Искусство древнего человека презентация

Содержание

Периодизация 1. Каменный век 1.1 Древнекаменный век – Палеолит. … до 10 тыс. до н.э. 1.2

Слайд 1ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЧЕЛОВЕКА



Слайд 2


Слайд 3Периодизация
1. Каменный век 1.1 Древнекаменный век –

Палеолит. … до 10 тыс. до н.э. 1.2 Среднекаменный век –
Мезолит. 10 – 6 тыс. до н.э. 1.3 Новокаменный век –
Неолит. С 6 – по 2 тыс. до н.э. 2. Эпоха бронзы. 2 тыс. до н.э. 3. Эпоха железа. 1 тыс. до н.э.

Слайд 4Палеолитическое искусство остаётся загадкой до сих пор. Причины его зарождения в

период Верхнего палеолита порождают множество гипотез.
Вот некоторые из них:
1) Появлению изображениям на камне и скульптур из глины предшествовала раскраска тела.
По мысли Леонардо да Винчи, первый рисунок - это тень предмета, освещенного костром. Первобытный человек начинает рисовать, осваивая технику "обвода". Пещеры сохранили десятки таких примеров. На стенах пещеры Гаргас (Франция) видны 130 "призрачных рук" - отпечатков рук человека на стене.

Слайд 5Пещера Куэва-де-лас-Манос в Аргентине или Пещера рук, датируется периодом с 7000

по 1000 годы до нашей эры.

Слайд 62) Искусство появилось случайно, то есть, человек, не преследуя определённой цели,

просто водил пальцем по песку или сырой глине.
В этой связи мы можем провести параллель с концепцией бессознательного в искусстве, которая развивалась в учении Фрейда и главных течениях двадцатого века,
в частности, в сюрреализме и ташизме.

Слайд 83) Искусство появилось в результате установившегося равновесия сил в борьбе за

существование
(осознание собственной безопасности, появление коллективной охоты, существование больших хозяйственных коллективов и наличие больших запасов пищи).
В результате у отдельных индивидов "освобождается" время для профессиональных занятий творчеством.

Слайд 104) Анри Брейль предполагал связь между развитием пещерного искусства и охотой

на крупных зверей.
Охота развивала воображение и сноровку, "обогащала память живыми, глубокими и цепкими впечатлениями".

Слайд 11пещера Ласко


Слайд 125) Появление искусства напрямую связано с религиозными верованиями (тотемизм, фетишизм, магия,

анимизм). Не случайно многие первобытные изображения находятся в труднодоступных участках пещер.

Слайд 13пещера Альтамира 


Слайд 14Для справок:
Тотем- животное или растение, являющееся мифическим представителем, покровительствующим данному

роду.
Фетиш - природный или специально изготовленный предмет, которому придаётся сверхъестественная сила.
Анимизм(от лат. Anima, animus-душа, дух)- вера в существование духов, присущая первобытной религии и язычеству.
Магия - система обрядов, связанная с верой в сверхъестественную способность человека(колдуна, мага) воздействовать на людей и явления природы.

Слайд 156) Первые произведения эпохи палеолита и пиктографические знаки образуют единое целое

(идеограммы-знаки, имеющие определённое значение, но не ассоциирующиеся с определённым словом).
Возможно, зарождение искусства совпадало с развитием письменности и речи.

Слайд 16пещера Ласко


Слайд 177) Искусство раннего периода можно воспринимать "не более, чем отметины животных,

сделанные человеческим способом". Только в последующую за верхним палеолитом эпоху изображения
(или идеограммы) наполняются значением.
Образы и понятия появились гораздо позднее первых рисунков и скульптур.

Слайд 198) Искусство играло роль своеобразного механизма торможения, т. е., несло физиологическую

нагрузку. Определённые изображения обладали свойством умирять излишний пыл или негативные реакции, связанные с системой запретов.
Не исключается его тесная связь с обрядами инициации (обряд посвящения, через который проходят все члены племени первобытного или традиционного общества, достигшие определённого возраста.
Как правило, инициация подразумевает серьёзные физические испытания, сопровождающиеся религиозными церемониями.
В результате прошедший все испытания становится полноправным членом племени).

Слайд 20пещера Ласко


Слайд 21КРАСКИ
Красное и черное ассоциировалось с противоположностями древнего мира:
красное - тепло,

свет, жизнь с горячей алой кровью;
черное - холод, тьма, гибель...
Эта символика универсальна.

Слайд 22в эпоху верхнего палеолита встречаются, хотя и не часто, и многофигурные

композиции, причем далеко не всегда они представляют собой примитивное «перечисление» отдельных фигур на плоскости.

Слайд 23Есть изображения стада оленей, табуна лошадей, как некоего целого, где ощущение

большой массы передается тем, что виден целый лес перспективно уменьшающихся рогов или вереница голов, а целиком нарисованы только некоторые фигуры животных, стоящих на первом плане.

Слайд 24ПЕЩЕРНАЯ ЖИВОПИСЬ
При входе в пещеру включается «схема медведя» (или льва),

по­скольку, согласно
мим-адаптации, человек воспринимает занимаемое им звериное логово глазами его хозяина.
С этим отчасти согласуются археологические гипотезы о происхождении пещерной живописи от гриффад — процарапанных на стенах пещеры следов медвежьих когтей и их имитации человеком в виде оставленных на глине следов пальцев (так называемых «макарон») или отпечатков кистей рук.

Слайд 25Геометрические мотивы, так называемые «макароны» на стенах Альтамиры


Слайд 26Как известно, гигантские медведи, тысячелетиями обитавшие в пещерах, имели обыкновение «точить

когти» о стены, оставляя на них многочисленные борозды — гриффады.
Для палеолитических охотников эти метки «были важным, остро эмоциональным сигналом, вызывающим ответные,̆ действия»: на звериные гриффады человек накладывал свои.
Сходство и соседство медвежьих царапин и человеческих «макарон» не раз отмечалось исследователями, начиная с
Г. Обермайера (1913) во многих раскрашенных пещерах верхнего палеолита (Монтеспан, Хорное де ля Пенья, Альден, Гаргас, Пеш-Мерль, древнейшие комплексы Ла Бом-Латрон, Руфиньяк).
Диалог медвежьих и человеческих гриффад выглядит перепиской на зверином языке.

Слайд 27Ласко


Слайд 28Гриффады и отпечатки рук


Слайд 29 Присутствие медведя в пещере ощутимо: гриффады иногда сопровождаются рисунками головы

медведя (Арден), профильным контуром зверя (Альтамира); иногда, как в пещере Базуа на севере Италии, не только гриффады, но и отпечатки лап медведя и ног человека на полу перекрывают друг друга.
В пещере Шове рядом с гриффадами на скальном основании покоился череп медведя ; в пещере Монтеспан на глиняном манекене был, вероятно, укреплен череп медвежонка

Слайд 30Изображение пещерного медведя в пещере Шове (32 тыс. лет назад)


Слайд 32Вслед за контурным рисунком появилась штриховка поверхности тела отдельными линиями, передающими

шерсть. В дальнейшем фигуры стали сплошь закрашиваться одной краской с попытками объемной моделировки. Вершиной палеолитической живописи являются изображения животных, выполненные двумя или тремя красками с различной степенью тональной насыщенности. В этих больших (около 1,5 м) -фигурах нередко использованы выступы и неровности скал.

Слайд 34На севере Испании осенью 1868 года в местечке Альтамира, у одного

из местных охотников пропала собака. Во время ее поисков охотник обнаружил узкую расщелину в земле.
Об этом месте он рассказал дону Марселино де Саутуола, который оказался большим любителем археологии — молодой, только что зародившейся науки. Он не замедлил воспользоваться случаем и спустился под землю, где и обнаружил грубые каменные и костяные топоры, молотки и ножи.
Их древность не вызвала у Саутуолы сомнений — ведь на некоторых были видны изображения мамонтов, бизонов и диких лошадей.


Слайд 35Альтамира. Испания.


Слайд 36Альтамира


Слайд 37Альтамира. Испания.


Слайд 38Альтамира


Слайд 39Прорисованные краской из нескольких цветов, рисунки сплошным живописным полотном покрывали низко

нависший потолок пещеры, весь ее свод, а также и коридоры, ведущие далее в глубь пещеры.
Отдельные виды животных, чье изображение обнаружил Саутуола на сводах пещеры, уже давно исчезли с территории Испании.
А еще более удивительным, еще более невероятным было их художественное совершенство.
«Сикстинская капелла первобытной живописи» — так впоследствии ученые всего мира назовут росписи пещеры Альтамира.

Слайд 40Альтамира


Слайд 41  Спустя 16 лет, в 1895 году, французский археолог и медик

Э. Ривьер в пещере Ла Мут (юго-запад Франции) вновь обнаруживает рисунки.
В том же 1895 году археолог Э. Дало открывает рисунки в пещере Пэр-но-Пэр, еще через два года книготорговец и археолог Ф. Рейно — в пещере Марсула.
Рисунки в пещере Пэр-но-Пэр были частично перекрыты культурным слоем, палеолитический возраст которого не вызывал никакого сомнения.   

Слайд 42Ньё Арьеж во Франции


Слайд 43Но окончательный удар противникам Саутуолы нанесло открытие трех французов — подвижников

археологии: доктора медицины Люсьена Капитана, сельского учителя Дени Пейрони и аббата Анри Брейля.
В 1901 году они производили обследование ряда гротов на самом юге Франции. В гроте Фон-де-Гом их взору открылись разноцветные изображения зверей. Археологи обратили внимание на то, что часть наскальных фресок скрыта под кальцитовыми натеками.
А это являлось самым убедительным, неопровержимым свидетельством в пользу глубокой древности рисунков.

Слайд 44В 1940 году на юге Франции обнаружена пещера Ласко.
Она явила

миру великолепные композиции рисунков, сделанных различными методами: росписи по стенам, рисунки, выполненные гравировкой, резьба, а затем раскраска цветной охрой.
По выражению аббата А. Брейля, пещера Ласко — это жемчужина четвертичного искусства.

Слайд 45Ласко.
Франция.


Слайд 46Ласко. Франция.


Слайд 47Ласко


Слайд 48Ласко


Слайд 49Ласко


Слайд 50Ласко


Слайд 51Ласко


Слайд 52Шульган Таш Капова пещера


Слайд 53 Шульган Таш
Капова пещера


Слайд 54Шульган Таш - Капова пещера


Слайд 55Шульган Таш Капова пещера


Слайд 56Кроме Каповой на Южном Урале были найдены пещеры Бурановская и Игнатиевская.


   Исследования 1984—1985 годов принесли новые открытия. Впервые в Игнатиевской пещере обнаружили изображения мамонтов — этих могучих символов ледниковой эпохи.
На стене одного из участков пещеры в свете ярких и мощных галогеновых ламп проявились силуэты двух мамонтов и летящие в них копья. Мамонты эти очень похожи на аналогичные изображения их во Франции и Испании.

Слайд 57 
ПЕЩЕРА ШОВЕ В четырех «залах» Шове вместе с соединяющими проходами общей протяженностью

около 500 метров обнаружено более трёхсот прекрасно сохранившихся рисунков с изображением различных животных, в том числе масштабные многофигурные композиции.
Фильм "Пещера забытых снов" был снят в 3D и показан на Берлинском кинофестивале в 2011 году, что, привлекло внимание широкой общественности к Шове.


Слайд 62Тассилин Аджер
Сахара. Африка.


Слайд 63Всемирную известность Тассилин-Аджеру принесли обнаруженные здесь в 1909 огромные яркие рисунки,

изображающие людей, животных и сцены из жизни.
Эти рисунки говорят о том, что ныне безжизненная пустыня была когда-то плодородной местностью, по просторам которой бродили огромные стада животных, а на берегах рек и озёр селились люди, занимавшиеся охотой, собирательством и ловлей рыбы.

Слайд 64Тассилин
Аджер


Слайд 65Тассилин Аджер


Слайд 66Стоянка
Ла Аранья. Испания.


Слайд 67Рока дельс Морос. Испания.


Слайд 68По-видимому, искусство не очень дружит с эволюционной теорией: избегая всякой стадии

развития, оно каким-то необъяснимым образом возникает сразу, из ничего, в высокохудожественных формах. Вот что по этому поводу пишет крупнейший специалист в области палеолитического искусства Абрамова З. А.: "Палеолитическое искусство возникает как яркая вспышка пламени в глубине веков. Необычайно быстро развившись от первых робких шагов к полихромным фрескам, искусство это так же резко исчезло. Оно не находит себе непосредственного продолжения в последующие эпохи… Остается загадкой, как палеолитические мастера достигли столь высокого совершенства

Слайд 69ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
Часто скульптурные изображения животных помещены на рукоятке ножа или какого-либо

орудия, и в этих случаях им придаются такие позы, которые свойственны данному животному и вместе с тем приспособлены по форме к назначению рукоятки.
Здесь, таким образом, зарождаются элементы будущего «прикладного искусства»

Слайд 70Лошадка (подвеска?). Бивень мамонта. Сунгирь, Владимирская область, Россия. Возраст работы —

около 28 тысяч лет

Слайд 71Диск с рисунками (лицевая и обратная стороны). Диаметр — 31 мм,

толщина — 2-3 мм. Кость.
Ма-д'Азиль, Франция. Возраст изделия — 16-20 тысяч лет

Слайд 72Орнамент. Бивень мамонта. Предмост, Чехия. Возраст работы — 25-27 тысяч лет
В выработке

и развитии первоначальных форм орнамента, идущих параллельно с развитием собственно изобразительного творчества, также сказывалась способность обобщать - абстрагировать и выделять какие-то общие свойства и закономерности.

Слайд 73С появлением оседлости, продолжая использовать для обитания навесы скал, гроты и

пещеры, люди начали устраивать и долговременные поселения - стоянки, состоявшие из нескольких жилищ.
Так называемый «большой дом» родовой общины из поселения Костенки , около Воронежа, был значительных размеров (35x16 м) и имел, повидимому, кровлю из жердей.

Слайд 74Именно в такого рода жилищах, в ряде поселений охотников на мамонта

и дикую лошадь, обнаружены вырезанные из кости, рога или мягкого камня небольшие по размерам (5 - 10 см) скульптурные фигурки, изображающие женщин. Большинство найденных статуэток изображает обнаженную стоящую женскую фигуру; в них ясно видно стремление первобытного художника передать черты женщины-матери (подчеркнуты грудь, огромный живот, широкие бедра).

Слайд 75Самой ранней первобытной скульптурой является "палеолитическая венера" из Виллендорфа (около 30тыс.

лет до н. э.). Насколько это первое изваяние связано с действительностью, судить сложно. Возможно, здесь присутствует некоторое преувеличение объёмов, передающее идею материнства, плодородия, женственности. Лицо на этой маленькой фигурке не показано: оно закрыто шапкой кудрявых волос. Большинство венер того времени можно назвать безликими.


Слайд 76Хорошие образцы подобных статуэток найдены и в Западной Европе (статуэтки из

Виллендорфа в Австрии, из Ментоны и Леспюга в южной Франции и др.), и в Советском Союзе — в палеолитических стоянках деревень Костенки и Гагарино на Дону, Авдеево под Курском и др.
Более схематически выполнены относящиеся к переходному солютрейско-мадленскому времени статуэтки восточной Сибири из стоянок Мальта и Буреть.

Слайд 77 Кроме глины использовался, также, лёгкий в обработке стеатит, и кальцит, и,

наконец, кость мамонта. Именно из неё создаётся одна из самых ранних женских (или мужских) голов из Брассемпуи (ориньякский период, Франция, музей Сен- Жермен).
Предполагается, что эта голова с декоративной стилизацией причёски является фрагментом утраченной ныне древней венеры. Упоминаемая нами голова также лишена черт лица. Герои первобытного искусства пока не обрели лиц, обладая известной долей условности, и в то же время они являются натуралистическим воспроизведением женских фигур и голов.

Слайд 78Слева — женская голова. Бивень мамонта. Брассемпуа, Франция. Возраст работы —24-26

тысяч лет
Справа — "двойная Венера" . Бивень мамонта. Авдеево, Курская область, Россия. Возраст изделия — 20-21 тысяча лет

Слайд 79Любопытно, что скульптуры палеолитических Венер распространены в приледниковой области и не

заходят далеко на юг. Они не случайно "выбрали" прохладный климат. Здесь четко выделяются два сезона года: летний - охотничий, "мужской", и зимний - оседлый, "женский". А чем устойчивее оседлость, тем выше роль женщины в жизни общины, прочнее сплоченность рода вокруг нее.

Слайд 80Зубр, лижущий укус насекомого. Кость. Абри-де-ла-Мадлен, Франция.
Возраст изделия — около

15 тысяч лет

Слайд 81Материалы, из которых создавалась первобытная скульптура, были различны.
Это глина и

зола, смешанные с пережжёнными костями и жиром.
Первые изделия из глины найдены на самой большой стоянке охотников палеолита в Дольни-Вестоницы (Чехословакия).
Маленькие скульптуры из глиняной смеси являются самыми древними образцами керамики.

Слайд 82Фигурки из обожжённой глины. Дольни-Вестонице, Чехия. Возраст изделий — 25-27 тысяч

лет

Слайд 83Человеко-лев. Кость. 30х6 см. Холленштайн-Штадль, Германия. Возраст изделия — 40 тысяч

лет

Слайд 84МЕГАЛИТЫ    (от греч. μέγας - "большой",
λίθος - "камень"). Их общей

характерной особенностью являются каменные блоки весом порой более сотни тонн, часто доставленные из карьеров расположенных за десятки километров иногда с большим перепадом высот относительно места стройки. При этом камни обработаны так, что в стык между блоками не может войти бритвенное лезвие.
Как правило мегалитические конструкции не служили жильём.

Слайд 85Назначение мегалитов не всегда можно установить. Большей частью они, по мнению

некоторых ученых, служили для погребений или были связаны с погребальным культом.
Есть и другие мнения.
По-видимому, мегалиты — общинные сооружения (функция — социализирующая).
Их возведение представляло для первобытной техники сложнейшую задачу и требовало объединения больших масс людей.

Слайд 86Менгиры
(бретонск. "высокие камни") - это вертикальные, одиноко стоящие камни до

20 м высотой, которые напоминают столбы или стелы.
 Комплекс из более 3000 камней во французском Карнаке (Бретань), представлял собой важный церемониальный центр, связанный с культом мёртвых. 

Слайд 87Менгиры в Карнаке.
Бретань. Франция.


Слайд 88Наиболее часто встречающееся мегалитическое сооружение Европы — дольмен — представляет собой камеру или склеп

из стоящих вертикально обтесанных монолитов, на которых покоится один или несколько больших плоских камней, составляющих «крышу».
Многие из них, хотя и не все, содержат останки погребенных внутри людей. Было ли погребение основной целью постройки, или люди были принесены в жертву, оказались похоронены внутри в связи с исполнением ими здесь каких-то обрядов в течение жизни либо остались в дольмене по какой-то иной причине — неизвестно.

Слайд 91Второй наиболее общий тип мегалитических погребений — коридорная гробница.
Обычно она состоит из

прямоугольной, круглой
или крестообразной камеры с плоской или выступающей по краям крышей, к которой ведет длинный прямой проход.
Всю конструкцию сверху покрывает земля, образующая подобие кургана, внутрь которого открывается вход из каменных глыб.
Иногда по краю курган окаймлен каменным бордюром. Наиболее замечательные примеры — Бру-на-Бойн в Ирландии, Брин-Келли-Ди в Уэльсе, Мейсхау на Оркнейских островах и Гаврини в Бретани.

Слайд 92Крытая аллея
в Roche Aux Fees


Слайд 93Кромлех — (бретонск. "круг из валунов") представляет собой круг из отдельных вертикально

поставленных камней.
Иногда кромлехи имеют более сложное строение - составляющие их камни могут быть попарно или по три разом перекрыты сверху горизонтальными плитами, как крышей. В середине круга может быть установлен дольмен или менгир.
Термин произошел от кельтского : crom (сводчатый) и llech (каменное перекрытие).
Поэтому в Уэльсе, кромлехами называли то, что мы русские называем дольменами. А закольцованные каменные структуры в англоязычной традиции называют stone circles.

Слайд 94Кромлех Свинсайд, Англия


Слайд 95Самым известным кромлехом является Стоунхендж, расположенный неподалеку от города Солсбери в

Великобритании.

Как и менгиры, кромлехи имели значение астрономических устройств для наблюдений за солнцем и луной и обычно являются не столь древними, как мегалитические погребения.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика