Краткая характеристика периодов эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии (в Беларуси) презентация

Содержание

I период – IX-X вв. Беларусь в составе Киевской Руси Истоки дефектологических воззрений белорусского народа

Слайд 1 Краткая характеристика периодов эволюции отношения общества и государства к лицам с

отклонениями в развитии (в Беларуси)


По материалам книги И.М.БоблА, И.Ю.Макавчик


Слайд 2I период – IX-X вв. Беларусь в составе

Киевской Руси

Истоки дефектологических воззрений белорусского народа имеют древнерусскую и даже праславянскую основу:

Общественная забота об «аномальных детях»;

в Киево-Печерском монастыре призревали убогих и обучали ремеслам и начаткам грамоты;

-



Слайд 3Введение христианства определило правовое положение «аномальных» людей под патронатом церкви





Особенности I

периода :

Слайд 4Особенности I периода :
Также в данный период - нахождение белорусских земель

в составе Великого княжества Литовского (XIII-ХVI вв.),

Отсутствуют данные о создании специально организованного общественного призрения «аномальных» детей на белорусских землях в период вхождения их в состав Великого княжества Литовского и Речи Посполитой.

Речи Посполитой (XVI- ХVIII вв.) и
воссоединения с Россией.

Слайд 5Особенности I периода :
В «Статуте Великого княжества Литовского» (1565г.) содержится статья

«О человеку слепому»;


В XVI в. в Бресте действовали польские и «русские» дома призрения;



Слайд 6Особенности I периода :
Православные братства
с XVI по XVIII в. в Бераруси

существовало 370 шпиталей почти на 3000 мест.





Слайд 7II период «От осознания необходимости призрения инвалидов к осознанию

возможности обучения глухих и слепых детей»

работа с глухонемыми Якуба Фальковского в
г. Щучине (1815);
открытие Минской школы
глухонемых и
заикающихся еврейских
детей (1888);



Слайд 8II период «От осознания необходимости призрения инвалидов к осознанию

возможности обучения глухих и слепых детей»

основание школы для глухих в г. Витебске (1896);
открытие в Минске училища для слепых мальчиков (1897).


Слайд 9II период «От осознания необходимости призрения инвалидов к осознанию

возможности обучения глухих и слепых детей»

С образованием БССР начались преобразования в школах для слепых и глухонемых (Минск), впервые были открыты специальные учреждения для умственно отсталых детей (Витебск, Гомель, Минск, Могилев и др.)

Все учреждения для «дефективных» детей вошли в государственную систему народного образования

1925г. Белорусский институт для глухонемых (в Мстиславле) и умственно отсталых детей (в Витебске).


Слайд 10III период «От осознания возможности обучения детей с сенсорными

нарушениями к призрению права аномальных детей на образование»

характеризуется кардинальным изменением отношения к аномальным детям
введением всеобщего обязательного начального обучения.


Слайд 11III период «От осознания возможности обучения детей с сенсорными

нарушениями к призрению права аномальных детей на образование»

открытие школы
для глухонемых в г.Минске (1920 г.);

открытие вспомогательной
школы в г. Витебске (1920);


Слайд 12III период «От осознания возможности обучения детей с

сенсорными нарушениями к призрению права аномальных детей на образование»

открытие детских домов для умственно отсталых детей в г.Гомеле (1920) и в г.Могилеве (1921);


Слайд 13III период «От осознания возможности обучения детей с

сенсорными нарушениями к призрению права аномальных детей на образование»

в 1923-1924 уч.году начались поиски приемлемой системы учреждений для «аномальных» детей.

в 1924 г. осуществлена реорганизация структуры действующих школ и детских домов;


Слайд 14III период «От осознания возможности обучения детей с сенсорными нарушениями

к призрению права аномальных детей на образование»


открытие Мстиславского института глухонемых (1925);

открытие Витебского института умственно отсталых (1925) и др.


Слайд 15III период «От осознания возможности обучения детей с сенсорными нарушениями

к призрению права аномальных детей на образование»


В БССР в 1925 г. положено начало общественному дошкольному воспитанию почти всех категорий «аномальных» детей.

Наиболее интенсивно в этот период развивалась сеть учреждений для умственно отсталых детей.


Слайд 16IV период « ОТ обучения отдельных категорий «аномальных» детей к

дифференцированной системе специального образования.»

большое внимание уделялось проблемам ранней диагностики аномального развития ребенка дифференциации сети учреждений дошкольного воспитания и обучения детей с ОПФР;

1940 – 1941гг.в РБ
действует 32 школы
по специализации;




Слайд 17IV период « ОТ обучения отдельных категорий «аномальных» детей к

дифференцированной системе специального образования.»

вспомогательные школы – семилетки - были преобразованы в восьмилетние школы для умственно отсталых детей;
школы для детей с нарушениями слуха и зрения приступили к осуществлению неполного среднего и среднего образования;




Слайд 18IV период « ОТ обучения отдельных категорий «аномальных» детей к

дифференцированной системе специального образования»


1 октября 1943г., через 3 дня после освобождения г. Мстиславля Могилевской области, возобновила свою работу Мстиславская школа слуха и речи, преобразованная в феврале 1944г. в Республиканскую школу беспризорных глухонемых подростков на 150 человек.




Слайд 19IV период « ОТ обучения отдельных категорий «аномальных» детей к

дифференцированной системе специального образования.»

В марте 1945г. – возобновили действие 5 школ для глухонемых.
приказа Министерства просвещения БССР 1947г. «О работе спецшкол БССР»



Слайд 20IV период « ОТ обучения отдельных категорий «аномальных» детей к

дифференцированной системе специального образования.»


В январе 1948г. СМ БССР принял постановление «Об открытии в БССР санаторно-лесных школ и школ для умственно отсталых детей»,

1949 г. укомплектована первая вспомогательная школа (в Витебске) лишь в январе 1949г.


Слайд 21V период «От равных прав к равным

возможностям»

произошло значительное расширение логопедических пунктов и стационаров;

постановление Совета Министров БССР 1952 г.
«О мероприятиях по борьбе с глухотой и глухонемотой и улучшение обслуживания глухонемых и глухих»,

что предусматривало создание сурдологопедических кабинетов в Минске (1952г.) в Витебске (1953г.),


Слайд 22V период «От равных прав к равным

возможностям»


В 1959г. при Мстиславской школе глухих открыт логопедический стационар для заикающихся детей.
впервые в Беларуси появились новые типы школ – для слабослышащих и позднооглохших (1961),
- для слабовидящих детей (1963),


Слайд 23V период «От равных прав к равным

возможностям»

Расширялась сеть учреждений для «аномальных» дошкольников:
в 1963г. в Минске открывается Республиканский детский дом для глухих на 135 мест, созданы дошкольные группы при Копцевичской и Ошмянской школах глухих;

в 1965г. открывается детский сад №235 для умственно отсталых детей и детей с тяжелыми нарушениями речи в Минске, ряд групп для детей с нарушениями речи при массовых детских садах в Минске, Витебске и Могилеве.


Слайд 24V период «От равных прав к равным

возможностям»

Открываются школы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (1964)

детей с тяжелыми нарушениями речи (1966);


Слайд 25V период «От равных прав к равным

возможностям»

В 80-е гг. школы для умственно отсталых в республике:
27 вспомогательных школ расположено в городах,
28 – в сельской местности.

В Минской области работает 14 школ (4 из них – в Минске), в Гомельской и Витебской – по 10, а в Брестской, Гродненской и Могилевской – по 7 школ.


Слайд 26V период «От равных прав к равным

возможностям»

открытие школы для детей с задержкой психического развития (1980);
Развивалась сеть логопедических пунктов при массовых школах и в учреждениях здравоохранения БССР.

в 1985г. при школах, поликлиниках и диспансерах республики работало 349 логопедов.


Слайд 27V период «От равных прав к равным

возможностям»

Повышение квалификации дефектологов в послевоенные годы достигалось за счет систематической методической работы непосредственно в школах, обучения на педагогических курсах, семинарах и совещаний по отдельным отраслям дефектологии, проводившихся в РСФСР и на Украине


Слайд 28V период «От равных прав к равным

возможностям»

Развивалась сеть логопедических пунктов при массовых школах и в учреждениях здравоохранения БССР.

В 80-х годах в республике насчитывалось
27 вспомогательных школ в городах;
28 вспомогательных школ в сельской местности;
В Минской обл. работало 14 школ;
В Гомельской и Витебской по 10 школ, в Брестской и Гродненской, Могилевской по 7 школ .


Слайд 29Литература: Бобла, И. М. История становления и развития специального образования детей с особенностями психофизического

развития в Беларуси : пособие / И. М. Бобла, И. Ю. Макавчик. – Минск : БГПУ, 2010. – 180 с.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика