История народа ятвяги презентация

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ 1) Ятвяги 2) Археологические источники 3) Ареал расселения 4) История 5) Ятвяжские династии 6) Глоссарий 7) Источники

Слайд 1АЛМАТИНСКИЙ ФИЛИАЛ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРОФСОЮЗОВ»

Самостоятельная работа студента №1  По дисциплине: Этнология  На тему: «История народа ятвяги»








Алматы 2017г.

Подготовила студентка группы 101ПД  Ахинжанова Л. Е.  Проверила: Коломейцева О. А.


Слайд 2СОДЕРЖАНИЕ
1) Ятвяги
2) Археологические источники
3) Ареал расселения
4) История
5) Ятвяжские династии
6) Глоссарий
7) Источники



Слайд 3ЯТВЯГИ
Ятвя́ги (судава, дайнава) — балтская племенная группа, этнически наиболее близкая к пруссам. Бесписьменный ятвяжский язык принадлежит

к западной ветви балтской группы индоевропейской языковой семьи.

Слайд 4АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
Каменные курганы ятвягов известны в южном Занеманье и на северо-востоке Польши в первые

века н. э. В IV—VI вв. они распространились и на правом берегу Немана до р. Стревы.

Слайд 5В IV—V веках хоронили чаще всего, не кремируя, по одному в

кургане, в яме, выкопанной под насыпью. Яма над умершим заложена камнями, из камней сложена центральная часть кургана, затем засыпана землёй и сложен венок из камней. Мужчин хоронили головой на север, с копьём у бока (наконечник клали у головы), с щитом на ногах, иногда в могиле находят нож, булавку. Могилы с трупосожжением V—VI веков находят в небольших ямах или в центре насыпи, сложенной из камней, они обложены камнями. Такие могилы V—VII вв. обнаружены только в Южном Занеманье и культуры восточнолитовских курганов. В насыпи между камнями находят 1-2 могилы. Погребальный инвентарь немногочислен — наконечник копья, изредка умбон щита, нож, фрагменты фибулы или браслета.

Слайд 6С конца I тысячелетия на территорию Судавии с востока начали активно проникать славянские дреговичи и волыняне (на

месте одного из их поселений X века позднее и возник город-крепость Гродно). Основными занятиями ятвягов в то время были земледелие, молочное животноводство, рыболовство, торговля и пчеловодство.

Слайд 7Ареал расселения
В литературном произведении XIII века «Слово о погибели Русской земли

после смерти Великого князя Ярослава» указывается расположение ятвягов между чехами и литовцами:
«Отсюда до угров и до ляхов, до чехов, от чехов до ятвягов, от ятвягов до литовцев, до немцев, от немцев до карелов, от карелов до Устюга, где обитают поганые тоймичи, и за Дышащее море; от моря до болгар, от болгар до буртасов, от буртасов до черемисов, от черемисов до мордвы — то все с помощью божьею покорено было христианским народом, поганые эти страны повиновались великому князю Всеволоду, отцу его Юрию, князю киевскому, деду его Владимиру Мономаху, которым половцы своих малых детей пугали…».


Слайд 8Ятвяги


Слайд 9ИСТОРИЯ
Матвей Меховский в «Хронике Польский, Литовской, Жмудской и всей Руси» отмечал, что ятвяги могли

быть одного происхождения с языгами-метанастами (Jazygami Metanasti), частично оставшимися в Венгрии над рекой Тиссой.
В древности ятвяжские племена населяли междуречье Нарева и Немана (так называемую Судавию). В X—XI веках ятвяги занимали основную часть будущего Подляшья.
В X—XII веках южные и восточные окраины ятвяжского края неоднократно подвергались нападениям со стороны киевских великих князей.
Из летописи Панцырного и Аверки:
«В 974 году. Побивши Ольга ятвягов и печенегов и переправившись через реку Двину, заночевав с войском возле понравившейся горы, поставила замок деревянный, назвала от реки Витьбы Витебском».


Слайд 10В 983 г., после удачного похода на ятвягов, в Киеве было решено по жребию принести

в жертву юношу Иоанна, сына варяга Федора. Отец заступился за сына, толпа язычников убила того и другого (память их 12 июля).
В 1038 году войска Ярослава Мудрого совершили поход на ятвягов.
В 1058 году польский король Казимир I после победы, одержанной над ятвягами на реке Мзуре, даровал новый герб отважному рыцарю, подавшему знак горящей стрелой. В литературе по геральдике герб известен под названием Лис.

Слайд 11С XII века западная часть ятвяжских земель была подчинена Мазовии, южной частью Судавии в

XII—XIII веках время от времени владело Галицко-Волынское княжество, затем Судавия (с центром в г. Райгород) входила в состав Великого княжества Литовского. В 1229 году волынские князья Даниил и Василько отправились на помощь мазовецкому князю Конраду, «оставиша в Берестии Володимера Пиньского и Угровьчане и Берестьяны, стеречи земле от Ятьвязь»

Слайд 12В последних десятилетиях XIII века северная часть Судавии попала под контроль Тевтонского

ордена (после этого многие ятвяги переселились в Литву). Но после его разгрома в Грюнвальдской битве(1410) по условиям Мельнского мира 1422 года вся Судавия опять вошла в состав Великого княжества Литовского.
К XVII веку все или почти все ятвяги были ассимилированы литовцами, белорусами и поляками-мазовшанами.


Слайд 13ЯТВЯЖСКИЕ ДИНАСТИИ
По мнению белорусских исследователей Анатолия Тараса и Артура Прокопчука, король

Миндовг был выходцем из ятвяжско-погезанских земель. Династия Гедыминовичей в Великом княжестве Литовском, возможно, также была ятвяжского происхождения. На данный факт указывает памятник древнерусской литературы «Задонщина»:
И молвит Андрей Ольгердович брату своему Дмитрию: «Оба мы, два брата, сыновья Ольгердовы, а внуки Гедиминовы, а правнуки Сколомедовы».
Согласно родовому преданию, предки Романовых выехали на Русь «из Пруссии» в начале XIV века.


Слайд 15ГЛОССАРИЙ
1) Не́ман (белор. Нёман, лит.  Nemunas — Нямунас, нем. Memel) — река в Белоруссии, Литве и Калининградской области России.
2) Дреговичи́ (ст.-слав. дьрьговичи; белор. дрыгавічы) —восточнославянский племенной союз, обитавший

в IX-XII веке в районе Гомельской, Брестской, Гродненской и Минской области современной Белоруссии.
3) Волыня́не — восточнославянское племя или племенной союз.
4) Мазо́вия, реже Мазовша, Мазовецкая земля (польск. Mazowsze, Ziemia mazowiecka, лат. Masovia, нем. Masowien), — историческая область в центральной Польше. 

Слайд 16ИСТОЧНИКИ
1) Зверуго Я. Г. Верхнее Понеманье в IX—XIII вв. — Минск: Наука и техника.
2) Зинкявичюс

З. Польско-ятвяжский словарик? // Балто-славянские исследования.
3) Отрембский Я. С. Язык ятвягов. 

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика