Слайд 1Искусство Древнего Рима
От времен этрусков до распада великой Империи
Без того
фундамента, который
был заложен Грецией и Римом,
не было бы и современной Европы.»
Ф. Энгельс
900igr.net
Слайд 2Искусство этрусков
Искусство этрусков, живших в первом тысячелетии до н. э. (конец
VIII –I вв. до н. э.) на территории Апеннинского полуострова, оставило значительный след в истории мировой культуры и сильно повлияло на древнеримскую художественную деятельность. Произведения этрусского искусства создавались в основном в районе, ограниченном с севера рекой Арно, а с юга Тибром, но существовали и значительные художественные мастерские в этрусских городах на север от этих границ (Марцаботто, Спина)и на юг (Пренесте, Веллетри, Сатрик). Этруски известны современному человеку, пожалуй, больше своим искусством, чем какими-нибудь другими формами деятельности, так как многое в их истории, религии, культуре, включая и пока еще не вполне понятную письменность, остается загадочным.
Слайд 3Освоение различных видов изобразительного искусства у этрусков
Освоение различных видов изобразительного искусства
у этрусков шло тем же путем, что и у других народов. Чувство пропорций, ритмов, числовых соотношений находило отражение в архитектуре – об этом свидетельствуют этрусские храмы, гробницы, крепостные сооружения. В монументальной и камерной скульптуре, украшавшей храмы, гробницы, саркофаги, погребальные урны, культовые и бытовые предметы – треножники, цисты, зеркала – получило выражение тонкое ощущение пластической формы. Этрусские скульпторы обращались к портретным образам, знаком был им и рельеф различных видов –низкий и высокий. Отпечаток художественных вкусов этрусков сохранила керамика своеобразных форм, украшавшаяся рельефными и живописными изображениями. Торевты исполняли из драгоценных металлов исключительные по красоте серьги, браслеты, фибулы, кольца, диадемы. Резчики по камню помещали на геммах-печатках разнообразные по сюжетам и темам композиции, умело соотнося углубленный рельеф с формой небольшого цветного камня. Этрусские погребальные росписи дают наиболее представление о характере античной живописи первого тысячелетия до н. э.
Слайд 4Строительные материалы этрусков
Этрусским мастерам были известны разнообразные материалы.
Для сооружения крепостных построек, фундаментов храмов и жилых домов применялись различные породы камня, а также дерево и глина, из которой изготавливались сырцовые кирпичи для кладки стен. В скульптуре камень использовался реже, чем у греков. Этруски знали ваяние, когда мастер отсекает от каменной глыбы лишние куски и как бы высвобождает видимый им художественный образ, но охотнее они обращались к пластике и создавали свои произведения постепенным наращиванием материала – сырой глины или воска, втерракоте или бронзе. Характерно, что подобное предпочтение пластики ваянию отличает художественные принципы восточных народов, с искусством которых этруски были хорошо знакомы.
Слайд 5Значение цвета
Этрусские ваятели придавали большое значение цвету. На многих
терракотовых статуях и рельефах сохранилась раскраска, часто применялись ярко-зеленая или темная бронза, камень-известняк с сурово-серой шероховатой поверхностью, матово-кремовая кость, ярко-желтое золото или резные полудрагоценные камни разнообразных цветов.
Слайд 6Гробница Реголини-Галасси
Гробница Реголини-Галасси, вскрытая в 30-х годах XIX века, сохранила множество
произведений искусства. Десятилетие спустя коллекционер Д.Кампана открыл близ Вей большую, названную его именем, этрусскую усыпальницу с рельефами. В 50-х годах XIX века найдена гробница Франсуаблиз Вульчи.
Слайд 7Фибула из гробницы Реголини-Галасси . VII в. до н. э.
Слайд 8Щит из гробницы Реголини-Галасси. Бронза. VII в. до н.э.
Рим, Ватиканские музеи.
Слайд 9АРХИТЕКТУРА
Творческий дух этрусков проявился в таком прикладном виде искусства,
как архитектура. Для строительства городов и уникальных зданий, особенно храмов, естественно, нужны были опытные архитекторы и инженеры. Сохранившиеся укрепления в некоторых этрусских городах свидетельствуют о том, что этруски умели решать довольно сложные технические задачи. Для творчества этрусских зодчих наиболее типичны склепы. Они привлекают внимание прежде всего своим внешним видом. Многие из них поражают размерами, например гробницы из обширных некрополей в окрестностях Цере и других городов. Могилы этрусков имели различное строение. К самому раннему периоду относятся небольшие шахтовые могилы, на дно которых ставили биконическую урну с пеплом умершего. Этот способ погребения мертвых был известен на севере Италии еще в до этрусскую эпоху. Глиняные урны прикрывали крышкой, нередко в форме шлема. Наряду с кремацией мертвых хоронили в могилах, напоминающих рвы.
Слайд 10Могильные помещения этрусков
С VII века до н. э. в Этрурии распространились
могильные помещения в виде круглой комнаты, в которую помещали саркофаг с телом умершего. Могилу вытесывали в скале или сооружали из каменных плит. Круглые стены склепа сужались к потолку. На ряд каменных плит, пригнанных друг к другу и уложенных по окружности, клали следующий ряд, несколько меньшего диаметра, так, чтобы он выступал с внутренней стороны. Таким образом постепенно создавался ложный свод, естественно менее прочный, чем свод настоящий. Чтобы потолок не обрушился, центр свода обычно подпирали толстым столбом. До этрусков ложный свод знали еще греки, применявшие его в знаменитых микенских могилах, но не им принадлежит честь его изобретения. Цепочка тянется дальше на Восток. Вероятно, ложный свод свидетельствует о заимствовании древними греческими и этрусскими зодчими строительных методов Востока. Ранняя греческая архитектура, как и этрусская, не избежала восточного влияния.
Слайд 12Саркофаг супругов из Бандитачча . VI в. до н. э.
Слайд 13Этрусский саркофаг из гробницы в Кьюзи . II в. до н.
э.
Терракота.
Музей, Карлсруэ
Слайд 14Города мертвых сооружались этрусками столь же добротно, как и города живых,
а может быть, еще тщательнее. Жилые дома в этрусских городах чаще всего представляли собой легкие здания, а обширные некрополи, эти выдающиеся творения этрусских инженеров, строились прочно и массивно, на века, чтобы они давали надежный приют тем, кто в них покоится. Этрусские гробницы в окрестностях Цере, Тарквиний, Ветулонии и Популонии – уникальныев своем роде сооружения.
Слайд 15ЖИВОПИСЬ
Этрусские погребальные фрески и картины на терракоте дают возможность изучить
развитие живописи в Италии на протяжении пяти-шести веков. Наиболее богатые этрусские гробницы представляют собой настоящие картинные галереи. Римская живопись II-I вв. до н. э. выросла на богатой художественной традиции этрусков.
Слайд 16«Грот Кампана»
К самым древним этрусским гробницам, украшенным фресками, относится«Грот Кампана»,
находящийся в окрестностях древних Вей. Эту могилу VI века до н. э. нашли в 1842 году. Фрески «Грота Кампана», бесспорно, свидетельствуют о зарождении этрусской стенной живописи. По ним видно, что художнику еще было трудно изобразить движение и равномерно распределить детали картины по всей площади, соблюдая между ними пропорцию. Фрески создают впечатление скованности. Не исключено, что этому немало способствовало и влияние восточного искусства, образы и сюжеты которого фигурируют на фресках. Сказочные чудовища – сфинксы и хищные звери –изображены рядом со сценой охоты, которая вдохновила художников, оформлявших другие склепы. Охота, вероятно, играла важную роль в жизни этрусской аристократии. Более тщательный анализ выявляет не только восточное, но и критское влияние. Даже этот ранний памятник привлекает яркими красками, типичными для всех этрусских фресок.
Слайд 17Танцовщица из гробницы «Жонглера» . V в. до н. э.
Фреска.
Музей Виллы Джулиа, Рим
Слайд 18Флейтист с двумя флейтами из гробницы «Леопардов» . V в. до
н. э.
Фреска.
Музей Виллы Джулиа, Рим
Слайд 19Сцена рыбной ловли из гробницы «Охоты и рыбной ловли» . V
в. до н. э.
Фреска.
Музей Виллы Джулиа, Рим
Слайд 20Фреска из гробницы «Буйволов» . VI в. до н. э.
Фреска.
Музей Виллы Джулиа, Рим
Слайд 21 В стенной живописи склепов отражается сущность философии этрусков, на которую
сильное влияние оказал весь ход развития их истории. Первоначальное представление о том, что со смертью не кончается радость жизни, сменяется прямо противоположным убеждением и примирением с этим грустным фактом.
Слайд 22СКУЛЬПТУРА
Среди наиболее типичных творений подобного рода особенно интересны изображения людей.
И в этом случае художественное творчество было неразрывно связано с погребальными обрядами. Ведь скульптуры чаще всего украшают урны и саркофаги.
Слайд 23 Этруски издавна стремились подчеркнуть индивидуальность человека. Замечательные изделия этрусских мастеров,
так называемые антропоморфные канопы, в большом количестве найдены в окрестностях древнего Клузия
Слайд 24Менада. Антефикс храма Джуно Соспита . VI—V вв. до н. э.
Храм Джуно Соспита, Ланувий
Слайд 28Этрусская урна из Кьюзи в виде дома.
Слайд 29Химера. . V в. до н. э. Бронза.
Археологический музей, Флоренция
Слайд 30Диоскурыс Еленой и Афродитой. Этрусское зеркало . III в. до н.
Слайд 31 МЕЛКАЯ БРОНЗОВАЯ ПЛАСТИКА, КЕРАМИКА, ЗЕРКАЛА, ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ
О художественной одаренности
этрусков свидетельствуют не только монументальные произведения, но и мелкие изделия – украшения и предметы обихода. Они изготовлены со вкусом и выдумкой, которые говорят о том, что этруски и в повседневной жизни стремились к красоте. Светильники, канделябры, треножники, курильницы, металлическая и глиняная посуда, зеркала и другие предметы быта привлекают к себе внимание своим изяществом.
Слайд 32Калхант. Этрусское зеркало . IV в. до н. э.
Бронза.
Этрусский
Грегорианский музей, Ватикан
Слайд 34Значение этрусского искусства
Значение этрусского искусства, помимо собственной самобытной ценности, прежде всего
в том, что его художественные формы легли в основу римского искусства. Покорив этрусков, римляне восприняли их достижения и в своем зодчестве, пластике и живописи продолжили начатое этрусками
Слайд 35Искусство Римской Республики
С конца I в. до н.э. с угасанием эллинистических
государств ведущее значение в античном мире приобретает римское искусство. Впитав в себя многое из достижений культуры и искусства Греции, оно воплотило их в художественной практике колоссальной римской державы. В основе римской художественной культуры лежат точность и историзм мышления, далекие от возвышенной поэтики мифотворчества греков. Художественная культура Рима отличалась большим разнообразием и пестротой форм. В ней отразились черты, свойственные искусству покоренных римлянами народов, которые нередко стояли на более высоком культурном уровне. Римское искусство сложилось на основе сложного взаимопроникновения самобытного искусства италийских племен и народов, среди которых особое место занимали этруски, обладатели высокоразвитой самобытной и древней художественной культуры
Слайд 36. Архитектура в период Римской республики
Новый этап городского строительства начался со
II в. до н. э.: застраиваются не только пустыри, но и свалки, городская земля поднимается в цене. Вместо примитивных жилищ из сырца и дерева возникают в I в. до н. э. многоэтажные дома, виллы знати, построенные из обожженного кирпича и бетона и даже из мрамора. Несколько новых водопроводов подводят за много километров хорошую питьевую воду. Благоустраивается центр города - римский форум, он расширяется, вокруг него строят новые общественные здания и храмы, портики его мостят плиткой. Появляются новые типы общественных зданий. Очень плотная застройка городской территории, скученность и теснота не могли не вызвать необходимости в специальных зеленых зонах - парках, расположенных на окраинах города. Так появились роскошные сады Саллюстия и Лукулла. Город был разбит на кварталы, кварталы группировались в районы.
Слайд 37. Другой особенностью римской архитектуры является стремление к пышной отделке зданий,
богатому декоративному убранству, ко множеству украшений, больший (чем у греков) интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий и сооружений для практических нужд (мосты, акведуки, театры, амфитеатры, термы). Римские архитекторы разработали новые конструктивные принципы, в частности широко применяли арки, своды и купола, наряду с колоннами использовали столбы и пилястры
Вилла мистерий. Реконструкция
Слайд 41Римский форум
Римский Форум (лат. Forum Romanum) — площадь в центре Древнего
Рима вместе с прилегающими зданиями. Первоначально на ней размещался рынок, позже она включила в себя комиции (место народных собраний), курию (место заседаний Сената) и приобрела также политические функции.
Форум служил центром общественной жизни, и из повседневного общения людей эволюционировало тематическое общение, носящее все признаки того, что мы сегодня называем форумом.
Слайд 43 Декоративные росписи
Начав покорять мир, римляне знакомились со все новыми
способами украшательства домов и храмов, в том числе с фресковой живописью
Слайд 44Помпейские росписи
В доме Саллюстия в Помпеях сохранился прием росписи стен, получивший
название в науке 'первый помпейский стиль'. Возник он как подражание станковой живописи, из желания создать впечатление развешенных по стенам картин. Суть его заключается в том, что все архитектурные детали стены сначала лепятся на поверхность стены объемно из штукатурки (карнизы, квадраты облицовки, цоколь и другие детали), а потом еще и расписываются. Помпейские росписи знакомят нас с основными чертами античной фрески. Римляне применяли росписи также и для украшения фасадов, используя их как вывески торговых помещений или ремесленных мастерских. Первый стиль - инкрустационный, был распространён во II в. до н.э. и до 80-х годов до н. э. после чего его сменил так называемый 'второй стиль'.
Слайд 48Скульптура
По преданию, первые скульптуры в Риме появились при Тарквинии Гордом, который
украсил глиняными статуями по этрусскому обычаю крышу построенного им же храма Юпитера на Капитолии. Первой бронзовой скульптурой была статуя богини плодородия Цереры, отлитая в начале V в. до н. э. С IV в. до н. э. начинают ставить статуи римским магистратам и даже частным лицам. Многие римляне стремились поставить статуи себе или своим предкам на форуме. Во II в. до н. э. форум был настолько загроможден бронзовыми статуями, что было принято специальное решение, по которому многие из них были сняты. Бронзовые статуи, как правило, отливались в раннюю эпоху этрусскими мастерами, а начиная со II в. до н. э.- греческими скульпторами. Массовое производство статуй не способствовало созданию подлинно художественных произведений, да римляне к этому и не стремились. Для них самым важным в статуе представлялось портретное сходство с оригиналом. Статуя должна была прославить данного человека, его потомков, и поэтому было важно, чтобы изображенное лицо не спутали с кем-нибудь другим.
Слайд 49Римлян с изображением предков
'Появлению первых скульптурных портретов римляне обязаны культу предков,
который был среди них весьма распространен
Слайд 50Брут
'Стиль римских портретов эволюционировал, последовательно отражая изменения облика людей, их внутреннего
склада, нравов и идеалов. Портретам республиканской эпохи при документальной точности воспроизведения индивидуальных черт лица свойственны некоторое упрощение форм и резкая жёсткость линий. К числу немногих памятников ранне-римской портретной скульптуры относится так называемый "Брут" (конец III - начало II вв. до н.э.)'
Слайд 54Статуя римляна, совершающего возлияние
Слайд 56Заключение
Таким образом, можно сказать, что в эпоху римской республики начался расцвет
римского изобразительного искусства. Пусть это начало ознаменовалось лишь подражанием и заимствованием греческой культурой. В последствии это приведет к развитию своей оригинальной техники живописи, скульптуры и архитектуры. Но это будет уже эпоха Римской империи.
Слайд 58Серия гражданских войн, рабских восстаний и военных диктатур конца Республики потрясли
ее до основания и привели к установлению в Риме императорского (монархического) режима, просуществовавшего почти пять столетий.
В истории Римской Империи (27 г. до н.э. –476 г. н.э.) наблюдались свои периоды подъема и упадка. В I-II вв. н.э. римская экономика и политическая жизнь переживала время бурного расцвета, а рабовладение поднялось на высшую ступень. В III в. Римская Империя вступила в полосу острого кризиса, который был временно преодолен в конце II – первой половине IV в., а затем возобновился с новой силой. В конце концов, подтачиваемая изнутри и извне, Западная Римская Империя прекратила свое существование в 476 г. Культура Рима императорской эпохи развивалась вместе с его историей.
Слайд 59Развитие архитектуры привело к появлению настенной живописи. Фрески изображали красочные картины
на мифологические, исторические, бытовые сюжеты и напоминали греческие. Излюбленной темой становится изображение сада, огороженного позолоченной решеткой, плодоносящего, наполненного запахом трав, пением птиц. Таков «сад с птицами» на вилле Ливии, супруги Августа в Прима Порта.
Слайд 60Добрый пастырь. Роспись катакомбы
Слайд 62Фаюмский портрет молодого человека.
Слайд 63Приемники Августа продолжали украшать Рим новыми зданиями и сооружениями. Почти полностью
перестроил центр Рима Нерон: после сильного пожара 64 г. н.э. (в поджоге людская молва обвинила самого Нерона), император приказал снести все постройки центральной части города и на их месте построить дворец. Новый дворец получил название «Золотой дом» из-за массы золота и драгоценных камней в его отделке.
Нерон. Мрамор 60-68 гг.н.э.
Слайд 64Триумфальные арки
О славе и могуществе великой империи напоминают нам триумфальные
арки и колонны. Триумфальные арки, прославляющие победы императоров, славились по всей империи. Одна из самых огромных арок – арка Константина. Высота ее достигает 21 м, почти 26 м составляет ширина, а толщина стен превосходит 7 м. Арка построена в 315 г. в честь празднования 10 годовщины правления Константина и победы, одержанной им в 321 г. при Понти Мильвио против Максенция. Для украшения этой арки использовано множество барельефов и скульптур, снятых с других памятников.
Слайд 68Марк Аврелий воздвиг в 189-196 гг. колонну в ознаменование своих побед
маркоманнами. Квадами и сорматами. Ствол колонны, высотой почти 30 м, огибает спираль барельефов, которые подобно барельефам колонны Трояна, прославляют победы императора над германскими и сарматскими племенами. Внутренняя часть колонны – полая, спиральная лестница из 190 ступеней ведет на ее вершину.
Колона Трояна, поставленная на форуме Трояна в честь победы над племенами даков (предков современных румын), имеет высоту 30 м. Колонна сложена из 17 барабанов мраморова, внутри колонны проходит лестница из 185 ступеней, а снаружи она покрыта 23 витками исторического рельефа, который является, по словам Стендаля, лучшим автопортретом, который оставили человечеству римляне.
Слайд 69Пантеон
Замечательным достижением римской строительной техники было здание всех богов – Пантеона
в Риме. Римляне, освоив конструкцию арок, сводов и куполов могли строить большие общественные сооружения, значительно превосходящие по размерам греческие. Примером тому служит огромный купол Пантеона диаметром 43 м. Он был подобен небесному своду и символизировал обитель всех богов.
Слайд 70Купол опирался на стены, внутреннее пространство не членилось, а было едино
и гармонично. В центре купола находится круглое «окно»-«глаз Пантеона», как называют его итальянцы (диаметр 8,5 м.). Через этот единственный источник света было видно небо, солнце. Таким образом, грандиозное купольное сооружение, само по себе образно выражало идею царящего над землей небесного свода, становится связанным с движением небесного светила.
Пантеон построен из кирпича и бетона. Фундамент из бетона толщиной 7,3 м. Толщина стен – 6,3 м. Внутри стен пустоты для облегчения веса. Внутри храм облицован мрамором, украшен колоннами и пилястрами. Пропорции пантеона совершенны: диаметр почти равен высоте храма, купол изнутри – это точная полусфера. Пропорции рассчитаны так, чтобы постепенно облегчить архитектурные формы в верхней части здания. Предположительно
Слайд 73Вегилий. Мозаика.
Изобразительные искусства и архитектура времен Августа также служили целям возвеличивания
Рима. Август любил говорить, что, приняв Рим кирпичным, он оставил его мраморным. В городе был построен новый форум, главным сооружением которого стал храм Марса Ультора (Мстителя).
Слайд 74Скульптура
В скульптуре наибольшее развитие получили исторический рельеф и портретный бюст. Римские
скульпторы ввозили и копировали греческие образцы, многие из которых известны нам благодаря римским копиям и вариантам. Римский скульптор обращал внимание на характер, внутренний мир, показывая римского гражданина таким, какой он есть, видя ценность и неповторимость личности.
На площадях Рима стояло много статуй: бронзовых и мраморных, пеших и конных. По словам одного из древних писателей, в стенах Рима жил еще один народ, состоящий из статуй. Такому развитию искусства скульптуры способствовал обычай увековечивать политических и военных деятелей, воздвигая им статуи в общественных местах. Если греки были мастерами статуарной пластики, то римляне создали реалистический индивидуальный скульптурный портрет, ставший истинно римским культурным завоеванием.
Слайд 75Энеида
В правление Октавиана Августа (27 г. до н.э. – 14 г.
н.э.) римская культура переживает расцвет, свой «золотой век». Август, будучи тонким политиком, хорошо понимал настроения, царившие в Риме, и поэтому тщательно заботился о возрождении «республики предков». Нравы предков представлялись в Риме неким идеалом, поэтому римские ценности, предания о «доблести предков» теперь всячески подчеркивались и были одной из основных тем всех тогдашних деятелей культуры.
Наиболее плодотворным «век августа» оказался для римской поэзии. Расцвет поэзии связан с именами трех самых знаменитых поэтов: Вергилия, Горация и Овидия.
Выдающимся творением Публия Вергилия Марона была «Энеида», в которой прославлялись мощь и величие Рима, победы Августа, «римский дух» и римское искусство.
Слайд 76Колизей.
В период правления Веспасиана и его сына Тита был построен знаменитый
Колизей. В честь открытия Колизея были даны стодневные гладиаторские игры. В плане Колизей представлял собой эллипс с окружностью 524 м. Это – трехэтажное сооружение (позднее был добавлен и четвертый этаж) с арочно-сводчатыми перекрытиями. Стена Колизея высотой около 50 м состояла из трех ярусов арок – входов. 80 арок нижнего яруса позволяли 50 тысячам зрителей заполнить трибуны за считанные минуты. Четвертый ярус имел глухую стену с кедровыми мачтами, укрепленными на кронштейнах. В жаркие дни для защиты от солнца над трибунами натягивали тент.
Слайд 77 В нижнем ярусе Колизея находились полуколонны дорического ордера, во втором –
ионического, в третьем – коринфского. В нишах второго и третьего яруса стояли статуи. На арене Колизея могли сражаться одновременно 3 000 пар гладиаторов
Слайд 79В 410 г. и 455 г. Рим подвергся страшному разгрому –
сначала от готов, а затем – от вандалов. В середине V в. под властью императора остались лишь Италия, а сам императорский престол сделался игрушкой в руках командиров германских войск, назначавших и смещавших императоров. В 476 г. командир стоявших в Италии германских наемников Одоакр сместил малолетнего императора Ромула – Августула и отослал знаки императорского достоинства в Константинополь. Это событие принято считать концом Западной Римской империи.
Слайд 80Напишите к искусству какого периода относится. Какой характер скульптуры.
Слайд 812. Название скульптуры. Чем знаменита. Где находится
.
Слайд 823. Назовите что изображено. Каких достижений достигли древние римляне
В области
градостроительства.
Слайд 834. Назовите что изображено и где применялось.
Слайд 845. Что изображено. Какое значение имело,
в какой части города располагалось.
Слайд 856. Перед вами два портрета, определите к искусству каких периодов относится,
обоснуйте свой ответ.
Слайд 867. Назовите изображение
и раскройте основное назначение.
Слайд 878. Назовите архитектурное сооружение.
Чем оно знаменито. Где находится.
Слайд 889. Название сооружения.
Чем уникально.
Слайд 8910. Назовите данное сооружение
Какой характер носит данный вид архитектуры.
Слайд 9011. Назовите данное сооружение.
Какой характер носит данный вид архитектуры.
Подробно опишите конструкцию.
Слайд 9112. Назовите тип статуи.
В какой период появилась.
Какое значение имеет.