Смысл и направленность развития истории
Вопросы лекции:
Смысл и направленность развития истории
Вопросы лекции:
Марков Б.В., Липский Б.И. Философия: учебник для
бакалавров. –М., 2012.
Миронов В.В. Философия: учебник. – М., 2011.
Подопригора С.Я. Философский словарь. –
Ростов-на-Дону, 2013.
Философия: учебник /под ред. Проф. Каверина Б.И. - М.,
Воен.ун-т., 2011.
Философия: учебник для вузов /Под ред. В.Лавриненко, А.Ратникова. - М., 2010.
человечество постоянно и непрерывно совершенствуется
(Лукреций Кар)
мировая история есть единый развивающийся
процесс (Гердер)
прогресс человечества не совершается без борьбы,
существовали и периоды регресса (Гегель)
общественный прогресс определяется исключительно
степенью свободы человека (Кант)
в неравномерность развития разных народов (Тюрго)
подходы:
идея прогресса имеет исключительно религиозное
обоснование (Бердяев)
в основе прогрессивного развития общества лежит развитие духовных компонентов общественной жизни (мораль, наука, религия и т.д.)
Материальный
Духовный
Общественный прогресс – это переход от менее совершенных форм организации человеческой деятельности к более совершенным в рамках развития всей мировой истории
Философское понимание общественного прогресса
не имеет прямолинейного характера
подчиненность общесоциологическим законам
взаимосвязь объективного и субъективного
факторов в общественном развитии
может проявляться в эволюционной и в революционный
форме развития общества
Общественный прогресс
Существенные признаки:
соотносится с регрессом как деструктивным социальным
развитием
применим лишь к развитию общества
уровень развития и использования научных знаний
уровень развитости и значимости моральных норм
правовой статус личности и уровень его реализации
уровень развития религиозного сознания
Экономика
Политика
Наука
Мораль
Право
Религия
Важные стороны жизни общества
уровень и качество жизни
продолжительность жизни
наличие свободного времени
полнота удовлетворения потребностей
кризис традиционных буржуазных ценностей (свобода, равенство, братство)
превращение буржуазии в консервативную силу развития общества
Формационная концепция – философское учение, объясняющее развитие человеческой истории и включающее в себя экономическую и социально-политическую проблематику
влияние на формирование предшествующей материалистической философии
появление пролетариата как класса, способного переустроить общество
ОЭФ - есть тип общества, находящийся на определенной
ступени своего экономического развития
экономический базис общества – есть совокупность производ-ственных отношений (ведущая роль отношений собственности)
в структуре ОЭФ выделяется экономический базис и
надстройка
труд и трудовой процесс являются необходимыми условиями
жизни людей по удовлетворению ими своих потребностей
1
2
3
4
5
смена экономического базиса (отношений собственности)
ведет к смене всего общественного устройства, в т.ч. и надстройки
классовая борьба пролетариата и революция - необходимые условия смены капиталистической ОЭФ
объективно исторически новым типом бесклассового
общества будет коммунистическое общество
6
7
8
9
Положения формационной концепции
ограниченность применения к различным странам
недооценка роли частной собственности и ее будущего
абсолютизация роли классовой борьбы и революции
возможность системного познания общественной жизни
научное объяснение причин сложных социальных явлений
разработка нового категориального
аппарата науки
объяснение и понимание истории с материалистических позиций
Основные этапы развития общества
характеристика этапа
общественного развития
1
3
2
Цивилизация – такая стадия в развитии человечества, когда
социальные связи начинают доминировать над природными и когда
общество развивается и функционирует на своей собственной основе
Цивилизация определяется как:
религия
социальные институты
Цивилизация – способ воспроизводства общественной жизни,
закрепленный в системе норм, регулирующих деятельность и
отношения отдельных индивидов и социальных групп во всех
основных подсистемах общества (экономической, политической и др.)
неповторимый облик цивилизации определяется средой ее обитания
взаимодействуют между собой не цивилизации, а лишь внутренние их компоненты (экономика, культура, политика)
существует четыре основных фаз становления и развития цивилизации (рождение, рост, надлом, распад)
рождение цивилизаций осуществляется из примитивных обществ, обитание которых зависит от природных условий
цивилизации рождаются в результате ответов людей на вызовы природного или социального характера
роль творческого меньшинства (жрецов, ученых, философов, политиков) в формулировании адекватных ответов на вызовы
вызов должен быть достаточно значимым для общества, чтобы быть понятым и услышанным
элита, организовав народ, способна дать ответ на один-два вызова
со временем творчески силы элиты иссякают, народ перестает ей доверять и поддерживать
объективно общество раскалывается, происходит отчуждение большинства от меньшинства (элиты), которая пытается управлять на основе силы
А.Тойнби
созданная творческим большинством церковь (новая религия), способна стать основой для формирования новой цивилизации
противопоставление материального и духовного в общественной жизни
возможность познания общества, ограниченного в пространстве и во времени
разработка категориального аппарата
разработка типологии цивилизации и цивилизационного развития
один из подходов, объясняющих многообразие исторического процесса
Ограниченность:
Концепция
А.Тойнби
Достоинства:
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть