Лекция 7. Педагогика и образование конца XIX - ХХ века презентация

Содержание

План: 1. Социально-исторические условия, определившие возникновение разнообразных педагогических систем. 2. Новые направления в педагогике: а) трудовая педагогика Г. Кершенштейнера и социальная педагогика П. Наторпа; б) экспериментальная педагогика

Слайд 1ЛЕКЦИЯ 7
К.П.Н., ДОЦ. Л.И. БОГОМОЛОВА
Педагогика и образование конца XIX - ХХ

века

Слайд 2План:
1. Социально-исторические условия, определившие возникновение разнообразных педагогических систем.
2. Новые направления в

педагогике:
а) трудовая педагогика Г. Кершенштейнера и социальная педагогика П. Наторпа;
б) экспериментальная педагогика (А.Лай,
Э. Мейман);
в) педагогика прагматизма (Д. Дьюи).
3. "Новые школы" и "новое воспитание".


Слайд 3Социально-исторические условия
Во всех странах Европы и в Америке развивается промышленность,

продолжается процесс социальной дифференциации.
В рассматриваемый период бурными темпами развиваются науки о человеке: физиология, психология, философия и др. Возникают рефлексология и педология.
В науки о человеке проникают экспериментальные методы исследования.
Конвейерное производство приводит к жесткой дифференциации труда и требует достаточно квалифицированных кадров. Возникает потребность в создании системы подготовки рабочих для промышленности.

Слайд 4Георг Кершенштейнер


Слайд 5Трудовая школа
Г. Кершенштейнер (1854 – 1932) создатель «трудовой школы», одним из

первых ответил на вопрос о том, как подготовить ребенка к будущей трудовой деятельности быстро и качественно и, учитывая особенности его физического и социального развития.
3 – 14 лет – интерес к непосредственной ручной работе у ребенка доминирует над интеллектом, поэтому центром обучения является ручной труд. Труд понимался не только как работа, а как деятельность ребенка в процессе обучения (педагогика действия).

Слайд 6Пауль Наторп


Слайд 7Социальная педагогика
Пауль Наторп (1854 – 1924) Самое главное в подготовке ребенка

к жизни - это развитие у него социальных навыков.
Пути достижения этой цели он видел в семье. Семья - лучший воспитатель, поэтому нужно ее совершенствовать, создавать условия для развития семейных отношений, т.к. семья является маленькой моделью общества и именно в ней ребенок приобретает все социальные навыки.
Поэтому и в школе отношения должны строиться так же как они строятся в семье.

Слайд 8Социальная педагогика
Пауль Наторп (1854 – 1924)
Самое главное в подготовке ребенка

к жизни - это развитие у него социальных навыков.
Пути достижения этой цели он видел в семье.
Семья - лучший воспитатель, поэтому нужно ее совершенствовать, создавать условия для развития семейных отношений, т.к. семья является маленькой моделью общества и именно в ней ребенок приобретает все социальные навыки.
Поэтому и в школе отношения должны строиться так же, как они строятся в семье.

Слайд 9Экспериментальная педагогика
В.А. Лай, Э. Мёйман
Экспериментальная педагогика стремилась разработать

объективные законы воспитания детей на основе научных знаний, полученных экспериментальным путем.
Впервые были поставлены вопросы:
выяснение механизмов обучения,
как распределяется внимание ребенка на разных этапах обучения,
как работает его память и как помочь ребенку лучше запомнить необходимые знания,
как развить мышление ученика.
Возникает особая наука о ребенке педология (1893 г.), которая должна была синтезировать знания различных наук и помочь тем самым учителю правильно организовать процесс обучения.
Развиваются специальные методы исследования: педагогический эксперимент и метод клинического (включенного) наблюдения.


Слайд 10Педагогика прагматизма
Педагогика прагматизма( pragma - действие)

выведена из философии прагматизма Джоном Дьюи (1859 -1952).

Слайд 11Педагогика прагматизма
Человек в процессе познания и жизнедеятельности проявляет свою природную активность.

Это выражается в стремлении действовать.
Обучение должно быть организовано таким образом, чтобы ребенок имел возможность проявлять свою активность, действовать.
Педоцентризм
Принцип практической полезности знаний является одним из основных в педагогике прагматизма.


Слайд 12Педагогика прагматизм
Основой построения учебного процесса являются интересы и потребности ребенка.
Знания,

которые он приобретает должны быть непосредственно связаны с его сегодняшней жизнью.
Основным методом обучения в школе прагматизма стал метод проектов (Килпатрик), в ходе выполнения которых учащиеся решают конкретные практические задачи.


Слайд 13Новые школы
«Новые школы» как реализация идей «свободного

воспитания».
Создавались благоприятные условия для всестороннего развития детей, они находились в специально построенных зданиях на лоне природы.
Спортивные площадки, разнообразные мастерские и студии, в которых ученики могли развивать все свои способности.

Слайд 14Новые школы и новое воспитание
Приглашались лучшие учителя, которые могли реализовать

идеи "нового воспитания":
учет интересов и потребностей ребенка,
тщательное изучение и учет индивидуальных и возрастных особенностей,
создание условий для проявления самостоятельности,
отсутствие строгих учебных планов,
комплексное преподавание,
связь изучаемого в школе с жизнью,
выбор учащимися изучаемых предметов и средств их изучения.

Слайд 15Новые школы
«Новые школы» как реализация идей «свободного

воспитания». О. Декроли, Э. Демолен, С. Редди, А. Ферьер и др.
Создавались благоприятные условия для всестороннего развития детей, они находились в специально построенных зданиях на лоне природы.
Спортивные площадки, разнообразные мастерские и студии, в которых ученики могли развивать все свои способности.

Слайд 16Новые школы и новое воспитание
Приглашались лучшие учителя, которые могли реализовать

идеи "нового воспитания":
учет интересов и потребностей ребенка,
тщательное изучение и учет индивидуальных и возрастных особенностей,
создание условий для проявления самостоятельности,
отсутствие строгих учебных планов,
комплексное преподавание,
связь изучаемого в школе с жизнью,
выбор учащимися изучаемых предметов и средств их изучения.

Слайд 17Новые школы
Первая «новая школа» открыта в 1889 в Абботс-хольме

(Англия) С. Редди.
Вскоре были основаны:
Бидельская школа Дж. Бэдли (Англия, 1892),
школа Рош Э. Демолена (Франция, 1899),
«сельские воспитательные дома» Г. Литца (Германия, 1902),
«свободная школьная община Викерсдорф» Г. Винекена (Германия, 1906),
в России — школа E. С. Левицкой в Царском Селе (1900).
В 1912 сторонники Нового воспитания организовали «Международное бюро новых школ» во главе с А. Ферьером

Слайд 18
Зарубежная педагогика ХХ века


Слайд 19Гуманистическая педагогика
В ХХ веке зародилось и развилось множество

разнообразных педагогических идей, которые были воплощены на практике.
Мария Монтессори (1870 – 1952) – развивала идеи «свободного воспитания».


Слайд 20Мария Монтессори
Считала, что детство – это особый мир, развитие ребенка происходит

по особым законам, ребенок должен быть свободен от насилия.
Организовала в Италии «Дом ребенка» - образовательное учреждение для детей с проблемами в развитии на основе идей гуманизма, любви к ребенку.
Ребенку предоставлялся выбор с какими приспособлениями и дидактическим материалом работать.
Обучение строилось так, что ребенок сам мог найти ошибку и устранить ее (автодидактизм) или попросить помощи у взрослых, только когда она необходима.
Развивалось внимание, память, терпение, воля, мышление и др.


Слайд 21М. Монтессори


Слайд 22Селестен Френе


Слайд 23Селестен Френе
Селестен Френе (1896 - 1966). «Школа без принуждения».

Решающее значение придавал личному опыту ребенка, приобретаемому в результате соответствующей организации школьной жизни:
- самоуправление учащихся – «школьный кооператив», который контролировал хозяйственную деятельность школы, а также выступал высшей дисциплинарной инстанцией;
- работа по самообслуживанию.
Развивал самостоятельность учащихся (составление детьми так называемых «свободных текстов»; школьная типография; составление школьниками индивидуального недельного плана-графика и пр.).
Стенная газета:
Я критикую
Я хвалю Подпись
Я хотел бы
Я сделал 


Слайд 24Рудольф Штайнер


Слайд 25 Вальдорфская педагогика
Рудольф Штайнер (1861-1925). Первая Вальдорфская школа была

открыта в Германии в 1919 году в Штутгарте для детей рабочих табачной фабрики "Вальдорф Астория".
Возникла по инициативе родителей, которые и до настоящего времени принимают активное участие в работе этих школ.


Слайд 26Вальдорфская педагогика
В основе этой педагогики лежит созданная Р.Штайнером антропософия - особая

наука о человеке, отражающая духовную альтернативу технократическим и материалистическим тенденциям цивилизации.
Цель воспитания в вальдофской педагогике : воспитание духовно свободной личности, способной в творчестве преодолеть тенденцию общества к консервативному воспроизводству социальных структур и стереотипов поведения.


Слайд 27Вальдорфская педагогика
Главная фигура в школе - это "классный учитель",

человек, который на протяжении восьми лет, с первого по восьмой класс, преподает все основные предметы: родной язык и литературу, живопись, математику, физику, зоологию, ботанику, историю, географию и т.п. Обучение 12-ти летнее.
Основные предметы преподаются "эпохами": три-четыре недели - один предмет, затем другая "эпоха" - иной предмет. Дети занимаются искусствами - живописью, иностранными языками, музыкой и особой формой музыкального движения – эвритмией.

Слайд 28Вальдорфская педагогика
Много внимания уделяется ручному труду - от работы с мягкой

непряденой шерстью в первых классах до обработки камня - в двенадцатом.
Используются только природные материалы. Мальчики и девочки занимаются одинаково всеми видами труда. Вальдорфские школы и детские сады управляются коллегиально учителями и родителями, директоров там нет.
Отметки в школах отсутствуют, стандартные учебники тоже.


Слайд 29Вальдорфская педагогика


Слайд 30Возрастная периодизация
От рождения до 7 лет - период развития творческой фантазии.

В этот период преимущественно у ребенка развивается его физическое тело. Основной метод - пример взрослых, воспитателя или родителей. Им рассказывают и проигрывают с ними сказки, которые вызывают сопереживание, сочувствие.
7 - 14 лет - преиод развития души (психического). Ребенок представляет мир в образах, поэтому и основной задачей этого этапа является развитие чувств: чувства языка, чувства формы, чувства числа и т.д. Доминируют образные методы обучения.(Сказки, легенды, мифы).





Слайд 31Возрастная периодизация
14 - 21 год - период становления духа, осознание личностного

существа, выработка взглядов, ориентировок, целей, исходя из собственных оценок. Методы связаны с развитием способности к суждению - интеллектуальные. Развивается феноменологическая ориентировка.
21 год - человек становится самостоятельным, т.к. у него формируется собственное "Я"




Слайд 32Гуманистическая педагогика
Бруно Беттельгейм (1903 – 1990).
В 1944

году он стал директором клиники для детей с нервными расстройствами при Чикагском университете, который называется Ортогенической школой Сони Шенкман.



Слайд 33Бруно Беттельгейм


Слайд 34Бруно Беттельгейм
Ребенок строит свою личность самостоятельно, используя в качестве каркаса

личность близкого ему взрослого человека, а в качестве цемента – свои поступки.
Роль Школы заключается в том, чтобы создать вокруг ребенка такую среду, в которой он может найти подходящий каркас и которая поощряет его к совершению поступков.
В Школе каждый достоин уважения уже сейчас, каждого принимают таким какой он есть, а не каким станет в будущем.
В Школе каждый может высказаться когда захочет по любому поводу.
Каждый может входить и выходить из Школы в любое время.

Слайд 35Гуманистическая педагогика
Гуманистическая педагогика ХХ века во многом связана с развитием

гуманистической психологии Карла Роджерса (1902-1987).

Слайд 36Гуманистическая педагогика
Создал «психотерапевтический метод».
Не влиять на человека,

а помочь ему избавиться от всех внешних влияний, помочь ему оказаться действительно наедине с самим собой, вглядеться в себя.
Человек может быть сам собой, может оказаться наедине с собой… только когда он не один.
 



Слайд 37Гуманистическая педагогика
К. Роджерс считал: из человека нельзя искусственно "выделывать" человека. Это

имеет право и реально может делать только сам человек. Но ему в этом должен помочь другой человек – помочь тем, чтобы дать человеку возможность "слушать себя".
Метод «Я-сообщения».
Надо разбудить присущую ребенку любознательность. Надо, чтобы он поверил в свои силы, убедился, что он сам может преодолеть трудности в обучении - вот единственный смысл настоящего школьного обучения.
 



Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика