Слайд 1ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПЕРИОДИЗАЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
ВЫПОЛНИЛА ДОГАН МЕЛИСА-ДАРЬЯ
ФГРТСИ 190-11БАГД/17
Слайд 2ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД
Схема пяти формаций (так называемая «пятичленка»), которая была разработана советскими
учёными на основе произведений Маркса и Энгельса, в частности работы «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Фридриха Энгельса.
Суть концепции заключалась в том, что любое человеческое общество проходит в своём развитии пять последовательных этапов — первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую формации.
Слайд 3ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД
Сторонники такого подхода полагают, что выделение равноценных цивилизаций позволяет избежать вопроса о
прогрессе в истории, а значит — избежать градации развитых, развивающихся и не развитых народов.
Наиболее четко данный подход впервые был изложен в книге Н. Я. Данилевского «Россия и Европа». В зарубежной науке безусловный приоритет принадлежит книге О. Шпенглера «Закат Европы». Также цивилизационная теория была сформулирована в 12-томном сочинении А. Тойнби «Постижение истории». Тойнби выделил около 30 цивилизаций, отличающихся уникальными неповторимыми чертами. Причинами возникновения цивилизаций служили «вызовы» внешней среды. Каждая из цивилизаций проходила в своем развитии стадии возникновения, роста, надлома и распада. Внутренняя структура цивилизаций основывалась на функциональном членении на «творческое меньшинство», массы, «пролетариат».
Слайд 4СЛАБЫЕ СТОРОНЫ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ПОДХОДА
Во-первых, не удалось выявить объективных критериев, по которым
выделяются цивилизации. По этой причине их число сильно отличается у разных авторов, и возможны различные спекуляции (вплоть до сведения любого народа к особой цивилизации). Во-вторых, не верно отождествление цивилизаций с живыми организмами. Время существования цивилизаций различно, периоды взлета и упадка могут случаться неоднократно. В-третьих, причины генезиса и упадка разных цивилизаций различны.
Слайд 5РЕЛИГИОЗНЫЙ ПОДХОД
В связи с существованием религий, основанных, в большинстве, на легенде
об Адаме и Еве, из-за которой появилась традиция всеобщего ношения одежды, а так же связанных с этим повторяющихся процессов, а именно: текстильной промышленности, мебельного производства, для хранения одежды, строительства, для хранения мебели, военного дела, для охраны строений, — люди, для поддержания общепринятых традиций, из поколения в поколение, привыкли заниматься одними и теми же видами деятельности, как на индивидуальном уровне, так и глобальном, что приводит к периодам повторения истории.
Слайд 6ГЛОССАРИЙ
Цивилизация - общество с развитой культурой, возникшей с переходом от первобытности
(дикости) к производящему хозяйству; конкретный культурно-исторический тип. Истории известны традиционные и техногенные цивилизацииhttp://www.zavtrasessiya.com/index.pl?act=PRODUCT&id=2643
Слайд 7ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формационный подход к пониманию исторического процесса предполагает смену формаций, существование которых
зависит от развития материального производства. Маркс не утверждал глобальности такого характера, это сделали его последователи. Хотя на современном этапе развития общества существует неудовлетворенность формальным пониманием исторического процесса, поскольку в формации экономические отношения определяют все другие отношения (это понимание – в духе экономического материализма).
Слайд 8ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цивилизационный подход, в отличие от формационного, отражает внимание не только на
экономические моменты, но и на социально-культурные измерения общества, духовное отношение. Он говорит о непрерывности и эволюционности развития. Если в формационном подходе есть предопределенность, направленность, то в цивилизационном – многоваринтность истории. Однако, несмотря на различное понимание истории в том и другом подходах, несмотря на все плюсы и минусы в каждом из них оба рассмотренных мной подхода – формационный и цивилизационный – дают возможность рассмотреть исторический процесс под разными углами зрения, поэтому они не столько отрицают, сколько дополняют друг друга. Вероятно, в будущем обществоведам удастся оба эти подхода синтезировать, избегая крайностей каждого из них.