Урок -лекция
увеличивается разнообразие каменных и других орудий труда
появляются род и семья
- появляются первые образцы наскальной живописи и скульптуры
Ранний (нижний)
Поздний (верхний)
продолжался от 35 -го до
10-го тыс. до нашей эры
Искусство появилось на рубеже среднего и позднего палеолита около 35 тысяч лет назад
монументальное наскальное
искусство (чаще всего пещерное)
росписи
графика
барельеф
сосредоточенно на территории
современных государств Испании,
Франции, Италии
Выступы и впадины на стенах пещер древний художник превращал в фигуры животных и людей.
Самыми ранними памятниками искусства считаются изображения руки, волнистые линии, прочерченные пальцами по мягкой глине.
Пещера Пеш –Мерль,
Франция
План пещеры Комбарель,
Франция
Пещера Пеш – Мерь, Франция
Живопись носила ярко выраженный реалистический характер, передан объем,
натуральная величина, сделаны попытки передать движение.
В изображениях применялась полихромия – одновременное применение краски не только разного цвета, но и различного тона.
Бизон. Роспись пещеры Альтамира.
Лошадь. Роспись пещеры Ласко.
Роспись пещеры Ласко.
Олень. Испания.
Бизон. Пещера
Основную массу сюжетов составляют
изображения животных, главным образом
крупных травоядных: мамонта, носорога, дикой лошади, быка, зубра или бизона, каменного козла, благородного или северного оленя.
Из 1794 наскальных
рисунков в пещерах
Франции и Испании
986 изображений
животных. Рисунков
человека 512.
Зубр. Пещера Ласко.
Голова быка. Ласко.
Лань. Пещера Альтамира.
Олени, лоси и знаки на роге северного оленя. Ларте.
Фрагмент росписи. Ласко.
Изображение лошади. Капова пещера.
Урал. Башкирия.
В палеолите находят только фигурки женщин и животных.
Статуэтка из бивня мамонта.
Женский глиняный идол
Костяные идолы – амулеты.
Антропоморфная пластика.
«цилиндрические» идолы
Всем фигуркам присуща одна
общая черта – стремление передать ярче и выразительнее формы обнаженного женского тела.
Древний мастер создал характерный
обобщенный образ женщины- матери,
ожидающей ребенка.
Женские статуэтки имели связь с древним
культом плодородия, были культовыми предметами, талисманами и святыней жителей палеолитических поселений.
Весь период верхнего палеолита называют эпохой Венер.
Женщины с детьми. Тассили.
В мезолите усиливается тенденция
к схематизму, меняются сюжеты.
Не зверь, а человек занимает
центральное место в изображениях.
Яркие композиции включают людей и бегущих животных.
Все внимание поглощено действием, движением.
Художник показывает человеческие фигурки стилизованно, без одежд и лиц.
Глиняная статуэтка.
Глиняные статуэтки.
Головы идолов.
Бегущие воины. Испания.
В неолите усложняется тематика изображений,
развивается тенденция к условности.
Наскальная живопись встречается повсеместно.
Прежняя мать- прародительница
становится Великой богиней.
Появляются сложнейшие композиции, включающие быков,
мужчин, женщин.
Познавательная функция. Рисунки, составляющие связное
повествование о каком-либо событии или содержащие частное
сообщение.
Магико – религиозная. В основе магии лежит принцип аналогии –
вера человека в получение власти над предметом через овладение его образом. Первые магические изображениями были
отпечатки рук на стенах пещер. Прослеживается связь с тотемизмом.
Эстетическая функция. В первобытном искусстве уже имеются
средства художественного изображения мира, создающие особую художественную реальность. Это ритм, симметрия,
правильные формы.
Результаты последних исследований показывают, что ни общественная жизнь древних охотников, ни их технология
не были примитивными.
Человеческий гений никак не зависит от технического уровня нашей цивилизации.
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть