История отечественной культуры XIII – XVI вв. Владимиро-Суздальская и Московская Русь презентация

Содержание

История отечественной культуры XIII – XVI вв. В конце XII в. Значение Киева стало постепенно уменьшаться в сравнении с теми городами и княжествами из глубины России, куда стали перемещаться с юга

Слайд 1История отечественной культуры XIII – XVI вв. (Владимиро-Суздальская и Московская Русь)
План урока:

Исторические

условия; переход к Предвозрождению;
Архитектура;
Живопись и скульптура;
Литература;
Музыка;
Религия;
Итоги культурно-исторического развития Владимиро-Суздальской и Московской Руси (XIII-XVI вв.)


Слайд 2История отечественной культуры XIII – XVI вв.
В конце XII в. Значение

Киева стало постепенно уменьшаться в сравнении с теми городами и княжествами из глубины России, куда стали перемещаться с юга более энергичные слои населения.

Киевское княжество постепенно уступило лидирующие позиции Владимирскому, имевшему больше ресурсов для дальнейшего развития.

В это же время происходит завоевание Руси монголами, которые не дошли лишь до северных городов – Новгорода и Пскова. Отсюда, с первой пол. XIII в. начинается второй этап средневековой русской культуры.

Таким образом, создание «Слова о полку Игореве относится ещё к эпохе Киевской Руси, а постройка Покрова на Нерли – к эпохе Владимиро-Суздальской Руси (по названиям двух крупнейших городов княжества).

Культура Владимиро-Суздальской Руси начала развиваться в труднейшее время: С Востока пришли монголы, и воспользовавшись слабостью Руси, Запад усилил своё давление.

Слайд 3История отечественной культуры XIII – XVI вв.
Монгольское нашествие нанесло огромный урон

русской культуре и замедлило развитие Руси. Многие города были сожжены или разрушены. Погибли памятники архитектуры, ремесленного и изобразительного искусства, книги. Поголовно уничтожалось население тех городов, которые оказывали сопротивление. Всех ремесленников уводили в Орду. На время прекратилось всякое каменное строительство.

Слайд 4История отечественной культуры XIII – XVI вв.
В 1299 г. Митрополит Максим

перенес церковную кафедру из Киева во Владимир: т.е. религиозный центр переместился на восток. А в к. XIII-нач. XIV вв. в число наиболее сильных выдвигается Московское княжество. В 1325 г. при московском князе Иване Калите митрополит Петр переехал из Владимира в Москву, что еще более способствовало возвышению Московского княжества. Следующий важный период – деятельность внука Калиты, который возглавил русские войска на Куликовом поле. Это был Дмитрий Донской.

Слайд 5История отечественной культуры XIII – XVI вв. Архитектура
В I пол. XIV

в. начинает возрождаться каменное строительство. При Иване Калите возводится Успенский собор (усыпальница митрополитов), колокольня Ивана Лествичника (дозорная башня) и Архангельский собор (усыпальница великих князей). Так образовалась Соборная площадь Московского Кремля.

Твой Кремль – алтарь наш и твердыня,
Он собрал Русь, скрепил, воздвиг;
Он наша сила и святыня,
Молебник и архистратиг.

П.А.Вяземский

С освобождением от монгольского ига архитектура меняется – до XV в. скромная и спокойная, она становится величавой и внушительной: с обретением независимости проявился подъём национального самосознания.


Слайд 6Архитектура Руси XIII – XVI вв.
Храм Вознесения Господня в

Коломенском является шедевром мировой архитектуры, первым каменным шатровым храмом в России. Возведена в подмосковном с. Коломенское в 1532 г. предположительно итальянским архитектором Петром Францизском Анибале, по русским летописям Петром Фрязином или Петром Малым на правом берегу Москвы-реки. Построен из кирпича с белокаменными деталями.

Вид сверху

«…Многое я видел, многим я любовался, многое поражало меня, но время, древнее время в России, которое оставило свой памятник в этом селе, было для меня чудом из чудес. Я видел Страсбургский собор, который строился веками, я стоял вблизи Миланского собора, но, кроме налепленных украшений, я ничего не нашел. А тут передо мной предстала красота целого. Во мне все дрогнуло. Это была таинственная тишина. Гармония красоты законченных форм. Я видел какой-то новый вид архитектуры. Я видел стремление ввысь, и долго я стоял, ошеломленный».
Гектор Берлиоз


Слайд 7Архитектура Руси XIII – XVI вв.
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что

на Рву (разговорное название — Собор Василия Блаженного) — православный храм, расположенный на Красной площади в Москве.

Он возведен в честь победы над Казанским ханством в 1561 г. по обету Ивана Грозного. Казань пала на следующий день после праздника Покрова Богородицы. Но в народной памяти он связан с именем юродивого Василия (он был широко известен в Москве), который был погребен в пределе собора.
По стилю храм продолжает традиции раннемосковского зодчества, и в то же время соотносится с европейским Возрождением.

Построен русскими зодчими – Бармой и Постником. Изумительный по своей красоте храм представляет собой целый комплекс церквей, объединенных общим основанием.
Поражает разнообразие разновысотных глав собора: нет похожих объёмов и куполов. В нём как будто сочетаются и аскетизм, и радость, с «нездешней радугой красок».

Для всего мира самыми известными «визитными карточками» России являются Кремль, Красная площадь и Собор Василия Блаженного в Москве.

Перед собором в 1931 г. Установлен памятник Минину и Пожарскому


Слайд 8История отечественной культуры XIII – XVI вв.
Предвозрождение – золотой век русской

иконописи. Её вершина – искусство Андрея Рублева.
Особенностью развития культуры этого периода являлось использование достижений европейского Ренессанса. Яркое свидетельство этому – строительство Московского кремля, его башен и Успенского собора по проекту флорентийского мастера Аристотеля Фьораванти. Непосредственно греческую культуру распространял живописец Феофан Грек. Искусство Андрея Рублева как раз и характеризует интерес к греческой античности.

Слайд 9История отечественной культуры XIII – XVI вв. Иконопись
Фрески Феофана Грека, человека

очень высокой духовной культуры, отличаются выразительным экспрессивным стилем, резкой графичностью, порывистой динамикой движений. Они при этом полны величия. Лики Феофана Грека суровы, как в византийской живописи. Густой драматичный колорит его красок лишён жизнерадостности, в чём могла сказаться горечь от потери родины. Его произведения всегда узнаются по знаменитым светоносным бликам, подобным проблескам молнии во мраке.

Слайд 10История отечественной культуры XIII – XVI вв. Иконопись
Спас в силах. Ф.Грек
Богоматерь.

Ф.Грек

Из праздничного чина


Слайд 11История отечественной культуры XIII – XVI вв. Иконопись
Окончательно национальный характер русской

иконы оформился в середине XIV в. Местные школы иконописного письма различаются по составу красок и их компоновке. Колорит является наиболее характерной чертой стиля различных школ. От Византийского письма русские иконы отличаются смелой ассимметрией, большей эмоциональной выразительностью.
Ранее других складывается Новгородская школа, затем - Владимирская, Ярославская, затем Псковская. Позже Новгородскую школу поглотила Московская. Но недаром исследователи называют Новгород «русской Флоренцией» - здесь начинал работу Феофан Грек, чьим учеником был Андрей Рублёв.
А на Московской земле в XIV - XV вв. складывается иконостас – систематизированный, в несколько рядов (от 1 до 5) комплекс из икон – перегородка между основным помещением храма и алтарной комнатой. Завершался иконостас крестом или иконой распятия. В XVII в. добавился ряд херувимов и серафимов, а вместо креста иконостас стали венчать иконой Спаса Нерукотворного или Бога Саваофа.

Слайд 12Иконопись XIII – XVI вв.

Спас
Апостол Петр ведет праведников в рай
Андрея

Рублева называют преподобным. Их летописей мы узнаём про его «великое тщание о постничестве и иноческом жительстве».

Сообщается, что Рублев писал свои иконы с молитвой и слезами, что он был «всех превосходящ в мудрости»


Слайд 13Иконопись XIII – XVI вв.
Третий выдающийся художник русского Предвозрождения –

Дионисий (ок. 1440 – после 1502). Вместе с сыновьями он расписывает церкви и создаёт фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря – это наиболее знаменитые из сохранившихся работ.
Его стиль – высветление и тонкая нюансировка колорита, подчеркивание воздушной пространственности. У него преобладают небесно-голубые тона и ещё более удлинённые фигуры, чем у Рублева. Лица и фигуры лишаются объема, как бы дематериализуются. «Светлость» Рублева у Дионисия переходит в «праздничность». В фигурах преобладает печаль.

Св. Николай Чудотворец

Архангел Гавриил


Слайд 14История отечественной культуры XIII – XVI вв. Скульптура
На Руси место статуи

заступил плоско трактованный рельеф. Ему принадлежало будущее. И в руках древнерусских художников он сделался совершенным средством для выражения их мыслей и чувств.

В к. ХIV в. Появляются первые произведения статуарного характера. Они возникли в западных областях Руси, близких Ренессансной Европе. Затем они переместились на Север, где сильны были языческие традиции.

Дмитровский собор во Владимире: резьба по камню

Деревянная скульптура
Николы Можайского украшала храмы

Собор знаменит своей белокаменной резьбой — его стены украшают около 600 рельефов, изображающих святых, мифических и реальных животных.


Слайд 15История отечественной культуры XIII – XVI вв. Литература
Батыево нашествие стало основной

темой в литературе. Один из первых откликов на произошедшее – «Повесть о разорении Рязани Батыем». В «Повести» описывается гибель Рязани и рода рязанских князей. Монгольское нашествие воспринималось современниками как конец света, как «великая конечная погибель». Отсюда трагизм, наполняющий произведения того периода. Мотив героической смерти является ведущим в литературе, посвященной нашествию.


Когда прошло более сотни
лет и эпоха поражений
сменилась эпохой первых
побед, -
откликом на Куликовскую битву стала «Задонщина» – поэтическое произведение, созданное брянским боярином Софонием. Как образец стиля Софоний использовал «Слово о полку Игореве». Софоний поет славу великому князю Дмитрию Донскому, его двоюродному брату и «могучему городу Москве». «Задонщина» проникнута торжеством за Русскую землю, сумевшую объединиться, отбросить распри перед лицом врага и победить.


Слайд 16История отечественной культуры XIII – XVI вв.


Монахом Троице-Сергиева монастыря Епифанием Премудрым

(?–1420) было написано «Житие Сергия Радонежского». Написано по всем законам жанра и одновременно проникнуто особым лиризмом.

Епифаний был выдающимся писателем своего времени. В своих произведениях он демонстрирует мастерское владение популярным в XV в. художественным приемом, который называется «плетением словес» и заключается в своеобразном «нанизывании» эпитетов. Пример из его «Жития Стефана Пермского»: «Един тот был у нас епископ, то же был нам законодавец и законоположник, то же креститель и апостол, и проповедник, и благовестник, и исповедник, святитель».

В XV в. стал набирать популярность путевой дневник «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина.






Слайд 17История отечественной культуры XIII – XVI вв. Литература
Кроме религиозной, назидательной и

поучительной частей, «Домострой» содержит очень важную информацию о социальном устройстве с множеством подробностей о быте и повседневной жизни боярского и купеческого сословий на Руси.

«Домострой» — памятник русской литературы XVI века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы. Наиболее известен в редакции середины XVI века, священника Сильвестра, близкого к Ивану Грозному. Интересен как опыт синтеза литературно-книжной речи и народноразговорного языка.

А. Рябушкин. Купеческая семья XVII века


Когда придешь в такое место, где едят или пьют, тогда, поклонясь, поздоровайся с ними и приятного аппетита пожелай, и ежели поднесут тебе пить, отговаривайся сначала, а потом, поклонясь, прими и пей, вежливо благодари того, кто тебе дал испить. И отступи назад, пока тебя посадят. А когда кто-то с тобой говорить начнет, то встань и слушай прилежно, что он тебе скажет, чтобы ты мог, подумав, на это ответ дать. Если же найдешь что бы то ни было, отдай это назад. Платье свое и книги береги прилежно, а по углам их не разбрасывай. Будь услужлив и об одном деле дважды себе приказывать не заставляй, и таким образом получишь милость. Охотно ходи в церкви и в школы, а не мимо них, иначе пойдешь путем, который ведет в погибель. Не насмехайся, не осуждай и ни про кого ничего худого не говори, да не постигнет и тебя худое.

«Каким образом должен отрок вести себя
среди чужих»


Слайд 18История отечественной культуры XIII – XVI вв. Литература
К жанру бытовой повести,

актуальной и в наши дни, относится «Повесть о Петре и Февронии» (ок. 1547 г.), сочинённая писателем Ермолаем, в монашестве Еразмом - на основе житийного рассказа XV в.
«Повесть о Петре и Февронии» - это гимн любви, одно из самых поэтичных произведений русской литературы. Но в «Четьи-Минеи» повесть не вошла – видимо, она далеко ушла от церковных канонов, была слишком литературной.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» была любимым чтением русских людей от царей до простолюдинов, а ныне это произведение называют жемчужиной древнерусской литературы».
Д.С.Лихачев

В России День Петра и Февронии Муромских (8 июля) стал отмечаться с 2008 года как День семьи, любви и верности.


Слайд 19История отечественной культуры XIII – XVI вв. Литература
В XVI в. Московские

богословы под руководством митрополита Макария взялись за создание многотомного свода житий святых Русской православной церкви и сказаний о праздниках – «Великие Минеи (месяцы) Четьи (читаемые)», то есть, помесячные тома для чтения, в которых материал располагается по месяцам. Макарьевские «Четьи» не были завершены, и через 200 лет эту работу завершил св. Дмитрий, митрополит Ростовский.

Великие Минеи-Четьи - своего рода сборник всей литературы Древней Руси, в котором митрополит Макарий, будучи еще архиепископом Новгородским, собрал почти всю духовно-учительную и церковно-повествовательную литературу древней Руси.

За каждым сказанием или житием следуют поучения, предназначенные для чтения в дни памяти святых, а также светские сочинения.

Многие произведения, читавшиеся на Руси в XV-XVI вв., сохранились только благодаря тому, что они вошли в Минеи.

Слайд 20Музыка Руси XIII – XVI вв.


Русская песня – протяжная и

широкая как русский характер. Н.В.Гоголь считал песню «народной историей, живой, яркой, исполненной красок истины, обнажающей всю жизнь народа».
От песни тянется ниточка к романсу, в котором текст музыка одинаково важны, а затем – к русской музыкальной драме.
Исследователи считают, что русская песня представляет собой слияние 3-х искусств: музыки, слова и театра, так как поющий человек создаёт определённый образ человека.


Наряду с былинным эпосом в XV в. складывается новый жанр исторических песен, воспроизводящих подлинные события. Их герои – реально существовавшие лица.
Самый ранний цикл таких песен связан с царствованием Ивана Грозного: это песни о взятии Казани, о завоевании Сибири Ермаком. Единичные их записи появляются в XVII в., а систематические собирания относятся к XIX в.
Представителями светской традиции оставались скоморохи, которых особенно много было в Новгороде.


Слайд 21История отечественной культуры XIII – XVI вв. Религия.
На московской земле родился

самый выдающийся русский святой Сергий Радонежский (1322-1392). Он святой, но и близкий народу, он своей жизнью свидетельствует о том, чего может достичь человек самовоспитанием.
Историк В.О.Ключевский писал о нём: «примером своей жизни, высотою своего духа преп. Сергий поднял упавший дух родного народа, пробудил в нём доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в своё будущее. Он вышел из нас, был плоть от плоти нашей и кость от костей наших, а поднялся на такую высоту, о которой мы и не чаяли, чтобы она кому-нибудь из наших была доступна»


Отец Павел Флоренский называл преп. Сергия «хранителем России». Воистину, это духовный богатырь. Скрытый огонь благодати в его душе давал ему силы преображать души людей, приходящих к нему. Они уходили от него освеженными и очищенными. Преображался и мир вокруг одинокой кельи подвижника,
пустыня, в самом деле, процвела.
С именем преподобного Сергия шел народ по жизни. Царь Иоанн Грозный после известия о взятии татарской столицы, воскликнул, имея в виду Преподобного: «Твоими молитвами взята Казань!»


Слайд 22Религия Руси в XIII – XVI вв.
Сергий стал основателем монастыря, который

позже получил название Троице-Сергиевой лавры в лесных дебрях, «в пустыни», рядом с дикими зверями. Природа стала для Сергия способом обретения Бога. Там, вдали от людей на хлебе и воде он прожил около двух лет. И к нему стали приходить другие монахи.
Свой растущий авторитет Сергий Радонежский стал использовать для предотвращения княжеских междоусобиц.
Он благословил Дмитрия Донского на битву с Мамаем.
На месте его пустынножития возник привлекших многих людей монастырь, монахи которого сами обрабатывали землю, обслуживая самих себя, не переставая творить молитвы за многострадальный русский народ.
Сергий Радонежский стал и основателем Высоцкого монастыря в Серпухове. К нему приходили за наставлениями Пафнутий Боровский, Кирилл и Ферапонт Белозерские – которые сами основали монастыри. Ученики Сергия тоже основали монастыри – в том числе Андроников - тот, в котором воспитывались Даниил Черный и Андрей Рублев. Позже Рублев написал свою «Троицу» как храмовую икону собора, возведенного для помещения в нем мощей Сергия Радонежского. Андроники - религиозная школа, аналогичная школам философским и научным. У иноверцев - миссионеры, ученики Сергия, основывали центры освоения необжитых земель, превращая их в плодородные пашни.

Троице-Сергиева лавра

Спасо-Преображенский монастырь на Валааме


Слайд 23 Итоги культурно-исторического развития Владимиро-Суздальской и Московской Руси (XIII-XVI вв.)
Этапами эволюции русского

Предвозрождения стали творения Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия, соборы Кремля, Василия Блаженного, церковь Вознесения в Коломенском…

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика