Архитектура Руси - храмы презентация

Содержание

Слайд 1Архитектура Руси - храмы


Слайд 2


Слайд 4Иконостас

ТВОРЧЕСТВО АНДРЕЯ РУБЛЁВА СТАЛО ОБРАЗЦОМ ДЛЯ МНОГИХ ПОКОЛЕНИЙ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ.


СО ВРЕМЁН ФЕОФАНА ГРЕКА И АНДРЕЯ РУБЛЁВА СЛОЖИЛАСЬ И ФОРМА РУССКОГО ИКОНОСТАСА — ПЕРЕГОРОДКИ С ИКОНАМИ, ОТДЕЛЯЮЩЕЙ В ХРАМЕ АЛТАРЬ ОТ ЦЕРКОВНОГО ЗАЛА, ГДЕ НАХОДЯТСЯ ВЕРУЮЩИЕ.


Слайд 5Спас
Нерукотво́рный,
12 век


Слайд 6Мозаика Дмитрия Солунского из Михайловского монастыря(Киев) (конец XII — начало XIII века).


Слайд 7По церковному преданию, икону написал евангелист Лука. Икона попала в Константинополь

из Иерусалима в V веке при императоре Феодосии

На Русь икона попала из Византии в начале XII века (около 1131 года) как подарок святому князю Мстиславу от патриарха Константинопольского. Доставлена икона была греком митрополитом Михаилом, прибывшим в Киев из Константинополя в 1130 году. Сначала Владимирская икона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода, недалеко от Киева, отсюда ее украинское название — Вышгородская икона Божей Матери. Сын Юрия Долгорукого святой Андрей Боголюбский в 1155 году принёс икону во Владимир (по которому она и получила нынешнее наименование, где она хранилась в Успенском соборе

Икона
Богоматерь Владимирская


Слайд 8ИКОНОПИСЬ

ВЫДАЮЩИМИСЯ ТВОРЕНИЯМИ ОБОГАТИЛАСЬ РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ XIV — XV веков.
КРУПНЕЙШИМИ

ХУДОЖНИКАМИ ТОГО ВРЕМЕНИ БЫЛИ ФЕОФАН ГРЕК И АНДРЕЙ РУБЛЁВ.
Феофан Грек, приехавший из Византии, в конце XIV века работал в Новгороде и Москве.
ОН ПИСАЛ ИКОНЫ,
РАСПИСЫВАЛ СТЕНЫ ХРАМОВ.
ЕМУ ПРИНАДЛЕЖАТ ИНТЕРЕСНЕЙШИЕ КНИЖНЫЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ.

Феофан Грек


Слайд 9«Святая Троица.» Фреска Феофана Грека
ДРЕВНЕРУССКИЕ И ВИЗАНТИЙСКИЕ ТРАДИЦИИ ИКОНОПИСИ ФЕОФАН ГРЕК НАПОЛНИЛ

НОВЫМ СОДЕРЖАНИЕМ.
ФРЕСКИ ХУДОЖНИКА В НОВГОРОДСКОЙ ЦЕРКВИ СПАСА ВЫГЛЯДЯТ СУРОВЫМИ, ДАЖЕ ГРУБОВАТЫМИ,
НО ИХ ОТЛИЧАЕТ НЕОБЫЧАЙНАЯ ДУХОВНАЯ СИЛА И ПРОНИКНОВЕННОСТЬ.

Слайд 10«Преображение»

УВЕРЕННАЯ КИСТЬ ФЕОФАНА СМОГЛА ПЕРЕДАТЬ В СОЗДАННЫХ ИМ ОБРАЗАХ И ТОНКИЕ

ДУШЕВНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ, И ТВЁРДОСТЬ ВОЛИ.
О ТВОРЧЕСТВЕ МАСТЕРА ДАЮТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОЗДАННЫЕ В ЕГО МАСТЕРСКОЙ ИКОНЫ «ПРЕОБРАЖЕНИЕ» И «БОГОМАТЕРЬ ДОНСКАЯ».


Слайд 11Спас Вседержитель Роспись купола церкви Спаса Преображения Великом Новгороде


Слайд 12Успение


Слайд 13Донская икона Богоматери 1382—1395 гг, автором считают Феофана Грека. В настоящее время

икона находится в Третьяковской галерее. Была поднесена донскими казаками из городка Сиротина московскому князю Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой (1380 год).

Слайд 14Андрей Рублев

УЧЕНИКОМ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЕМ ФЕОФАНА ГРЕКА БЫЛ ВЕЛИЧАЙШИЙ РУССКИЙ ХУДОЖНИК

АНДРЕЙ РУБЛЁВ
О ЕГО ЖИЗНИ ИЗВЕСТНО ОЧЕНЬ МАЛО.
ИЗВЕСТНО, ЧТО ОН БЫЛ МОНАХОМ ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА И СПАСО-АНДРОНИКОВА МОНАСТЫРЕЙ.
РАБОТАЛ В МОСКВЕ, ВЛАДИМИРЕ, ЗВЕНИГОРОДЕ. ВМЕСТЕ С ФЕОФАНОМ ГРЕКОМ РАСПИСЫВАЛ БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ. Умер в 1428 году в Спасо - Андрониковом монастыре в Москве



Слайд 15
ЖИВОПИСЬ РУБЛЁВА СВЕТИТСЯ УМИРОТВОРЕНИЕМ И ДОБРОТОЙ.
ОН ПИСАЛ ПЛАВНЫМИ, СПОКОЙНЫМИ ЛИНИЯМИ,

МЯГКИМИ И НЕЖНЫМИ ТОНАМИ.
ЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ ВОПЛОЩАЛИ ИЗВЕЧНУЮ МЕЧТУ ЧЕЛОВЕКА О МИРЕ, ПОКОЕ И БЛАГОДЕНСТВИИ.
ТВОРЕНИЯ РУБЛЁВА ПОЛНЫ УДИВИТЕЛЬНОЙ НРАВСТВЕННОЙ ЧИСТОТЫ, ОНИ ПОРАЖАЮТ ГЛУБИНОЙ МЫСЛИ.

Андрей Рублев. Богоматерь Владимирская

Икона. Рублёв А. (?) «Богоматерь Владимирская»
Икона. Рублёв А. (?) «Богоматерь Владимирская» Дата (век): 1395 г. или 1408 г. Материал, техника: Дерево, паволока, левкас, темпера Размер: 102,2 х 69,6 х 2,7 см


Слайд 17Андрей Рублев, Даниил Черный и мастерская

ВМЕСТЕ С ДРУГОМ И СОРАТНИКОМ ДАНИИЛОМ

ЧЁРНЫМ СОЗДАЛ ФРЕСКИ УСПЕНСКОГО СОБОРА ВО ВЛАДИМИРЕ,
ТРОИЦКОГО СОБОРА В ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОМ МОНАСТЫРЕ.
ИКОНЫ ЕГО ПИСЬМА ОЧЕНЬ ПОЧИТАЛИСЬ НА РУСИ.
СОВРЕМЕННИКИ ВИДЕЛИ В АНДРЕЕ РУБЛЁВЕ ИДЕАЛ И ХУДОЖНИКА, И ЧЕЛОВЕКА.

Слайд 18Андрей Рублев , 1410-1420

УЧЕНИКОМ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЕМ ФЕОФАНА ГРЕКА БЫЛ ВЕЛИЧАЙШИЙ РУССКИЙ ХУДОЖНИК

АНДРЕЙ РУБЛЁВ
О ЕГО ЖИЗНИ ИЗВЕСТНО ОЧЕНЬ МАЛО.
ИЗВЕСТНО, ЧТО ОН БЫЛ МОНАХОМ ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА И СПАСО-АНДРОНИКОВА МОНАСТЫРЕЙ.
РАБОТАЛ В МОСКВЕ, ВЛАДИМИРЕ, ЗВЕНИГОРОДЕ. ВМЕСТЕ С ФЕОФАНОМ ГРЕКОМ РАСПИСЫВАЛ БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ.
Икона Спаса из Звенигородского чина


Слайд 19Икона Троица, 1410-1420


Слайд 22Типы православных храмов
Храмы в Православной Церкви строились нескольких типов, но каждый

храм символически соответствовал церковному вероучению.
1. Храмы в виде креста строились в знак того, что Крест Христов — основа Церкви, Крестом человечество избавлено от власти диавола, Крестом открыт вход в потерянный прародителями Рай.
2. Храмы в форме круга (круг, не имеющий ни начала, ни конца, символизирует вечность) говорят о бесконечности существования Церкви, ее нерушимости в мире по слову Христа
3. Храмы в форме восьмиконечной звезды символизируют Вифлеемскую звезду, приведшую волхвов к месту, где родился Христос. Таким образом, Церковь Божия свидетельствует о своей роли путеводительницы к жизни Будущего Века. Период земной истории человечества исчислялся семью большими периодами - веками, и восьмой - это вечность в Царстве Божием, жизнь будущего века.
4. Храм в форме корабля. Храмы в форме корабля — самый древний тип храмов, образно выражающий ту мысль, что Церковь, подобно кораблю, спасает верующих от гибельных волн житейского плавания и ведет их к Царствию Божию.
5. Храмы смешанных типов: по внешнему виду крестообразные, а внутри, в центре креста, круглые, или по внешней форме прямоугольные, а внутри, в средней части, круглые.

Слайд 23Архитектурный тип христианского храма, сформировавшийся в Византии и в странах христианского

востока в V—VIII вв. Стал господствующим в архитектуре Византии с IX века и был принят христианскими странами православного исповедания в качестве основной формы храма. Такие известные русские храмы, как: киевский Софийский собор, София новгородская, владимирский Успенский собор нарочито строились по подобию константинопольского Софийского собора.
Древнерусская архитектура в основном представлена именно церковными постройками, среди которых крестово-купольные храмы занимают господствующее положение. На Руси получили распространение не все варианты этого типа, но постройки разных периодов и разных городов и княжеств Древней Руси образуют собственные оригинальные интерпретации крестово-купольного храма.
Архитектурная конструкция крестовокупольного храма лишена легко обозримой наглядности, которая была свойственна базиликам. Такая архитектура способствовала преображению сознания древнерусского человека, возводя его к углубленному созерцанию мироздания.

Слайд 24Сохраняя общие и основные архитектурные черты византийских храмов, русские церкви имеют

много самобытного, своеобразного. В православной России сложилось несколько самобытных архитектурных стилей. Среди них прежде всего выделяется стиль, ближе всего стоящий к византийскому. Это классический тип белокаменного прямоугольного храма, или даже в основе своей квадратного, но с прибавлением алтарной части с полукруглыми абсидами, с одним или несколькими куполами на фигурной кровле. Сферическая византийская форма покрытия куполов заменилась шлемовидной.
В средней части небольших храмов имеется четыре столпа, поддерживающих кровлю и символизирующих четырех евангелистов, четыре стороны света. В центральной части соборного храма может быть двенадцать и более столпов. При этом столпы пересекающимся между ними пространством образуют знамения Креста и помогают разделению храма на его символические части.
Святой равноапостольный князь Владимир и его преемник, князь Ярослав Мудрый, стремились органически включить Русь во вселенский организм христианства. Воздвигнутые ими храмы служили этой цели, ставя верующих перед совершенным софийным образом Церкви. Уже первые русские храмы духовно свидетельствуют о связи земли и неба во Христе, о Богочеловеческой природе Церкви.

Слайд 25Абси́да – алтарный выступ, как бы пристроенный к храму, чаще всего

полукруглый, но встречается и многоугольный в плане, в нем размещается алтарь.
Бараба́н – цилиндрическая или многогранная верхняя часть храма, над которой надстраивается купол, завершающийся крестом.
Бараба́н световой – барабан, грани или цилиндрическая поверхность которого прорезана оконными проемами
Глава́ – купол с барабаном и крестом, увенчивающий храмовое здание.
Закома́ра – в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение части наружной стены здания; как правило, повторяет очертания расположенного за ней свода.
Куб – основной объем храма.
Лу́ковица – церковная глава, напоминающая по форме луковицу.
Неф (франц. nef, от лат. navis — корабль), вытянутое помещение, часть интерьера церковного здания, ограниченная с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов.
Па́перть – открытое или закрытое крыльцо перед входом в храм, возвышенное по отношению к уровню земли.
Пиля́стра (лопатка) – конструктивный или декоративный плоский вертикальный выступ на поверхности стены, имеющий базу и капитель.
Порта́л – архитектурно оформленный вход в здание.
Трапезная – часть храма, невысокая пристройка с западной стороны церкви, служащая местом проповеди, общественных собраний, а в древности и местом, где братия принимала пищу.
Шатер – высокое четырех-, шести– или восьмигранное пирамидальное покрытие башни, храма либо колокольни, широко распространенное в храмовой архитектуре Руси до XVII века.

Фронто́н – завершение фасада здания, портика, колоннады, огражденное скатами крыши и карнизом у основания.
Яблоко – шар на завершении купола под крестом.
Ярус – убывающее по высоте горизонтальное членение объема здания.
^ Внутреннее устройство храма
Православный храм делится на три части: притвор, собственно храм (средняя часть) и алтарь.
В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от Причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных.
Сам храм предназначался непосредственно для молитвы верных, то есть крещенных и не находящихся под епитимьей христиан.
Алтарь – место священнодействий, важнейшим из которых является Таинство Евхаристии.


Слайд 26

СТРОГИЕ ПО ФОРМАМ, НО ТОНКИЕ ПО ИСПОЛНЕНИЮ КАМЕННЫЕ ХРАМЫ ТОЙ ЭПОХИ

НЕСУТ МОЩНЫЙ ДУХОВНЫЙ ЗАРЯД.
ЭТО, КАК ПРАВИЛО, ОЧЕНЬ КРАСИВЫЕ ОДНОКУПОЛЬНЫЕ ЦЕРКВИ.
ИХ ВНУТРЕННИЕ СВОДЫ ДЕРЖАЛИСЬ ЧЕТЫРЬМЯ СТОЛБАМИ (столпами).
СТЕНЫ ЗАВЕРШАЛИСЬ СТУПЕНЧАТЫМИ ЯРУСАМИ КОКОШНИКОВ, ПОДНИМАВШИХСЯ К КУПОЛУ.

Церковь Николы на Липне близ Новгорода 1292г


Слайд 27
ТАКОЕ СТРОЕНИЕ СПОСОБСТВОВАЛО ТОМУ, ЧТО ХРАМ ВНУТРИ КАЗАЛСЯ ЕЩЁ ВЫШЕ И

СТРОЙНЕЕ.
ЕГО ПРОСТРАНСТВО КАК БЫ УСТРЕМЛЯЛОСЬ К НЕБУ.
МЫ И СЕЙЧАС МОЖЕМ ЛЮБОВАТЬСЯ ПРЕКРАСНЫМ СПАССКИМ СОБОРОМ АНДРОНИКОВА МОНАСТЫРЯ.
ЕГО ПОСТРОИЛИ в 1420-х годах.
НЫНЕ ЭТО — СТАРЕЙШЕЕ ИМ СОХРАНИВШИХСЯ ЗДАНИЙ МОСКВЫ

Слайд 28Дмитровский собор во Владимире. 12 век.
Борисоглебский собор в Чернигове. 12 век.


Слайд 30Софийский собор
 XI века в центре Киева, согласно летописи, князем Ярославом Мудрым на месте победы

в 1037 году над печенегами. 

ЮНЕСКО


Слайд 34Успенский собор во Владимир
1186 – 1189
выдающийся памятник белокаменного зодчества домонгольской Руси.  Фрески

Андрея Рублева

ЮНЕСКО


Слайд 36 Золотые ворота 
Владимир
1164 году  при владимирском
князе Андрее Боголюбском.
ЮНЕСКО


Слайд 38Церковь Покрова на Нерли
 (Покров на Нерли),
1165 г.


Слайд 40Успенский собор на Городке — белокаменный четырёхстолпный одноглавый храм. XIV и XV

веков. Внутри собора сохранились росписи, приписываемые
Андрею Рублёву и Даниилу Чёрному.

Слайд 42Успенский собор
Московского Кремля —Соборная площадь Московского Кремля,
1475—1479
итальянского зодчего
Аристотеля

Фиораванти.
Росписи Дионисия.
Старейшее полностью сохранившееся здание Москвы.

Слайд 44Частично сохранилась роспись, сделанная в 1508 году художником Феодосием, сыном Дионисия,

«с братиею».
Изначальный иконостас собора содержал иконы, написанные в 1405 году
Андреем Рублёвым и Феофаном Греком.

Благовещенский собор
 Соборная площадь
Московского Кремля. 1489 году псковскими мастерами
на белокаменном
подклете конца
XIV — начала XV веков
(оставшегося от старого собора)
и изначально был
трёхкупольным. Собор серьёзно пострадал при пожаре
1547 года и восстановлен
в 1564 году, с надстройкой
двух глав с западной стороны.
В 1572 году к собору было пристроено крыльцо, впоследствии получившее название Грозненского.


Слайд 46Архангельский собор в Кремле —
Соборная площадь Московского Кремля. Существующий собор был сооружён

в 1505—1508 гг. под руководством итальянского зодчего Алевиза Нового

Слайд 48Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву/Собор Василия Блаженного — 1554 –

1560,
Постник Яковлев, взятие Казани
Троицким, так как первоначальный деревянный храм был посвящён Святой Троице;
«иерусалимский», что связано с
крестным ходом
в Вербное воскресенье
к нему из
Успенского собора
с «шествием
на осляти» Патриарха.

ЮНЕСКО


Слайд 49Сердце Кремля — Соборная площадь, на которую выходят главные соборы; его

центральным сооружением является
колокольня Ивана Великого (1329 г. Иоанна Лествичника (окончательно достроена при Борисе Годунове, достигает в высоту 81 м). 1505—1508 годы, Бон Фрязин

Слайд 51Церковь Вознесения в Коломенском
 1528—1532 (предположительно итальянским архитектором Петром Францизском Анибале,
по русским

летописям Петром Фрязином или Петром Малым)

Слайд 53Новодевичий Богородице Смоленский монастырь
1524
православный женский монастырь в Москве, на Девичьем поле в излучине Москвы-реки, близ Лужников


Слайд 55
Троице –Сергиева лавра,
1337 крупнейший православный мужской монастырь России


Слайд 56Храм Христа Спасителя, Москва / К.Тон 1860-1931-2000


Слайд 57Свято-Михайловский собор,
Ижевск,
1907-1937-2007


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика