Детские журналы первой и второй половины XIX века презентация

Содержание

«Лейпцигский еженедельный листок» -

Слайд 1Детские журналы первой и второй половины XIX века





Подготовилслушатель группы ДО-15ШинкаренкоЕлена Леонидовна


Слайд 2«Лейпцигский еженедельный листок» -





ПЕРВЫЙ В МИРЕ ДЕТСКИЙ ЖУРНАЛ, ПОЯВИЛСЯ В ГЕРМАНИИ;ВЫПУСКАЛ В 1772-1774 ГОДАХ НЕМЕЦКИЙ ФИЛОЛОГ И. К. АДЕЛУНГ;МАТЕРИАЛЫ НОСИЛИ МЕТОДИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР И БЫЛИ ОРИЕНТИРОВАНЫ НА УЧИТЕЛЕЙ


Слайд 3ДЕТСКАЯ ПЕРИОДИКА СЕНТИМЕНТАЛИЗМА
Первая четверть XIX века — время застоя в детской


литературе. Большинство журналов прожили недолго, хотя в то время были практически единственными
изданиями для детей. Ведущие писатели обращали мало внимания на чтение для детей, интерес к сказкам на
время угас, новые журналы не достигали уровня,
заданного Новиковым. Публиковались в основном
переводы.

Слайд 4В ЭТО ВРЕМЯ ВЫХОДЯТ:
«Друг юношества»(1807-1815) — после 1813 года «Друг юношества

и всяких лет». Издавал его М.Невзоров. Тон публикаций был нравоучительным и полемическим (в основном о жизни замечательных людей и о естественных науках). Из художественной литературы — басни, стихи, немногие переводы.

Слайд 5Драматург Н. Ильин в 1809 году издавал журнал «Друг детей». В

нем печатались нравоучительные истории и короткие рассказы, заимствованные из зарубежных журналов.



Слайд 6ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКИХ ЖУРНАЛОВ ПЕРИОДА РОМАНТИЗМА
В двадцатых годах XIX века начался новый

период русской литературы — период романтизма. Перемены коснулись и литературы для детей. Отношение к воображению и чувствам изменились, и это привело к пересмотру представлений о детстве. Дети стали восприниматься как существа высшего плана,обладающие собственным волшебным, поэтическим миром. Возникло представление о «двоемирии», совместном существовании обыденной реальности и мира фантазии, где ребенок — тот, кто безо всяких усилий может пересекать границу между мирами.

Слайд 7
С 1825 по 1850 год возникло около 20 детских журналов. Некоторые

просуществовали долгие годы, доказывая, что постепенно формируется стабильная читающая детская аудитория. Начали появляться специализированные издания, например, «Детский драматический вестник»(1828-1829), «Детская музыкальная библиотека»(1835).

Слайд 8
Журнал «Детский собеседник»(1826-1828) издавался Н. Гречем и Ф. Булгариным. Литературная часть

была скудной. Печатались статьи по физике, химии,минералогии, сельскому хозяйству.«Новая детская библиотека»(1827-1833) была детищем Б. Федорова. В ней преобладали проза и поэзия, сочиненные самим автором, и переводы.В 1843-1846 годах выходит журнал «Библиотека для воспитания» (основал Д. Валуев, издавал А. Семен). Материалы по истории, ботанике, географии и мифологии печатались в привлекательной для детей форме. Также можно было найти веселые истории, сказки и комедии.

Слайд 9
В 1842 г. А.Ишимоваосновала первый русский журнал для девочек «Звездочка».Ишимова взяла

на себя роль бабушки и учила истории и другим наукам в форме занимательных диалогов. Главными добродетелямисчиталисьлюбовь к Богу, милосердие, послушание, участие детей в помощи бедным.

В 1850 г. Ишимова разделила журнал: «Звездочка» для младших девочек и «Лучи» для читательниц 11-14 лет. В «Лучах» печатались научно-популярные статьи, узоры для вышивания, выкройки для шитья. Публиковались поэмы на иностранных языках.


Слайд 11ОБЗОР ДЕТСКИХ ЖУРНАЛОВ ПЕРИОДА РЕАЛИЗМА
С 1870-х гг. литературные темы, сюжеты и

стихи привносится существенное разнообразие. Героями теперь становятся и бедные крестьяне, и рабочие. Становится больше профессиональных детских писателей. Преобладает литература реалистической направленности, но и сказки и фантастическая литература сохранили свое значение.Детская литература освобождается от недоверия и презрения, растет уважение к педагогическим исследованиям и педагогической практике.Признание важности литературы и растущая сеть школ обеспечивали расширение читательского круга.

Слайд 12
«Подснежник»(1858-1862)поставил своей задачей обновить традиционный подход к журналам для детей.Редактор В.

Майков хотелобеспечить детей 10-15 лет материалами, дополняющими учебники. Публикации должны были развивать эстетические вкусы, прививать правильные понятия о прекрасном, о добре и истине. Важная роль отводилась иллюстрациям.



Слайд 13
В 1859-1862 гг. издается журнал «Рассвет». Главный редактор В. Кремпин определил,

что это «Журнал наук, искусств и литературы для девиц». Многоматериалов было посвящено роли женщин в литературе, науке и истории. Он обещал читателям вдоволь романтических рассказов, так как любовь и замужество считались центральными вопросами жизни женщин. В журнале печатались Д. Писарев, А. Скабичевский, Н. Михайловский.«Собеседник»(1859-1860) Н. Ушакова был рассчитан на детей от 8 лет. Литературные произведения — слабые рассказики о благочестивых и добрых детках, объяснение пословиц,стихи на немецком и французском языках. Журнал впервые представил Майна Рида. Печаталось много великолепныхцветных иллюстраций.

Слайд 14Журнал «Час досуга» выпускала в 1858-1862 годах С. Бурнашева. Она хотела

соединить развлечение с обучением.

Содержание было развлекательным: игры на улице и дома, гимнастика и спорт, кукольный театр и ноты, загадки и шутки,одежда для кукол.


Бурнашева редактировала и «Калейдоскоп»(1863-1867). Были слабые попытки поднять актуальные вопросы. Поначалу материалы публиковались без подписи, к концу вообще остались одни перепечатки. Художественная часть была очень слаба.


Слайд 15
М. Вольф издавал «Забавы и рассказы»(1863-1867) — журнал, предназначенный для детей

6-10 лет. Журнал развивал нравственные истины о любви к ближнему, о сострадании, об уважении. Редактором была А. Пчельникова. Вначале печатались игры и занятия длядосуга, позже их вытеснили статьи на темы популярной науки и истории.

Слайд 16Журнал «Семейные вечера» (1864-1891), основан М. Ростоцкой, выходил в двух экземплярах:

для младших и старших детей. Статьи по химии, географии, астрономии и рассказы о путешествиях перемежались с эпизодами из жизни великих писателей и композиторов. Печатались переводы Андерсена, Диккенса, Рида, Верна. Начал печататься профессор Кайгородов. Маленьким предназначались ребусы и загадки.«Семья и школа»(1871) — основал и редактировал Ю. Симашко. Педагогическая версия обращалась ко взрослым со статьями по педагогической теории и методике. Семейная версия предлагала схемы изготовления игрушек, схемы проведения опытов, для младших детей — раскраски, ребусы и песенные игры.

Слайд 17«Детское чтение» (1869-1906)
Редакторами-издателями были братья Острогорские. В нем

печатались биографии ученых и писателей, русские пословицы, поговорки и песни. Переводы Диккенса, Гарта, Топелиуса. Но они подвергались значительной переработке. Редакторы не одобряли фантастической литературы и волшебных сказок.

Слайд 18Иллюстрированный журнал для семейного чтения «Задушевное слово» издавался в 1877-1918гг. Товариществом

М. Вольфа.

Задача его состояла вразвитии любви к родному и семейному очагу.Сначала выходил в 4 разных вариантах: от самых маленьких до чтения взрослыми.Публиковались азбуки, сказки, пьесы, биографии, лучшие произведения русских писателей, мелкие статьи по всем отраслям знаний


Слайд 19
Таким образом, предпосылки появления первыхдетских журналов тесно связаны с социальным развитием

общества, расцветом национально-культурной политики.Своим появлением первые журналы обязаны не профессиональным редакторам-издателям, а известным просветителям, общественным и литературным деятелям.Публикации в основном характеризовались простотой, доступностью изложения, использованием образных средств, эмоциональной речи.Значение первых журналов велико. Появившись как методические публикации, они трансформировались в совершенно новый, самостоятельный вид литературы для детей, востребованный современным юным читателем.

Слайд 20СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Белинский, В. Г. Полное собрание сочинений. — Полное собрание

сочинений. — Т.10. — М., 1956 [2].
2.Детская литература. Учебное пособие / под ред. Николаева С. Арзамащева Л. — М.: Академия, 1997.
3.Друг юношества. 1807. № 1. С. XI [1].
4.Объявление о продолжении в 1844 году журнала «Звездочка» // Звездочка. 1843. № 8. С. 280 [3].
5.Подснежник. 1858. № 12. С. III [4].
6. Хеллман, Б. Сказка и быль: История русской детской литературы — М.:Новое литер. обозрение, 2016.
7. Яновская, Е. В. Нужна ли сказка пролетарскому ребенку?. — Харьков, 1925[5].


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика