Слайд 1
Александр II: либеральные реформы 1860 – 1870-х гг.
Слайд 2Структура лекции:
Крымская катастрофа и российское общество: предпосылки реформ.
Либеральные реформы: общая характеристика
2.1.
Отмена крепостного права.
2.2. Судебная реформа.
2.3. Создание новой системы органов местного самоуправления: земства и городские думы. Реформа городского самоуправления.
2.4. Преобразования в области просвещении и печати.
2.5. Военные преобразования 60-70-х гг.
2.6. Проблема политического реформирования: проекты и результаты.
Слайд 3 I. Крымская катастрофа и российское общество: предпосылки реформ
Советская
историография (+ современные учебники) о причинах реформ:
– «В первой половине XIX века Россия переживала общий кризис феодально-крепостнической системы»;
– «Поражение в Крымской войне обострило классовые противоречия»;
– «Поднимавшаяся волна крестьянских выступлений угрожала самому существованию правящего класса».
♦ Две неудачные попытки проведения либеральных реформа «сверху» (Екатерина II и Александр I)
♦ Осознание Александром I необходимости проведения реформ (политической и крестьянской)
(«реформы» или «революция»);
♦ Попытки реформ и причины их неудач: неготовность общества к либеральным реформам
(реформы «некем взять»; отсутствие поддержки со стороны подавляющего большинства дворянства).
100 лет обсуждений и попыток решения крестьянского вопроса в различных секретных комиссиях и комитетах.
Слайд 41855 г. – вступление на престол Александра II.
1856 г. – царский
Манифест об окончании Крымской войны.
О необходимости реформ: «Гораздо лучше, чтобы это произошло свыше («сверху»), нежели снизу».
– Что заставило Александра II приступить к реформам?
– Главное: почему эти реформы осуществить удалось?
В.О. Ключевский: «Севастополь ударил по застоявшимся умам».
Перелом в общественном сознании («революция в умах»)
♦ Осознание обществом, что отсталость России грозит потерей
национальной независимости:
«Государственное банкротство неминуемо»; «прежняя система отжила свой век».
♦ Для преодоления отсталости нужны хоть какие-то реформы
(понимание сущности реформ?; степень радикализма различных слоев общества?).
♦ Брожение, недовольство, охватило все слои общества.
Слайд 5
Либеральные реформы: общая характеристика
2.1. Отмена крепостного
права
1856: Особый комитет «для рассмотрения предложений о крепостном праве»
63 записки дворянских комитетов с предложениями
об отмене крепостного права.
Три варианта решения крестьянского вопроса:
1. Предоставить крестьянам юридическую свободу (личные права), освободить без земли (сохранив помещичье землевладение);
2. Личные права, наделение землей при условии ее выкупа у помещиков;
3. Личные права, бесплатное наделение частью земли помещиков.
19 февраля 1861: Манифест об отмене крепостного права
(«Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»).
– Личная свобода: независимость от помещика, превращение в юридическое лицо (право владеть собственность, участвовать в выборах в местное самоуправлении и пр.);
– Наделение землей за выкуп (2/3 земли у помещиков, 1/3 в раздел за выкуп);
– Сохранение поземельной общины.
Слайд 6 Причины сохранения поземельного прикрепления (общины):
Политические причины:
Опасение властей,
что освобожденный бедный крестьянин бросит землю и в поисках доходной работы отправится в город.
⇒ Бесконтрольное массовое движение крестьян;
⇒ Социальный проблемы (революция?) в городе.
(бежавшие в город в годы столыпинской реформы крестьяне – социальная база большевизма)
2. Налоговые причины:
– 80% стоимости крестьянской земли помещикам заплатило государство
крестьяне погашают долг государству в течение 49 лет (выкупные платежи, отменены в 1906 г.);
– 20% стоимости крестьяне платили помещику сами (деньгами или работой).
⇒ Гарантия выплаты платежей – коллективная ответственность общины.
Слайд 7
Причины ухудшения положения крестьян после реформы:
Советская историография: непоследовательность (ограниченность)
реформы
(нехватка земельного надела)
Современная историография :
Демографический взрыв:
1858 г. – 68 млн. чел.
1897 г. – 125 млн. чел.
⇒ Проблема крестьянского малоземелья
(крестьянские требования «черного передела» помещичьей земли).
2. Увеличение налоговых выплат
(выкупные платежи + обычные подати).
3. Сокращение доходов от крестьянских промыслов
как результат быстрых темпов развития промышленного производства (за счет промыслов – дополнительных заработков – крестьяне покрывали 25-50% потребностей).
Аграрный кризис конца XIX в.
Проведение запоздалой реформы П.А. Столыпиным в 1906–1910 гг. изменить ситуацию не могло. Поздно!
Слайд 82.2. Судебная реформа 1864 г.
Недостатки старой системы:
– Неравенство подданных перед законом,
множественность судебных инстанций (сословные судебные органы);
– Зависимость назначаемых судей от местной администрации;
– Закрытость суда от контроля общества («канцелярская тайна»);
– Мздоимство.
⇓
Принципы судебной реформы:
– формальное равенство всех подданных перед законом, бессословность суда;
– независимость суда и судей от администрации (выборность судей местных судебных органов, несменяемость судей);
– состязательность судопроизводства: введение новых правовых институтов (присяжных заседателей и адвокатов);
– открытость суда (допуск на судебные заседания публики и представителей прессы).
Слайд 9Структура судебных учреждений:
Местные суды:
– Разбирали мелкие проступки и преступления, гражданские иски;
главная цель – примирение сторон;
– Мировые судьи избирались земскими собраниями и городскими думами
из местных жителей (возрастной, имущественный
и образовательный ценз);
– Мировые судьи проводили следствие во время суда,
решали дела единолично без присутствия
присяжных и адвокатов.
апелляция
Уездные мировые суды
Съезд мировых судей
Слайд 10Общие суды:
– Рассматривали гражданские,
уголовные и политические дела
– При судах состояли
судебные
следователи, судебные приставы
и прокуратура
– Судьи:
- назначались императором
- были несменяемы (отстранение только за уголовные преступления)
имели высшее юридическое образование
– Судебные дела рассматривались с участием присяжных заседателей (12 чел.). Выбирались по жребию из представителей всех сословий («добропорядочные граждане», образовательный ценз)
– Судебные дела рассматривались с участием присяжных поверенных (адвокатов)
Окружные суды (низшая инстанция)
Судебные палаты (высшая инстанция)
Особые суды
Волостные суды для крестьян
(мелкие конфликты в крестьянской среде на основе обычаев / «обычного права»)
Суд для духовенства
Суд для военных
Суд для высших чиновников
Слайд 12 Судебная система по реформе 1864
ИМПЕРАТОР
СЕНАТ
Надзорные и контролирующие функции
Местные суды
Особые суды
Общие
суды
Слайд 13
Русское уголовное законодательство не знало такой меры наказания
как смертная казнь!
Только специальные суды (военные, Особое присутствие Сената) могли приговорить к смерти (главным образом за государственные преступления).
Слайд 14 2.3. Создание новой системы органов местного самоуправления: земства
и городские думы. Реформа городского самоуправления
Органы местного самоуправления:
– уездные и губернские земские учреждения в сельских местностях;
– городские думы в городах.
1864 г.: земская реформа
1870 г.: реформа городского самоуправления
Органы местного самоуправления:
♦ Выборные и всесословные органы (из представителей всех сословий).
♦ Компетенция (сфера их деятельности): занимались исключительно хозяйственными вопросами местного значения: устройством благотворительных учреждений, здравоохранением и народным образованием.
♦ Находились под контролем центральной и местной властей, которые имели право приостанавливать любое их постановление, «противное законам или общим пользам».
♦ Были лишены каких-либо политических функций. Земские учреждения стали центрами либеральной оппозиции правительству.
Слайд 15Структура земств:
– земские собрания (распорядительные)
Председатель - предводитель дворянства; члены – земские
гласные
Собирались один раз в год (решали финансовые и организационные вопросы)
Раз в три года проводили выборы земских управ.
– земские управы (исполнительные, постоянно действующие).
В основу избирательной системы положены выборное, имущественное (ценз) и сословное начала. В земских органах преобладали помещики и дворяне (40% - уездные, 90% - губернские земства).
Структура городских дум
– городские думы (распорядительные)
Председатель – городской голова; члены – гласные
Выбирали раз в четыре года городские управы
– городские управы (исполнительные, постоянно действующие)
Гласных избирали все жители города, платившие налоги (три группы по сумме выплачиваемых налогов).
Гласные городской думы избирали из своей среды городскую голову и членов городской управы.
Слайд 162.4. Преобразования в области просвещении и печати
Школьная реформа
1864 г.
Ликвидация государственно-церковной монополии на образование;
Учебные заведения разрешено открывать земствам, общественным организациям и частным лицам.
1864 г.: принят Устав гимназий:
гимназии подразделялись на
– классические (готовили главным образом к поступлению в университет);
– реальные (для поступления в высшие технические учебные заведения).
Университетская реформа
1863 г.: утвержден новый университетский устав, который расширял автономию университетов.
На территорию университета без разрешения его ректора не могли вступить полиция и войска.
Делами университетов руководили ученые советы, состоявшие из профессоров, преподавателей и сотрудников.
Слайд 17Реформа печати
1865 г.: «Временные правила» о цензуре.
Отменялась предварительная (т.
е. на стадии после сдачи рукописи) цензура для большей части книг и литературных журналов.
Вводилась карательная цензура - применение различных санкций уже после публикации, вплоть до закрытия издания.
Правительственные и научные издания цензурному контролю не подлежали.
2.5. Военные преобразования 60-70-х гг.
Переход от рекрутского набора к всеобщей воинской повинности (всесословная воинская повинность мужчин, достигших 20 лет).
– Срок действительной службы устанавливался в сухопутных войсках до 6, на флоте – до 7 лет.
– Льготы по призыву: сроки действительной службы в значительной степени сокращались в зависимости от образовательного ценза: человек, имевший высшее образование, служил полгода, среднее - полтора года.
Льготы по призыву касались семейного положения и здоровья.
Подготовка кадров: для подготовки офицерских кадров создавались военные гимназии, специализированные юнкерские училища и академии – Генерального штаба, Артиллерийская, Инженерная и др.
Слайд 182.6. Проблема политического реформирования: проекты и результаты
Инициативная роль императора в проведении
либеральных реформ
⇒ Либеральное общество не ставила задачу проведения политической реформы. Царь-реформатор – гарант продолжения реформ.
1866-1979 гг. – шесть покушений народовольцев.
Александр стал инициатором разработки проекта Конституции
(ограничение власти императора всероссийским представительным парламентом) как гарантии необратимости реформ после смерти императора.
Февраль 1880 г.: создание чрезвычайного органа управления – Верховная распорядительная комиссия по охране государственного порядка и общественного спокойствия (во главе – М. Г. Лорис-Меликов).
Цели комиссии: 1) борьба с революционерами;
2) разработка проекта политической реформы.
1 марта 1881 г. в 10 час. император одобрил проект («конституцию Лорис-Меликова») и назначил на 4 марта заседание Совета министров.
1 марта 1881 Александр II убит революционерами-народовольцами.
Линия правительственного либерализма оборвалась.
Монархия утрачивает инициативную роль в преобразованиях.
Слайд 19
Литература:
Анисимов Е.В. Императорская Россия. СПб., 2008. URL: http://lib.rus.ec/b/266577/read
Ахиезер А., Клямкин
И., Яковенко И. История России: конец или новое начало? М., 2005. URL: http://www.4plus5.ru/ist/ahcontent.html
Геллер М.Я. История Российской империи: В 3 т. Т.2. М., 1997. URL: http://www.krotov.info/history/11/geller/ind_gell.html
Данилов Д.Д. Лорис-Меликов: Карьера «парадоксального диктатора» // Вопросы истории. 1998. № 11-12.
Захарова Л.Г. Великие реформы 1860–1870-х годов: поворотный пункт российской истории? // Отечественная история. 2005. №4. URL: http://www.krotov.info/history/19/1860/zaharova.htm
Медушевский А. Опыт Великих реформ // Вестник Европы. 2003. №9.
URL: http://magazines.russ.ru/vestnik/2003/9/medush.html
7. Христофоров И.И. Крымская война и Великие реформы Александра II в российской истории. М., 2016. URL: http://www.rfh.ru/downloads/Books/154193056.pdf
Слайд 23Литература:
Анисимов Е.В. Императорская Россия. СПб.: 2008. URL: http://lib.rus.ec/b/266577/read
Ахиезер А., Клямкин
И., Яковенко И. История России: конец или новое начало? М.: Новое изд-во, 2005. URL: http://www.4plus5.ru/ist/ahcontent.html
Геллер М.Я. История Российской империи: В 3 т. Т.2. М., 1997. URL: http://www.krotov.info/history/11/geller/ind_gell.html
Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история: От Екатерины Великой до Александра II. М., 1994. URL: http://ihtik.lib.ru/lib_ru_history_21sept2007.html
Зубов А. Размышления над причинами революции в России. Царствование Александра Благословенного // Новый МирРазмышления над причинами революции в России. Царствование Александра Благословенного // Новый Мир. 2006. № 7Размышления над причинами революции в России. Царствование Александра Благословенного // Новый Мир. 2006. № 7. URL: http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2006/7/zu9.html
Мироненко С.В. Самодержавие и реформы: политическая борьба в России в начале XIX в. М., 1989. URL: http://na5ballov.pro/lib/novaya/396-mironenko-sv-samoderzhavie-i-reformy-politicheskaya-borba-v-rossii-v-nachale-xix-v.html
Мироненко С.В. Страницы тайной истории самодержавия: политическая история России первой половины XIX в. М., 1990. URL:
Оболонский А.В. Перекрестки российской истории: упущенные шансы // Общественные науки и современность. 1992. №3. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/288/925/1219/8-Aleksandr_OBOLONSKIJ.pdf
Оболонский А.В. Драма российской политической истории: система против личности. М., 1994.
Сахаров А.Н. Александр I. М., 1998.
Эйдельман Н.Я. Грань веков: Политическая борьба в России. Конец XVIII – начало XIX столетия. М., 1994.
Эйдельман Н. "Революция сверху" в России. М., 1989.