Государство и право Древнего Востока. Древняя Индия и Древний Вавилон презентация

Содержание

Исторически первым типом государства и права было рабовладельческое государство и право. Древневосточные государства находились в Южной Азии и в Северной Африке. Наиболее ранними были государства Древнего Востока: Древний

Слайд 1Тема 2. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕГО ВОСТОКА.

ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ И ДРЕВНИЙ ВАВИЛОН  

1. Основные черты и особенности общественного и государственного строя и права Древнего Востока.
2. Государство и право Древней Индии
3. Государство и право Вавилона


Слайд 2


Слайд 7
Исторически первым типом государства и права было рабовладельческое государство и

право. Древневосточные государства находились в Южной Азии и в Северной Африке. Наиболее ранними были государства Древнего Востока: Древний Египет, Вавилон, Индия и Китай, которые сложились на рубеже IV и III тысячелетия до н.э.
Различают два типа рабовладельческого строя в рамках одной рабовладельческой общественно-экономической формации: восточное рабовладельческое общество и античное рабовладельческое общество.


Слайд 8
Особенностями общественного строя стран Древнего Востока являются:
1. Сохранение значительных пережитков первобытнообщинного

строя: преобладание коллективной формы собственности на средства производства над частной, а также на рабов в форме общинной, храмовой и государственной собственности.
2. Рабство носило патриархальный или домашний характер. Рабы входили в состав большой патриархальной семьи, они не являлись основными производителями материальных благ, их труд был лишь дополнительным к труду свободных людей.
3. Длительное сохранение сельской общины, носившей территориальный характер и являвшейся основной производственной структурой древневосточного общества.


Слайд 9
Особенностью государственного строя древневосточных государств было то, что типичной формой правления

была деспотия, которая характеризовалась:
во-первых, неограниченной наследственной властью монарха;
во-вторых, обожествлением его личности и сосредоточением в его руках всей религиозной власти;
в-третьих, наличием централизованного бюрократического чиновничьего аппарата;
в-четвертых, признанием монарха верховным собственником всей земли.


Слайд 10
К основным функциям древневосточных государств можно отнести следующие:
- в силу

особых климатических условий и почвы, которые
требовали создания сложных ирригационных систем, возникает необходимость в организации общественных работ;
- функция подавления недовольства и массовых выступлений народных масс;
- внешняя функция: защита своей территории от внешней опасности и захват чужих территорий, ограбление чужих народов, захват военнопленных с целью превращения их в рабов.

Слайд 11
Государственный аппарат древневосточных государств создавался в соответствии с этими функциями. Здесь

существовали лишь три отрасли управления: финансовое ведомство, военное ведомство и ведомство общественных работ.


Слайд 12
Основные особенности древневосточного права:
1. Тесная связь с религией.
Предшествуя праву, религия существенно

влияла на его возникновение и формирование. Религиозные нормы служили источником правовых норм, священнослужители нередко отправляли правосудие, и любое посягательство на религию рассматривалось ими как преступление. Они оказывали влияние на содержание права путем толкования правовых норм, внося в них изменения и дополнения.
2. Право не знало деления на отрасли права, было бессистемным. Не было деления на гражданское, уголовное, административное и т.д. Современные ученые для удобства анализ

Слайд 13
3. Законодательные документы представляют собой записи конкретных случаев из судебной практики,

не содержат общих правил, а излагают конкретные случаи - казусы, и поэтому нормы права носят казуистический характер.
4. Нормы древневосточного права носили неразвитый, застойный, формальный характер и очень медленно изменялись.
5. Длительное сохранение пережитков первобытнообщинного строя нашло отражение в слабом развитии права частной собственности на землю, в сохранении патриархальной семьи, коллективной ответственности общины за преступления, совершенные членом семьи или общины в действии принципа “талиона” (“равное за равное”, “око за око, зуб за зуб”).
6. Противоречивый характер норм права, доходящий порой до взаимоисключаемости и даже до абсурдности.


Слайд 19
В государстве и праве Древней Индии наряду с чертами, характерными для

всего Древнего Востока, присутствует и ряд особенностей:
- касто-варновая система общества;
- следы военной демократии.
Характер и формы правления в Индии были разными. Наряду с монархическими формами правления существовали республики.


Слайд 21
Варна - это социально замкнутая группа людей, не равных по своему

правовому положению, критериями принадлежности к которой являются:
- принадлежность к ариям или неариям (арии - завоеватели, неарии - покоренное население Индии);
- род занятий;
- имущественное положение;
Каста - мелкие социально замкнутые группы людей, на которые делились варны.

Слайд 25
В современной науке индологии существует очень много проблем, связанных, прежде всего,

с вопросами о происхождении варн, о возможностях и разрешении перехода от одной варны к другой. Все эти проблемы очень сложные, но и по сей день они остаются актуальными. Некоторые ученые считают, что варновую систему образовали "арии" с целью отмежевания от коренного темнокожего населения и сохранения чистоты своей крови.

Слайд 26
Как аргумент этой мысли, они приводят один из вариантов перевода слова

варна - "цвет". Но в старинных текстах про цвет кожи ничего не говорится. Известный ученый Г.М. Бонгард-Левин, наоборот, утверждает, что каждая варна имела свой символический цвет, который означал не цвет кожи, а этические нормы. Например, белый - моральную честность, красный - энергию, желтый - объединение честности и решительности, черный - порочность.


Слайд 27
В историографии советского периода доминировала концепция образования варновой системы для обеспечения

общественной стабильности, так как в Индии существовали этнические, политические, религиозные, хозяйственные и прочие противоречия. Одним из представителей этой концепции был Е.М. Медведев, который обосновал свои мысли в научной работе "Очерки истории Индии до XIII века", М., 1990.

Слайд 28
Другие исследователи (прежде всего Л.Б. Алаев) утверждали, что возникновение варн связанно

с формами собственности на землю. Существует интересная мысль, что концепций о происхождении индийских варн столько, сколько исследователей рассматривали эту проблему.


Слайд 29
Таким образом, варновая система пронизывала всю общественную жизнь в Индии. От

варновой принадлежности зависели тяжесть наказаний, размер владения имуществом, процент договорного займа, род занятия, одежда и прочее.

Слайд 30
Древневавилонское государство возникло в южной части долины между реками Тигр и

Евфрат. В начале третьего тысячелетия до новой эры в результате социальной дифференциации возникли первые государства в форме “городов-государств”, которые объединяли несколько общин. Число таких государств достигало 40, с населением по 40-50 тыс. в каждом. Многочисленные мелкие государства вели между собой бесконечные войны за верховенство.

Слайд 42
Ценнейшим и уникальным правовым источником в XVIII в. до н. э.

считались Законы царя Хаммурапи, благодаря которому сегодня возможно изучение и исследование характера общественных, политических, экономических и правовых отношений. Законы были найдены в 1901 г. французскими археологами в Сузах, а перевел их французский ученый В. Шейл.

Слайд 45
Ученые по-разному трактуют Законы Хаммурапи, считая его, кто моральным кодексом, кто

действующим законодательством, кто отчетом царя перед богами. А некоторые ученые вообще называют Законы Хаммурапи казуистической памяткой, так как они отображали лишь спорные случаи, когда требовалось решение царя или его чиновников.

Слайд 46
Хаммурапи вынужден был внести изменения в режим долговой кабалы:
пожизненная долговая кабала

заменялась тремя годами (ст. 117);
запрещено отдавать в кабалу хозяина;
самовольное изъятие кредитором долга влекло для него потерю претензий к должнику (ст. 113).


Слайд 47
Регламентации брачно-семейных отношений в Законах посвящалось более 70 статей. Семейные отношения

имели четко выраженный патриархальный характер. Брак укреплялся договором между женихом и отцом невесты. Жених платил задаток, а потом выкупную плату за невесту. После такой покупки муж мог полностью распоряжаться своей женой, а именно мог продать ее и детей даже в рабство.

Слайд 48
Браки в Вавилоне были ранними. Девушку могли отдать замуж в 12-14

лет. Но, несмотря на общий патриархальный характер брачно-семейных отношений, все-таки женщина имела некоторые преимущества, а именно: в некоторых случаях имела право на развод, выйти вторично замуж и, кроме того, социальный статус определялся не по мужу, а по жене. Например, сын свободной женщины и раба считался свободным, и, наоборот, рабыни и свободного - рабом. Об этом свидетельствуют статьи Законов (170 - 171, 175).

Слайд 49
Развод был возможен для мужчин в случаях бесплодия жены, ее измены

и если она разрушает дом; для жены - если "муж уходит из дома и очень позорит ее" и если муж попадал в плен. Наследование происходило только в пределах семьи. Приданое принадлежало жене, а если она разводилась, то забирала его себе, присоединяя и часть общего имущества.

Слайд 50
В законах Хаммурапи еще нет определений понятий преступления и наказания. Кроме

того, отсутствуют статьи, регламентирующие преступления против царской власти. Вероятно, выдача таких преступников считалась обязательной. Законы предусматривали различные виды преступлений и наказаний.

Слайд 51
В законах Хаммурапи не существовало общих положений, которые устанавливали бы единые

принципы уголовно-правовой ответственности. За одно и то же преступление следовало совершенно разное наказание в зависимости от социальной принадлежности. В законах применялись наказания к заведомо невиновным лицам (например, ст. 230). Характерным признаком было то, что действие принципа талиона во многих случаях заменялось принципом композиции. Это было обусловлено усиливающейся социальной дифференциацией в Вавилоне.

Слайд 53
В Вавилоне в то время существовала развитая судебная система. Судьями были

специальные чиновники, которые уже использовали нормы писаного права. Судебный процесс начинался по инициативе частных лиц, а не государства. Первоначально подавалось заявление истца, а затем - ответчика. Судья знакомился с доказательствами, которые предоставляли обе стороны, выслушивал свидетелей. Если же этого было недостаточно, применялись так называемые «ордалии», т.е. божий суд.

Слайд 54
Для судебного процесса характерным стало то, что, во-первых, не существовало разницы

между гражданским и уголовным судопроизводством, во-вторых, он носил состязательный характер, в-третьих, широко использовались так называемые «вещественные доказательства», «клятвы» и «алиби». В результате судебного разбирательства выносилось судебное решение, которое записывалось на глиняной таблице и скреплялось печатью.

Слайд 55
Пересмотреть решение суда мог только царь. Несмотря на общий соревновательный характер

судопроизводства, в государстве уже сложилось процессуальное право, согласно которому судьи должны были не ограничиваться доказательствами свидетелей, а расследовать дело. Но это было больше похоже на инквизиционный (сыскной) процесс.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика