Слайд 1ЛЕКЦИЯ 7
К.П.Н., ДОЦ. Л.И. БОГОМОЛОВА
Педагогика и образование конца XIX - ХХ
века
Слайд 2План:
1. Социально-исторические условия, определившие возникновение разнообразных педагогических систем.
2. Новые направления в
педагогике:
а) трудовая педагогика Г. Кершенштейнера и социальная педагогика П. Наторпа;
б) экспериментальная педагогика (А.Лай,
Э. Мейман);
в) педагогика прагматизма (Д. Дьюи).
3. "Новые школы" и "новое воспитание".
Слайд 3Социально-исторические условия
Во всех странах Европы и в Америке развивается промышленность,
продолжается процесс социальной дифференциации.
В рассматриваемый период бурными темпами развиваются науки о человеке: физиология, психология, философия и др. Возникают рефлексология и педология.
В науки о человеке проникают экспериментальные методы исследования.
Конвейерное производство приводит к жесткой дифференциации труда и требует достаточно квалифицированных кадров. Возникает потребность в создании системы подготовки рабочих для промышленности.
Слайд 5Трудовая школа
Г. Кершенштейнер (1854 – 1932) создатель «трудовой школы», одним из
первых ответил на вопрос о том, как подготовить ребенка к будущей трудовой деятельности быстро и качественно и, учитывая особенности его физического и социального развития.
3 – 14 лет – интерес к непосредственной ручной работе у ребенка доминирует над интеллектом, поэтому центром обучения является ручной труд. Труд понимался не только как работа, а как деятельность ребенка в процессе обучения (педагогика действия).
Слайд 7Социальная педагогика
Пауль Наторп (1854 – 1924) Самое главное в подготовке ребенка
к жизни - это развитие у него социальных навыков.
Пути достижения этой цели он видел в семье. Семья - лучший воспитатель, поэтому нужно ее совершенствовать, создавать условия для развития семейных отношений, т.к. семья является маленькой моделью общества и именно в ней ребенок приобретает все социальные навыки.
Поэтому и в школе отношения должны строиться так же как они строятся в семье.
Слайд 8Социальная педагогика
Пауль Наторп (1854 – 1924)
Самое главное в подготовке ребенка
к жизни - это развитие у него социальных навыков.
Пути достижения этой цели он видел в семье.
Семья - лучший воспитатель, поэтому нужно ее совершенствовать, создавать условия для развития семейных отношений, т.к. семья является маленькой моделью общества и именно в ней ребенок приобретает все социальные навыки.
Поэтому и в школе отношения должны строиться так же, как они строятся в семье.
Слайд 9Экспериментальная педагогика
В.А. Лай, Э. Мёйман
Экспериментальная педагогика стремилась разработать
объективные законы воспитания детей на основе научных знаний, полученных экспериментальным путем.
Впервые были поставлены вопросы:
выяснение механизмов обучения,
как распределяется внимание ребенка на разных этапах обучения,
как работает его память и как помочь ребенку лучше запомнить необходимые знания,
как развить мышление ученика.
Возникает особая наука о ребенке педология (1893 г.), которая должна была синтезировать знания различных наук и помочь тем самым учителю правильно организовать процесс обучения.
Развиваются специальные методы исследования: педагогический эксперимент и метод клинического (включенного) наблюдения.
Слайд 10Педагогика прагматизма
Педагогика прагматизма( pragma - действие)
выведена из философии прагматизма Джоном Дьюи (1859 -1952).
Слайд 11Педагогика прагматизма
Человек в процессе познания и жизнедеятельности проявляет свою природную активность.
Это выражается в стремлении действовать.
Обучение должно быть организовано таким образом, чтобы ребенок имел возможность проявлять свою активность, действовать.
Педоцентризм
Принцип практической полезности знаний является одним из основных в педагогике прагматизма.
Слайд 12Педагогика прагматизм
Основой построения учебного процесса являются интересы и потребности ребенка.
Знания,
которые он приобретает должны быть непосредственно связаны с его сегодняшней жизнью.
Основным методом обучения в школе прагматизма стал метод проектов (Килпатрик), в ходе выполнения которых учащиеся решают конкретные практические задачи.
Слайд 13Новые школы
«Новые школы» как реализация идей «свободного
воспитания».
Создавались благоприятные условия для всестороннего развития детей, они находились в специально построенных зданиях на лоне природы.
Спортивные площадки, разнообразные мастерские и студии, в которых ученики могли развивать все свои способности.
Слайд 14Новые школы и
новое воспитание
Приглашались лучшие учителя, которые могли реализовать
идеи "нового воспитания":
учет интересов и потребностей ребенка,
тщательное изучение и учет индивидуальных и возрастных особенностей,
создание условий для проявления самостоятельности,
отсутствие строгих учебных планов,
комплексное преподавание,
связь изучаемого в школе с жизнью,
выбор учащимися изучаемых предметов и средств их изучения.
Слайд 15Новые школы
«Новые школы» как реализация идей «свободного
воспитания». О. Декроли, Э. Демолен, С. Редди, А. Ферьер и др.
Создавались благоприятные условия для всестороннего развития детей, они находились в специально построенных зданиях на лоне природы.
Спортивные площадки, разнообразные мастерские и студии, в которых ученики могли развивать все свои способности.
Слайд 16Новые школы и новое воспитание
Приглашались лучшие учителя, которые могли реализовать
идеи "нового воспитания":
учет интересов и потребностей ребенка,
тщательное изучение и учет индивидуальных и возрастных особенностей,
создание условий для проявления самостоятельности,
отсутствие строгих учебных планов,
комплексное преподавание,
связь изучаемого в школе с жизнью,
выбор учащимися изучаемых предметов и средств их изучения.
Слайд 17Новые школы
Первая «новая школа» открыта в 1889 в Абботс-хольме
(Англия) С. Редди.
Вскоре были основаны:
Бидельская школа Дж. Бэдли (Англия, 1892),
школа Рош Э. Демолена (Франция, 1899),
«сельские воспитательные дома» Г. Литца (Германия, 1902),
«свободная школьная община Викерсдорф» Г. Винекена (Германия, 1906),
в России — школа E. С. Левицкой в Царском Селе (1900).
В 1912 сторонники Нового воспитания организовали «Международное бюро новых школ» во главе с А. Ферьером
Слайд 19Гуманистическая педагогика
В ХХ веке зародилось и развилось множество
разнообразных педагогических идей, которые были воплощены на практике.
Мария Монтессори (1870 – 1952) – развивала идеи «свободного воспитания».
Слайд 20Мария Монтессори
Считала, что детство – это особый мир, развитие ребенка происходит
по особым законам, ребенок должен быть свободен от насилия.
Организовала в Италии «Дом ребенка» - образовательное учреждение для детей с проблемами в развитии на основе идей гуманизма, любви к ребенку.
Ребенку предоставлялся выбор с какими приспособлениями и дидактическим материалом работать.
Обучение строилось так, что ребенок сам мог найти ошибку и устранить ее (автодидактизм) или попросить помощи у взрослых, только когда она необходима.
Развивалось внимание, память, терпение, воля, мышление и др.
Слайд 23Селестен Френе
Селестен Френе (1896 - 1966). «Школа без принуждения».
Решающее значение придавал личному опыту ребенка, приобретаемому в результате соответствующей организации школьной жизни:
- самоуправление учащихся – «школьный кооператив», который контролировал хозяйственную деятельность школы, а также выступал высшей дисциплинарной инстанцией;
- работа по самообслуживанию.
Развивал самостоятельность учащихся (составление детьми так называемых «свободных текстов»; школьная типография; составление школьниками индивидуального недельного плана-графика и пр.).
Стенная газета:
Я критикую
Я хвалю Подпись
Я хотел бы
Я сделал
Слайд 25
Вальдорфская педагогика
Рудольф Штайнер (1861-1925). Первая Вальдорфская школа была
открыта в Германии в 1919 году в Штутгарте для детей рабочих табачной фабрики "Вальдорф Астория".
Возникла по инициативе родителей, которые и до настоящего времени принимают активное участие в работе этих школ.
Слайд 26Вальдорфская педагогика
В основе этой педагогики лежит созданная Р.Штайнером антропософия - особая
наука о человеке, отражающая духовную альтернативу технократическим и материалистическим тенденциям цивилизации.
Цель воспитания в вальдофской педагогике : воспитание духовно свободной личности, способной в творчестве преодолеть тенденцию общества к консервативному воспроизводству социальных структур и стереотипов поведения.
Слайд 27Вальдорфская педагогика
Главная фигура в школе - это "классный учитель",
человек, который на протяжении восьми лет, с первого по восьмой класс, преподает все основные предметы: родной язык и литературу, живопись, математику, физику, зоологию, ботанику, историю, географию и т.п. Обучение 12-ти летнее.
Основные предметы преподаются "эпохами": три-четыре недели - один предмет, затем другая "эпоха" - иной предмет. Дети занимаются искусствами - живописью, иностранными языками, музыкой и особой формой музыкального движения – эвритмией.
Слайд 28Вальдорфская педагогика
Много внимания уделяется ручному труду - от работы с мягкой
непряденой шерстью в первых классах до обработки камня - в двенадцатом.
Используются только природные материалы. Мальчики и девочки занимаются одинаково всеми видами труда. Вальдорфские школы и детские сады управляются коллегиально учителями и родителями, директоров там нет.
Отметки в школах отсутствуют, стандартные учебники тоже.
Слайд 30Возрастная периодизация
От рождения до 7 лет - период развития творческой фантазии.
В этот период преимущественно у ребенка развивается его физическое тело. Основной метод - пример взрослых, воспитателя или родителей. Им рассказывают и проигрывают с ними сказки, которые вызывают сопереживание, сочувствие.
7 - 14 лет - преиод развития души (психического). Ребенок представляет мир в образах, поэтому и основной задачей этого этапа является развитие чувств: чувства языка, чувства формы, чувства числа и т.д. Доминируют образные методы обучения.(Сказки, легенды, мифы).
Слайд 31Возрастная периодизация
14 - 21 год - период становления духа, осознание личностного
существа, выработка взглядов, ориентировок, целей, исходя из собственных оценок. Методы связаны с развитием способности к суждению - интеллектуальные. Развивается феноменологическая ориентировка.
21 год - человек становится самостоятельным, т.к. у него формируется собственное "Я"
Слайд 32Гуманистическая педагогика
Бруно Беттельгейм (1903 – 1990).
В 1944
году он стал директором клиники для детей с нервными расстройствами при Чикагском университете, который называется Ортогенической школой Сони Шенкман.
Слайд 34Бруно Беттельгейм
Ребенок строит свою личность самостоятельно, используя в качестве каркаса
личность близкого ему взрослого человека, а в качестве цемента – свои поступки.
Роль Школы заключается в том, чтобы создать вокруг ребенка такую среду, в которой он может найти подходящий каркас и которая поощряет его к совершению поступков.
В Школе каждый достоин уважения уже сейчас, каждого принимают таким какой он есть, а не каким станет в будущем.
В Школе каждый может высказаться когда захочет по любому поводу.
Каждый может входить и выходить из Школы в любое время.
Слайд 35Гуманистическая педагогика
Гуманистическая педагогика ХХ века во многом связана с развитием
гуманистической психологии Карла Роджерса (1902-1987).
Слайд 36Гуманистическая педагогика
Создал «психотерапевтический метод».
Не влиять на человека,
а помочь ему избавиться от всех внешних влияний, помочь ему оказаться действительно наедине с самим собой, вглядеться в себя.
Человек может быть сам собой, может оказаться наедине с собой… только когда он не один.
Слайд 37Гуманистическая педагогика
К. Роджерс считал: из человека нельзя искусственно "выделывать" человека. Это
имеет право и реально может делать только сам человек. Но ему в этом должен помочь другой человек – помочь тем, чтобы дать человеку возможность "слушать себя".
Метод «Я-сообщения».
Надо разбудить присущую ребенку любознательность. Надо, чтобы он поверил в свои силы, убедился, что он сам может преодолеть трудности в обучении - вот единственный смысл настоящего школьного обучения.