждая имеет 1 арш. 11 вершк. в вышину и 1 арш. с вершком в ширину) Спасителя, преп. Симеона Столпника, трех вселенских святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого) - по правую сторону царских врат, и Смоленской Божией Матери, Сошествия Св. Духа на апостолов, Тверских святых (св. Арсения и велик. князя Михаила) - в серебряных позлащенных ризах. Замечательны по древности и изображениям иконы пр. Симеона с деяниями его в главном иконостасе, Рождества Спасителя - с обстоятельствами предварявшими и сопровождавшими это событие - в левом приделе в иконостасе; старин. образ - Знамения Пресв. Богородицы - ни стене в том же приделе и друг. В прежнее время в этом храме, особенно в иконостасах, было довольно старин. икон, замечательных по изображениям, но они, усердием причта и прихожан, были возобновлены и, к сожалению, не по прежним рисункам; так, на левой двери главного иконостаса был арх. Уриил, а теперь вместо него изображен арх. Гавриил. Вокруг Симеоновской церкви в прежнее время было приход. кладбище; некоторые из надгробных памятников, найденныхъ в земле в 1886 г., переданы были в Тверской музей.   








Слайд 38Из метрических записей удалось выяснить, что Фалалей Афанасьевич был рядовым 4-ой

роты Тверского батальона.
Рядовым гарнизонных полков, состоявшим на полевом положении, полагались: темно-зеленый мундир (воротник и обшлага желтые, отвороты фалд краповые), панталоны, сапоги с крагами, кивер без этишкета, шинель, фуфайка, шпага на перевязи с тесачным клинком, темляк, ружье со штыком, ранец, манерка, подсумок с перевязью без герба. Погоны у всех полков были красные с белыми цифрами. На погонах Тверского гарнизонного полка стояла цифра <2>.
Такую форму носил Фалалей Афонасьевич почти 25 лет.

Вот исповедная роспись Семионовской церкви за 1821 год. Фалалею Афонасьеву 28 лет.


Роспись Города Твери 1-й Градской части церкви Семиона Столпника Священника Алексея Алексеева
обретающихся в Тверском Гарнизонном Батальоне разных воинских чинов в оном 1821 году.

Сохранились Исповедные росписи Семионовской церкви по военным, где есть записи о Фалалее: за 1820 год (ГАТО фонд 160.опись 1 дело 17038 лист 210 (об)), за 1821 год - (ГАТО фонд 160.опись 1 дело 17040 лист 228) , 1830 год - (ГАТО фонд 160.опись 1 дело 17052 лист 345(об)), 1840 год - (ГАТО фонд 160.опись 1 дело 17055 лист 416(об)).


Слайд 39Фалалей Афанасьевич Кустов записан и в 1820 году и в 1840.

Начало и конец его службы точно не установлен, но в гарнизоне он был на протяжении 25 лет.
С 1705 по 1793 годы воинская повинность в России была бессрочной. Набор в армию производился в основном из крестьян и мещан. Затем срок службы был «сокращен» до 25 лет.
К 1874 году солдаты служили уже 7 лет. Военная реформа царя Александра II покончила с рекрутским набором. Срок службы в сухопутных войсках отныне составил 15 лет — из них 9 лет в запасе, а во флоте — 10, с тремя годами в запасе.
  1 (13) января 1874 года в Российской империи была введена всеобщая воинская повинность. Теперь в служить в армии полагалось всему мужскому населению страны, невзирая на сословия и чины.
Коренные преобразования в деле обеспечения внутреннего порядка и конвойной службы в России произошли в царствование императора АЛЕКСАНДРА I.
27 марта 1811 года император АЛЕКСАНДР I издал Указ о пополнении за счет штатных рот, переданных еще в январе того же года «из гражданского в военное начальство», гарнизонных батальонов, которые стали именоваться «губернскими батальонами» и были вскоре объединены в единую структуру - внутреннюю стражу России.
3 июля 1811 года Александр утвердил Положение для внутренней стражи, в котором определялись ее назначение и задачи. Ими являлись: борьба с разбойниками, грабителями и другими преступниками; задержание бежавших преступников и дезертиров; борьба с провозом контрабандных и запрещенных товаров; обеспечение порядка и безопасности при проведении, как мы говорим сейчас, массовых мероприятий - ярмарок, народных гуляний, церковных праздников; оказание помощи населению при стихийных бедствиях - наводнениях, пожарах и прочих, сопровождение арестантов, пленных, рекрутов, государственной казны (крупных денежных сумм) и другие правоохранительные задачи.

ТВЕРСКОЙ ГАРНИЗОННЫЙ БАТАЛЬОН, воинская часть, сформирована в фев. 1777 на основе переведенного в Тверь Опочецкого Гарнизонного батальона. В составе Т.г.б. 5 строевых и одна инвалидная роты (всего по штату 775 чел., в т. ч. 20 офицеров). Батальон состоял в распоряжении губернатора, содержал караулы при присутственных местах и др. учреждениях, охранял воен. и казенное имущество, конвоировал арестантов, осуществлял полицейские функции (взимание недоимок, принудит. привод в суд и т. п.). Позднее на батальон возложены учет и обучение новобранцев, запасных и отставных солдат. В 1797 Т.г.б. переименован в полк и назван по имени шефа - местного коменданта ген.-м. Френева, с 1798 - ген.-м. Маркловского 2-го. В 1800 вновь реорганизован в батальон, который в 1811 вошел в состав Корпуса внутренней стражи. 3 роты Т.г.б. отправлены на комплектование Подольского пех. полка, остаток, с присоединением Твер. штатной губ. роты, назван Твер. внутренним гарнизонным полубатальоном (вскоре развернут в батальон штатской численностью: 16 офицеров и 554 нижних чинов). Ему подчинены уездные инвалидные команды в Торжке, Вышнем Волочке, Старице, Зубцове, Ржеве, Осташкове, Кашине, Калязине, Весьегонске, Корчеве и Бежецке, в 1816 - в Твери, а позднее - конные этапные команды, сформированные в 1837 для конвоирования арестантов по тракту Петербург-Москва: Коломенская, Холохоленская (переименована в Домославльскую), Новоторжская и Тверская (по 28 чел. при одном офицере в каждой).



Слайд 40
20 февраля 1823 года в семье тверского батальона 4 –ой роты

рядового Фалалея Афанасьева (фамилия не указана) и Анны Антиповой родилась дочь Евдокия. В воспреемниках солдатская жена Праскева Иванова Панина. (ГАТО фонд 160.опись 1 дело 15236 лист 196).
6 февраля 1827 года в семье тверского батальона 4 –ой роты рядового Фалалея Афанасьева (фамилия не указана) и Анны Антиповой родился сын Федор. В воспреемниках той же роты рядовой Василий Дмитриев Чирков. (ГАТО фонд 160.опись 1 дело 15239 лист 187).

1823-1827


Слайд 41
в 1830 году в семье у рядового тверского гарнизонного батальона 4

–ой роты Фалалея Афанасьева (фамилия не указана) и Анны Антиповой родился сын Алексей. В воспреемниках : той же роты рядовой Самуил Соколов и солдатская жена Параскева Иванова Паншина. (ГАТО фонд 160.опись 1 дело 15242 лист 382).
В метрической книге Крестовоздвиженской церкви за 11 апреля 1854 года есть запись о том, что в возрасте 61 года от простуды умер отставной солдат Фалалей Афанасьев Кустов. (ГАТО фонд 160.опись 1 дело 15376 лист 745(об)).
1 марта 1858 года в возрасте 62 лет от водянки умирает его жена Анна Антиповна Кустова (ГАТО фонд 160.опись 1 дело 15380 лист 1191(об)).

1830


Слайд 42
8 ноября 1853 года Алексей Фалалеев Кустов ( 23-х лет) венчается

с дочерью мещанина Николая Петрова Монахова девицею Екатериной (23 лет) (ГАТО фонд 160.опись 1 дело 15375 лист 269(об)-270).
12 октября 1854 года в семье Алексея Фалалеева Кустова и Екатерины Николаевны родился первенец –Jоанн (Иван). В воспреемниках: мещанин Гавриил Тихонов Спиров и мать Алексея – солдатская вдова Анна Антиповна Кустова. (ГАТО фонд 160.опись 1 дело 15376 лист 728(об)-729).

1853- 1854


Слайд 43
8 марта 1856 года в семье Алексея Фалалеева Кустова и Екатерины

Николаевны родился сын Алексей . В воспреемниках: мещанин Арсений Гаврилович Спиров и мать Алексея – солдатская вдова Анна Антиповна Кустова. (ГАТО фонд 160.опись 1 дело 15378 лист 404(об)-405).
4 декабря 1862 года в семье Алексея Фалалеева Кустова и Екатерины Николаевны родилась дочь Анна. В воспреемниках: мещанин Арсений ГавриловичСпиров и Марья Артемьевна Спирова. (ГАТО фонд 160.опись 15 дело 548 лист 9(об)-10).
12 февраля 1864 года в семье Алексея Фалалеева Кустова и Екатерины Николаевны родился сын Федор . В воспреемниках: Иван Гаврилович Роколов и Евдокия Григорьевна Сергеева (ГАТО фонд 160.опись 15 дело 548 лист 20(об)-21).

1856-1864


Слайд 44
30 июля 1866 года в семье Алексея Фалалеева Кустова и Екатерины

Николаевны родился сын Иван . В воспреемниках: пономарь Григорий Андреевич Панов и солдатская вдова Евдокия Григорьевна Сергеева.(ГАТО фонд 160.опись 15 дело 222 лист 216(об)-217).
Иван – это будущий отец Павла Ивановича Кустова.
В исповедных ведомостях за 1878 год в Крестовоздвиженской церкви есть запись о семье Кустовых: Алексей Фалалеев Кустов (вдовец) -48 лет, дети Алексей (22), Федор (14), Иван (12). У старшего сына Алексея записана жена Марья Арсеньевна (20 лет). (ГАТО фонд 160.опись 1 дело 17047 лист 852).
Через 2 года, в 1880 году Алексея Фалалеевича в исповедках уже не будет. Он не дожил до 50 лет. (ГАТО фонд 160.опись 1 дело 17047 лист 876(об)-877).

1866-1880


Слайд 45
В 1890 году семьи Каталымовых и Кустовых записаны друг за другом.

Они были соседями. Елене 15 лет, а Ивану – 24. Его забирают в армию. Через 3 года он вернется и женится на Елене.(ГАТО фонд 160.опись 1 дело 17046 лист 1019(об)-1020).
Иван жил вместе со старшим братом Алексеем, его женой Марьей Арсеньевной и дочерью Анной. Средний брат Федор живет отдельно со своей женой Натальей Михайловной и в 1890 году у них родился сын Николай.

1890


Слайд 46
Иван Алексеевич Кустов служил солдатом и был мастеровым 3 конно-артиллерийской батареи.

Она входила в состав 2-го конно-артиллерийского дивизиона.
Дивизион дислоцировался в небольшом польском городе Сувалки. Недалеко от современной границы с Литвой и Калининградской областью.
Эмблемы: 2 –ой кавалерийской дивизии и её подразделения - 3 конно-артиллерийской батареи, где и служил Иван.

В 1893 году был уволен по билету. Никаких оговорок, что досрочно или по увечью нет. Уволенный по билету означает, что вышел в отставку.
Билет – это документ, который выдавался солдатам, уволенным в чистую отставку.
В приказе по военному ведомству в 1876 году за № 205 (Собр. узак. 1876 г.. 1186) отпуски безсрочные, ныне заменены общим названием — увольнением в запас армии, при чем билеты прежней формы (красные и желтые) заменены билетами новой формы — белыми с цветными обложками по роду оружия, — определением Св. Снода, от 3—26 окт. 1880 г.

1890-1893


Слайд 47
17 января 1893 года. В метрической книге Крестовоздвиженской церкви имеется запись:
Уволенный

по билету мастеровой 3 конно-артиллерийской батареи солдат Иван Алексеев Кустов (26 лет) венчается первым браком дочерью Михаила Дмитриевича Каталымова девицей Еленой (17 лет)
Поручители : Василий Ильин Сазонов, Александр Иванов Курочкин, Арсений Гаврилов Спиров, Александр Михайлов Пошехонов. (ГАТО фонд 160.опись 15 дело 345 лист 381(об)-382).

В армии Иван был мастеровым. В мастеровые брали только людей с техническими навыками. Значит до службы он работал на предприятии или учился в ремесленном училище. В Твери в 1877 была открыта ремесленная школа, а затем училище. Возможно, что Иван был одним из первых его выпускников. Проверить эту версию невозможно, так как сохранились только организационные документы, а все остальные, в том числе и списки сгорели в 1941 году во время войны.

1893


Слайд 48
В исповедной ведомости 1896 года записан Павел. Ему 2 года. Семьи

Каталымовых и Кустовых живут рядом. Все 3 брата собрались вместе : Алексей, Федор и Иван Кустовы. У всех подрастают дети.
(ГАТО фонд 160.опись 1 дело 17046 лист 1107(об)).

1896


Слайд 49
В исповедной ведомости 1900 года Крестовоздвиженской церкви в семье Ивана Алексеевича

Кустова 3 детей : Павел – 6 лет, Алексей – 4 года, Михаил – 1 год.
В отметке о присутствии: у детей – не были «по малолетству», Иван Алексеевич и Елена Михайловна не были «по опущению». Значит по нежеланию. В предыдущий год они отмечены, как бывшие на исповеди.
(ГАТО фонд 160.опись 1 дело 17046 лист 1176(об)).

1900


Слайд 50
11 марта 1903 года в семье Ивана Алексеевича Кустова и Елены

Михайловны родился сын Николай . В воспреемниках: Михаил Дмитриев Каталымов и вдова Евгения Иванова Киселева.(ГАТО фонд 160.опись 15 дело 920 лист 317(об)-318).
Николай скорее всего умер в младенчестве.


1903


Слайд 51
9 января 1911 года в Крестовоздвиженской церкви состоялось венчание Михаила Георгиевича

Корейщикова (21 год) и Серафимы Федоровны Кустовой (17 лет)
В свидетелях у невесты был её дядя Иван Алексеевич Кустов (ГАТО фонд 160.опись 15. дело 1018. лист 808(об)-809).

Это последние найденные записи о семье Кустовых до революции 1917 года.
В семье у Ивана Алексеевича и Елены Михайловны всего было 5 детей : 2 девочки (Ольга, вторая не установлена), 3 мальчика – Павел, Алексей, Михаил.



1911


Слайд 52 ХХ век для России и для любой русской семьи был наполнен

событиями. Нет такой семьи, которой бы не коснулись крутые повороты колесницы истории. В самом начале была 1 мировая война, затем Революция, гражданская война, раскулачивание, репрессии, Великая Отечественная.

Кустовы не остались в стороне от этих событий.
Есть сведения о репрессии в отношении Павла Ивановича Кустова, который работал слесарем в Тверском туберкулезном диспансере.
Он был арестован и осужден в 1938 году, через 3 года умер в лагере.
У него осталось 4 детей : Раиса, Зинаида, Лилия, Владимир.


Слайд 53В самой ранней -3 ревизии за 1763 год, находящейся на хранении

в Государственном Архиве Тверской области сохранились записи о предках семьи Кустовых. С этого времени и начинается документально подтвержденное семейное древо.
Если начинать с самого первого состава семьи, то к последним документам (1917года) однозначно можно установить всех потомков и представить семейное древо в полном объёме. Вопрос лишь во времени поиска и его целесообразности.
Основная семейная ветвь изучена, и это главное.
Необходимо представлять для себя цель генеалогического поиска. Что требуется?
- посемейная роспись всех предков
- интересные факты из истории семьи
-полная родословная всех ветвей в разных регионах

Самым первым представителем (на сегодняшний день) по линии Кустовых установлен Фалалей Афонасьевич 1793 года рождения. Следовательно его отец Афонасий Кустов. Изучение ранних исповедных ведомостей и метрических книг не принесло результата. Удалось глубже изучить материнскую линию Павла Ивановича Кустова.
Самым первым представителем (на сегодняшний день) по линии Дешевых установлен Евсей Никитич Дешевой 1684 года рождения. Следовательно его отец Никита Дешевой. Изучение ревизских сказок, исповедных ведомостей и метрических книг за середину 18 века не принесло результата.
Ответ может дать только 1 и 2 ревизия за 1729, 1747 год из РГАДА ( Российский Государственный Архив Древних Актов) г. Москвы. Она будет следующим звеном в цепочке поиска.

Истоки семейного рода


Слайд 55Говорят, человек умирает дважды: первый раз когда прекращает дышать, а второй раз, когда

о нем забывают.

Много людей включено в эту книгу. И за каждым из них судьба. Это лишь малая толика истории нашего народа, государства. На первом месте у человека должна стоять семья, дом. Должно быть понимание того, что все эти люди- твоя семья, часть тебя.
Их дети и внуки несут в себе общую генетическую информацию. Все вместе мы – единое целое, какими бы разными мы не казались. У многих народов кровное родство развито очень сильно и они поддерживают связь между очень дальними родственниками. Давайте чтить память предков и учить уважению своих детей. Чтобы семейное древо росло, у него должны быть сильные корни.

Заключение


Слайд 56Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы—как истории планет. У каждой всё особое,

свое, и нет планет, похожих на нее. А если кто-то незаметно жил и с этой незаметностью дружил, он интересен был среди людей самой неинтерестностью своей. У каждого—свой тайный личный мир. Есть в мире этом самый лучший миг. Есть в мире этом самый страшный час, но это всё неведомо для нас. И если умирает человек, с ним умирает первый его снег, и первый поцелуй, и первый бой... Всё это забирает он с собой.

Да, остаются книги и мосты, машины и художников холсты, да, многому остаться суждено, но что-то ведь уходит всё равно. Таков закон безжалостной игры. Не люди умирают, а миры. Людей мы помним, грешных и земных. А что мы знали, в сущности, о них? Что знаем мы про братьев, про друзей, что знаем о единственной своей? И про отца родного своего мы, зная всё, не знаем ничего. Уходят люди... Их не возвратить. Их тайные миры не возродить. И каждый раз мне хочется опять от этой невозвратности кричать.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика