Государство и право России в пореформенный период (вторая половина XIX века) презентация

Содержание

Учебные вопросы: Буржуазно-демократические реформы 60-70 гг. XIX в. 2. Контрреформы в России в 80-х гг. XIX в. 3. Развитие права во второй половине XIX в.

Слайд 1

Лекция на тему:
«Государство и право России в пореформенный период
(вторая половина

XIX в.)»

Слайд 2Учебные вопросы:

Буржуазно-демократические реформы
60-70 гг. XIX в.

2. Контрреформы в России в

80-х гг. XIX в.

3. Развитие права во второй половине XIX в.





Слайд 3Вопрос 1
Буржуазно-демократические реформы
60-70 гг.




Слайд 4 19 февраля 1855 г. скончался Николай I, и на российский престол

вступил его старший сын Александр.



Слайд 5Подготовка крестьянской реформы
Подготовка реформы выявила разногласия в обществе по методам

ее проведения.
Основные разногласия:
Часть помещиков соглашались лишь на незначительные уступки;
Между помещиками черноземных губерний (вели барщинное хозяйство) и помещикам Нечерноземья (оброчные платежи);
Помещики черноземных губерний были против освобождения крестьян с землей, т.к. земля в черноземье представляла большую ценность из-за ее плодородности;
Между членами правительства: Милютин, Ростовцев, Ланской выступали за последовательность реформ. Долгоруков, Муравьев стремились повлиять на либеральность реформы.
В конце 1857 г. в губерниях были созданы комитеты для разработки проектов реформы.
Окончательный вид проект реформы принял к 1861 году.
19 февраля 1861 г. Александр II подписал манифест об отмене крепостного права.


Слайд 6Основные положения крестьянской реформы
Крестьяне сразу получили личную свободу (освобождение от крепостной

зависимости);
Крестьяне получили земельный надел за выкуп, превышающий рыночную стоимость надела;
До заключения выкупной сделки крестьяне оставались временно обязанными и несли повинности (оброк и барщина), не могли свободно распоряжаться своим имуществом, не имели возможности уйти из деревни;
Крестьяне могли получить кредит от государства на срок в 49 лет (до 80% выкупной суммы) для совершения выкупного платежа;
Часть крестьянской земли перешла к помещикам (отрезки);

Слайд 7Основные положения крестьянской реформы
Сохранялась крестьянская община, земля выкупалась не отдельными

крестьянами, а крестьянской общиной, которая владела землей, сохранялась круговая порука;
Проводились регулярные переделы общинной земли: крестьяне получали наделы во временное пользование, был запрещен выход крестьян из общины с землей;
Крестьяне получили право владеть имуществом, заниматься торговлей и предпринимательством, наниматься на работу без разрешения помещика и заключать сделки, могли переходить в другие сословия;

Слайд 8Основные положения крестьянской реформы
Крестьяне получили выборное самоуправление: спорные вопросы крестьянского землепользования

решались на общинных сходах;
Помещики сохранились как господствующий класс, сохранялось помещичье землевладение;
Помещики лишились права распоряжаться личностью крестьянина

Слайд 9Значение отмены крепостного права:
Крестьяне освобождены от крепостной зависимости;
Произошло социальное расслоение крестьянства,

появление кулаков (разбогатевших крестьян, нанимавших на работу односельчан и нанимавшихся к ним батраков, рост влияния разбогатевших крестьян в сельском обществе);

Слайд 10Значение отмены крепостного права:
Были созданы условия для развития капитализма в стране:

капиталистические отношения проникли в сельское хозяйство, был формирован рынок свободной рабочей силы, развивалась промышленность;
Были сохранены феодальные пережитки: помещичье землевладение, крестьянская община, владевшая землей, сословная система, малоземелье крестьян;

Слайд 11Значение отмены крепостного права:
Крестьяне вынуждены были из-за малоземелья соглашаться на отработки

– работать на земле помещика за взятую ими в аренду землю;
Размеры выкупных платежей вызывали недовольство крестьян, рост социальной напряженности, крестьянские восстания.
Итог: крестьянская реформа способствовала развитию буржуазных отношений в стране, но не сняла напряженность в деревне.


Слайд 12Реформа местного управления
Проект земской реформы разработала комиссия во главе с Милютиным

Н.А. Утверждена земская реформа Александром II 1 января 1864 г. Основные принципы реформы: выборность и бессословность.

Милютин Н.А.


Слайд 13Подготовка земской реформы
Основные принципы земской реформы — выборность, всесословность, самоуправление в

вопросах местных хозяйственных нужд — были включены в проект еще до отставки Милютина в апреле 1861. Возглавивший затем подготовительные работы министр внутренних дел П. А. Валуев (оппонент Милютина) был вынужден считаться с этим проектом и принять его за основу.

Слайд 14ГУБЕРНСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ В КОНЦЕ XIXв. - НАЧАЛЕ ХХв.



О Т

Д Е Л Е Н И Я
П Р И С У Т С Т В И Я К О М И Т Е Т Ы


Слайд 15Формирование местных органов

«Положение 1 января 1864» предусматривало создание земства в 34

губерниях Европейской части России. Земская реформа не распространялась на Сибирь, Архангельскую, Астраханскую и Оренбургскую губернии, где почти не было дворянского землевладения, а также на национальные окраины России — Прибалтику, Польшу, Кавказ, Казахстан, Среднюю Азию. В 1911-13 земские учреждения, помимо 34 губерний, были введены еще в 9-ти.

Слайд 16 Избирательная система строилась на сочетании сословного и имущественного принципов. Каждые три

года жители уезда разных сословий избирали от 14 до 100 с лишним гласных — депутатов уездных земских собраний. Выборы проводились по куриям (частям), на которые разделялось все уездное население.
Первую курию составляли землевладельцы, имевшие 200 десятин и более земли (включая надельное землевладение крестьян, еще не перешедших на выкуп) или другое недвижимое имущество стоимостью 15 тыс. руб., или годовой доход в 6 тыс. руб. Тон в этой курии задавали дворяне (помещики), однако со временем все большую роль начали играть представители других сословий — купцы, скупавшие дворянские земли, богатые крестьяне, приобретавшие землю в собственность. Вторую курию составляли горожане, владевшие купеческими свидетельствами, торговыми и промышленными предприятиями с годовым доходом не менее 6 тыс. руб., владельцы городских недвижимых имуществ стоимостью не менее чем 500 руб. — в небольших и 2 тыс. руб. в крупных городах.
Третья курия главным образом состояла из представителей сельских обществ, крестьян, для которых не требовался специальный имущественный ценз.

Слайд 17 Создание сословного крестьянского самоуправления (сельского и волостного) позволило дать выход крестьянам

во всесословные земские учреждения. В результате первых земских выборов 1865-66 дворяне составили 42% уездных и 74% губернских гласных, крестьяне соответственно — 38,5% и 10,6%, купцы — 10,4% и 11%.
Гласные уездных земств избирались в куриях, а губернских — в уездных земских собраниях. Председателями уездного и губернского земских собраний являлись уездный и губернский предводители дворянства. Земские собрания являлись распорядительными органами, они избирали исполнительную власть — губернские и уездные земские управы (три, пять человек).



Слайд 18Права земств
Компетенция земства ограничивалась местными хозяйственными делами (медицина, народное образование, агрономия,

ветеринарная служба, устройство местных дорог, организация статистики и др.).
Земские сборы обеспечивали финансовую базу деятельности земских учреждений. Бюджет утверждался земским собранием. Он складывался в основном из налогов на недвижимость, прежде всего – на землю, при этом главная тяжесть ложилась на владения крестьян. В пределах своей компетенции земства обладали относительной самостоятельностью. Губернатор мог лишь наблюдать за законностью земских решений. Он также утверждал председателя уездной земской управы, членов губернской и уездной управ. Председателя губернской земской управы утверждал министр внутренних дел.


Слайд 19 В структуре земских учреждений не было «мелкой земской единицы», т. е.

всесословного волостного земства, наиболее близкого к нуждам местного населения, не был предусмотрен и общероссийский орган, который мог бы координировать деятельность местных земств. В результате земства оказались «зданием без фундамента и крыши». Правительство препятствовало и общению земств друг с другом, боясь конституционных веяний.
У земств не было собственных органов принудительной власти, что вынуждало их обращаться к администрации и полиции. Все это поставило земство с первых шагов в оппозицию к самодержавной власти и вместе с тем делало его уязвимым, не защищенным от пресса могучей государственной машины. Общий пересмотр земской реформы осуществлен в царствование Александра III. В 1890 принята земская контрреформа, существенно ограничившая права земств.

Слайд 20Значение земской реформы
Земская реформа создала в России новый, современный институт местного

самоуправления, приобщила к гражданской жизни ранее абсолютно бесправное крестьянство, она способствовала развитию местного благоустройства.
Описанный А. П. Чеховым земский интеллигент – врач и учитель, бескорыстный подвижник и знаток своего дела – стал олицетворением лучших черт русской интеллигенции.

Слайд 21Губернское
земское
собрание
Уездное
земское
собрание
Городское
собрание
Губернская
земская
управа
Уездная
земская
управа

Городская
управа
Городская
дума
ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ПОРЕФОРМЕННОЕ ВРЕМЯ
( ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIXв. -

НАЧАЛО ХХв.)


Слайд 22Судебная реформа
Была проведена в 1864 году;
Было установлено равенство граждан перед законом;
Суд

стал независимым от администрации (принцип несменяемости судей);
Была введена гласность судопроизводства (присутствие публики в зале заседания);
Судебный процесс стал носить состязательный характер (обвинение – защита), в судебный процесс был введен адвокат (присяжный поверенный), установлено равенство прав прокурора и адвоката;
Решение о виновности обвиняемого выносили присяжные заседатели от всех сословий;
Создана система мировых судов, быстрых и бесплатных по делам не связанными с лишением свободы и прав состояния.


Слайд 23Последствия и значение реформ.
Крестьянская реформа создала благоприятные возможности для более быстрого

развития капитализма в сельском хозяйстве и промышленности и для успешного завершения промышленного переворота.

В политической сфере был сделан шаг к созданию системы представительной власти.

Реформы 1860-1870-х гг. были противоречивыми и непоследовательными, не были доведены до конца, а после смерти Александра II были свернуты.

Слайд 24Вопрос 2
Контрреформы в России в 80-х гг. XIX в.


Слайд 25 Политика контрреформ была направлена на укрепление самодержавной власти.
Восстановлена предварительная цензура;
Установлен строгий

надзор за газетами и журналами;
Закрыты все радикальные и либеральные издания: а) журналы «Отечественные записки» и «Дело», б) газеты «Голос» и «Земства»;
Введен новый университетский устав, более реакционный;
Повышена плата за обучение;
Циркуляр министра народного просвещения Делянова «О кухаркиных детях» 1887 г.

Слайд 26Контрреформы в области местного управления:

Учреждения должностей земских начальников «назначались правительством из

дворян»;
Проведены земская и городская контрреформы – ограничены права земств;
Самодержавие урезало избирательное право (перевес дворян в органах самоуправления);
Полномочия земств были больше ограничены;
Усилен контроль администрации над ними.


Слайд 27Судебная контрреформа:

Нарастание форм внесудебного преследования;
Нарушение принципа гласности судопроизводства,
Сокращение компетенции суда присяжных;
Нарушение

принципа разделения властей и не зависимости суда;
Упразднение выборных мировых судей и замена их назначаемыми земскими начальниками.


Слайд 28Вопрос 3
Развитие права
во второй половине XIX в.





Слайд 34Вопрос 4

Судебные органы,
судебный процесс и их изменения.



Слайд 36Съезд мировых
судей уезда
(до 1889г.)
Участковые
мировые судьи
(с 1889г. земские
начальники)
Судебные
следователи
Уездные члены
окружного суда
Волостные
суды
(с 1861г.)
Особое присутствие

Сената
( с 1872г.)

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ПОРЕФОРМЕННОЕ ВРЕМЯ
( ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIXв - НАЧАЛО ХХв.)





Слайд 37План семинара
1. Государственно-политический кризис 1850-х гг. Социально-политические предпосылки либеральных реформ.
2.

Крестьянская реформа 1861 г. (доклад). Изменения в сословном статусе крестьянства.
3. Земская реформа 1864 г. (доклад). «Городовое положение» 1870 г.
4. Судебная реформа 1864 г. (доклад).
6. Контрреформы 1880-1890-х гг. Консервативное и чрезвычайное законодательство.

Составление схемы: «Судебная система Российской империи во второй половине XIX в.».
Реферат: Профессиональная деятельность известных русских юристов в период реформ.

Слайд 38Список литературы:
История отечественного государства и права. Части 1 и 2. Учебник.

/ Под редакцией А.И. Чистякова. М., 1996, 1997.
История государства и права России. Учебник. / Под редакцией Ю.П. Титова. М., 1996.
Крестьянская реформа в России 1861 года: Сборник законодательных актов. М., 2008.
Полевой П.Н. история России от древних славян до отмены крепостного права. М., 2007.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика