Государства Европы и Азии в ХХ веке. Фашистские диктатуры и военные режимы в Европе ХХ века презентация

Содержание

Цель лекции: Ознакомить студентов с историей возникновения фашизма, причинами и условиями прихода к власти демократическим путем фашистских партий. Одновременно ознакомиться с процессом установление диктаторских профашистских военных

Слайд 120
Тема:

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

ГОСУДАРСТВА ЕВРОПЫ И АЗИИ
В XX ВЕКЕ

ФАШИСТСКИЕ

ДИКТАТУРЫ И ВОЕННЫЕ РЕЖИМЫ В ЕВРОПЕ ХХ ВЕКА

?

⮈ ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ



ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ ⮊


Слайд 2
Цель лекции:

Ознакомить студентов с историей возникновения фашизма, причинами

и условиями прихода к власти демократическим путем фашистских партий. Одновременно ознакомиться с процессом установление диктаторских профашистских военных режимов в «малых» государствах. Раскрыть антидемократическую и античеловеческую сущность нацизма и фашизма.


План лекции

Фашистский режим в Италии.
Фашистская диктатура в Германии.
Профашистские военные режимы в Европе.

?






Слайд 3
ФАШИСТСКАЯ
ДИКТАТУРА

ИТАЛИЯ

ФАШИСТСКИЙ РЕЖИМ В ИТАЛИИ
Результатом первой мировой войны для

Италии стал экономический и социальный кризис. В этих условиях и под влиянием революций в России и Германии, усиливаются революционные настроения среди рабочего класса. В 1920 г. на севере страны италь-янские рабочие захватили отдельные промышленные предприятия, организовав на них производство под руководством избранных комитетов. На юге батраки и беднейшие крестьяне начали захват необработанных помещичьих земель. Правительство оказалось не в силах подавить рост революционного движения.
Старые буржуазные партии (либералы, "пополяри" - католическая партия и нацио-нальная партия аграриев) потеряли авторитет, социалистическая партия раскололось на фракции. В 1921 г. левое крыло социалистов образовало коммунистическую партию, влияние которой было также слабым. Путем уступок и обещаний рабочим и крестьянам, правительству удалось вернуть захваченные предприятия и земли владельцам.
Одновременно, в условиях социального кризиса, активизируется фашистское дви-жение. Еще в 1915 г. бывший член социалистической партии Бенито Муссолини осно-вал первые фашистские организации, т.н. "фашии революционного действия", поддер-живавшие участие Италии в войне. В 1919 г. под лозунгом борьбы за "получение международных плодов победы" в первой мировой войне он организовал "Итальянский союз участников войны" — "фашиц комбананте", ставший основой фашистской партии.
Первоначально партия насчитывала всего около 10 тыс. членов и особым влиянием на массы не пользовалась. Для привлечения народных масс на свою сторону фашизм широко использовал социалистические лозунги. В программе, провозглашенной в 1919 г., содержались требования экономических реформ:
установление 8-часового рабочего дня;
гарантированного минимума заработной платы;
введение рабочего контроля на производстве;
конфискации "непроизводительного капитала«;
выдвигались лозунги борьбы против "эксплуататоров нации" и требования передачи "земли тем, кто ее обрабатывает".

?







Слайд 4
ФАШИСТСКАЯ
ДИКТАТУРА

ИТАЛИЯ

в политической области фашисты требовали созыва Учредительного собрания, упразд-
нение монархии

и сената, установление твердой власти, национального единства и клас-сового мира;
во внешней политике звучали призывы к борьбе за "Великую Италию" (захват новых тер-риторий и колоний).
На активную организацию, с четкой полувоенной структурой и обещаниями с помощью твердой руки навести порядок в стране (на фоне пассивной деятельности иных буржуаз-ных либеральных партий), сделали ставку крупные магнаты и промышленники. Партия по-лучила материальную поддержку крупной промышленной ассоциации "Конфиндустрия" и аграрной ассоциации "Конфагрикультура".
В октябре 1922 г. Муссолини, возглавив несколько тысяч вооруженных фашистов, орга-низовал т.н. "поход на Рим", который был представлен общественности как проявление "воли народа". Требования Муссолини передать власть "представителям нации, способ-ным навести порядок" было поддержано промышленниками и высшим командованием ар-мии. В итоге, 30 октября 1922 г. король назначил Муссолини главой правительства.
Первоначально в состав правительства кроме фашистов вошли либералы и «попо-ляри». В 1923 г. фашистам удалось провести новый избирательный закон, по которому вся Италия объявлялась единым избирательным округом, голосование проводилось по пар-тийным спискам, и партия, список которой собирал относительное большинство (но не ме-нее 1/4 всех поданных голосов), получала 2/3 мест в Парламенте. Оставшиеся места рас-пределялись пропорционально между остальными партиями. Проведенные в обстановке экономического и социального кризиса, а также нарастающего фашистского террора, в 1924 г. состоялись выборы в новый парламент. Партия фашистов получила абсолютное большинство мест в парламенте (1/3 голосов).
Опираясь на большинство в парламенте, в 1926-1927 гг. были приняты т.н. исключи-тельные законы о "защите государства" запрещавшие существование всех политических партий, кроме фашистской. Депутаты от иных партий были исключены из парламента, наи-более активные антифашисты арестованы. Организации и редакции газет, враждебные фашизму - закрыты. Выборность муниципальных органов отменялась.

?






Слайд 5
ФАШИСТСКАЯ
ДИКТАТУРА

ИТАЛИЯ

Была восстановлена смертная казнь за политические преступления, осуществлены

внесудебные репрессии, созданы чрезвычайные трибуналы. Антифашистская пропаган-да или просто в пользу какой-либо партии означала тюремное заключение на срок от 5 до 10 лет или высылку на острова.
В короткий срок в Италии установилась открытая террористическая фашистская дик-татура. Важно отметить, что фашистский переворот в Италии, как впрочем и в после-дующем в Германии, произошел под лозунгами защиты прав населения, улучшения уровня жизни, свободы и демократии. Одновременно с усилением диктатуры Муссо-лини, началась антифашистская борьба демократических сил страны.

Государственный строй фашистской Италии

Установление фашистской диктатуры привело к существенным изменениям в госу-дарственном строе и уничтожению демократических принципов в ее управлении.
Вся власть была сосредоточена в руках фашистской верхушки и ее партийного вождя (фактического главы государства).
Руководящие органы фашистской партии, с жесткой централизованной структурой, стали ведущим звеном государственного аппарата. Представительные органы первона-чально были лишены полномочий, а следом был установлен открытый режим террора.
Формально итальянская Конституция не была отменена, но фактически она не дей-ствовала. Закон "Об обязанностях и прерогативах главы правительства" (1925 г.) пере-дал всю полноту исполнительной власти в руки главы правительства, который назна-чался и отзывался королем и был ответствен только перед ним. Поскольку король к это-му времени уже превратился в марионетку фашистских главарей, Муссолини стал фак-тически неограниченным главой исполнительной власти.
Министры назначались королем по предложению главы правительства и были ответ-ственны не перед парламентом, а перед главой правительства. Более того, закон огова-ривал, что без согласия правительства ни один вопрос не может быть включен в повест-ку дня парламента. Закон предоставил также главе правительства право ставить отверг-нутый законопроект на повторное голосование.

?






Слайд 6
ФАШИСТСКАЯ
ДИКТАТУРА

ИТАЛИЯ

Одновременно, глава правительства был наделен правами в области

законодатель-ства. Законом 1926 г. "О праве исполнительной власти издавать юридические нормы", он получал право издавать постановления, регулирующие исполнение законов, касаю-щиеся организация и деятельности государственного аппарата, а также "в исключитель-ных случаях" издавать постановления, имеющие силу закона. Закон при этом не опре-делял, что понимать под "исключительными случаями". В результате расширилась прак-тика "делегированного" законодательства изъятого из-под контроля парламента ввиду неподотчетности ему правительства.
Следом были ликвидированы демократические принципы формирования высших представительных органов. По "Реформе политического представительства" 1928 г. Италия оставалась единым избирательным округом. Избранию подлежало 400 депута-тов. Исключительное право выдвижения кандидатов было предоставлено высшим орга-нам фашистских «профсоюзов» (800 кандидатов) и иным профашистским организациям (200 кандидатов). Из этой тысячи кандидатов и лиц, занимавших высшие посты в фа-шистской партии, Большой фашистский совет составлял список из 400 имен, который после опубликования ставился на голосование. Для их избрания в парламент требова-лось не менее 50% голосов лиц, участвовавших в голосовании.
Если список Большого фашистского совета собирал менее половины поданых голо-сов, то назначались новые выборы. На них выдвигались списки, предложенные легаль-ными (фашистскими или профашистскими) организациями, насчитывающими не менее 5000 членов. Список, собравший относительное большинство голосов, получал 3/4 де-путатских мест. Оставшиеся мандаты распределялись между другими списками пропор-ционально числу полученных ими голосов. При любом варианте, фашистам победа в выборах была гарантирована.
Избирательным правом пользовались итальянские граждане, достигшие 21 года (учитывая иные требования для избирателей: уплата взносов в синдикаты, не менее 100 лир прямого налога, обладание именными акциями и т.д., что означало ограничение выборщиков числом имущих граждан). Причем их роль сводилась к одобрению назна-ченных Большим фашистским советом депутатов.

?






Слайд 7
ФАШИСТСКАЯ
ДИКТАТУРА

ИТАЛИЯ

Параллельно шла ликвидация представительных органов местного самоуправления. Законы

1926, 1928 и 1932 гг. заменили выборные органы на местах – должностными лицами, назначаемыми из числа кандидатов, выдвинутых синдикатами и организациями фашистской партии. Низшим звеном стали подесты (старшины), назначаемые от имени короля министром внутренних дел (Муссолини), и муниципальные советы, назначаемые префектами областей. Префекты также назначались министром внутренних дел и при них также образовывались советы. Данные органы имели только совещательные функции.
Со временем «игра в демократию» фашистам окончательно надоела и упраздненный парламент в 1939 г. был заменен "палатой фаший и корпораций".
Основной идеей в фашистской пропаганде, было создание "корпоративного госу-дарства", стоящего над классами и примиряющего интересы "труда и капитала".
С этой целью (по закону "О правовой организации коллективных трудовых отношений" 1926 г.) профсоюзы были распущены. В основных отраслях создавались т.н. синдикаты, которые, как оговаривалось, представляли интересы, как рабочих так и предпринима-телей. В пределах одной и той же отрасли синдикаты объединялись в корпорации. Уста-вы указанных объединений утверждались королевским советом, а должностные лица синдикатов назначались правительством. Из представителей синдикатов, соответствую-щих министерств и членов фашистской партии создавались Советы корпораций, утверж-давшиеся лично Муссолини (он же глава Министерства корпораций).
Закон установил принудительное разрешение трудовых конфликтов в специально соз-данных трудовых судах, решения которых (под угрозой уголовной ответственности) были обязательны как для членов синдикатов, так и для лиц, не состоящих в них.
Основные принципы "корпоративной системы" были изложены в Хартии труда 1927 г. Хартия провозглашала, что корпорации признаются государственными органами и полу-чают право издавать обязательные для синдикатов постановления в области регулиро-вания трудовых отношений производства. Всего было создано 22 корпорации. В 1930 г. создается Национальный совет корпораций - совещательный орган при правительстве.

?






Слайд 8
ФАШИСТСКАЯ
ДИКТАТУРА

ИТАЛИЯ

Как мы уже говорили, в 1939 году, вместо

упраздненного парламента была создана "палата фаший (фашистских организаций) и корпораций", состоящая из членов прави-тельства, высших органов фашистской партии, советов корпораций и отдельных специа-листов. Все 650 членов палаты назначались лично Муссолини. Функции палаты были сформулированы крайне неопределенно: "...сотрудничать с правительством в издании законов".
Важную роль в механизме "корпоративного государства" играла фашистская партия. Она превратилась в строго централизованный, бюрократический государственный орган. Устав партии утверждался королевским указом. Партию (как и правительство) возглавлял "дуче" - невыборный и несменяемый вождь - Муссолини.
Партийные органы делились на единоличные и коллегиальные. Последние выполняли главным образом совещательные функции. К единоличным относились "дуче", генераль-ный и административный секретари, федеральные секретари, секретари низовых органи-заций партии - фашистских союзов (фаший). При каждом единоличном органе имелся со-вещательный коллегиальный орган. (При "дуче" - Большой фашистский совет, объяв-ленный законом 1928 г. "верховным органом" партии и государства. При генеральном и административном секретарях - Национальная директория и Национальный совет. При федеральных секретарях - провинциальные директории, при секретарях фашистских союзов - директории).
Все органы партии не избирались, а назначались сверху. По представлению Муссолини король назначал членов Большого фашистского совета, генерального и администра-тивного секретарей. Члены Национальной директории — постоянно работающего центрального органа партии — назначались Большим фашистским советом по представ-лению генерального секретаря. Он же назначал федеральных секретарей и утверждал предложенных ими членов провинциальных директорий. Федеральные секретари являлись членами Национального совета — совещательного органа при Национальной директории. Они назначали секретарей фаший и утверждали предложенных последними членов директорий фаший.

?






Слайд 9
ФАШИСТСКАЯ
ДИКТАТУРА

ИТАЛИЯ

Партийный аппарат стоял вне контроля со стороны рядовых

членов партии. Они по уставу партии должны были участвовать в двух обязательных собраниях фаший в год. В обмен на преимущества в занятии государственных должностей и размере заработной платы, члены партии были обязаны строго подчиняться всем указаниям своих руково-дителей. При вступлении в партию давалась клятва: "Клянусь выполнять без рассуж-дений распоряжения вождя и служить делу фашистской революции всеми моими силами и, если нужно, кровью".
Большую роль в идеологической поддержке фашистского режима сыграла католичес-кая церковь, сотрудничество с которой было закреплено в 1929 г. Латеранским пактом:
Фашистское правительство Италии - признало суверенитет папы над территорией Вати-кана, а католическую религию — официальной религией страны, обязалось выплачивать Ватикану значительные денежные средства.
Папа - согласился с тем, что Рим является столицей Итальянского королевства, приз-нал фашистский режим и использовал влияние католической церкви для внутриполи-тической поддержки фашизма и укрепления его внешнеполитических позиций.
Система карательных органов фашистской Италии формировалась путем дополнения ранее существовавших органов новыми, предназначенными для подавления оппозиции.
Важное место занимала полиция. Общая полиция, корпус карабинеров и полиция бе-зопасности были подчинены министру внутренних дел (Муссолини) и назначаемым им префектам областей. Кроме того, создавались специальные полицейские органы для борьбы с антифашистским движением. Для подавления выступлений против режима была организована военизированная "Добровольческая милиция общественной безо-пасности", состоящая из легионов и превышавшая численностью армию (около 500 тыс. в середине 30-х гг.). Ее начальником также был Муссолини, а командный состав состоял на постоянной службе. Для борьбы с политическими противниками была создана полити-ческая полиция - "Организация охраны от антифашистских преступлений" (ОВРА). Для расследования "антифашистских преступлений" в 1926 г. была создана "Особая служба политических расследований". Расследованные дела она передавала в "Трибунал защи-ты государства".

?






Слайд 10
ФАШИСТСКАЯ
ДИКТАТУРА

ИТАЛИЯ

С приходом фашистов в основном была сохранена система

уголовных судов Италии. Они состояла из мировых судей - преторов, являвшихся одновременно следователями и обвинителями (подчинялись прокурору), областных трибуналов, рассматривавших дела с участием присяжных заседателей (с 1931 г. присяжные были заменены шеффенами, из числа чиновников, утвержденных министром юстиции и королем), апелляционного суда, кассационного суда и верховного суда. Дополнительно были созданы "полицейские трибу-налы", судившие за проявления антифашистских настроений. На предварительном след-ствии действовала презумпция виновности, в суде обвиняемый не имел никаких гарантий прав, и гласность судебного заседания зависела от председателя суда.
Особую роль в укреплении фашистского режима сыграл созданный по закону "О защите государства" 1927 г. "Трибунал защиты государства". Он состоял из высших офицеров ар-мии и политической полиции и рассматривал политические дела, расследованные "Особой службой политических расследований". Его приговоры, в том числе и к смертной казни, обжалованию не подлежали.
С целью придания законности фашистскому режиму, вся его деятельность закрепля-ется юридически:
В 1928 г. - издан Кодекс полиции безопасности, вобравший в себя все фашистские зако-ны, запрещавшие оппозиционные фашизму политические партии, уничтожавшие свободу слова, печати, союзов и т. д. Кодекс предоставил административным органам широкие полномочия для борьбы с "неблагонадежными" (т.е. антифашистскими) элементами.
Закон "О защите государства" 1927 г. ввел смертную казнь, отмененную еще в 1889 г., и "Трибуналы защиты государства". Хотя закон был временным, исключительным, основные его положения были включены в УК 1930 г., а трибуналы действовали до 1936 г.
Характерной чертой Уголовного кодекса 1930 г. является значительное увеличение санкций, особенно по преступлениям политического характера. Смертная казнь была пре-дусмотрена кодексом в 26 статьях. Из них: 21 статья относилась к преступлениям против государства, 4 - против общественной безопасности и только 1 - против личности (квали-фицированное убийство). Расширяется практика применение пожизненной каторги по це-лому ряду преступлений, главным образом политическим.

?






Слайд 11
ФАШИСТСКАЯ
ДИКТАТУРА

ИТАЛИЯ

До середины 30-х гг. - вооруженные силы Италии

были сравнительно немногочис-ленными: 350 тыс. военнослужащих и 50 тыс. жандармов. Руководство вооруженными силами было в руках военного министра (Муссолини). На высшие командные посты наз-начались видные деятели фашистского движения или военные, прочно связавшие себя с ним. Пропагандистский аппарат энергично насаждал милитаристский дух идеологи-чески обосновывал необходимость агрессивной внешней политики, проповедуя лозунг создания "Великой Италии«, возрождение «Великого Рима».
В 1934 году перед захватнической войной в Абиссинии издается закон "О военизации итальянской нации", установивший, что "военное обучение должно начинаться, как только ребенок в состоянии учиться, и продолжаться до тех пор, пока гражданин в сос-тоянии владеть оружием". Итальянцы считались состоящими на военной службе с 18 до 55 лет. Суббота была объявлена днем военных занятий населения, воскресенье – отда-валось католической церкви.
На путь активной агрессивной внешней политики фашистская Италия вступает в 1935 г., развязав войну против Абиссинии. В 1936 г. начинается совместно с Германией вмешательство в гражданскую войну в Испании. В 1936 г. Италия напала на Албанию и в том же году заключила военный союз с Германией. В 1940 г. Италия вступает на сто-роне Германии во вторую мировую войну, а в 1941 г. присоединяется к агрессивной вой-не против СССР, закончившейся поражением фашистской Германии и ее союзников.
"Легальный", конституционный путь прихода к власти, сопровождаемый открытыми репрессиями против оппозиции, разрушением демократических институтов власти и заменой их тоталитарными, созданием мощного аппарата подавления инакомыслящих, был воспроизведен в значительно большей степени несколько позднее в фашистской Германии и других государствах фашистского блока.

?






Слайд 12КОРОЛЬ
ПРАВИТЕЛЬСТВО


МУСОЛЛИНИ
(глава прави-
тельства). Он же:
Министр внутренних дел
Министр вооруженных сил
Министр корпораций
ДУЧЕ –

несменяемый
партийный вождь

МИНИСТРЫ и высшие
должностные лица государства

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОВЕТ КОРПОРАЦИЙ
(совещательный орган при правительстве)

СОВЕТ КОРПОРАЦИЙ И СИНДИКАТОВ
(главы синдикатов, чл.правительства, лидеры партии)

Отраслевые
корпорации

Синдикаты

ПРЕФЕКТЫ ОБЛАСТЕЙ
и другие должностные лица

СОВЕТ – из числа кандидатов, выдвинутых
корпорациями, синдикатами, ф.партией

ПОДЕСТЫ - старшины

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ СОВЕТЫ

БОЛЬШОЙ ФАШИСТСКИЙ СОВЕТ
(верховный орган партии и государства)

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ И АДМИНИСТРАТИВНЫЙ
СЕКРЕТАРИ

НАЦИОНАЛЬНАЯ ДИРЕКТОРИЯ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОВЕТ
(совещат. Орган при Нац.директории)

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ СЕКРЕТАРИ

ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ ДИРЕКТОРИИ

СЕКРЕТАРИ ФАШЕЙ (низовые орг.)

ДИРЕКТОРИИ

ЧЛЕНЫ ФАШИСТСКОЙ ПАРТИИ

ПАЛАТА ФАШИЙ И
КОРПОРАЦИЙ (650 ч.)
(создан вместо парламента
из партийных лидеров, глав
корпораций, специалистов)


Отраслевые
корпорации


Синдикаты


Отраслевые
корпорации


Синдикаты

СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО И ПАРТИЙНОГО УПРАВЛЕНИЯ

ПАПА РИМСКИЙ

?






Слайд 13МУСОЛЛИНИ
(глава прави-
тельства). Он же:
Министр внутренних дел
Министр вооруженных сил
Министр корпораций
ДУЧЕ – несменяемый
партийный

вождь

ПРЕФЕКТЫ
ОБЛАСТЕЙ

ОБЩАЯ ПОЛИЦИЯ

ПОЛИЦИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

КОРПУС КАРАБИНЕРОВ

ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ МИЛИЦИЯ
ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПОЛИЦИЯ –
«ОРГАНИЗАЦИЯ ОХРАНЫ ОТ
АНТИФАШИСТСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ»
(ОВРА)

ОСОБАЯ СЛУЖБА ПОЛИТИЧЕСКИХ
РАССЛЕДОВАНИЙ

КОРОЛЬ

ПРОКУРОР И
ПРОКУРАТУРЫ
ОБЛАСТЕЙ

Министр юстиции

ВЕРХОВНЫЙ
СУД

КАСАЦИОННЫЙ
СУД

АПЕЛЛЯЦИОН-
НЫЙ СУД

ОБЛАСТНЫЕ
ТРИБУНАЛЫ

ПРЕТОРЫ
(мировые судьи)

ПОЛИЦЕЙСКИЕ
ТРИБУНАЛЫ

ТРИБУНАЛЫ
ЗАЩИТЫ
ГОСУДАРСТВА

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА И СУДЫ

?






Слайд 14
ФАШИСТСКАЯ
ДИКТАТУРА

ГЕРМАНИЯ

ФАШИСТСКАЯ (НАЦИСТСКАЯ) ДИКТАТУРА В ГЕРМАНИИ
Идеи фашизма в Германии

появились после окончания Первой мировой войны. Причины последующего прихода к власти фашистов (нацистов) – аналогичны Италии.
Прежде всего, это:
социально-экономический кризис, безработица и даже голод;
долги государства по репарациям и контрибуции после поражения в 1 мировой войне;
неспособность правительства справиться с экономическими проблемами, приведшая к кризису политической власти;
раскол левых сил;
разрушенная промышленность и в целом экономика, потеря колоний и рынков, международные ограничения в области развития промышленности из-за санкций государств-победителей.
В 1920 г. Гитлер выступил с программой из "25 пунктов", ставшей впоследствии про-граммой Национал-социалистической немецкой рабочей партии (национализм, идея превосходства германской нации, требование реванша в проигранной войне с целью установления "справедливости, попранной Версалем").
В 1921 году постепенно формируется фашистская партия, основанная на неогра-ниченной власти "вождя" (фюрера). Главная цель - распространение фашистской идео-логии, подготовка специального террористического аппарата для подавления демокра-тических, антифашистских сил и захвата власти.
В соответствии с фашистской программой предполагалось, прежде всего:
сплотить немцев в некую "народную общность«;
превратить ее в "общность боевую«;
очистить арийскую расу от "чужой крови", преодолеть классовые, конфессиональные, идеологические противоречия, что достигалось путем устранения политических партий, кроме НСРПГ, чуждой идеологии, общественных организаций, кроме нацистских, вер-ных "фюреру и рейху", а также путем "унификации государственного аппарата" и пр.;
завоевать жизненное пространство, вытеснить иные народы (прежде всего Восточной Европы, путем беспощадной, кровопролитной войны).

?







Слайд 15
ФАШИСТСКАЯ
ДИКТАТУРА

ГЕРМАНИЯ

В 1923 году гитлеровской партией была совершена неудачная

попытка захвата
власти ("пивной путч"), что впрочем, если не считать кратковременного пребывания вождя в заключении, не пошатнуло расширяющегося влияния фашистов в стране.
С 1925 г. начинается активная борьба партии за места в парламенте. В 1928 г. – она получила всего 12 мест в рейхстаге, однако, уже в 1932 г. – имела самое крупное представительство.
В связи с тем, что после выборов в Рейхстаг, фашисты получили большинство мест, 30 января 1933 г. Гитлер по распоряжению Гинденбурга занял пост рейхсканцлера Германии как глава коалиционного правительства. Таким образом, на начальном этапе, Гитлер пришел к власти вполне законным путем, опираясь на:
поддержку официальных и неофициальных правящих кругов, а также стоящих за ними реакционных социально-политических сил, которые считали необходимым установить в стране авторитарный режим, чтобы покончить с ненавистной демократией, республикой и набирающими силу левыми, особенно коммунистами;
основную массу населения, пострадавшую в результате поражения в войне, экономи-ческого кризиса и ищущего виновных в своих проблемах, стремящихся к наведению порядка в государстве.
На следующий день после прихода Гитлера к власти тысячи штурмовиков устроили факельное шествие перед рейхстагом.
Тем не менее, еще в феврале 1933 г. во многих местах Германии проходили антифа-шистские демонстрации организованные коммунистами. Для оправдания чрезвычайных мер Гитлеру в 1933 г. потребовался провокационный поджог рейхстага, в котором была обвинена Коммунистическая партия Германии. Вслед за провокацией последовали два новых чрезвычайных постановления: «Против измены германскому народу и против изменнических действий" и «О защите народа и государства", принятых, как было объ-явлено, с целью подавления «вредных для государства коммунистических насильствен-ных действий». Правительству предоставлялось право брать на себя полномочия любой земли, издавать указы, связанные с нарушением тайны переписки, телефонных разговоров, неприкосновенности собственности, прав профсоюзов.

?







Слайд 16
ФАШИСТСКАЯ
ДИКТАТУРА

ГЕРМАНИЯ

С приходом в парламент фашистов постепенно ликвидировались основы

демократии и республиканского строя.
24 марта 1933 г. рейхстаг принимает временный Закон "Об устранении бедственного положения народа и государства«, на основании которого правительство получает зако-нодательные права (в том числе и по вопросам бюджета). Допускалось, что нормы зако-нов, принятых правительством, могут уклоняться от норм Конституции. Договоры с ино-странными государствами и их исполнение больше не нуждались в утверждении парла-ментом.
После смерти президента Гинденбурга 1 августа 1934 г. по постановлению правительст-ва должность президента была упразднена, а вся власть сконцентрирована в руках Гит-лера - "вождя" и пожизненного рейхсканцлера, которому было предоставлено право не только назначать имперское правительство, всех высших должностных лиц империи, но и своего преемника.
В марте 1933 г. – была запрещена Коммунистическая партия, в мае 1933 - распущены все профсоюзы, в июнь 1933 г. запрещена Социал-демократическая партия. Иные партии - "самораспустились". В июле 1933 г. было запрещено существование каких бы то ни было политических партий вообще, кроме фашистской (НСРПГ) и руководимых ею организаций.
Законом 24 марта 1933 г. "О защите правительства национального возрождения от ко-варных посягательств», уголовной ответственности подлежали лица, допустившие "грубое искажение действительности, высказывали суждения, могущие причинить тяжелый ущерб благополучию империи или отдельным германским землям, или авторитету правительства империи или отдельных земель и правительственных партий".
В декабре 1933 г. - издается Закон "Об обеспечении единства партии и государства", объявляющий фашистскую партию "носительницей немецкой государственной мысли". На его основе лично Гитлером формировался и фашистский рейхстаг, министры. На руково-дящие должности назначались только лица из нацистской партии или по согласованию с партией.
Законом от 7 апреля 1933 г. "О слиянии областей с империей" - во все земли стали наз-начаться гауляйтеры нацистской партии, наместники (штатгальтеры), облеченные всеми властными полномочиями.

?







Слайд 17
ФАШИСТСКАЯ
ДИКТАТУРА

ГЕРМАНИЯ

30 января 1935 г. был принят новый Закон

"Об имперских наместниках". Имперские наместники, согласно этому закону, являлись на подведомственных им территориях "пред-ставителями имперского правительства", в задачу которых входило "наблюдение за вы-полнением политических директив фюрера и рейхсканцлера". Фюрер и рейхсканцлер (в одном лице) мог возложить на имперского наместника руководство земельным прави-тельством, но право назначения и увольнения чиновников земель он сохранял за собой, так же как и полномочия имперского наместника Пруссии.
Ландтаги земель с 1934 г. были ликвидированы. Правительства земель были подчи-нены имперскому правительству, а наместники перешли в ведение министерства внутрен-них дел.
Законом "О ликвидации рейхсрата" от 14 февраля 1934 г. был упразднен орган предста-вительства земель в имперском парламенте - рейхсрат. Земли были вообще лишены ста-туса субъектов федерации.
В 1935 г. были ликвидированы последние остатки местного самоуправления, (бурго-мистры назначались министром внутренних дел на 12 лет из кандидатов от фашистской партии).
Была проведена чистки государственного аппарата от "несоответствующих лиц", и от лиц "неарийского происхождения", запрещались браки чиновников с "неарийками" и пр.
Гитлер совместил в своем лице функции президента, рейхсканцлера, фюрера фашист-ской партии и верховного главнокомандующего. Все учреждения были подчинены Гитлеру.
Кроме имперского правительства в стране были созданы:
- Совет министров по вопросам обороны империи;
- Тайный кабинет;
- Коллегия трех уполномоченных (начальник партийной канцелярии, начальник имперской канцелярии, начальник штаба верховного командования вооруженных сил). Ее задача - проведение тотальной мобилизации и решение с этой целью обширного круга экономи-ческих и военных вопросов).

?






Слайд 18
ФАШИСТСКАЯ
ДИКТАТУРА

ГЕРМАНИЯ

В марте 1933 г. было создано министерство общественного

просвещения и пропа-ганды, руководимое Геббельсом, которому подчинялись пресса, радио, книжные изда-тельства и пр. В его ведении была "имперская палата культуры", контролирующая му-зыку, изобразительное искусство, театр. Литература и искусство превращалось "в бое-вое оружие партии". В мае 1933 г. была проведена публичная акция сожжения книг противников национал-социализма и "расово чуждых" авторов.
С целью воспитания подрастающего поколения на идеях нацизма, были созданы фашистские молодежные организации (Юнгфольк, "Гитлерюгенд" и др.). После 1937 г. участие в гитлеровских молодежных организациях стало обязательным.
Также особое внимание уделялось формированию террористического аппарата. В 1920 г. возникли первые вооруженные отряды — "служба порядка" фашистов, которой отводилась роль охраны фашистских сборищ. Использовались, они и для создания бес-порядков на митингах левых сил, для нападения на рабочих ораторов и пр. В 1921 г. "служба порядка" получила название "штурмовых отрядов" (СА). К лету 1933 г. количество штурмовиков превысило 4 млн. человек.
Предоставлены особые полномочия "партийной полиции", которые были усилены специальными отрядами СС. Им поручалось истреблять "внутренних врагов". В состав СС (Службу безопасности) входили "общие отряды" (руководство нацистской партии, представители крупного капитала, юнкера, военные, верхушка фашистской интеллиген-ции) и вооруженные "специальные отряды", созданные для выполнения особых задач фюрера (в т.ч. полк телохранителей Гитлера и подразделений "мертвая голова").
Войскам СС вверялась и охрана концлагерей. (Всего фашистами было создано 23 концлагеря и 2 тыс. их филиалов. С 1936 по 1945 г. в них было брошено 18 млн. чело-век. Только в Освенциме, построенном в 1939 г., было истреблено около 4 млн. человек из многих стран). Перед нападением на СССР численность СС была увеличена до 35 дивизий.

?






Слайд 20
ФАШИСТСКАЯ
ДИКТАТУРА

ГЕРМАНИЯ

В апреле 1933 г. в Пруссии была создана

тайная государственная полиция (гестапо), которая в 1936 г. была объединена с уголовной полицией (КРИПО) в полицию безопас-ности (ЗИПО). Полиция безопасности вместе с полицией порядка (ОРПО), включающей охранную полицию и жандармерию, а также со специальной службой порядка (СД) находились в ведении рейхсфюрера СС Гиммлера.
В 1939 г. было создано Главное управление имперской безопасности, подведом-ственное Гиммлеру, как рейсхфюреру СС. Именно они организовывали террористичес-кие акты в стране и на оккупированных территориях. В 1940 г. Фликом и Гиммлером было издано постановление об уничтожении "бесполезных для военных целей": душев-нобольных, калек и престарелых.

В судебной системе - права граждан игнорировались, и обвинение в государственной измене следовало за любой вид оппозиционной режиму деятельности. Кроме обычных судов в каждом судебном округе еще в 1933 г. были созданы особые суды для расправы с противниками фашистского режима. В 1934 г. сложилась еще одна форма исключи-тельного суда, так называемый Народный трибунал по вопросам государственной изме-ны, в котором не требовалось даже обязательного предварительного следствия. Приго-воры трибунала не подлежали обжалованию, защитников обвиняемому назначал сам трибунал. В армии действовали военно-полевые суды.

Государственное регулирование экономики в фашистской Германии

Агрессивные цели - требовали сосредоточения всех материальных ресурсов страны, что могло быть достигнуто путем вмешательства фашистского государства в экономику.
В 1933 г. был создан Генеральный совет немецкого хозяйства, на который возла-галась обязанность определять общие направления развития экономики Германии. За-кон "О подготовке органического построения народного хозяйства" от 27 февраля 1934 года, предписывал образование хозяйственных объединений, которые становились единственными представителями соответствующих отраслей хозяйства. Все отрасли хозяйства были разделены на "имперские группы", число которых сначала было 12, а затем сократилось до 6: промышленности, банков, торговли, страхования, энергетики, ремесленного производства.

?






Слайд 21
ФАШИСТСКАЯ
ДИКТАТУРА

ГЕРМАНИЯ

Параллельно создавалась территориальная структура управления хозяйством — окружные

группы промышленности в хозяйственных округах. Отраслевые, и территори-альные промышленные группы возглавлялись "фюрерами" — представителями моно-полистического капитала, которые были наделены широкими полномочиями. Общее руководство промышленностью осуществлялось сначала Министерством имперского хозяйства.
С 1935 года - началась милитаризация немецкой экономики, что выражалось не только в росте производства вооружения, но и в подчинении госструктурам многих промышленных отраслей, прежде всего химической, авиационной, металлургической. Все это с целью эффективной подготовки к войне.
В 1935 г. на основе Закона "Об имперской обороне" был учрежден Совет имперской обороны и особое ведомство — Управление генерального уполномоченного по военной экономике.
В 1936 году было создано ведомство по выполнению четырехлетнего плана перево-да всей экономики Германии на военные рельсы, во главе которого встал Геринг. Цент-рализованное планирование затрагивало распределение ресурсов, ограничивало предпринимательскую свободу и образование новых предприятий, устраняло конкурен-цию.
В годы войны было создано имперское Министерство вооружения и боеприпасов.
Соответственно с интересами фашистского рейха пересматривалось и законода-тельство – как уголовное так и гражданское, включая трудовое право. В 1938 г. появи-лась формула: "право — это то, что полезно народу и рейху".
Таким образом, к 1939 г., за шесть лет, фашизм (нацизм) в Германии окончательно закрепился, как государственная идеология. Не смотря на изначальный демократи-ческий путь прихода к власти, фашистская партия фактически ликвидировала все рес-публиканские демократические институты и гражданские свободы. По примеру Италии, и даже в более жестких античеловеческих рамках, установила авторитарный террорис-тический режим, режим страха и лжи, ориентированный не только на уничтожение человечества в интересах одной нации, но и против собственного народа.

?







Слайд 22РЕЙХСКАНЦЛЕР
А.ГИТЛЕР, он же:
ФЮРЕР – несменяемый «вождь»
ПРАВИТЕЛЬСТВО




РЕЙХСТАГ
МИНИСТРЫ
ЗЕМЛИ











ГУЛЯЙТЕРЫ
нацистской партии
ШТАТГАЛЬТЕРЫ
наместники
ПРАВИТЕЛЬСТВА ЗЕМЕЛЬ И ПРУССИИ
В том

числе - МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

НАЗНАЧАЛИСЬ ТОЛЬКО ИЗ ЧИСЛА ЧЛЕНОВ
НАЦИСТСКОЙ ПАРТИИ

НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИСТИ-
ЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ
РАБОЧАЯ ПАРТИЯ (НСНРП)
(НАЦИСТСКАЯ ПАРТИЯ)

Он же - ВЕРХОВНЫЙ ГЛАВНОКОМАНДУЮЩИЙ

СОВЕТ МИНИСТРОВ
по вопросам обороны

ТАЙНЫЙ КАБИНЕТ

КОЛЛЕГИЯ ТРЕХ
УПОЛНОМОЧЕННЫХ
Начальник партийной
канцелярии;
Начальник имперской
канцелярии;
Начальник штаба вер-
ховного командования
Вооруженных Сил

СХЕМА СИСТЕМЫ ВЕРХОВНОГО ГОСУДАРСТВЕННО-ПАРТИЙНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФАШИСТСКОЙ ГЕРМАНИИ 1939 г.

ПРЕЗИДЕНТ

?

РЕЙХСРАТ

?

ИНЫЕ ПАРТИИ

ВЫБОРНЫЕ ОРГАНЫ

?

?

?






Слайд 23

РЕЙХСКАНЦЛЕР
А.ГИТЛЕР, он же:
ФЮРЕР – несменяемый «вождь»
РЕЙХСФЮРЕР
ГИММЛЕР
СХЕМА СИСТЕМЫ ПАРТИЙНОГО ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО И РЕПРЕССИВНО-ПОЛИЦЕЙСКОГО

АППАРАТА
ФАШИСТСКОЙ ГЕРМАНИИ 1939 г.

МИНИСТР ОБЩЕСТВЕННОГО
ПРОСВЕЩЕНИЯ И
ПРОПАГАНДЫ
ГЕББЕЛЬС

ПРЕССА

РАДИО

ИЗДАТЕЛЬСТВА

УЧРЕЖДЕНИЯ
КУЛЬТУРЫ:
театр, изоискусство,
музыкальные объединения
и пр.

УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРА-
ЗОВАНИЯ И НАУКИ

МОЛОДЕЖНЫЕ ОРГА-
НИЗАЦИИ: Юнгфольк,
Гитлерюгенд и др

ШТУРМОВЫЕ ОТРЯДЫ (СА)

ПАРТИЙНАЯ ПОЛИЦИЯ И
СПЕЦОТРЯДЫ СС

СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ (СС)

ПОЛИЦИЯ
БЕЗОПАСНОСТИ
(ЗИПО)






СПЕЦИАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПОРЯДКА (СД)

ОБЩИЕ
ОТРЯДЫ

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОТРЯДЫ

Телохранители: «МЕРТВАЯ ГОЛОВА»

Партийное руководство, крупные
предприниматели, военная верхушка,
профашистская интеллигенция

ПОЛИЦИЯ ПОРЯДКА (ОРПО)




ТАЙНАЯ ГОСУДАРСТ-
ВЕННАЯ ПОЛИЦИЯ
(ГЕСТАПО)

УГОЛОВНАЯ ПОЛИЦИЯ
(КРИПО)

ОХРАННАЯ ПОЛИЦИЯ

ЖАНДАРМЕРИЯ

КОНЦ-
ЛАГЕ-
РЯ

?






Слайд 24

ПРОФАШИСТСКИЕ
ВОЕННЫЕ
РЕЖИМЫ
В ЕВРОПЕ

ПРОФАШИСТСКИЕ ВОЕННЫЕ РЕЖИМЫ В ЕВРОПЕ
В числе наиболее

известных фашистских режимов, это уже упомянутое нами правле-ние маршала Петена во Франции (1939 г.). Близкие фашизму режимы установились в Китае и Японии – о них мы будем говорить в одной из последующих лекций. Мы оставля-ем без внимания фашистские режимы в Португалии, Южно-Африканском союзе, фашист-ские военно-диктаторские режимы в Латинской Америке и др. Однако, чтобы составить представление о политической ситуации в период между двумя мировыми войнами, нель-зя упускать из виду и те «малые» страны, где политические режимы были столь же фашистскими, как в Германии.

Профашистский режим в Болгарии

В 1923 г. осуществился военный переворот в Болгарии. Правительство было распуще-но, премьер-министр Стамболийский - убит. Власть перешла Цанкову. Переворот был со-вершен организацией «Военная лига». Болгарская реакция, поддержавшая «лигу», была недовольна действиями демократического правительства, усилением роли левых сил и в т.ч. компартии. Одновременно перевороту способствовала и антикоммунистическая (анти-рабочая) политика преобладавших в парламенте «земледельцев» во главе с Стамбо-лийским.
Правительство Цанкова отменило все прогрессивные начинания «земледельцев», в том числе аграрный закон. Продолжительность рабочего дня была доведена до 12 часов. Ликвидированы выходные и праздничные дни. Осуществлены массовые аресты комму-нистов. Компартии Болгарии удалось создании единый фронт демократических организа-ций в целях свержения фашистской диктатуры вооруженным путем. Восстание было нача-то в сентябре 1923 года, но - подавлено.
Фальсифицировав «победу» на выборах в Народное собрание, режим Цанкова принял закон «Об охране государства». Он предусматривал уголовное наказание за принадлеж-ность к компартии и даже «за коммунистический образ мыслей». Следом были распущены профсоюзы и иные левые организации. Правительство Цанкова продержалось три года.

?






Слайд 25

ПРОФАШИСТСКИЕ
ВОЕННЫЕ
РЕЖИМЫ
В ЕВРОПЕ

В течение нескольких следующих лет болгарские буржуазные

партии пытались пра-вить методами, приближавшимися к буржуазно-демократическим. Рабочий класс полу-чил возможность восстановить профсоюзы. Компартия оставалась под запретом, но была разрешена легальная Рабочая партия, через посредство которой коммунисты участвовали в выборах, вели легальную работу в профсоюзах и т.д.
В 1934 году реакционное офицерство, объединенное партией «Звено», устраивает новый военный переворот. Самозваное правительство (К.Георгиева) разгоняет парла-мент, распускает политические партии, кроме правительственной, запрещает всякую политическую деятельность вообще. Спустя восемь месяцев правительство военной диктатуры уступает место правительству монархической диктатуры.
В итоге, Болгария, пришедшими к власти режимами, стала ориентироваться на фа-шистскую Германию. В марте 1941 года, в качестве союзника Германии, Болгария ока-зывается втянутой во Вторую мировую войну.

Профашистский режим в Польше

В 1926 г. произошел военно-фашистский переворот в Польше. Причины его те же: экономический развал, резкое обострение классовой борьбы в городе и деревне, неже-лание правящего буржуазно-помещичьего блока пойти на демократические преобразо-вания и решение социальных проблем.

Межвоенный период польской истории делится на три этапа:
этап формального применения конституции 1921 г., сопровождавшегося запрещением компартии, подавлением демократического и национально-освободительного движе-ния;
этап «первоначальной фашизации политической жизни» (1926—1935 гг.);
этап «усиленной фашизации», ознаменованной принятием и введением реакционной конституции 1935 года.

?






Слайд 26

ПРОФАШИСТСКИЕ
ВОЕННЫЕ
РЕЖИМЫ
В ЕВРОПЕ

Во многом типичными оказались и политические последствия

военного переворота:
фактическая власть сосредоточилась в руках «главного инспектора вооруженных сил» - Пилсудского. Президент республики - креатура Пилсудского - получил право издания актов, по силе действия не отличающихся от закона;
зависимый от Пилсудского парламент, мог быть разогнан в любое время;
для режима также характерно принятие серии уголовных законов, касающихся полити-ческих дел, подавления оппозиции, всевластия полиции.
Опыт военной диктатуры Пилсудского нашел себе воплощение в конституции 1935 года. Она предусматривает одну реальную власть — власть президента.
Президент отвечает «перед богом и историей за судьбу государства», «в его лице сосредоточивается единая и неделимая государственная власть», под его главенством находятся: правительство, сейм и сенат (парламент), вооруженные силы, суд, госу-дарственный контроль.
Президент назначает по «своему усмотрению» (а не по парламентским традициям) председателя совета министров, а затем и самих министров, созывает и распускает парламент, заключает и ратифицирует международные договоры, командует вооружен-ными силами, назначает на государственные должности и т.д.
Он оказывает влияние на выбор преемника, а в известных случаях назначает будущего президента; «отзывает», и тоже «по своему усмотрению», премьер-министра, председателя Верховного суда, высших военных начальников, осуществляет право по-милования. Президенту предоставляется право предавать суду членов правительства.
Декреты президента, говорится в конституции, имеют силу закона. Ему же предо-ставляется право введения исключительного положения на всей территории страны и со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Роль парламента, как законодательного представительного органа, была сведена к нулю и являлась фикцией. Причем его комплектование стало зависеть от правительства (одна треть сената прямо назначалась президентским указом). Таким образом, в стране установилась власть одного лица, опирающегося на военно-полицейский аппарат и под-держку буржуазных кругов. Режим имел трагические последствия. Когда в 1939 году гит-леровская Германия напала на Польшу, судьба страны решилась в течение первых десяти дней борьбы.

?






Слайд 27

ПРОФАШИСТСКИЕ
ВОЕННЫЕ
РЕЖИМЫ
В ЕВРОПЕ

Профашистский режим в Румынии

Конституция 1923 года, введенная

в Румынии, имела во многих отношениях формаль-ное значение, особенно в части провозглашаемых буржуазно-демократических свобод. В 1924 г. серией реакционных законов фактически была запрещена компартия, действовав-шая в подполье, поставлены под правительственный контроль профсоюзы, сняты огра-ничения для арестов по политическим мотивам. В стране активно работали военные три-буналы.
Тюремное заключение угрожало всякому обвиненному в пропаганде демократических идей (закон «О социальной безопасности»). Всеобщее (мужское) избирательное право также сделалось фикцией, когда законом 1926 года была введена «премия» для партии, собравшей 40 голосов: она получала 60% всех мандатов.
Фашизация политического строя Румынии, чего добивалась т.н. «Железная гвардия», была ускорена в годы мирового экономического кризиса 30-х годов. Закрылись сотни предприятий. Соответственно увеличилось число безработных и голодных людей. Зараб-отная плата рабочих не превышала 60% от уровня 1929 года. Выросла задолженность крестьян по долгам и налогам, сотни тысяч их разорились.
За забастовками и крестьянскими волнениями следовали массовые расстрелы и расправы. Тем не менее, забастовочное движение, руководимое компартией Румынии, достигло особого размаха в 1933 году. Крупнейшими в истории рабочего движения были относящиеся к этому времени забастовки железнодорожников и нефтяников.
В создавшейся обстановке румынские правящие классы решили воспользоваться опытом Гитлера. Они помогли усилению «Железной гвардии», активизировали влияние королевского двора на политическую жизнь, свели на нет значение парламента. В 1938 году король Румынии Кароль II, получив поддержку монополий, помещиков и генерали-тета, совершил военный переворот.
Отменив действие конституции 1923 г. он сосредоточил безраздельно всю власть в своих руках. Политические партии и профсоюзы были распущены, парламент разогнан, демократические свободы окончательно отменены.

?






Слайд 28

ПРОФАШИСТСКИЕ
ВОЕННЫЕ
РЕЖИМЫ
В ЕВРОПЕ

Военно-монархическая Румыния связала свою судьбу с судьбой

германского фа-шистского райха. Фактическая власть сосредоточилась в руках генерала Антонеску, тесно связанного с Гитлером. Раздавив своих конкурентов в правительстве (лидеров «Железной гвардии»), Антонеску стал единоличным «кондукатором» Румынии (1940 г.). Военно-фашистская диктатура приобрела все свои свойства и качества. 22 июня 1941 года, в тот же день, что и Германия, фашистская Румыния напала на Советский Союз.

Установление фашистской диктатуры в Испании

В 1923 г. генерал Примо де Ривьера, при прямом содействии монархии, совершил военный переворот в Испании. Военному перевороту способствовала колониальная политика Испании в Марокко. Поражения испанской армии в борьбе против рифских племен, сражавшихся под руководством Абд-эль-Керима, усилили общее недовольство войной, а заодно и правительством.
Парламент (кортесов) был разогнан, буржуазные свободы и конституционные гаран-тии (личной неприкосновенности) отменены, политические партии распущены. Власть перешла, фактически, в руки военной хунты. Следом был отменен декрет о 8-часовом рабочем дне и запрещены стачки под страхом уголовного наказания. Во многом Примо де Ривьера стремился скопировать корпоративную систему Муссолини по итальянс-кому образцу.
Как и в Италии, создавались «корпорации», составленные из предпринимателей, представителей допущенных (правительственных) профсоюзов и государственных чиновников.
Однако, в отличие от Италии, рабочий класс Испании не подчинился диктатуре. Крестьянские массы вели упорную борьбу за землю. Правящая хунта была разъеди-нена в результате борьбы за власть. Продолжение военной диктатуры грозило револю-ционным взрывом. В январе 1930 года Примо де Ривьера отказался от власти и эмигрировал из страны.

?






Слайд 29

ПРОФАШИСТСКИЕ
ВОЕННЫЕ
РЕЖИМЫ
В ЕВРОПЕ

Монархия пыталась спасти себя частичными уступками. Но

сохраняющееся гос-подство помещиков, католической церкви и военных хунт, отсутствие свобод, социаль-ное и национальное угнетение привели к тому, что в стране объединились самые раз-ные силы: от рабочих и крестьян до левобуржуазных партий и социалистов.
В апреле 1931 года республиканцы одержали блестящие победы на муниципальных выборах. Вслед за тем они образуют республиканские правительства, сначала в Барсе-лоне, а затем в Мадриде. Король Альфонс бежал во Францию. Монархия пала в апреле 1931 г.
Буржуазно-демократическая революция ликвидировала монархию. В 1931 г. на Учре-дительном собрании была принята Конституция Испанской республики.
Статья 1 Конституции гласила: «Испания есть демократическая республика трудя-щихся всех классов, построенная на началах свободы и справедливости».
За декларацией следовали принципы: равенство всех перед законом; отказ от госу-дарственной религии и отделение церкви от государства, равное право для всех неза-висимо от происхождения, пола, богатства, политических взглядов и пр.; неприкос-новенность личности и жилища, свобода слова и печати, тайна переписки, право на про-ведения собраний и создание союзов.
Законодательная власть вручалась парламенту (кортесам), избранному на основе всеобщего, равного, прямого и тайного голосования. Избирательное право предостав-лялось гражданам обоего пола начиная с 23 лет.
Каталония стала автономной областью в рамках единой Испанской республики.
Конституция ликвидировала феодальные отношения и обещала аграрную реформу. Учредительное собрание приняло законы о 8-часовом рабочем дне и социальном стра-ховании.
Однако всему этому не суждено было претвориться в жизнь. Аграрная реформа све-лась к наделению двух миллионов бедняков 70 тыс. гектаров, закон о социальном стра-ховании, как и многие другие, остался на бумаге.

?






Слайд 30

ПРОФАШИСТСКИЕ
ВОЕННЫЕ
РЕЖИМЫ
В ЕВРОПЕ

В обстановке всеобщего недовольства исходом революции, происходит

резкое размежевание сил в демократическом лагере. В то время как рабочий класс был раско-лот по вине социал-демократических лидеров, а компартия оставалась недостаточно сильной, реакция, богатая и могущественная, объединяется в так называемой Испанс-кой конфедерации автономных правых. На выборах 1933 года ей удается одержать крупную победу и составить правительство.
Реакционный курс правых партий, их откровенный отказ от завоеваний революции вызвал знаменитое восстание шахтеров, поддержанное восстанием в Каталонии и все-общей забастовкой в Мадриде, Севилье и других городах. С помощью марокканских войск и иностранного легиона правительство подавило восстание: 2 тыс. шахтеров бы-ло убито и не менее 30 тыс. приговорено к заключению. Автономия Каталонии была ликвидирована.
В период 1934—1935 гг. реакции удалось ликвидировать все основные социальные достижения революции: крестьяне сгонялись с земли, рабочие более других испытали на себе все бедствия контрреволюционного террора. Компартия должна была уйти в подполье.
Тем не менее, жесткая реакционная политика способствовала возникновению рево-люционной ситуации. Возник Народный фронт в составе коммунистов, социалистов, республиканцев, членов Всеобщего рабочего союза и др.
На выборах, происходивших в феврале 1936 года партии Народного фронта получи-ли 268 мест в парламенте (из 473).
Правительство левой ориентации, возникшее после выборов, вернуло страну к за-воеваниям революции: были выпущены из тюрем политические заключенные, восста-новлена автономия Каталонии, приняты законы, улучшавшие положение рабочих, на-чалось осуществление аграрной реформы.
Победа Народного фронта активизировала испанский фашизм, группировавшийся в партии «Фаланга» и вокруг нее. В середине июля 1936 года в испанском Марокко, а вслед за тем во многих городах самой Испании начался военно-фашистский мятеж, главой которого стал генерал Франко.

?






Слайд 31

ПРОФАШИСТСКИЕ
ВОЕННЫЕ
РЕЖИМЫ
В ЕВРОПЕ

Мятежники получили помощь оружием и людьми со

стороны Германии и Италии. На их стороне оказались правительства Англии и Франции.
На помощь республиканской Испании пришли тысячи бойцов-демократов из всех стран мира. Они создали интернациональную бригаду, покрывшую себя вечной славой. На стороне республиканцев находился и советский народ. Советский Союз, несмотря на все трудности, снабжал республиканскую Испанию оружием, а советские добровольцы, главным образом танкисты и летчики, принимали непосредственное участие в боях с фашистскими армиями.
Два с половиной года (32 месяца) длилась гражданская война в Испании. Республи-канцы уже в процессе войны пытались осуществить национализацию крупной промыш-ленности, более 300 тыс. крестьянских семей получили безвозмездно пять с половиной млн. га земли, были приняты законы о 48-часовой рабочей неделе, охране труда, соци-альном обеспечении. Не только Каталония, но и Баскония получили национальную автономию.
В конце 1938 года наступил перелом в пользу путчистов Франко. В январе 1939 года пала Барселона, а в конце марта испанские фашисты одержали победу. Республика пала. Генерал Франко стал фактически единоличным диктатором Испании.
Завоевания революции были аннулированы. Рабочее законодательство отменено, трудовые договоры, профсоюзы, стачки и пр. запрещались. Крестьяне должны были вернуть землю помещикам и заплатить (за все три года) арендные платежи. По всей стране был введен режим террора. Во время второй мировой войны, режим Франко неофициально оказывал помощь гитлеровской Германии, помогая ей ресурсами и людь-ми. Однако, юридически, Испания считалась «нейтральной». Режим Франко надолго пережил войну, сохранившись до ноября 1975 г., то есть до смерти диктатора.

?






Слайд 32 Подводя итог темы по установлению фашистских диктатур, мы

еще раз хотим отметить, что фашизм (нацизм), в большинстве случаев приходит к власти в критической кризисной ситуации, часто совершенно демократическим путем при поддержке масс населения, цинично провозглашая левые демократические лозунги и стремление к стабильности и порядку. Но при этом делается ставка на интересы крупного капитала, установление диктаторских, тоталитарных, террористических, античеловеческих режимов. Сегодня весь мир осуждает фашизм, но опасность его реконструкции в каком-либо ином виде, сохраняется и будет сохраняться до тех пор, пока человечество не научится разрешать социальные проблемы, откинет расовую и национальную неприязнь, не научится демократии, толерантности во взаимоотношениях в мировом сообществе.

Основная учебная литература и учебные пособия:

- Всемирная история / Под ред. академика Г.Б.Поляка, профессора А.Н.Марковой. – М.: Изд-во «Юнити», 2000.
- Галкин А.А. Германский фашизм / А.А.Галкин. – М.: Наука, 1989.
- Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов./ В.Г.Графский. – М.: НОРМА, 2004. (а также издание 2000 г.)
- История государства и права зарубежных стран: учебник для вузов: в 2 ч. / Под ред. проф. Н. А. Крашенинниковой, О.А.Жидкова. – 2-е изд. – М.: НОРМА, 2004-2006 (а также издания 1996 – 1998 гг.)
История государства и права зарубежных стран: учебник для студентов вузов / под ред. К.И.Батыра. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009. (а также: Всеобщая история государства и права / Под ред. К.И.Батыра. – М.: Былина, 1995)
Косарев, А.И. История государства и права зарубежных стран: учебник для вузов / А.И. Косарев. – М.: НОРМА – ИНФРА-М, 2002.
Мельников Д. Империя смерти. Аппарат насилия в нацистской Германии 1933-1945. / Д.Мельников, Л.Черная. – М.: Политиздат, 1988.
- Омельченко, О.А. Всеобщая история государства и права: учебник: в 2 т. / О.А. Омельченко. – 3-е изд., испр. – М.: ТОН-Остожье, 2001.
Прудников, М.Н. История государства, права и судопроизводства зарубежных стран: учебное пособие для студентов вузов / М.Н. Прудников. — М.: Юнити, 2007.
- Розанов Г.Л. Германия под властью фашизма (1933-1939 гг.) / Г.Л.Розанов. – М.: Междунар. отношения, 1964.
- Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права / З.М.Черниловский. – М.: Проспект, 2002 (а также 1995 г.)
- Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. В 2-х т. / Под ред. К. И. Батыра и Е. В. Поликарповой. - М.: Юристъ, 2006 (а также издание 1996-1997 гг.)
- Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: учебное пособие для студентов вузов: в 2-х т. / отв. Ред. Н.А.Крашенинникова. – М.: НОРМА, 2004.
- Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учеб. Пособие / Под ред. З. М. Черниловского. - М.: Гардарика, 1996.


?

⮈ ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ



ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ ⮊


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика