По материалам книги И.М.БоблА, И.Ю.Макавчик
По материалам книги И.М.БоблА, И.Ю.Макавчик
Истоки дефектологических воззрений белорусского народа имеют древнерусскую и даже праславянскую основу:
Общественная забота об «аномальных детях»;
в Киево-Печерском монастыре призревали убогих и обучали ремеслам и начаткам грамоты;
-
работа с глухонемыми Якуба Фальковского в
г. Щучине (1815);
открытие Минской школы
глухонемых и
заикающихся еврейских
детей (1888);
основание школы для глухих в г. Витебске (1896);
открытие в Минске училища для слепых мальчиков (1897).
С образованием БССР начались преобразования в школах для слепых и глухонемых (Минск), впервые были открыты специальные учреждения для умственно отсталых детей (Витебск, Гомель, Минск, Могилев и др.)
Все учреждения для «дефективных» детей вошли в государственную систему народного образования
1925г. Белорусский институт для глухонемых (в Мстиславле) и умственно отсталых детей (в Витебске).
характеризуется кардинальным изменением отношения
к аномальным детям
введением всеобщего обязательного начального обучения.
открытие школы
для глухонемых в г.Минске (1920 г.);
открытие вспомогательной
школы в г. Витебске (1920);
открытие детских домов для умственно отсталых детей в г.Гомеле (1920) и в г.Могилеве (1921);
в 1923-1924 уч.году начались поиски приемлемой системы учреждений для «аномальных» детей.
в 1924 г. осуществлена реорганизация структуры действующих школ и детских домов;
открытие Мстиславского института глухонемых (1925);
открытие Витебского института умственно отсталых (1925) и др.
В БССР в 1925 г. положено начало общественному дошкольному воспитанию почти всех категорий «аномальных» детей.
Наиболее интенсивно в этот период развивалась сеть учреждений для умственно отсталых детей.
большое внимание уделялось проблемам ранней диагностики аномального развития ребенка дифференциации сети учреждений дошкольного воспитания и обучения детей с ОПФР;
1940 – 1941гг.в РБ
действует 32 школы
по специализации;
вспомогательные школы – семилетки - были преобразованы в восьмилетние школы для умственно отсталых детей;
школы для детей с нарушениями слуха и зрения приступили к осуществлению неполного среднего и среднего образования;
1 октября 1943г., через 3 дня после освобождения г. Мстиславля Могилевской области, возобновила свою работу Мстиславская школа слуха и речи, преобразованная в феврале 1944г. в Республиканскую школу беспризорных глухонемых подростков на 150 человек.
В марте 1945г. – возобновили действие 5 школ для глухонемых.
приказа Министерства просвещения БССР 1947г. «О работе спецшкол БССР»
В январе 1948г. СМ БССР принял постановление «Об открытии в БССР санаторно-лесных школ и школ для умственно отсталых детей»,
1949 г. укомплектована первая вспомогательная школа (в Витебске) лишь в январе 1949г.
произошло значительное расширение логопедических пунктов и стационаров;
постановление Совета Министров БССР 1952 г.
«О мероприятиях по борьбе с глухотой и глухонемотой и улучшение обслуживания глухонемых и глухих»,
что предусматривало создание сурдологопедических кабинетов в Минске (1952г.) в Витебске (1953г.),
В 1959г. при Мстиславской школе глухих открыт логопедический стационар для заикающихся детей.
впервые в Беларуси появились новые типы школ – для слабослышащих и позднооглохших (1961),
- для слабовидящих детей (1963),
Расширялась сеть учреждений для «аномальных» дошкольников:
в 1963г. в Минске открывается Республиканский детский дом для глухих на 135 мест, созданы дошкольные группы при Копцевичской и Ошмянской школах глухих;
в 1965г. открывается детский сад №235 для умственно отсталых детей и детей с тяжелыми нарушениями речи в Минске, ряд групп для детей с нарушениями речи при массовых детских садах в Минске, Витебске и Могилеве.
Открываются школы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (1964)
детей с тяжелыми нарушениями речи (1966);
В 80-е гг. школы для умственно отсталых в республике:
27 вспомогательных школ расположено в городах,
28 – в сельской местности.
В Минской области работает 14 школ (4 из них – в Минске), в Гомельской и Витебской – по 10, а в Брестской, Гродненской и Могилевской – по 7 школ.
открытие школы для детей с задержкой психического развития (1980);
Развивалась сеть логопедических пунктов при массовых школах и в учреждениях здравоохранения БССР.
в 1985г. при школах, поликлиниках и диспансерах республики работало 349 логопедов.
Повышение квалификации дефектологов в послевоенные годы достигалось за счет систематической методической работы непосредственно в школах, обучения на педагогических курсах, семинарах и совещаний по отдельным отраслям дефектологии, проводившихся в РСФСР и на Украине
Развивалась сеть логопедических пунктов при массовых школах и в учреждениях здравоохранения БССР.
В 80-х годах в республике насчитывалось
27 вспомогательных школ в городах;
28 вспомогательных школ в сельской местности;
В Минской обл. работало 14 школ;
В Гомельской и Витебской по 10 школ, в Брестской и Гродненской, Могилевской по 7 школ .
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть