Слайд 2Краткая биография
Родился 26 декабря 1893 г. в деревне Шаошань (провинция Хунань)
в семье разбогатевшего крестьянина.
Отец Цзэдуна, Мао Ичан, принадлежал к мелким землевладельцам, и семья его была достаточно обеспеченной. Строгий нрав отца-конфуцианца обусловил конфликты с сыном и одновременно привязанность мальчика к мягкой по характеру матери-буддистке, Вэнь Цимэй. Следуя примеру матери, маленький Мао стал буддистом. Однако в подростковом возрасте Мао отказался от буддизма.
Окончил школу и педагогическое училище (1913— 1918 гг.); работал помощником заведующего библиотекой Пекинского университета.
В 1919 г. вступил в марксистский кружок, в 1921 г. стал одним из основателей Коммунистической партии Китая (КПК).
Слайд 3
В 1949 году Мао Цзэдун провозгласил образование Китайской Народной Республики, фактическим лидером которой
он являлся до конца жизни. С 1943года и до смерти занимал должность председателя китайской компартии, а в1954–1959 годах также должность председателя КНР.
Сосредоточив в своих руках всю полноту власти, в конце 1950-х годов Мао взял линию на подмену марксизма-ленинизма маоизмом
В 1958 году выдвинул авантюристичный лозунг «трех красных знамен», подорвавший плановость социалистического строительства в Китае и вызвавший кризис народного хозяйства страны.
В 1928—1934 гг. Мао Цзэдун организовал и возглавил Китайскую советскую республику в сельских районах на юге Центрального Китая, а после её разгрома повёл коммунистические отряды в знаменитый Великий поход на север Китая.
Во время японской агрессии в Северном Китае (1937—1945 гг.) КПК руководила движением сопротивления, а с 1945 г. возобновила гражданскую войну с Чан Кайши. После победы коммунистов (1949 г.) Мао Цзэдун стал главой Китайской Народной Республики (КНР), оставаясь также председателем ЦК КПК (этот пост он занимал с 1943 г.).
Слайд 4Основные направления политики
Его правление охарактеризовано объединением страны после долгого периода раздробленности,
ростом индустриализации, а также умеренным ростом благосостояния народа с одной стороны, но также политическим террором, бессмысленными кампаниями, упадком в сфере культуры и культом личности Мао, с другой.
В 1957—1958 гг. Мао Цзэдун выдвинул программу социально-экономического развития, известную как «большой скачок»: огромные трудовые ресурсы были брошены на создание сельскохозяйственных коммун и мелких промышленных предприятий в деревне. Вводился принцип равного распределения доходов, ликвидировались остатки частных предприятий и система материальных стимулов. В итоге китайская экономика пришла в состояние глубокой депрессии.
В 1959 г. Мао Цзэдун оставил пост главы государства. Он сыграл определяющую роль в нараставших идеологических распрях Китая и СССР.
Слайд 5
В начале 60-х гг. Мао был озабочен некоторыми хозяйственными и политическими
тенденциями: считал, что отступление от принципов «большого скачка» зашло слишком далеко и некоторые лица в руководстве КПК не хотят строить социализм. В 1966 г. мир узнал о «культурной революции» в Китае, с помощью которой предполагалось очистить КПК от всех, кто «пошёл по капиталистическому пути».
«Культурная революция» завершилась в 1968 г. — у Мао Цзэдуна появились опасения, что СССР может воспользоваться политической нестабильностью и нанести внезапный удар по Китаю. В 1971 г. он передал полномочия главы КПК Чжоу Эньлаю, под руководством которого (и при личном одобрении Мао Цзэдуна) Китай взял курс на мирное сосуществование с США.
Слайд 6
9 сентября 1976 года на 83-м году жизни Мао Цзэдун скончался от последствий
двух тяжелых инфарктов. На похороны «Великого кормчего» пришло более миллиона человек. Тело Мао было забальзамировано и через год после смерти выставлено для обозрения в мавзолее, сооружённом на площади Тяньаньмэнь. Усыпальницу Мао посетило с тех пор более полутора сотен миллионов человек.
Слайд 7Интересные факты
Имя Мао Цзэдуна состояло из двух частей — Цзэ-дун. «Цзэ»
имело двойное значение: первое — «влажный и мокрый», второе — «милость, добро, благодеяние». Второй иероглиф — «дун» — «восток». Имя целиком означало «Облагодетельствующий Восток».
Отец Мао учился в школе только два года и знал иероглифы лишь настолько, чтобы быть в состоянии вести книгу приходов и расходов. Мать Мао была неграмотной женщиной. Она оказала большое влияние на сына, прививая ему буддистские убеждения.
В 13 лет Мао бросил школу. Причиной этому стал строгий нрав учителя, который применял суровые методы воспитания и часто бил учеников. Мальчик вернулся в отчий дом
В невесты будущему Председателю была выбрана троюродная сестра Мао — Ло Игу. По словам Мао Цзэдуна, жену он не принял и жить с ней отказался. Вскоре после свадьбы он сбежал из дома и около полугода прожил в гостях у одного знакомого безработного студента. При этом он продолжал увлечённо читать.
Слайд 8
Вторая жена Мао, Ян Кайхуэй, была казнена в 1930 году, а
несколько позже младший сын Мао Аньлун умирает от дизентерии. Второй его сын от Кайхуэй, Мао Аньин, погиб в ходе Корейской войны.
Следуя простой крестьянской привычке, Мао Цзэдун не признавал чистку зубов. Он свято верил в народный китайский способ ухода за полостью рта: следует полоскать его зеленым чаем, а чаинки съедать. Именно эту процедуру Мао и проделывал каждое утро. Правда, на состоянии зубов такая гигиена сказывалась не самым лучшим образом: к середине жизни они покрылись медно-зеленым налетом, развился пародонтоз… Но, поскольку улыбки никак не соответствовали канонам коммунистической идеологии, Мао, как Джоконда, улыбался на фотографиях уголками рта, не особо волнуясь по поводу цвета и наличия своих зубов.
В годы правления Мао Цзэдуна процент неграмотности населения страны снизился с 80 % до 7 %
Слайд 9
К одному из «красных» революционеров ХХ века совершенно не подходит расхожая
характеристика человека-машины, внутри которого бы вращались шестерни материалистических убеждений и гудел бы «вместо сердца пламенный мотор». Речь идёт о Мао Цзэдуне, восточном мистике, верившем в бессмертие. Обрести вечную жизнь он собирался, используя свой безудержный сексуальный пыл.
Слайд 10
Мао Цзедун одинаково свято чтил как марксизм, так и даосизм. Он
благоговел перед формулой правителей древности, по которой следует, что продолжительность жизни зависит от числа красивых женщин, побывавших в твоей постели, и чем они моложе, тем более животворным окажется эффект от соитий. Особенно же вдохновляла «великого кормчего» легенда о Жёлтом императоре, который в Китае считается праотцом ханьского народа. Согласно данной легенде Жёлтый император обрёл бессмертие, и помогли ему в этом тысячи тысяч девственниц.
Жён у Мао было четыре и, кроме того, одна за другой менялись любовницы. Так было прежде… Совершенно иной ритм жизни начался с 60-х. Партийные и государственные функционеры, военачальники и телохранители получили от Председателя задание искать и поставлять ему самых красивых девушек Китая. И юношей тоже…
Изо дня в день, из часа в час Мао причащался к бессмертию, увлекая в свою постель юные тела. А весь китайский народ в едином религиозном экстазе произносил каждое утро вместо молитвы здравицу: «Десять тысяч лет Председателю Мао!»
Слайд 11
9 сентября 1976 года на 83-м году жизни Мао Цзэдун скончался от последствий
двух тяжелых инфарктов. На похороны «Великого кормчего» пришло более миллиона человек. Тело Мао было забальзамировано и через год после смерти выставлено для обозрения в мавзолее, сооружённом на площади Тяньаньмэнь. Усыпальницу Мао посетило с тех пор более полутора сотен миллионов человек.
В память об этом великом человеке в ноябре 1976 года началось строительство мавзолея. Он был построен в течение года бригадами добровольцев. Официальное открытие состоялось 9 сентября 1977 года, в первую годовщину смерти Мао.