Культура России. Культура русского средневековья. Просвещение, образование, искусство и система ценностей презентация

Содержание

План лекции 1. Распространение письменности, просвещение, образование и знания на Руси 2. Древнерусское искусство: традиции, виды и жанры искусства 2.1.Древнерусская литература 2.2.Архитектура 2.3.Изобразительное искусство 3. Формирование системы ценностей и русский

Слайд 1 Лекция № 11.2 Культура России. Культура русского средневековья Просвещение,

образование, искусство и система ценностей древнерусской культуры.

Фомина Н.Н.


Слайд 2План лекции
1. Распространение письменности, просвещение, образование и знания на Руси
2. Древнерусское

искусство: традиции, виды и жанры искусства
2.1.Древнерусская литература
2.2.Архитектура
2.3.Изобразительное искусство
3. Формирование системы ценностей и русский национальный характер
4. XVII век: русская культура на пороге Нового времени

Слайд 3 1. Распространение письменности, просвещение, образование и знания на Руси
КИРИЛЛ (ок.

827– 869) и
МЕФОДИЙ (ок.815– 885)
создатели славянской
письменности (азбуки)
Древнейшие книги,
дошедшие до наших дней:
«ОСТРОМИРОВО ЕВАНГЕЛИЕ»- 1056 – 1057г.
«ИЗБОРНИК» –1073 и
«ИЗБОРНИК» – 1076 гг.


Слайд 4Письменность
Появление письменности создало предпосылки для развития образования на Руси.
Начало школьному

образованию на Руси положил князь Владимир.
Образованных людей называли "Книжными мужами".

Перепиской книг занимались так называемые "книжные списатели".


Слайд 5Книги до XVв. были рукописными.
Материалом для их написания служил пергамен

(пергамент) из кожи телят или ягнят.
Для деловой, хозяйственной или бытовой переписки использовали бересту из коры березы (так называемые берестяные грамоты).


Слайд 6Берестяные грамоты


Слайд 7 Просвещение и грамотность в Московской Руси
В эпоху средневековья распространение грамотности и

знаний шло разными путями в княжеских дворцах, монастырях, торговых городах и в деревне.
В бесписьменной деревне знания о природе, человеке, устройстве мира, родной истории передавались молодому поколению из уст в уста в виде сельскохозяйственных примет, знахарских рецептов, сказок, эпической поэзии, обрядов и т.п. Просвещение в городах основывалось на книгах и, следовательно, грамотности населения. Существовали училища для детей при церквах и монастырях и учителями в них были представители низшего духовенства. Получают дальнейшее развитие библиотеки.
Развитие письменности и книжного дела сопровождалось изменениями в технике письма. В XIV в. на смену дорогому пергаменту пришла бумага, которую доставляли из других стран.


Слайд 8Книгопечатание
Типография в Москве на средства царской казны – 1563 г.

Первопечатники – дьяк Иван Федоров и Петр Мстиславец.
Первая русская точно датированная печатная книга – «Апостол» была напечатана 1 марта 1564 г., в 1565 – «Часослов»


Слайд 92. Древнерусское искусство: традиции, виды и жанры искусства 2.1. Древнерусская литература
Литература

переводная, книги византийских и болгарских авторов

БИБЛИЯ – полный перевод был сделан к XII в., полный список был собран в 1499 г. Новгородским архиепископом Геннадием.
Богослужебная литература - библейские тексты, Евангелия, служебные Минеи (чтения);
Патристика – труды отцов церкви IV – VI вв.
Иоанна Златоуста, Василия Великого «Шестоднев»,
Иоанна Лествичника («Лествица»)
Агиографии (жития святых);



Слайд 10Палеи – сборники кратких пересказов Ветхого
Завета; апокрифы; наибольшей популярностью
пользовались Псалтырь, богослужебная

и
толковая литература.

Хроники – изложение мировой и византийской
истории – наиболее известные – Григория
Амортола и Иоанна Малала

Хронографы, космографии, физиологии;

Повести – «Александрия», Флавий «История
иудейской войны», «Повесть об Акире Премудром».

Слайд 11 Литература отечественная
Литературные жанры - жития святых (агиография),
слово, повесть, летопись.
Иларион –

митрополит Киевский
«Слово о законе и благодати» – (1037 – 1051)
«Сказание о Борисе и Глебе»;
«Житие Феодосия Печерского»
«Житие и хождение Даниила, русской земли игумена»;
Летописи – «Повесть временных
лет» (ПВЛ) – монах Киево- Печерского монастыря Нестор – 1113;
«Слово о полку Игореве» – 1185;
«Слово или моление Даниила Заточника» –1197;
«Русская Правда» Ярослава Мудрого - ок. 1016;
«Поучение Владимира Мономаха»;
«Слово о погибели земли Русской» (1236-1246);
«Сказание о житии Александра
Невского»; «Повесть о разорении Рязани Батыем»

Слайд 12
«Слово о погибели Русской земли". 1237 – нач. 1246
"О, светло светлая

и прекрасно украшенная земля Русская!
Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками местно-чтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!" (Литература Древней Руси. Хрестоматия. М., 1990. С. 175).


Слайд 13Характерные черты средневековой литературы.

Литературе этого периода был свойствен монументальный историзм:
в

центре произведения были, как правило, важные политические, общественные или духовные проблемы,
героями - исторические личности, обладавшие типическими чертами.


Слайд 14Литература Московской Руси
«Сказание о граде Китеже»
Сафоний Рязанец «Задонщина»

кон- XIVв.
«Сказание о Мамаевом побоище» 1пол. XVв.
«Сказание о князьях Владимирских»
Лицевой Летописный свод и
«Великие Минеи-Четьи» («Ежемесячные чтения») – созданные под руководством митрополита Макария.
Часословы, псалтыри и др.
«Степенная книга», составленная духовником Ивана IV Андреем – русская история от Владимира Святославича до Ивана IV;
«Домострой» (кон. XVI в.) протопоп Сильвестр
«Хожение Афанасия Никитина за три моря» - сер. XV в.


Слайд 15Литература Московской Руси
«Сказание о граде Китеже» Сафоний Рязанец
«Задонщина» кон- XIVв.
«Сказание

о Мамаевом побоище» 1пол. XVв.
«Сказание о князьях Владимирских»
Лицевой Летописный свод и
«Великие Минеи-Четьи» («Ежемесячные
чтения») – созданные под руководством
митрополита Макария.
Часословы, псалтыри и др.
«Степенная книга», составленная духовником Ивана IV Андреем – русская история от Владимира Святославича до Ивана IV;
«Домострой» (кон. XVI в.)- протопоп Сильвестр
«Хожение Афанасия Никитина за три моря» - сер. XV в.


Слайд 16Устное народное творчество - фольклор


Слайд 17Устное народное творчество - фольклор
Обрядовый фольклор, связанный с

обрядами народного календаря и
ритуалами жизненного цикла:
свадьбы, похороны и др.
Не обрядовый фольклор:
1- загадки,
2- пословицы, поговорки, присловья, приметы;
3- заговоры; 4- песни;
5- эпические, героические сказания
(былины или старины);
6- сказки; 7- былички

Слайд 21Былины – чрезвычайно важный жанр народного творчества. Наиболее известны былины киевского

и новгородского циклов. Былины киевского цикла, связанные с Киевом, с Днепром Славутичем, с князем Владимиром Красное Солнышко, богатырями, начали складываться в X - XI вв. Героический эпос как бы заменяет собой мифический. В былинах отразились нравственные идеалы народа. Основные герои былин - богатыри, защитники земли Русской, защитники народа (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и др.).
В былинах особым уважением пользуется земледелец и его труд (Микула Селянинович, Илья Муромец - крестьянский сын).
Особый пласт представляют былины Новгородского цикла ("Садко", "Василий Буслаев") – XIV-XV вв.

Слайд 23 Ранние записи былин относятся к XVII - XVIII в. В XVIII

в. на Урале по приказу Демидовых были записаны Киршей Даниловым 28 былин, которые вошли в сборник, выпущенный в 1804 г. В середине XIX в. былины начали систематически записывать исследователи П.Н. Рыбников (1831 - 1885 гг.), А.Ф. Гильфердинг (1831 - 1872 гг.) и другие, благодаря которым сохранились многие образцы мифопоэтического творчества наших предков.

Слайд 24 Устное народное творчество тесно связано с праздничной, смеховой культурой,

которая проявилась в гуляньях, забавах, играх, хороводах и в таком явлении народной культуры как скоморохи - странствующие актеры в Древней Руси, выступавшие как певцы, острословы, музыканты, исполнители сценок, дрессировщики, акробаты. Скоморохи были известны с XI в., но особую популярность получили в XV – XVII вв.

Слайд 25Скоморохи


Слайд 26 2.2. Архитектура Архитектура древнерусская IX - XIII вв.
Восточные славяне строили

жилища, оборонительные укрепления, терема, хозяйственные постройки из дерева.
Отсюда, богатые традиции деревянного зодчества,
которые сохранилось до настоящего времени.
Принятие христианства внесло в нее много нового, в, первую очередь, – храмовое строительство и
использование камня.
Первая каменная церковь, посвященная Богородице, была построена в Киеве в 990 - 996 гг. константинопольскими мастерами и называлась Десятинной.


Слайд 27Храмовое строительство
Русское каменное храмовое зодчество заимствовано из Византии. За образец был

взят крестово-купольный тип храма. Из Византии пришла к нам и символика храма - земного неба. Основой плана является крест - символ христианства, символ спасения.
Главу храма держит Христос-Пантократор (Вседержитель), шею (барабан) - апостолы.
Здание храма строго ориентировано с запада на восток. Именно к востоку обращено главное святилище - алтарь, находящийся в центральной апсиде, - полукруглом восточном выступе. Алтарь отделен от помещения для молящихся внутри церкви алтарной преградой и амвоном – возвышением. Впоследствии на Руси алтарная преграда часто заменялась сплошной стеной иконостаса.


Слайд 28Символика православного храма
В архитектурном образе церкви главное место занимает символическое число

три - символ Троицы. Верх церковный снаружи завершался главами: одной - символ Христа, тремя - символ Троицы, либо пятью - Христос и четыре евангелиста, либо девятью - девять чинов ангельских, либо тринадцатью - Христос и 12 апостолов.
Во внешней отделке храма использовалось вертикальное членение фасада на прясла лопатками. Полукруглое завершение верхней части прясла, отвечающее конструкции перекрытия, т.е. торцу полуцилиндрического свода, называлось закомарой. Эта символика сохранила в основном свое значение до наших дней.


Слайд 29Своды храма и его глава покоятся на четырех столпах, символизирующих четыре

Евангелия, краеугольные камни христианского вероучения.
Столпы членят внутреннее пространство на три нефа (корабля), ибо храм есть ковчег (корабль) спасения для верующих среди житейского моря. Поперечное членение храма называется трансептом.
Храм обычно имел три входа: западный, северный и южный.
У главного, западного, входа помещается обычно притвор (нартекс), где находились во время главного богослужения - литургии верных - так называемые оглашенные, готовящиеся принять крещение и родившие женщины, не прошедшие еще обряд очищения

Слайд 30Устройство крестово-купольного храма


Слайд 31Церковь Богородицы "Десятинная" в Киеве. Реконструкция.


Слайд 32Особенности древнерусской архитектуры. Архитектурные школы
Древнерусское каменное зодчество уже со второй половины

XI в. начало вырабатывать собственные традиции, получило свой путь развития.
В качестве отличительных особенностей можно отметить: многонефность, галереи, угловые башни, многоглавие и общую пирамидальную композицию. Наряду с каменными, широкое распространение получили и деревянные храмы

Слайд 33Киевская архитектура
Киев Десятинная церковь (989 – 996)
Софийский собор - 1037 г.
Золотые

ворота

Слайд 34Интерьер Софийского собора


Слайд 35Новгородская архитектура
Софийский собор
(1045 – 1050);
Георгиевский собор Юрьева
монастыря

1119;

Церковь Спаса Преображенья на р. Нередице
(Спас на Нередице) – 1198;
Перынская церковь


Слайд 36Владимиро-Суздальская архитектура
Церковь Покрова
на Нерли 1165 г.
Успенский собор,
1158
Дмитриевский собор,
собор 1195


Слайд 37Дмитриевский собор


Слайд 38 НОВГОРОД – сложился собственный тип церковного строительства: «Спаса на

Ковалеве», 1342; «Федора Стратилата на Ручью», 1360, «Спаса Преображенья на Ильине улице», 1374.
Грановитая палата, заложен каменный Кремль.

Новгород. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице,1374

АРХИТЕКТУРА XIV – XVI вв.


Слайд 39ПСКОВ – стены детинца (Кремля), храмы, крепость Изборск (1330).

В конце XIV – XVI каменное строительство ведется в Пскове, Москве, ближайших к ней городах, а затем повсеместно.

Псковское княжество.
Изборская крепость.


Слайд 40





МОСКВА – новые стены и башни Кремля (1485-1495), арх. Пьетро Антонио

Солари.
Вторая линия укреплений – Китай-город (1535-1538), арх. Петро Малый.
Третья линия – Белый город (Бульварное кольцо Москвы), (1585-1602), арх. Федор Конь.

При Иване III приглашаются
итальянские мастера для строительства соборов в Кремле.

Колокольня Ивана Великого
И Успенский собор


Слайд 41Московский Кремль.
Соборы:
Успенский собор (1475-1479), арх. АристотельФиорованти;
Благовещенский собор (1484-1489) и церковь
Ризположения,

псковские мастера;
Архангельский собор (1505-1509), арх. Алевиз Новый.
Грановитая палата (1467-1491), арх. Антонио Солари и Марко Руффо.
Колокольня Иоанна Лествичника (Ивана Великого) (1505-1508), арх.Бон Фрязин.

Успенский собор


Слайд 42Грановитая палата в Москве


Слайд 43Архангельский собор


Слайд 44Храм Николы в Хамовниках
Покровский собор, (Василия Блаженного), 1555


Слайд 45ШАТРОВЫЕ ХРАМЫ – пер. пол. 16 в.:
Церковь Вознесенья в

селе Коломенском (1530-1532) под Москвой;
Собор Покрова на Рву – Покровский собор или собор Василия Блаженного (1555-1560), арх. Барма и Постник.

Слайд 462.3. Изобразительное искусство Древнерусская живопись
Живописное искусство получило распространение на Руси с принятием

христианства. Сюжеты живописных произведений были связаны с религиозной тематикой, и как в любом средневековом искусстве, форма и содержание произведений строго следовали канону. Основными видами живописных произведений были: мозаика, фреска, иконопись, миниатюра.
Широко использовалась для украшения храмов монументальная живопись – мозаика и фреска.


Слайд 47Иконопись
Древнерусская иконопись завоевала мировое признание. Первые иконы на Руси создавались греческими

мастерами и писались в соответствии с византийским каноном. С XI в. вместе с греками уже работали местные мастера, рождались иконописные русские школы: новгородская, псковская, владимиро-суздальская, тверская, московская и т.д. Своеобразие русских икон проявилось в несколько иной трактовке образов, понимании цвета, отражении реальных исторических событий, создании пантеона русских национальных святых.
Среди многочисленных русских икон особый интерес представляет иконография Христа и Богоматери, святителя Николая, Святого Георгия, Святого Дмитрия Солунского, Святых Бориса и Глеба, житийные иконы.


Слайд 48Иконы XII-XIII вв.
«Владимирская Богоматерь» XII в.
“Нерушимая стена”
(“Богоматерь “Оранта”) в
Софии киевской
XII век

- «Святой Георгий»
(Георгиевский собор Юрьева
монастыря в Новгороде;
“Спас Нерукотворный”
Успенского собора в Москве;

Владимирская богоматерь.
Икона. Константинополь.
Начало XII в.


Слайд 49Спас Нерукотворный,

Новгород

Слайд 50Святой Георгий


Слайд 51“Ангел Златые Власы”
(“Архангел Гавриил”) XII век, Новгород.
“Ангел Златые Власы”
(“Архангел Гавриил”) XII

век, Новгород.

«Устюжское Благовещение».
XII век.

«Богоматерь Великая
Панагия» (Ярославская
Оранта) ,
«Богоматерь Знамение»,
XII век, Новгород.


Слайд 52Св. Николай («Никола Липный»). Мастер Алексей Петров. Новгородская школа. 1294 г.


Слайд 53ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО XIV – XVI вв.
Феофан Грек (30-е г.

14 в. – после 1405) –
Фрески в церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде; расписал в Москве Архангельский и Благовещенский соборы, иконы деисусного чина (ряда) иконостаса Благовещенского собора, ряд икон.

Иконостас Благовещенского
собора


Слайд 54Фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображенья на Ильине в Новгороде


Слайд 55
ИКОНОСТАС

Нижний ярус, или ряд, называется местным, потому что в нем есть

местная икона, то есть икона праздника или святого, в честь которого устроен храм. В середине местного ряда находятся Царские Врата.
На Царских Вратах пишутся обычно иконы четырех евангелистов и Благовещения Пресвятой Богородицы.
Справа от Царских Врат икона Спасителя Иисуса Христа, правее — местная икона. Еще правее, как правило, южная дверь, на которой изображается икона архангела.
Слева от Царских Врат, как правило, помещается икона Божьей Матери, левее — другие иконы.
Второй от низа ряд может быть праздничным, в нем расположены иконы двунадесятых праздников.

Слайд 56Иконостас
Третий ряд — это Деисус. Справа и слева от Деисуса —

иконы святителей и архангелов.
Четвертый ряд — пророческий. В нем расположены иконы пророков Ветхого Завета — Исайи, Иеремии, Даниила, Давида, Соломона и других.
Пятый ряд - праотеческий. Праотцы - это патриархи израильского народа, такие, как Авраам, Иаков, Исаак, Ной.
Иконостас завершается распятием.


Слайд 58Феофан Грек.
Донская Богоматерь.


Слайд 59Андрей Рублев (ок.1360-ок.1430) – ряд икон праздничного чина Благовещенского собора, фрески

«Страшный суд» в Успенском соборе во Владимире, иконы «Звенигородского чина» (сохранились «Спас», «Архангел Михаил», «Апостол Павел»; икону «Троица».

Андрей Рублев. Троица.


Слайд 60Андрей Рублев «Звенигородский чин»



















Архангел Михаил Спас Апостол Павел







Слайд 61Дионисий (ок. 1440 – 1502\03) – росписи и иконы ряда монастырей;

фрески Рождественского собора Ферапонтова монастыря в Белозерском крае; иконы «Богоматерь Одигитрия», «Спас в силах».

Дионисий.
Богоматерь Одигитрия.


Слайд 623. Формирование системы ценностей и русский национальный характер
Этнические и национальные корни

русской культуры как основа национального характера.
В период средневековья сложилась, в основном, русская культура и ценностные ориентиры национального самосознания. Она основывалась на этнической общности народа и этническом самосознании, которое включает в себя ощущение своего единства и общности исторической судьбы, самоназвание, особенности культуры (орудия труда, жилище, одежда, пища, язык, народное искусство) и психического склада (принцип «мы-они»).

Слайд 63Особенности национального характера
Две противоположные тенденции - Западная и Восточная - весьма

существенно повлияли на формирование русского национального характера, национальной культуры.
Обратимся к суждениям русских мыслителей. Под национальным характером Н.А. Бердяев понимал устойчивые качества, присущие представителям данной нации и возникающие под влиянием природных и исторических факторов, проявляющихся не только в нравах, поведении, образе жизни, культуре, но и судьбе нации, государства.

Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж сплеча!
Коли спорить, так уж смело,
Коль карать, так уж за дело,
Коль простить, так всей душой,
Коли пир, так пир горой!
1854 А.К.Толстой


Слайд 64 Древняя Русь сформировала свои критерии добра и зла, эти добродетели совместились

и с их христианским пониманием

Приведем в качестве примера описание рязанских князей, погибших в битве с монголами, приведенном в "Повести о разорении Рязани Батыем»:
"Были они родом христолюбивы, братолюбивы, лицом прекрасны, очами светлы, взором грозны, сверх меры храбры, сердцем легки, к боярам ласковы, к приезжим приветливы, к церквам прилежны, на пирование скоры, до государских потех охочи, ратному делу искусны, и перед братией своей и перед послами величавы. Мужественный ум имели, в правде-истине пребывали, чистоту душевную и телесную соблюдали… А с погаными половцами часто бились за святые церкви и православную веру. А отчину свою от врагов бозленостно оберегали."


Слайд 65 Традиционные установки русской культуры, которые начали формироваться в средневековье и получили

свое развитие в последующие исторические периоды

Среди них:
коллективизм;
бескорыстие, духовность, непрактичность;
экстремизм, гиперболизм;
фетишизация государственной власти, убеждение в зависимости всей жизни граждан от нее;
русский патриотизм.
К ним можно добавить:
святость, духовность, благочестие;
православность;
мессианство;
великодержавность, имперскость.


Слайд 66С точки зрения многих современных исследователей, русскому менталитету присущи:
стремление к коллективизму,

взаимопомощи, к опоре на общину, к милосердию, общественные интересы выше личных;
стремление к социальной справедливости и равенству, высшая ценность – равенство людей, а не индивидуальная свобода;
традиция подчинения человека государству, патернализм, надежда на государство;
склонность к аскетизму, ограничению материальных потребностей, православные христианские традиции;
противоречия между долгим терпением, послушанием и приступами бурного протеста, бунта…, противоречия между деспотизмом, власти и порядку и стихийностью, между трудолюбием и небрежностью, неорганизованностью в работе;
вера в великую миссию русского народа, поиск абсолютного добра, справедливости и смысла жизни, свободолюбие и правдолюбие;
борьба в русской душе восточного и западного начала;
иррациональность, эмоциональность, интуитивность, непредсказуемость поведения, непрактичность, направленность на будущее;
созерцательность, мечтательность, идеализм мышления, склонность к идеалистическим и тоталитарным учениям;
выносливость, мужество, стойкость, живучесть.

Слайд 674. XVII век: русская культура на пороге Нового времени.
XVII в. -

век противоборства традиционной культуры, "русского благочестия", культуры "Святой Руси" и новаторства, светского начала, "обмирщения" русской культуры. Значительное влияние на культурно-исторические процессы в стране оказали бурные события века: смута, реформы патриарха Никона (1653 – 1656), усиление контактов с европейскими странами, нарастание западноевропейских, южнорусских влияний. XVII в. - время кризиса средневековой культуры и зарождения новой культуры России.

Слайд 68 Характерные черты культуры:
- противостояние сторонников традиционной культуры и

нововведений;
- расширение кругозора людей, интерес к научному знанию, иностранной культуре, образованию;
- появление элементов светской культуры (частные школы, театр в Москве, библиотеки, публицистика и т.п.);
- начало обмирщения или секуляризации культуры (появление элементов светской культуры).

Слайд 69Образование
Увеличивается число грамотных людей.
Учебные пособия: книги религиозного содержания-

Псалтыри, Часословы;
буквари - Василия Бурцева (1633), Симеона Полоцкого(1679), Кариона Истомина (1694).
1648 г.- грамматика Мелетия Смотрицкого, «Считание удобное» - таблица умножения, азбуковники - словари иностранных слов и т.п.
Учебные заведения: школы- боярина Ф.М. Ртищева, С. Полоцкого и др.
1687 г.- Славяно-греко-латинская академия в Москве.

Слайд 70Литература
Изменения в общественной жизни в этот период предопределили начало

нового этапа в развитии литературы. Это проявилось в появлении светского направления; "обмирщения" литературы; усилении ее связи с фольклором; сближении литературного языка с живым народным языком; возникновении новых жанров; намечающемся переходе от исторических литературных героев к вымышленным и создании обобщенных литературных образов. Получила развитие светская публицистика.

Слайд 71Протопоп Аввакум «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное».
Бытовая повесть –«Повесть об

Улиании Осорьиной», «Повесть о Фроле Скобееве», «Повесть о Савве Грудцыне».
Сатирическая повесть: «Сказание о куре и лисице», «Сказание о попе Савве и великой его славе»», «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче».

Поэзия – Сименон Полоцкий «Вертоград многоцветный», Сильвестр Медведев и Карион Истомин (в стиле барокко).
Европейская литература: рыцарский роман, бытовая и плутовская новелла и т.д. «Великое зерцало», «Повесть о Бове Королевиче», «Повесть о Еруслане Лазаревиче»


Слайд 72Архитектура
Новые явления в архитектуре – сближение церковной и

светской архитектуры, деревянное зодчество.
Шатер над Спасской башней в Москве - арх. Христофор Головей и Бажен Огурцов;
Теремной дворец Московского кремля – Бажен Огурцов;

Теремной дворец.
Золотое крыльцо


Слайд 73Теремной дворец. Крестовая палата
Теремной дворец. Сени


Слайд 74Церкви Рождества Богородицы в Путинках и Троицы в Никитниках – Москва.

Архитектурна XVII века – получила название - «дивное узорочье».
90-е годы XVII века- «нарышкинское» или «московское барокко» - церковь Покрова в Филях.

Нарышкинское барокко.
Церковь Покрова в Филях.


Слайд 75 Комплекс деревянных строений – церквей и гражданских построек на острове Кижи.


Слайд 76Изобразительное искусство.
«Строгановская школа» иконописи
в Сольвычегодске.

Втор. пол. 17 в.

– Живописцы Оружейной палаты – Иосиф Владимиров и Симон Ушаков.

Симон Ушаков –
«Спас Нерукотворный»,
«Древо государства Московского»,
«Архангел Михаил».

Слайд 77Новые тенденции в изобразительном искусстве наиболее отчетливо проявились в "парсуне" (искаженное

«персона» от лат. persona - личность, лицо) – условное наименование произведений русской портретной живописи
XVII в.).
В русском зодчестве XVII в. происходила борьба старых традиций и новых тенденций, вырабатывались новые художественные взгляды, генетически связанные с народным творчеством, в то же время творчески осваивалась стилистика западноевропейской архитектуры.

Слайд 78ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в XVII в. отчетливо проявились все основные тенденции в

культуре, которые легли в основу последующих преобразований. Он стал началом секуляризации, «обмирщения» русской культуры. Сложились предпосылки реформирования России, что и было реализовано Петром I. Среди них:
социально-экономические процессы: развитие промышленности, начало формирования капитализма, закрепощение крестьян, превращение дворянства в служилое сословие и опору власти;
развитие просвещения, интерес к знаниям, грамоте и т.п.;
привлечение иностранцев на русскую службу;
усиление контактов с Западной Европой и распространение некоторых западноевропейских идей, появление сторонников преобразований;
критическое отношение к традиционной культуре, быту, мировоззрению;
появление элементов светской культуры.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика