История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки презентация

Содержание

Лекционные вопросы 1. Сущность, формы, функции исторического знания. 2. Предмет исторической науки 3. Основы методологии исторической науки 4. Основные концепции изучения истории 5. Исторический источник.

Слайд 1

Лекция №1
История в системе социально-гуманитарных наук.
Основы методологии исторической

науки.




Слайд 2Лекционные вопросы
1. Сущность, формы, функции исторического знания.
2. Предмет исторической науки


3. Основы методологии исторической науки
4. Основные концепции изучения истории
5. Исторический источник.


Слайд 3Литература
Блок М. Ремесло историка. – М., 1986
Грицкевич В. П. Теория и

история источниковедения : Пособ. для студ. гуманит. факультетов/ В. П. Грицкевич, С. Б. Каун, С. Н. Ходин. -Мн.: БГУ, 2000
Источниковедение. Учебник для ВУЗов. М.: РГГУ, 1996
Р.А. Киреева, К.М. Умбрашко. Взгляд на историю как науку. – М., 2009.
Лаппо-Данилевский А. С. Методология истории -М.: Территория будущего, 2006.
Могильницкий Б. Г. Введение в методологию истории. М., 1989;
Его же. Историческое сознание и историческая наука// Исторические воззрения как форма общественного сознания. Ч. 1. Саратов.



Слайд 41. История в системе социально-гуманитарных наук

История – одна из 15-ти тысяч

существующих наук;
– одна из наиболее древних, взаимодействующая со всей системой гуманитарного знания.




Наука история может классифицироваться по изучаемым сферам человеческой деятельности:
социальная, экономическая, военная, политическая, история повседневности, история частной жизни, история культуры и история искусства.

На стыке исторических и других наук создаются междисциплинарные науки:
- историческая география,
- историческая геология и др.
«Хотя и говорят о том, что история никого и ничему не научила,
жизнь, однако, еще больше мстит тому, кто совсем не знает истории.»
В.О. Ключевский

Историческая наука - это такая сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных, достоверных знаний о прошлом человеческого общества, цель которой - описание, объяснение и предсказание развития этого общества.


Слайд 5Вспомогательные исторические дисциплины
хронология – системы отсчета времени;
палеография – рукописные

памятники и старинное письмо;
дипломатика – исторические акты;
нумизматика – монеты, медали, ордена, денежные системы, историю торговли;
метрология – систему мер; ·
флаговедение – флаги; ·
геральдика – гербы стран, городов, отдельных семей;
сфрагистика – печати; ·
эпиграфия – надписи на камне, глине, металле;
генеалогия – происхождение городов и фамилий; ·
топонимика – происхождение географических названий;
краеведение – историю местности, региона, края; ·
источниковедение – исторические источники;
историография – анализ взглядов, идей и концепций историков, закономерностей в развитии исторической науки.


Слайд 62. Предмет исторической науки
Предметом исторической науки можно назвать все проявления жизни человечества,

начиная с зарождения человеческого общества и до настоящего времени. 
В исторической науке выделяются события:  – по временному (хронологическому) охвату; основные эпохи (первобытность, античность, средневековье, новое/новейшее время) и отдельные их периоды;  – по пространственному (географическому) охвату; всемирная история может быть представлена как история отдельных континентов (история Африки, Латинской Америки), регионов (балканистика, история Ближнего Востока), стран (китаистика), народов или групп народов (славяноведение);  – по различным сферам человеческой деятельности (политической, правовой, экономической, военной, научной и т.д.). 

«История — наука о людях во времени в которой надо непрерывно связывать изучение мертвых с изучением живых».
М. Блок

Слайд 7Задачи истории
первая задача истории — воздерживаться от лжи,
вторая — не

утаивать правды,
третья — не давать никакого повода заподозрить себя в пристрастии или в предвзятой враждебности
М.Т. Цицерон

Слайд 8Функции истории
Познавательная
Политическая
Мировоззренческая
Воспитательная

«Незнание прошлого, не только вредит познанию настоящего, но и ставит

под угрозу всякую попытку действовать в будущем».
М.Блок

Слайд 9Основы методологии истории
Принцип историзма
Принцип объективности
Социально-гуманистический
Принцип альтернативности

«Каждое явление рассматривать лишь

исторически, лишь в связи с другими, лишь в связи с конкретным опытом истории».
В.И Ленин

Слайд 10Принципы исторических исследований
Принцип историзма требует рассмотрения всех исторических фактов, явлений и

событий в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаимосвязи и взаимообусловленности.



Всякое историческое явление следует изучать в развитии:
как оно возникло;
какие этапы в своём развитии прошло;
чем, в конечном счете, стало.
Нельзя рассматривать событие или личность абстрактно вне временных позиций.


Слайд 11Принципы исторических исследований
Принцип объективности – опора на факты в их истинном

содержании, не искажённые и не подогнанные под схему.
Требует рассматривать каждое явление в его многогранности и противоречивости, в совокупности как положительных, так и отрицательных сторон.
Главное в обеспечении принципа объективности - личность историка: его теоретические взгляды, культура методологии, профессиональное мастерство и честность.


Слайд 12Принципы исторических исследований
Принцип социального подхода предполагает рассмотрение историко-экономических процессов с

учетом социальных интересов различных слоев населения, различных форм их проявления в обществе.
Обязывает учитывать субъективный момент в практической деятельности правительств, партий, личностей.

Слайд 13Принципы исторических исследований
Принцип альтернативности определяет степень вероятности осуществления того или иного

события, явления, процесса на основе анализа объективных реальностей и возможностей.
Признание исторической альтернативности позволяет по-новому оценить путь страны, увидеть неиспользованные возможности процесса, извлечь уроки истории на будущее.

Слайд 14Методы исторического познания
хронологический метод - предусматривает изложение исторического материала в хронологической

последовательности;
синхронный метод - предполагает одновременное изучение событий, происходящих в обществе;
дихронный метод - подразумевает разработку периодизации;
экспериментальный метод (или историческая реконструкция).


Слайд 154. Основные концепции изучения истории: Античность и Средневековье
Родоначальником истории принято считать древнегреческого

писателя Геродота из Фурий (ок. 485–425 гг. до н. э.), создавшего труд «История» о событиях греко-персидских войн. К числу выдающихся историков античного мира относятся древнегреческие авторы: Фукидид (ок. 460–396 гг. до н. э.), Ксенофонт (ок. 430–355/54 гг. до н. э.), Плутарх (ок. 45–127 гг. н. э.) и древнеримские: – Тит Ливий (59 г. до н. э.–17 г. н. э.), Корнелий Тацит (ок. 58–117 н. э.), Светоний Транквилл (ок. 70–122 н. э.).
В II–I вв. до н. э. создал свою историю Древнего Китая Сыма Цянь. 

Исторические сочинения тех времен носили чисто описательный характер, призваны были восхвалять, назидать, а то и просто развлекать. 


Слайд 16Основные концепции изучения истории: Возрождение
В эпоху Возрождения (XV–XVI вв.) Леонардо Бруни (1370/74–1444), Никколо

Макиавелли (1469–1527), Франческо Гвиччардини (1483–1540) – впервые попытались, опираясь на критику источников и рациональное истолкование фактов, определить внутренние закономерности хода истории. 

Отстаивал идею полного развития личности. Убеждённый республиканец, противник тирании. 

«Та война справедлива, которая необходима, и то оружие священно, на которое единственная надежда».

 С помощью анализа, усматривал в политической жизни цепь причин и следствий;
 подвергал сомнению общие принципы и отстаивал самостоятельную значимость отдельной ситуации.

Оформили субъективистскую концепцию представляющую историю, как череду деяний выдающихся личностей, сосредотачивают внимание на внутреннем мире подобных людей.

Этот подход остается актуальным до сих пор («психоистория», историко-биографический жанр), а вопрос о роли личности в истории остается открытым. 


Слайд 17Основные концепции изучения истории: Новое и Новейшее время
В основе современных концепций понимания

истории лежат две научных парадигмы: 
1. Исаак Ньютон определил Вселенную как некий гигантский механизм, в котором любое событие определяется причинно-следственными отношениями. 

Илья Пригожин изучая самоорганизующиеся системы, которые возникают из хаоса, пришел к пониманию наличия связей между несвязанными, на первый взгляд, событиями, позволяющими им само организовываться, тем самым уменьшая общую энтропию.
Формирующаяся наука получила название синергетика (от греч. син — «совместное» и эргос — «действие» это совокупность общих идей о принципах самоорганизации и вместе с тем сумма общих математических методов для ее описания). 

Этот неологизм был введен нем. физиком-теоретиком Германом Хакеном.

В XIX столетии, с появлением и развитием социологии были предприняты первые попытки выявления структуры человеческого общества, рассмотрения человеческой истории, как единого закономерного процесса. 


Слайд 18В рамках первой парадигмы заключены четыре концепции понимания истории:
Христианская концепция. Создатели:

Августин Блаженный, первые русские летописцы - Нестор, историк Н.М.Карамзин.
Основные проблемы - история как результат действия сверхъестественных сил, как их каприз или упорядоченный замысел. Сутью исторического процесса считается движение человечества к спасению, приближение к богу, а движущей силой истории – божественная воля, направляющая мир к конечной цели, провидение (лат. providentia, отсюда и название данного историко-философского подхода – провиденциализм
+ наличие богатых и многочисленных источников, развитый понятийный аппарат и международные традиции.
наличие мощного религиозно-фантастического элемента, или элемента веры. 



Слайд 19Объективно-идеалистические философские концепции

Создатели: Г.В.Ф. Гегель, А.Шопенгауэр
Основные проблемы главная роль в историческом

процессе принадлежит объективным надчеловеческим силам – Абсолютному Духу (Гегель), Мировой Воле (Шопенгауэр) и т.п. 

Слайд 20Марксистская концепция. Создатели: К. Маркс, Ф.Энгельс.
Основные проблемы – влияние способа

производства на политические, социальные и духовные процессы в жизни общества; роль классов в истории; история общества как процесс развития сменяющих друг друга общественно-экономических формаций.
+ роль материального производства в развитии общества, связь экономических и социальных проблем, универсализм.
- уделяется недостаточное внимание проблемам человека, культуры, права; концепции присущ европоцентризм и схематизм.

В рамках первой парадигмы заключены три концепции понимания истории:


Слайд 21Цивилизационная или культурно-историческая концепция истории.
Н.Данилевский, О.Шпенглер и А.Тойнби
Основные проблемы –

основана на идее локальных цивилизаций, многовариантного (плюралистического) исторического развития.
+позволяет выявить общие и особенные черты в развитии отдельных обществ;
позволяет выделить определенные критерии в общественном развитии;
показывает роль человека в историческом процессе, а также важность дуовно-нравственных факторов.
- аморфность критериев выделения цивилизаций.

цивилизация - сообщество людей, объединенных своеобразными, естественными условиями проживания, основополагающими религиозно-духовными ценностями, имеющее особые устойчивые черты в социально-политической организации, в культуре, в экономике и психологическое чувство принадлежности к этому сообществу.


Слайд 22Тотальная или глобальная история
Создатель:  Фернан Бродель и др.
Основные проблемы –

синтез всемирно-исторического и культурно-исторического подходов;
сочетание их лучших качеств при устранении недостатков;
изучение всевозможных факторов и мельчайших деталей наряду с выявлением самых общих исторических закономерностей. 

Слайд 23В рамках второй парадигмы:
Теория хаоса
Создатели: физик и философ Анри Пуанкаре, советские

математики А. Н. Колмогоров и В. И. Арнольд и немецкий математик Ю. К. Мозер
Основные проблемы – отрицание принципов простоты, устойчивости, детерминированности в повторяемых и регулярных явлениях;
изучение принципов вероятности, неустойчивости – внимание к "отклонениям" всех видов, на явления побочные и неупорядочиваемые, изучение которых приводит к исключительно важным выводам.

Теория управляемого хаоса
Создатель: Стивен Манн
Основные проблемы – главная цель –перевести систему в состояние «политической критичности». А далее она – при определенных условиях – сама неизбежно ввергнет себя в катаклизмы хаоса или созидательного «переустройства».
Mann, Steven R. Chaos Theory and Strategic Thought // Parameters (US Army War College Quarterly), Vol. XXII, Autumn 1992, pp. 54-68

«Эффект бабочки» – выражающий понятие предсказуемой случайности. Как бы точно ни измерялись начальные данные, ошибка со временем станет большой и, следовательно, поведение системы на больших временных интервалах спрогнозировать нельзя. 


"Она упала на пол - изящное маленькое создание, способное нарушить равновесие, повалить маленькие костяшки домино ... большие костяшки ... огромные костяшки, соединенные цепью неисчислимых лет, составляющих Время". А в итоге президентские выборы выиграл диктатор ...   Р. Бредбери "И грянул гром"

«странный» (в значении «уникальный») и «аттрактор» (от слова «attract» – привлекать, притягивать), т.о. «странный аттрактор» – «что-то уникальное и в то же время притягательное».


Слайд 245. Исторический источник
1. Источник не является объективным отражателем событий, он дает

лишь ту информацию, которую в нем ищет историк, он отвечает лишь на те вопросы, которые историк ставит перед ним. И полученные ответы всецело зависят от заданных вопросов.

2. Источник не является объективным отражателем истории и потому, что он передает события через мировосприятия автора, его создавшего. Это обстоятельство имеет важное значение, ибо то или иное понимание картины мира, существующее в сознании создателя источника, так или иначе воздействует на те данные, которые он фиксирует.


Слайд 25Этапы работы с историческим источником
Интерпретация источника;
Анализ содержания источника;
Определение достоверности информации из

источника
Синтез полученной информации из источника;
Выводы и заключения.

Слайд 26Мемуары
Особенностью мемуаров является документальность; она основывается на свидетельских показаниях мемуаристов, очевидцев

описываемых событий. Мемуары нельзя считать продуктом исключительно личностного происхождения. Они неизбежно несут на себе печать своего времени
При работе с мемуарами необходимо:
изучить личность автора;
время и место действия описываемых событий;
установить положение, занимаемое автором в происходивших событиях, а стало быть, его осведомленность о них;
установить источники осведомленности автора;
сопоставить факты изложенные в мемуарах с другими источниками.




Слайд 27Средства массовой информации(СМИ)


Слайд 28Периодическая печать
Печать - это синтетический материал, включающий в себя самую

разнообразную по жанру, происхождению и характеру информацию: официальные сообщения и документы, законодательные акты, публицистику, письма, хронику, всевозможную газетную информацию (заметки-отчеты, репортажи, интервью и пр.), объявления, беллетристику, некрологи и т. д.
Недаром же печать(СМИ) нарекли "четвертой властью" (после законодательной, исполнительной и судебной).
Иногда говорят, что печать — изнанка власти. Следовательно, изучая печать, можно составить представление о том или ином государственном строе. И в этом своем качестве свидетеля эпохи она остается интересным историческим источником.


Слайд 29Основные жанры газеты
Заметка — это констатация факта, лаконичная передача некоторой суммы

сведений без оценочных моментов.
Отчет отличается описанием подробностей события, деталей объекта.
Репортаж освещение некоего события/мероприятия непосредственно с места событий
Интервью отображает отношение к событиям сразу двух лиц: журналиста и собеседника. Характер диалога может быть разным, в зависимости от общественного положения, известности того, у кого берут интервью. Этому может, с другой стороны, противостоять высокий профессионализм, настырность и находчивость журналиста.
К аналитическим жанрам относятся: корреспонденции, рецензии, статьи. Основная цель этих материалов — передача не столько информации о событиях, сколько авторских размышлений по поводу их.
Художественно-публицистические жанры (очерк, фельетон, памфлет) сочетают документализм с литературным вымыслом, дают событиям оценку, сочетающую общественно-политическое и эмоциональное звучание.
Ответы на вопросы читателей

Слайд 30Историческое сознание – совокупность представлений, присущих обществу в целом и составляющим

его сегментам в отдельности, о своём прошлом, настоящем и будущем.
не является неизменным;
существует как конкретная историческая закономерность;
различно у разных социальных общностей;
может иметь протестные формы порождающее своё «видение» истории;
при системном формировании (государством) выступает одним из факторов социальной стабильности.
Выполняет функции:
преемственности, интеграции, консолидации различных поколений, социальных групп и индивидов (на основе осознания общности своей исторической судьбы), мировоззренческую и прогностическую.
.

способность к воспроизведению прошлого с определённых позиций

6. Уроки истории, историческая память и историческое сознание как способы постижения мира.


Слайд 31Формы исторического сознания


Слайд 32Анализ исторической ситуации исп. В.И. Лениным


Урок истории – вывод из причинно-следственных

связей, отражающий определенную закономерность переживаемой исторической ситуации

Слайд 33 «История не может быть «плохой» или «хорошей». Она была такой,

какой она была, и только правда о ней может освободить сознание народа, раскрепостить его ум и разбудить его совесть.»

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика