Слайд 1Древняя Русь
Автор: доцент кафедры истории Отечества и экономики ОмГМУ Емельянова Н.М.
Слайд 2
Определение «Древняя Русь» в большинстве исследований относится к Руси IX–XI веков,
а по общемировой периодизации, к классическому Средневековью. Но начало древнерусской цивилизации было положено ещё в середине I тыс. до н. э., когда восточные славяне выделились из славянской общности .
Слайд 3 К IX в. они расселились на огромной территории Русской равнины,
от озера Ильмень до Причерноморских степей, от Карпат до Волги.
Слайд 4
Древнерусскую народность нельзя напрямую отождествлять только с восточными славянами. Дело
в том, что древнерусская народность формировалась на основе смешения нескольких этнокультурных компонентов, среди которых восточнославянский компонент являлся системообразующим:
Восточнославянский: поляне, древляне, вятичи, и др. – земледельческий (оседлый) хозяйственно-культурный тип;
Балтийский: голядь, кривичи – земледельческий (оседлый) хозяйственно-культурный тип;
Иранский: скифы, сарматы – земледельческий (оседлый) и скотоводческий (кочевой) хозяйственно-культурный тип;
Финно-угорский: ижора, корела, весь, меря, чудь и др. – охотничье-промысловый (оседлый и бродячий) хозяйственно-культурный тип;
Германский: готы – охотничье-промысловый (оседлый и бродячий) хозяйственно-культурный тип;
Тюркский с заметным участием северокавказского компонента – скотоводческий (кочевой) хозяйственно-культурный тип.
Слайд 5 В процессе освоения восточными славянами новых земель выработался особый тип отношений
с местным населением - «интеграция».
Такая пёстрая этнокультурная картина во многом обусловлена спецификой восточнославянской колонизации.
Восточные славяне
Кривичский женский костюм. Реконструкция Браславского клуба любителей живой археологии.
Реконструкция физического облика полоцких кривичей (балтов)
Слайд 6
Так, например, слабая заселенность северных земель позволяла укореняться на новых
землях почти безболезненно. Естественно, что без вооруженных столкновений с угро-финскими племенами дело не обходилось. Но в целом колонизация происходила мирно. Восточные славяне не подавляли туземные племена, а, как сейчас модно говорить, занимали пустующую экологическую нишу. Славяне не превращали туземцев в своих рабов. Новые поселенцы-славяне жили в неукрепленных поселках, не опасаясь нападений местного населения.
Финно-угры
Слайд 7 Славяне-земледельцы осваивали новые земли, славяне-ремесленники снабжали округу продукцией своего производства.
Славянские феодалы ставили крепости, облагая данью и защищая как славянское, так и неславянское население края. В результате такого этнического симбиоза многие «чудские» племена утратили свой язык и культуру, но в свою очередь оказали влияние на материальную и духовную культуру древнерусской народности.
Слайд 8После падения скифского государства( III век н.э.) и ослабления сарматов восточные
славяне продвигаются и на юг. Там они испытывают влияние различных тюркских и иранских племен, что нашло отражение в славянском языке и мифологии.
Сарматская девушка-воин (реконструкция по археологическим данным)
Слайд 9 Облик славянской культуры определяло язычество с разнообразными культами богов плодородия,
красочными обрядами и праздниками.
Слайд 10 Славяне занимались охотой, бортничеством*, но основой их экономической жизни являлось земледелие.
Слайд 11 В борьбе с Византией, с нашествием аваров и иными противниками
складывались союзы племен, представлявшие зачастую крупную военную силу и получавшие обычно названия по главному из племен, входивших в этот союз. Одним из таких союзов племен были, по-видимому, и русы или росы.
В середине и второй половине I тысячелетия н.э. социально-экономическое развитие славян достигло уровня, при котором их политическая организация переросла рамки племени.
Слайд 12 Сторонники норманнской теории, убеждённые в том, что государство у славян появилось,
благодаря норманнскому племени варягов говорят об угро-финском происхождении термина «Русь». Слово «Русь» переводиться как гребцы и именно так финское население называло варягов.
Слайд 13 «Русь» знали в Византии и во времена, предшествующие призванию варягов. Поэтому
многие исследователи связывают этноним «росы» с названием реки Рось, где жили росы, с их главным городом Родней и с культом бога Рода. Кроме того, в переводе с иранского «рос» – светлый, северный. Может быть славяне, пришедшие на земли «скифов-пахарей» (иранцев), восприняли этот термин и расширили географию его применения. Возможно, имело место и слияние северного термина «русь» и южного «рось».
До конца IX века в источниках встречаются упоминания росов, или русов, а с X века название «русь», «русский» уже преобладает.
Слайд 14 Археологические памятники свидетельствуют о существовании множества, подобных руси восточнославянских племенных союзов.
Межплеменные столкновения, угроза со стороны норманнов и хазар, борьба за торговые пути – всё это заставляло союзы племён объединяться в союзы союзов, а последние – в суперсоюзы. Такая интеграция явилась одной из важнейших предпосылок к образованию Древнерусского государства.
Слайд 15 На фоне укрупнения племенных образований расширялись и усложнялись управленческие функции князя.
Росло значение князя в глазах соплеменников и в то же время его власть, которая в масштабе суперсоюза становилась всё более независимой от воли вечевых собраний*. В личности князя, приносящего добычу племени, обороняющего его от внешних врагов и взявшего на свои плечи проблему урегулирования внутренних споров, начинали видеть залог благополучия всего племени, а его самого отождествляли с племенным тотемом. Таким образом власть князя приобретала сакральный характер. Данные изменения в политическом и духовном аспекте власти князя также способствовали формированию государства.
Слайд 16 Необходимо также отметить, что взаимодействие с более развитыми цивилизациями ускоряло процесс
формирования государства. Подлинным эталоном для русских долгое время оставалась Византийская империя, обладавшая давними государственными традициями.
Слайд 17 Также, важным фактором, нарушавшим родовое единство племени, был переход от подсечного
и переложного земледелия* к пашенному*. Развитие пашенного земледелия приводило к увеличению избыточного продукта, что способствовало обогащению и возвышению над соплеменниками княжеско-дружинной группировки. В районах распространения пашенного земледелия началась эволюция родовой общины, которая, благодаря тому, что теперь отдельная большая семья могла обеспечить свое существование, стала территориальной (соседской).
*Подсе́чно-огнево́е земледе́лие — одна из примитивных древних систем земледелия лесной зоны, основанная на выжигании леса и посадке на этом месте культурных растений. Т.е. использовалось естественное плодородие почв, усиленное золой от сгоревших деревьев. После истощения земли участок забрасывали и осваивали новый, что требовало усилий всей общины.
*В степных районах применялось переложное земледелие, схожее с подсекой, но связанное со сжиганием не деревьев, а полевых трав.
*Пашенное земледелие - основано на использовании тягловой силы домашних животных при обработке земли различными по характеру пахотными орудиями (рало, соха, плуг и др.).
Слайд 18Это создавало некоторые условия для имущественной дифференциации, но социального расслоения в
самой общине не происходило - производительность земледельческого труда оставалась слишком низкой.
Археологические раскопки восточнославянских поселений того периода показывают почти одинаковые семейные жилища с одним и тем же набором предметов и орудий труда.
Слайд 19
Имущественное выделение княжеско-дружинной группировки, а следовательно, отделение военно-управленческого труда от производительного,
пример государственной организации в Византии, переход к территориальной общине – всё это способствовало переходу от родового единства к государственному.
Слайд 20 В процессе формирования древнерусского госдарства можно выделить три этапа:
♦На первом
этапе (VIII-середина IХ вв.) образования древнерусского государства происходило складывание межплеменных союзов и их центров. К IХ в. процесс интеграции привел к образованию двух «суперсоюзов» во главе с Киевом и Новгородом.
Слайд 21 Большое значение на первом этапе формирования государственности имело появление в
IХ в. системы полюдья, т.е. сбора дани с племён в пользу князя. Полюдье – первая форма господства и подчинения.
Одни исследователи возводят его к военной контрибуции, другие видят в нем феодальную ренту, но, несомненно, это переходная форма от первобытности к классовому обществу и государственности. Полюдье было хорошо налаженным, важнейшим государственным делом, при реализации которого происходила консолидация класса феодалов.
Слайд 22 ♦На втором этапе (2-ая половина IХ - середина Х в.) процесс
складывания государства ускорился, благодаря активному вмешательству внешних сил - хазар и варягов. ПВЛ сообщает, что варяги брали дань с племён Новгородского суперсоюза. В 862 г. варягов прогнали, но из-за вспыхнувших междоусобиц призвали княжить варяга Рюрика.
Слайд 23 Затем в 882 году престол перешёл в руки его родственника -
Олега Вещего, который являлся опекуном и воспитателем малолетнего сына Рюрика - Игоря. В этом же году Олег хитростью захватил Киев, убив правивших там Аскольда и Дира - норманнов, ушедших ранее от Рюрика. После этого Олег освободил славянские племена от хазарской дани. Так, согласно ПВЛ, были объединены два славянских суперсоюза.
А 882 г. принято считать годом рождения Древнерусского государства.
Слайд 24 Возвращаясь к правлению Вещего Олега, отметим, что, опираясь на мощь
славяно-норманнских дружин и «воев» (вооруженных свободных общинников) он совершает в 907 г. успешный поход на Византию. В результате был подписан выгодный для Руси договор, обеспечивающий ей право беспошлинной торговли. Новые уступки заключались в соглашении от 911 г.
После смерти Олега бразды правления взял сын Рюрика -Игорь. Он стремился сохранить единство межплеменной федерации, а также защищал ее границы от появившихся грозных кочевников - печенегов. В 40-х годах он совершил два похода на Византию, нарушившую свои соглашения с Русью. В итоге, потерпев неудачу, он заключил в 944 г. менее выгодный договор, чем тот ,который был при Олеге, а в 945 г. во время полюдья в древлянской земле был убит за требование дани в размере, сверх обычного.
Игорь (912-945 гг.)
Слайд 25 ♦Середина X – XI века: третий, завершающий этап формирования государства
начинается с реформ княгини Ольги (годы правления: 945 -947) - жены Игоря. Жестоко отомстив древлянам за смерть своего мужа, она устанавила фиксированную норму дани, а для ее сбора устроила «погосты», где «сидел» боярин с малой дружиной. Погосты стали опорой княжеской власти на местах.
Слайд 26Воинственный сын Ольги, Святослав (964-972) больше уделял внимания не внутренним, а
внешнеполитическим делам.
Святослав своими походами поднял авторитет Руси и русского оружия , но бесконечные военные походы истощали русскую землю и задерживали внутреннее развитие.
Добившись славы и блестящих побед над Волжкой Булгарией, печенегами и Хазарией, он потерпел поражение от Византии.
Слайд 27 Качественные перемены наступили в период правления Владимира Святославича (980-1015). Он хитростью
победил своего брата Ярополка в борьбе за киевский престол. В 981 г. он продолжил политику расширения территории, присоединив юго-западные (Галицию, Волынь) и западные (Полоцкую, Туровскую) земли.
Слайд 28
Следующим решительным шагом, завершающим создание государства, стала замена Владимиром племенных
князей своими сыновьями, призванными защищать новую веру и укрепить власть киевского князя на местах.
Укрепление власти дало ему возможность организовать население всей страны для создания мощных оборонительных рубежей на южных границах и переселить сюда часть словен, кривичей, чуди и вятичей. Сам великий князь, как свидетельствуют былины, начал восприниматься народным сознанием уже не как воин - защитник, а как глава государства, организующий охрану его рубежей.
Слайд 29 Среди всех деяний Владимира наиболее судьбоносным для России было крещение
Руси в 988г.
Пёстрый мир язычества с его многобожием и местечковыми отличиями был не способен духовно объединить Русь.
Православие стало духовной основой, которая как цемент скрепила отдельные кирпичики племён в здание единой русской народности и единого Древнерусского государства.
Слайд 30
Неслучайно уже древнерусские книжники называли крестителя Руси – Владимира - Святым,
равноапостольным, приравнивая значение его княжения на Руси к подвигам апостолов. Православие на века определило судьбу русского народа и его культурное единство.
Осознавая связь между единством государства и распространением православия, сепаратистки настроенные бояре неизменно выступали против великокняжеской власти в союзе с языческими волхвами.
Слайд 31 Огромное значение христианства и в том, что оно коренным образом
изменило мировоззрение людей. В языческой вере человек отождествляет себя с окружающей его природой. У дерева, и у камня, и у животного, как и у человека, есть душа. И все что является нормой для мира природы, является нормой и для человека.
Христианство же отделяет человека от мира природы. Человек, согласно христианскому учению, подобие Божье. Он, в отличие от всего природного, наделён вечной душой. Задача человека, преодолевая своё телесное или природное начало, развиваться духовно. Поэтому с принятием христианства утверждаются новые нормы: милосердие, смирение, целомудрие. А языческие обычаи кровной мести, умыкания девиц, многоженство, оргиастические праздники, обряды с человеческими жертвами уходят в прошлое.
Слайд 32
При этом следует отметить, что русское православие ориентировало человека на
духовность, в ущерб практической деятельности. В образах первых русских святых князей Бориса и Глеба, убитых своим братом, мы не увидим примера активности в социальном пространстве, но их подвиг – это подвиг духа. Они были канонизированы за вольное, жертвенное страдание, за христианское непротивление злу. Пожертвовав жизнью земною, они обрели жизнь вечную и стали примером христианской добродетели.
Слайд 33 Тесную связь между особенностями религии и историей народов блестяще продемонстрировал
социолог Макс Вебер в своей работе «Протестанская этика и дух капитализма». Он доказал, что экономические успехи стран Запада связаны с распространенной там протестантской этикой. Протестантский идеал христианства учит: «молись и работай» и через работу обретёшь спасение души.
Вебер Макс (1864-1920)
Слайд 34Однако православная Русь восприняла в христианстве другой аспект: стремление следовать за
Христом в его унижениях и страданиях. Как точно отмечал мыслитель Георгий Петрович Федотов: «Бедность, простота, унижение, страдание – вот основной тип русского святого, который мы узнаем впоследствии в истории русской интеллигенции».
Слайд 35 Более того, с принятием христианства пришло осознание включённости в мировую
историю. В отличие от язычества, христианство имеет интернациональный характер. Апостол Павел в своих посланиях говорит: «Нет ни Еллина, ни Иудея…раба, свободного», все мы одним духом крестились в одно тело».
Посредством христианства, принятого от Византии, Русь приобщалась к мировому культурному наследию. Вместе с религией русские освоили христианскую живопись, песнопения, приёмы каменного зодчества, элементы восточной и античной философии.
Для функционирования института церкви была необходима книжная культура. Поэтому равноапостольные просветители, греческие монахи Кирил и Мефодийи создали для славян азбуку - кириллицу. Звуковое кириллическое письмо, несомненно, в большей степени способствовало распространению грамотности и книг на Руси, чем прежние идеографическое письмо - «черты и резы».
Слайд 36 Крещение Руси повысило международный престиж Древнерусского государства, которое ранее воспринималось
как варварское. Значительно укрепились дипломатические, торговые и культурные контакты Руси с европейскими государствами. Через династические браки Рюриковичи породнились с представителями правящих домов Европы.
Анна Ярославовна (около 1024, ~1032, ~ 1036 — 1075/1089), королева Франции.
Слайд 37 Русь приняла крещение от Византии, когда она была в расцвете
своего государственного могущества. Православие рассматривалось византийскими императорами как духовная опора государства. И киевские князья, не имея под рукой мощного военно-бюрократического аппарата или других инструментов централизации, для укрепления своей власти охотно использовали институт церкви. В результате государство взяло на себя церковные задачи, а церковь, став орудием централизации государства, занялась созданием идейных основ самодержавия.
Слайд 38 Поэтому принятие христианства в его православном варианте способствовало укреплению и сакрализации
власти князя.
На века на русской земле утвердились такие истины, как: «Вся власть от Бога», «Царь - помазанник Божий». И если царь жесток и несправедлив, значит, народ заслужил это наказание за свои грехи.
Как и в Византии, послужившей примером для Руси, духовная власть стояла рядом, возвеличивала и поддерживала власть светскую.
Слайд 39
Подводя итоги, отметим, что крещение Руси стало логическим завершением процесса
формирования Древнерусского государства. Именно христианство с его мощной идейной, культурной, информационной, образовательной и нравственной базой сформировало и консолидировало новый этнос, и оно же стало главным инструментом создания Древнерусского государства.