Внутренняя политика Александра I в 1815–1825 годы презентация

Содержание

Новые попытки реформ Победа над Наполеоном вознесла Александра I на вершину могущества, дала ему колоссальный авторитет. Теперь царь мог вернуться к проектам реформ, от которых вынужден был отказаться в

Слайд 1Внутренняя политика Александра I в 1815–1825 гг.
© Л.А. Кацва, 2011


Слайд 2Новые попытки реформ
Победа над Наполеоном вознесла Александра I на вершину могущества,

дала ему колоссальный авторитет.
Теперь царь мог вернуться к проектам реформ, от которых вынужден был отказаться в 1812 г.


Какие реформы Александр считал необходимыми и важнейшими накануне Отечественной войны 1812 г.?
Введение конституционного правления и отмену крепостного права.

Александр I.
Гравюра с оригинала худ. Ф.И. Волкова, 1814 г.

?


Слайд 3Польская конституция
В 1815 г. Александр I даровал конституцию Польше.
Польские подданные получили:

свободу печати, неприкосновенность личности, равенство сословий перед законом, независимость суда.
Был создан двухпалатный законодательный сейм.
Верхнюю палату – Сенат – назначал император.
Нижняя палата избиралась.
Законодательная инициатива – только у императора.
Император утверждал принятые сеймом законы.

Герб Царства Польского в составе Российской империи (утвержден в 1832 г.)


Слайд 4Польская конституция
Избиратели:
шляхтичи-землевладельцы, городская интеллигенция, прочие горожане на основе имущественного ценза.


Как можно

охарактеризовать политический строй Царства Польского по конституции 1815 г.?
Конституционная монархия с широкими правами монарха.



Герб Царства Польского в составе Российской империи (утвержден в 1832 г.)

?


Слайд 5Варшавская речь 1818 г.
При открытии польского сейма в 1818 г. царь

заявил:
«Образование, существовавшее в вашем краю, дозволяло мне ввести немедленно то, что я вам даровал, руководствуясь правилами законно-свободных учреждений, бывших непрестанно предметом моих помышлений …
Таким образом, вы мне подали средство явить моему Отечеству то, что я уже с давних пор ему приуготовляю и чем оно воспользуется, когда начала столь важного дела достигнут надлежащей зрелости».

Портрет императора
Александра I.
Худ. Дж. Доу.


Слайд 6Варшавская речь 1818 г.


Почему царь решил дать конституцию сначала Польше, а

не России?
Во-первых, Александр полагал, что Польша, в силу собственных исторических традиций и европейского влияния, лучше, нежели Россия, подготовлена к конституционному строю.
Во-вторых, он очень заботился о своей репутации либерала именно в Европе.



?


Слайд 7Варшавская речь 1818 г.


В чем значение варшавской речи Александра для России?
Царь

недвусмысленно заявил, что со временем управление всей империя будет опираться на «законно-свободные учреждения», т.е. парламент.


Как должно было отнестись к словам царя российское дворянство?
Просвещенное меньшинство ликовало, но большинство было в панике, ожидая скорой отмены крепостного права.
Распространился даже слух, будто в августе 1818 г. выйдет указ об освобождении крестьян.

?

?


Слайд 8Варшавская речь 1818 г.
М.М. Сперанский:
«Каким образом… из двух или трех слов

варшавской речи могут произойти столь огромные и с самим смыслом сих слов несообразные последствия?.. Если помещики, класс людей, без сомнения, просвещеннейший, ничего более в сей речи не видят, как свободу крестьян, то как можно требовать, чтоб народ простой мог что-либо другое тут видеть?»



Почему дворянство опасалось отмены крепостного права, хотя в речи Александра I об этом не говорилось ни слова?
Дворянство инстинктивно понимало, что в конституционной стране будет невозможно сохранить рабство.

?


Слайд 9Уставная грамота Российской империи
В 1818–1820 гг. в Варшаве под руководством Н.Н.

Новосильцева был составлен проект конституции России – «Уставная грамота Российской империи».
Избирательное право, структура и полномочия сейма в «Уставной грамоте» – те же, что в конституции Польши.
Но Россия разделялась на 12 наместничеств.
В них создавались местные сеймы.

Н.Н. Новосильцев.
Худ. С.С. Щукин.


Слайд 10Уставная грамота Российской империи
Схема законодательной власти
Император
Нижняя палата
Верхняя палата
С
Е
Й
М
Верхняя палата
Верхняя палата
Нижняя палата
Нижняя

палата

Н а м е с т н и ч е с к и е с е й м ы

Дворянство, горожане (на основе имущественного ценза)

!

Объясните схему.


Слайд 11Уставная грамота Российской империи
Полномочия императора:
Исключительное право законодательной инициативы, утверждение принятых сеймом

законов.
Право окончательного отбора депутатов нижних палат сеймов из числа избранных (1/2 избранных в общегосударственный сейм и 2/3 избранных в местные сеймы).
Руководство исполнительной властью, армией, церковью.
Объявление войны и заключение мира, назначение послов и чиновников.
Право помилования.
Таким образом, с принятием Уставной грамоты политический строй России совмещал бы самодержавие с конституционным устройством.

!


Слайд 12Крестьянский вопрос
А.А. Бестужев (Марлинский):
«Еще война длилась, когда ратники, возвратясь в домы,

первые разнесли ропот в классе народа. “Мы проливали кровь,– говорили они, – а нас опять заставляют потеть на барщине. Мы избавили родину от тирана, а нас опять тиранят господа”».


В чем состояла особенность крестьянского вопроса после Отечественной войны 1812 года?

Возвращение ратника в свое семейство. Худ. И.В. Лучанинов, 1815.

?


Слайд 13Крестьянский вопрос
По словам М.А. Фонвизина, молодые русские офицеры сравнивали «все виденное ими

за границею с тем, что им на всяком шагу представлялось на родине: рабство бесправного большинства русских, злоупотребления власти, повсюду царствующий произвол – все это возмущало и приводило в негодование образованных русских и их патриотическое чувство».


Как повлияли Отечественная война и Заграничный поход на общественно-политическую обстановку в России?

Михаил Александрович Фонвизин (1788–1854), в 1812 г. – поручик, кампанию 1813 г. закончил в чине полковника.

?


Слайд 14Крестьянский вопрос
1816 г. – предоставление личной свободы крестьянам Эстляндии по ходатайству

местного дворянства.
1817 г. – освобождение крестьян Курляндии.
1819 г. – освобождение крестьян Лифляндии.
Земля осталась в собственности помещика.
Помещики были обязаны сдавать половину земли в аренду крестьянам, но по истечении срока аренды помещик мог согнать арендатора с земли, заменив другим.


Почему именно помещики Прибалтики (Остзейского края) просили о безземельном освобождении крепостных?
Местные помещики были знакомы с европейским опытом, понимали, что наемный труд выгоднее крепостного.

?


Слайд 15Крестьянский вопрос
Попытки царя победить к таким же ходатайствам русских и украинских

помещиков оказались тщетными.


Почему самодержавный царь добивался ходатайств дворян об освобождении крестьян, а не отменял крепостное право своим указом?
Если бы отмена крепостного права стала инициативой самих помещиков, снизилась бы вероятность дворянского заговора и крестьянских волнений.

Портрет императора
Александра I.
Худ. Дж. Доу.

?


Слайд 16Крестьянский вопрос
В 1816 г. Александру были представлены проекты освобождения крестьян.
Авторы: флигель-адъютант

П.Д. Киселев, член Гос. Совета Н.С. Мордвинов, генерал-интендант Е.Ф. Канкрин.

П.Д. Киселев

Н.С. Мордвинов

Все они предлагали ограничить число крепостных и дворовых в собственности одного владельца, а лишних перевести в «вольные хлебопашцы».
Освобождать крепостных предлагалось и в случае создания в имении фабрики.
В чем, на ваш взгляд, состоит важнейшая общая черта проектов?

?


Слайд 17Крестьянский вопрос
В 1818 г. Александр I поручил составление проекта освобождения крепостных

А.А. Аракчееву.
Аракчеев, предложил выкуп имений в казну «по добровольно установленным ценам с помещиками».
На выкуп имений выделялось в год 5 млн. руб. ассигнациями.
Этого могло хватить на выкуп 50 тыс. ревизских душ в год.
Примерно такое число крестьян ежегодно продавалось с торгов.
По подсчетам историков, такими темпами освобождение крестьян заняло бы 200 лет.

Алексей Андреевич Аракчеев.
Худ. Дж. Доу.


Слайд 18Крестьянский вопрос



Какие соображения заставляли Аракчеева предлагать столь медленное решение крестьянского вопроса?
Аракчеев

стремился не допустить никакого ущемления дворянства, чтобы избежать его сопротивления.
Возможно, он также надеялся, что постепенно помещики осознают выгоды отказа от крепостного труда, и темпы реформы возрастут.

Алексей Андреевич Аракчеев.
Худ. Дж. Доу.

?


Слайд 19Крестьянский вопрос
В 1818–1819 гг. над проектом освобождения крепостных работал также министр

финансов Д.А. Гурьев. При нем даже был создан особый Секретный комитет.
Подготовить удалось лишь первый набросок проекта реформы.



Почему разработка проектов освобождения крестьян велась секретно?
Правительство опасалось, что сведения о подготовке реформы вызовут как противодействие дворян, так и крестьянские волнения.

Дмитрий Александрович Гурьев, министр финансов в 1810–1825 гг., граф с 1819 г.
Худ. Г.Ф. Гиппиус.

?


Слайд 20Военные поселения
Одним из способов облегчения положения крестьян Александр I считал создание

военных поселений.
Часть государственных крестьяне переводилась на положение поселян и должна была сочетать военную службу с крестьянским трудом.

Вид военного поселения XIX в.

На поселенное положение переводились и армейские полки.
Постепенно вся армия должна была состоять из военных поселян и сама себя обеспечивать.
Зато остальные крестьяне освобождались бы от рекрутчины.
Государственных крестьян это делало, по сути, свободными.


Слайд 21Военные поселения
Красивый замысел, увы, обернулся кошмаром. Мелочная регламентация всей жизни, муштра,

невозможность уходить на заработки превратили жизнь поселян в каторгу.
Современники называли создание поселений «главным преступлением александровского царствования».

В военном поселении.
Худ М.В. Добужинский.

1817 г. – восстания поселян Херсонской и Новгородской
губерний.
1818 г. – восстание поселян на Украине.
1819 г. – восстание в Чугуевском и Таганрогском поселениях.


Слайд 22Политика в сфере религии и просвещения
После низвержения Наполеона Александр I,

уверенный, что победа стала возможной лишь благодаря Божьей воле, увлекся мистицизмом, т.е. учением об общении со сверхъестественным божественным миром посредством изучения тайного смысла религиозных текстов и обрядов.
«Наставницей» царя в мистицизме стала известная «пророчица» баронесса В.-Ю. Крюденер.


Баронесса Варвара-Юлия Крюденер.
Гравюра Росмелера, 1820.

Какие черты В.-Ю. Крюденер подчеркивает художник?

?


Слайд 23Политика в сфере религии и просвещения
Для распространения мистических идей в России

в 1813 г. было создано Библейское общество.
Президентом общества стал обер-прокурор Св. Синода А.Н. Голицын, сторонник объединения всех христианских конфессий.
Общество стремилось к объединению христианства путем распространения Св. Писания.
В заседаниях общества наряду с православными епископами принимали участие католические священники и протестантские пасторы.

Князь Александр Николаевич Голицын.
Худ. К.П. Брюллов.


Слайд 24Политика в сфере религии и просвещения
В 1817 г. министерство просвещения преобразовано

в министерство духовных дел и народного просвещения.
Св. Синод подчинен этому министерству. Министром назначен А.Н. Голицын.
Задача министерства: «Основать народное воспитание на благочестии, согласно с актом Священного союза».
Мечта Александра I – сочетать просвещение с идеалами веры.


Как вы думаете, какими опасностями было чревато создание нового министерства?

Князь А.Н. Голицын.
Худ. Т. Райт.

?


Слайд 25Политика в сфере религии и просвещения
Выдвижение на первый план в воспитании

идеологических задач привело к наступлению религии на светское образование.
Министерство поддерживало литературу, проповедующую «мистические» взгляды, инакомыслящие подверглись давлению.
Духовная цензура, починенная Синоду, стала вмешиваться в дела университетов.
Цензорам предписывалось не пропускать в печать материалов о правительстве, не «испросив согласия того министерства, о предмете которого рассуждается».
Н.М. Карамзин: «Министерство затмения».

Князь А.Н. Голицын.
Худ. Т. Райт.


Слайд 26Политика в сфере религии и просвещения
В 1819 г. высокую должность в

голицынском министерстве занял М.Л. Магницкий, бывший вольтерьянец и соратник Сперанского, пересмотревший в ссылке свои взгляды и ставший рьяным консерватором.
Получив поручение провести ревизию Казанского университета, он объявил университет рассадником вольнодумства и предложил разрушить его.
Александр I назначил Магницкого попечителем Казанского учебного округа, поручив ему «исправление» университета.

Михаил Леонтьевич Магницкий.


Слайд 27Политика в сфере религии и просвещения
11 из 25 профессоров уволены, в

библиотеке сожжены «вредные» книги.
Преподавание перестроено на религиозной основе.
На лекциях предписывалось внушать:
По философии: «все то, что не согласно с разумом Священного Писания, есть заблуждение и ложь».
По праву: «правление Монархическое есть древнейшее и установлено самим Богом».
По математике: «как числа без единицы быть не может, так и вселенная, яко множество, без Единого владыки существовать не может».

Михаил Леонтьевич Магницкий.


Слайд 28Политика в сфере религии и просвещения
В университете был установлен казарменный режим,

студенты делились на разряды в зависимости от «нравственного совершенства», студентам разных разрядов было запрещено общаться между собой.

В 1821 г. попечитель столичного округа Д.П. Рунич подверг такому же разгрому Петербургский университет.
Готовилось распространение созданных Магницким инструкций на все российские университеты.
Фактически власть отказывалась от политики просвещенного абсолютизма.

!


Слайд 29Отказ от курса реформ
Ни один реформаторский проект Александра I, за исключением

польской конституции, не был воплощен в жизнь.
Царь столкнулся с явной оппозицией дворянства и предпочел отступить.
К тому же он и сам считал реформы несвоевременными в момент нарастания революций в Европе.
Окончательно отказаться от реформ царя заставило восстание лейб-гвардии Семеновского полка.

Александр I в мундире лейб-гвардии саперного батальона.


Слайд 30Восстание Семеновского полка
Служба в Семеновском полку после войны 1812 г. была

значительно легче, чем в других частях.
В полку подобрались просвещенные офицеры, солдат учили грамоте, позволяли им подрабатывать, были искоренены телесные наказания.
Такие порядки раздражали Аракчеева и командиров гвардейских бригад – великих князей Николая и Михаила Павловичей.

Слайд 31Восстание Семеновского полка
В 1820 г. новым командиром полка был назначен армейский

полковник Г.Е. Шварц – храбрый, но невежественный и грубый человек, получивший приказ «подтянуть» полк.
Муштра, мелочные придирки и постоянные телесные наказания буквально изводили солдат.
В октябре 1820 г. 1-я гренадерская рота отказалась служить под началом Шварца.
Арест мятежной роты вызвал восстание всего полка.
Шварц едва сумел спастись.

Портрет Г.Е. Шварца.
Курская ГКГ им. А. Дейнеки.

Опишите этого человека.

?


Слайд 32Восстание Семеновского полка
Александр I, находившийся на конгрессе в Троппау, приказал расформировать

полк, предать Шварца и 1-ю роту военному суду, прочих солдат и офицеров перевести в армейские полки, новый Семеновский полк набрать из других частей.
Вопреки фактам, Александр I счел бунт семеновцев (первый случай неповиновения гвардейской части) проявлением международного революционного заговора.

После восстания Шварц приговорен к казни, помилован, уволен в отставку, но вскоре вновь принят на службу. В 1850 г. вновь уволен за истязания солдат.

Г.Е. Шварц.


Слайд 33Отказ от курса реформ
Запись в дневнике М.М. Сперанского (незадолго перед тем

возвращен из ссылки и приближен ко двору) после аудиенции у Александра в августе 1821 г.:
«Разговор о недостатке способных и деловых людей не только у нас, но и везде. Отсюда заключение: не торопиться преобразованиями, но для тех, кои их желают, иметь вид, что ими занимаются».


Объясните позицию Александра I.

М.М. Сперанский.

?


Слайд 34Переход к реакции
Отказавшись от преобразования существующего строя, Александр I вынужден заняться

его укреплением.
1822 г. – указ, разрешающий помещикам ссылать крестьян в Сибирь «за дурные поступки.



В чем значение этого указа?
Этим указом царь отменил собственный указ 1811 г., прямо запрещавший дворянам ссылать крестьян в Сибирь.
Впервые Александр I издал указ, не сужавший, а расширявший власть помещика над крестьянами.

?

!


Слайд 35Переход к реакции
В 1820–1823 гг. под руководством Магницкого разработан проект нового

цензурного устава.
Запрету подлежали все сочинения, содержавшие «какой-либо дух сектантства или смешивающие чистое учение веры евангельской с древними подложными учениями, либо с… масонством», а также те, «в коих своевольство разума человеческого пытается изъяснить и доказать философией недоступные для него святые таинства веры».
В 1822 г. запрещена деятельность масонских лож в России.


Слайд 36Переход к реакции
Александр I психологически тяжело пережил отказ от реформ.
В 1820-х

гг. он все чаще впадал в апатию, передоверяя государственные дела Аракчееву.
В его окружении преобладали уже не мистики и сторонники христианского единства, а православные фанатики.
Важнейшее место среди них занял юрьевский архимандрит Фотий, обвинявший А.Н. Голицына в подрыве православия и распространении западных лжеучений.

Архимандрит Фотий (П.Н. Спасский).
Худ. Г. Доу с гравюры Дж. Доу.


Слайд 37Переход к реакции
«Православную оппозицию» поддержал Аракчеев, ревновавший царя к А.Н. Голицыну.
В

интригах против Голицына принял участие Магницкий, понявший, что под министром колеблется почва.
В 1824 г. после бесед с Фотием и Серафимом царь отправил Голицына в отставку.
Библейское общество возглавил его противник – Серафим
(в 1826 г. Общество будет закрыто).

Архимандрит Фотий.

Митрополит Серафим (Глаголевский).

М.Л. Магницкий.

А.А. Аракчеев.


Слайд 38Переход к реакции
Министерство духовных дел и народного просвещения было ликвидировано.
Министерство просвещения

возглавил сторонник «православной оппозиции», лидер «Беседы любителей русского слова» А.С. Шишков.
Его консервативные взгляды вполне соответствовали теперешним воззрениям императора.
Ознакомившись с проектом цензурного устава, Шишков отредактировал его в еще более охранительном духе.
Принять новый цензурный устав Александр I уже не успел, это сделает его преемник – Николай I.

Александр Семенович Шишков.


Слайд 39Переход к реакции
С падением Голицына Аракчеев окончательно приобрел безграничное влияние на

царя, стал фактическим правителем России.
Биограф Александра I, вел. кн. Николай Михайлович:
«По всем делам государь начал слушать одного только Аракчеева, принимать исключительно его доклады по всем отраслям управления; а всесильный граф окружил монарха своими ставленниками и клевретами, не смевшими ему противоречить и что-либо предлагать, не посоветовавшись предварительно с ним».

А.А. Аракчеев.


Слайд 40Финал царствования Александра I
С 1824 г. Александр I практически перестал заниматься

государственными делами, подолгу путешествовал по России, все чаще погружался в религиозные раздумья.
По мнению некоторых историков, он всерьез собирался отречься от престола.
В ноябре 1825 г. царь внезапно умер в Таганроге.

Александр I посещает келью схимника Алексанро-Невской лавры в 1825 г. перед поездкой в Таганрог.
Гравюра на меди, раскрашенная акварелью. 1845 г.


Слайд 41Подводим итоги


Каковы были бы результаты в случае воплощения в жизнь «Уставной грамоты

Российской империи»?



Почему Александр I не решился на осуществление своих реформаторских замыслов?

?

?


Слайд 42Подводим итоги


Какую роль в общественно-политической жизни России сыграло министерство духовных дел

и народного просвещения?



Каков оказался общий итог царствования Александра I?

?

?


Слайд 43Источники иллюстраций
Слайд №2. http://sch714-romanov.narod.ru/index14_1.html
Слайд №3-4. http://geraldika2000.narod.ru/russia/gubernia/polska.htm
Слайд №5. http://www.antiquesalon.ru/560.html
Слайд №9. http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Nikolay_Nikolayevich_Novosiltsev.jpg?uselang=ru
Слайд №12.

http://artru.info/il/all/10327/
Слайд №13. http://babs71.livejournal.com/448943.html
Слайд №15. http://www.artsait.ru/foto.php?art=d/dou/img/6&n=%20%C4%EE%F3%20%C4%E6%EE%F0%E4%E6.%20%CF%EE%F0%F2%F0%E5%F2%20%C8%EC%EF%E5%F0%E0%F2%EE%F0%E0%20%C0%EB%E5%EA%F1%E0%ED%E4%F0%E0%20I
Слайд №16. http://www.navy.su/daybyday/april/17/index-photo.htmСлайд №16. http://www.navy.su/daybyday/april/17/index-photo.htm; http://www.hrono.info/biograf/bio_k/kiselev.php
Слайд № 17-18. http://gallerix.ru/album/Hermitage-4/pic/glrx-729132080
Слайд №19. http://az.lib.ru/img/k/karamzin_n_m/text_0830/index.shtml
Слайд №20. http://speranskii.ru/s9.html
Слайд №21. http://www.humanities.edu.ru/db/msg/37990


Слайд 44Источники иллюстраций
Слайд №22. http://www.rulex.ru/rpg/portraits/34/34032.htm
Слайд № 23. http://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%EE%EB%E8%F6%FB%ED%2C_%C0%EB%E5%EA%F1%E0%ED%E4%F0_%CD%E8%EA%EE%EB%E0%E5%E2%E8%F7
Слайд №24-25. http://www.rulex.ru/rpg/portraits/28/28009.htm
Слайд №26-27. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1016785
Слайд

№28. http://www.museum.ru/alb/image.asp?39832
Слайд №29. http://history-life.ru/post88621345/
Слайд №30. http://img.malina-mix.com/forums/monthly_09_2010/user166/post401662_img1_a96e076edd63ecf98d0370a497bcef18.jpg
Слайд №31-32. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%86,_%D0%93%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%95%D1%84%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
Слайд №33. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/95076
Слайд №36. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1362328



Слайд 45Источники иллюстраций
Слайд №37. http://www.ruskline.ru/monitoring_smi/2005/03/09/arhimandrit_fotij_spasskij_1792-1838/Слайд №37. http://www.ruskline.ru/monitoring_smi/2005/03/09/arhimandrit_fotij_spasskij_1792-1838/; http://gorod-zagorsk.ru/mess057.htmСлайд №37. http://www.ruskline.ru/monitoring_smi/2005/03/09/arhimandrit_fotij_spasskij_1792-1838/; http://gorod-zagorsk.ru/mess057.htm; http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1016785;

http://gallerix.ru/album/Hermitage-4/pic/glrx-729132080
Слайд №38. http://www.pravoslavie.ru/sm/43505.htm
Слайд №40. Александр I. Путь императора. Каталог выставки в Коломенском 29.04–28.09.2008 г. М., 2008, с. 28, сканировано автором.






Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика