Твой Кремль – алтарь наш и твердыня,
Он собрал Русь, скрепил, воздвиг;
Он наша сила и святыня,
Молебник и архистратиг.
П.А.Вяземский
С освобождением от монгольского ига архитектура меняется – до XV в. скромная и спокойная, она становится величавой и внушительной: с обретением независимости проявился подъём национального самосознания.
Вид сверху
«…Многое я видел, многим я любовался, многое поражало меня, но время, древнее время в России, которое оставило свой памятник в этом селе, было для меня чудом из чудес. Я видел Страсбургский собор, который строился веками, я стоял вблизи Миланского собора, но, кроме налепленных украшений, я ничего не нашел. А тут передо мной предстала красота целого. Во мне все дрогнуло. Это была таинственная тишина. Гармония красоты законченных форм. Я видел какой-то новый вид архитектуры. Я видел стремление ввысь, и долго я стоял, ошеломленный».
Гектор Берлиоз
Для всего мира самыми известными «визитными карточками» России являются Кремль, Красная площадь и Собор Василия Блаженного в Москве.
Перед собором в 1931 г. Установлен памятник Минину и Пожарскому
Из праздничного чина
Сообщается, что Рублев писал свои иконы с молитвой и слезами, что он был «всех превосходящ в мудрости»
Св. Николай Чудотворец
Архангел Гавриил
В к. ХIV в. Появляются первые произведения статуарного характера. Они возникли в западных областях Руси, близких Ренессансной Европе. Затем они переместились на Север, где сильны были языческие традиции.
Дмитровский собор во Владимире: резьба по камню
Деревянная скульптура
Николы Можайского украшала храмы
Собор знаменит своей белокаменной резьбой — его стены украшают около 600 рельефов, изображающих святых, мифических и реальных животных.
Когда прошло более сотни
лет и эпоха поражений
сменилась эпохой первых
побед, -
откликом на Куликовскую битву стала «Задонщина» – поэтическое произведение, созданное брянским боярином Софонием. Как образец стиля Софоний использовал «Слово о полку Игореве». Софоний поет славу великому князю Дмитрию Донскому, его двоюродному брату и «могучему городу Москве». «Задонщина» проникнута торжеством за Русскую землю, сумевшую объединиться, отбросить распри перед лицом врага и победить.
В XV в. стал набирать популярность путевой дневник «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина.
«Домострой» — памятник русской литературы XVI века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы. Наиболее известен в редакции середины XVI века, священника Сильвестра, близкого к Ивану Грозному. Интересен как опыт синтеза литературно-книжной речи и народноразговорного языка.
А. Рябушкин. Купеческая семья XVII века
Когда придешь в такое место, где едят или пьют, тогда, поклонясь, поздоровайся с ними и приятного аппетита пожелай, и ежели поднесут тебе пить, отговаривайся сначала, а потом, поклонясь, прими и пей, вежливо благодари того, кто тебе дал испить. И отступи назад, пока тебя посадят. А когда кто-то с тобой говорить начнет, то встань и слушай прилежно, что он тебе скажет, чтобы ты мог, подумав, на это ответ дать. Если же найдешь что бы то ни было, отдай это назад. Платье свое и книги береги прилежно, а по углам их не разбрасывай. Будь услужлив и об одном деле дважды себе приказывать не заставляй, и таким образом получишь милость. Охотно ходи в церкви и в школы, а не мимо них, иначе пойдешь путем, который ведет в погибель. Не насмехайся, не осуждай и ни про кого ничего худого не говори, да не постигнет и тебя худое.
«Каким образом должен отрок вести себя
среди чужих»
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» была любимым чтением русских людей от царей до простолюдинов, а ныне это произведение называют жемчужиной древнерусской литературы».
Д.С.Лихачев
В России День Петра и Февронии Муромских (8 июля) стал отмечаться с 2008 года как День семьи, любви и верности.
Наряду с былинным эпосом в XV в. складывается новый жанр исторических песен, воспроизводящих подлинные события. Их герои – реально существовавшие лица.
Самый ранний цикл таких песен связан с царствованием Ивана Грозного: это песни о взятии Казани, о завоевании Сибири Ермаком. Единичные их записи появляются в XVII в., а систематические собирания относятся к XIX в.
Представителями светской традиции оставались скоморохи, которых особенно много было в Новгороде.
Отец Павел Флоренский называл преп. Сергия «хранителем России». Воистину, это духовный богатырь. Скрытый огонь благодати в его душе давал ему силы преображать души людей, приходящих к нему. Они уходили от него освеженными и очищенными. Преображался и мир вокруг одинокой кельи подвижника,
пустыня, в самом деле, процвела.
С именем преподобного Сергия шел народ по жизни. Царь Иоанн Грозный после известия о взятии татарской столицы, воскликнул, имея в виду Преподобного: «Твоими молитвами взята Казань!»
Троице-Сергиева лавра
Спасо-Преображенский монастырь на Валааме
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть