Слайд 1Общая характеристика художественной культуры Средневековья
Термины средние века и средневековье были введены
в 15 веке европейскими мыслителями, которые за образец почитали классическую античность. Промежуток времени между классической эпохой и эпохой новой классики – Возрождением - ими стал называться medium aevum – средние века.
Слайд 2ИСКУССТВО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
ПЕРИОДИЗАЦИЯ
V – X вв. – дороманское искусство
XI – XII вв.
– романское искусство
XIII – XIV вв. – готическое искусство (точнее, 1140 – 1450)
Слайд 3РОМАНСКОЕ ИСКУССТВО
Термин романский был введен в 1825 году французским археологом Арсисом-де-Комоном.
Он дал подобное название эпохе, следующей за Каролингским возрождением. Определение связано с мнением, бытующим среди французских археологов, о подражательном характере искусства данного периода времени. Они называли его испорченным вариантом позднероманского искусства.
Слайд 8ГОТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО
Термин готический (от итал. gotico, букв. — готский, от названия
германского племени готов), приписывается Дж.Вазари. Но по легенде Рафаэль впервые в докладе папе Льву Х назвал искусство, предшествовавшее Возрождению, варварским - готическим, считая искусство Средневековья порождением варварского племени готов, разрушивших Рим в 410.
Слайд 19Капелла Королевского колледжа в Кембридже
Слайд 21Исторические сведения
Политическая карта Средневековья очень изменчива. Это эпоха Великого переселения народов,
когда Европа представляла собой котел, в котором переплавлялись страны и народы, период формирования европейских государств. Самыми значительными политическими силами в ранневарварской Европе были государства вестготов, лангобардов, франков, остготов, англо-саксонские королевства. В конце 8 века крупнейшей державой становится империя Карла Великого, опиравшегося на предания о могуществе Рима. В искусстве Каролингов возродился интерес к античности. На развалинах империи Каролингов образовались современные государства Европы.
Слайд 23Христианство
Христианство оказало наиболее важное влияние на процессы формирования средневековой художественной культуры.
Коренные изменения в политическом статусе христиан произвел император Константин (ок.274-337).
Слайд 25ХРОНОГРАФ
313 год – Миланским эликтом император Константин (ок.274-337) даровал христианам свободу
проводить богослужения на всей территории империи, позволил церкви владеть собственностью.
325 год - на Никейском соборе был утвержден догмат о триединстве Бога: Бог-Отец – как исток и начало всего сущего, Бог-Сын – или Логос – как упорядочивающее начало, Бог-Дух Святой как животворящее начало. На этом же Соборе был утвержден Символ веры.
Слайд 26Месса
Идея осознания греховности своего существования, стремления покаяться и в покаянии очиститься
от греха, освободить свою душу - заложена в самом существе христианского богослужения. Богослужение – своего рода диалог человека с Богом.
Центральным богослужением в западном христианстве является месса – обряд, приготавливающий католика к таинству причастия (евхаристии) – моменту наиболее полного приобщения к божественной сущности через вкушение освященного хлеба и вина. Ибо, как пишет Фома Аквинский, «тело и кровь Христова истинно пребывает в этом таинстве, и постигнуть их можно не чувством, ни разумом, но только верою, опирающейся на божественный авторитет». Посещение мессы для христианина – важнейшее условие выражения его религиозности.
Слайд 27Базилики
После Миланского эликта службы проводились в базиликах – помещениях для общественных
собраний. Именно на основе римских базилик стала развиваться архитектура средневековых церквей и соборов
Слайд 30ПЕРИОДИЗАЦИЯ
742 – 814 гг. – годы жизни короля франков Карла Великого
(с 768 года – король, с 800 года – император из династии Каролингов), чья деятельность предопределила период возрождения культуры в империи.
751 – 987 гг. – Каролингская эпоха (Каролингское возрождение)
конец IX в. – появление ранней полифонии; появление невменной нотации.
IX – XIII вв. – период развития органума.
Слайд 31ПЕРИОДИЗАЦИЯ
1025-27 гг. – реформа нотного письма Гвидо из Ареццо.
1150 – 1250
гг. – период деятельности группы композиторов при кафедральном соборе Notre Dame в Париже (школа Нотр Дам).
середина XII в. – введение черной квадратной нотации, появление модусной ритмики.
конец XII – начало XIII вв. – появление трех и четырехголосных вставок в органумах Перотина.
XIII в. – появление жанра мотета.