Слайд 1Иверская часовня — часовня со списком Иверской иконы Божией Матери у Воскресенских ворот в Москве,
ведущих на Красную площадь (конец XVII — начало XIX в., разрушена в 1929 г., воссоздана в 1994—1995 гг.).
Иверская часовня
Слайд 2Краткая история
Первая часовня
Для Москвы по повелению Алексея Михайловича Никольскому монастырю заказали
сделать точную копию с привезённого из Афона списка с Иверской иконы Божией Матери. Прибывший в Москву список, сделанный русскими иконописцами, поместили при триумфальных Неглиненских воротах Китай-города. В 1669 году эти ворота были перестроены и названы Воскресенскими. Для защиты иконы от ветра и дождя был сделан небольшой деревянный навес, а позже в 1680 году воздвигли часовню, где служили монахи Иверской общины.
Слайд 3Здание Казакова - Гонзаго
Деревянная часовня перестраивалась в 1746 году, а окончательный
вид приобрела в 1791 году, когда её перестроил в камне архитектор Матвей Казаков. После разорения 1812 года восстановлена как памятник победы над Наполеономхудожник, Пьетро Гонзаго выполнил внутренние и наружные украшения часовни, наверху была установлена позолоченная фигура ангела с крестом. Голубой купол часовни был усыпан звёздами. Часовня вмещала не более пятидесяти человек. Была приписана к Николо-Перервинскому монастырю.
Слайд 4Часовня в XIX — начале XX в
По традиции, всякий, идущий на
Красную площадь или Кремль, перед входом в ворота прикладывался к иконе, под воротами мужчинам полагалось проходить без шапки. Часто Иверскую икону в особых каретах возили по домам москвичей, просивших отслужить молебен у постелей больных или просто под своим кровом. Чтобы часовня не пустовала, был сделан точный список с иконы, который замещал её во время отсутствия. Тесный храм, открытый круглые сутки, всегда был заполнен молящимися.
Слайд 5ПРИЧИНА СНОСА
После прихода к власти большевиков для Иверской часовни наступили тяжелые
времена. К первому празднику первого мая в Советской России декретом СНК от 14 апреля 1918 года было предписано подготовить декорирование города. Возле часовни на стене Городской думы были помещёны красная пятиконечная звезда и доска с лозунгом «Религия есть опиум для народа». В ночь на 28 апреля 1918 года часовня была ограблена, из неё были похищены ценные дары, привешенные к иконе по обету, а также пытались украсть драгоценный оклад с главной чудотворной иконы…
Слайд 6
…Милиция не нашла грабителей. Николо-Перервинский монастырь был закрыт, и монахи, обслуживающие
часовню, жившие в доме бывшего Губернского правления, были выселены. Образовавшаяся Община верующих при часовне заключила договор с Моссоветом, по которому верующие получали право использовать её. Во время кампании изъятия церковных ценностей в 1922 году из часовни была изъята вся утварь, конфискованы оклады, ризы, сосуды, кресты, украшенные драгоценными камнями и почти все иконы, включая и саму почитаемую чудотворную Иверскую икону. Перед рождеством 1923 года на площади перед Иверской часовней силами комсомольской атеистической пропаганды была проведена акция, пародирующая церковные службы и традиции, закончавшаяся большим костром перед часовней, в котором сожгли религиозную атрибутику. В 1928 году по инициативе члена ЦК Емельяна Ярославского, руководителя атеистической пропаганды, принимается решение о сносе Воскресенских ворот и Иверской часовни. В 1929 году часовню закрыли и снесли за одну ночь — с 28 на 29 июля 1929 года. На её месте ненадолго ставится фигура рабочего, а уже в 1931 году сносят Воскресенские ворота.
Слайд 7Воссоздание
В начале 1990-х годов, когда началось воссоздание исторического облика столицы, Московским
Патриархом Алексием II после праздничного торжественного молебна в ноябре 1994 года был заложен камень в основание Иверской часовни и Воскресенских ворот. Благодаря автору проекта О. И. Журину, а также автору горельефов апостолов Петра и Павла, Архангела Михаила Ю. Ф. Иванову, которые с командой архитекторов и художников воссоздавали часовню, уже в октябре 1995 года она была торжественно освящена, и в ней установлен новый список Иверской иконы, с благословения игумена Афонской Иверской обители написанный специально для часовни иноком-иконописцем Лукой.